История возникновения и развития концепции разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 03:13, реферат

Краткое описание

За весь исторический период своего сознательного существования общество в лице самых ярких представителей по-разному отвечало на вопрос об идеальной модели государственного устройства. Основной мировой тенденцией конца XX века является приоритет модели правового государства и торжество теории естественного права.
«Разделение властей», как теория о соотношении властей в государстве, которая была впервые выдвинута Дж.Локком и затем развитая Ш.Монтескье, непосредственно связана со школой естественного права - сыграла прогрессивную роль в борьбе против абсолютизма. Верно предполагалось, что для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная. Именно поэтому, в настоящее время по принципу разделения властей построены конституции многих государств.

Содержание

Введение 3
Глава I. Содержание и значение принципа разделения властей 4
Глава II. Идея разделения властей в истории мировой политико-правовой мысли 7
Глава III. Теория и практика разделения властей в странах Запада 14
Германия 15
Индия 16
Российская Федерация 16
Франция 19
Заключение 20
Список использованной литературы: 21

Вложенные файлы: 1 файл

История возникновения и развития концепции разделения властей.docx

— 250.90 Кб (Скачать файл)

Проводится мысль о том, что, поскольку в каждом современном  государстве независимо от формы  правления и государственного устройства вся власть, в конечном счете, принадлежит народу, коренится в народе и существует для народа, то логичнее в таком случае вести речь не о разделении властей, а о разделении функций (компетенции, сфер деятельности и полномочий) различных государственных органов. Небезынтересно отметить, что на основе одного и того же исходного тезиса - о принадлежности власти народу - в разных странах и политических ситуациях делаются весьма противоречивые выводы. В бывшем СССР и его восточноевропейских сателлитах обосновывался вывод о единстве и неделимости народной власти. Как некое отступление допускался тезис о разделении компетенции или функций. Что же касается западных стран, то в них на основе аналогичного тезиса о всевластии и единовластии народа делался вывод о формально-юридическом и фактическом разделении властей, а иногда и функций. Этот же вывод закреплялся в текущем законодательстве и в конституционных актах.

Так, в Конституции США, прокламирующей в преамбуле принадлежность всей власти народу, в то же время устанавливается фактическое ее распределение между различными ветвями власти. Статья 1 (разд. I) Конституции закрепляет, например, что все установленные в Конституции «полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов, который состоит из Сената и Палаты представителей». Статья 3 (разд. I) провозглашает, что «исполнительная власть осуществляется Президентом Соединенных Штатов Америки. Он состоит в своей должности в продолжение четырехлетнего срока». И статья 3 (разд. I) устанавливает, что «судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным Судом и теми низшими судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом».

Германия

Германия имеет федеративное устройство. Это значит, что политическая система  государства делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются  общегосударственные решения международного значения, и региональный, на котором  решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной  и судебной власти. Хотя земли и  имеют неравное представительство  в Бундесрате, юридически они имеют  равный статус, что характеризует  германскую федерацию как симметричную.

Законодательная власть. Германский Бундестаг (парламент) и Бундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и полномочны большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель — ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земель Гамбург и Бремен). Они принимают законы, действующие в пределах земель.

Исполнительная власть на федеральном уровне представлена федеральным правительством, во главе которого стоит федеральный канцлер. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр (или бургомистр города-земли). Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.

Судебная власть. Федеральный конституционный суд следит за соблюдением конституции. Также к верховным органам правосудия относятся Федеральный суд в Карлсруэ, Федеральный административный суд в Лейпциге, Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный общественный суд и Федеральный финансовый суд в Мюнхене. Большая часть судебных разбирательств находится в ответственности земель. Федеральные суды в основном занимаются пересмотром дел и проверяют решения судов земель на предмет формальной законности.

Индия

Законодательной властью Индии является двухкамерный парламент, который состоит из верхней палаты, называемой «Раджья сабха» (Совет штатов) и нижней палаты «Лок сабхи» (Народной палаты).

Исполнительная ветвь власти состоит из президента, вице-президента, и Совета министров (кабинет министров является его исполнительным комитетом) возглавляемого премьер-министром. Каждый министр должен быть членом одной из палат парламента. В индийской парламентской системе, исполнительная власть подчинена законодательной: премьер-министр и Совет министров несут прямую ответственность перед нижней палатой парламента.

Судебная власть трёхступенчата, состоит из Верховного суда, возглавляемого верховным судьёй Индии, 21-го Высших суда, и большого количества мелких судов.

Российская  Федерация

Статья 10 Конституции Российской Федерации  закрепляет принцип осуществления  государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и  судебную, а также самостоятельность  органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным. 

Схема власти в Российской Федерации


 

Согласно статье 11 Конституции  РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).

Помимо  указанного в Конституции Правительства  РФ действуют и другие федеральные  органы исполнительной власти — федеральные  министерства, федеральные службы и  федеральные агентства, а также  их территориальные органы.Помимо Президента России, некоторые государственные органы с особым статусом также нельзя отнести ни к одной из основных ветвей власти:

  • Администрация Президента РФ — обеспечивает деятельность Президента РФ;
  • Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах — представляют Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа;
  • Органы прокуратуры РФ — осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции;
  • Центральный банк РФ — основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти — защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • Центральная избирательная комиссия РФ — проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий;
  • Счётная палата РФ — осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета;
  • Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;
  • другие федеральные государственные органы, также не относящиеся ни к одной из основных ветвей государственной власти.

Статьёй 1 Федерального закона «Об  общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной  власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся  конституционные (уставные) суды и мировые  судьи. В субъектах РФ также действуют  территориальные органы федеральных  органов исполнительной власти, а  также должностные лица Администрации  Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные  комиссии и другие государственные  органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

Франция

Законодательная власть принадлежит Парламенту, включающему в себя две палаты — Сенат и Национальное собрание.

Исполнительная власть. За текущую внутреннюю и экономическую политику отвечает премьер-министр, а также имеет право издавать указы общего характера. Он считается ответственным лично за политику правительства. Премьер-министр назначается президентом республики.

Судебная власть. Президент страны является гарантом независимости судебной власти, статус судей устанавливается органическим законом, а сами судьи — несменяемы. Судебная система Франции многоступенчата, и её можно разделить на две ветви — саму судебную систему и систему административных судов. Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются судьей единолично. Однако при каждом из них состоит несколько магистратов. Трибунал малой инстанции рассматривает дела с незначительными суммами, а решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат. При рассмотрении уголовных дел этот суд называется трибуналом полиции. Эти трибуналы делятся на палаты: по гражданским делам и исправительный суд. Кроме того, во Франции действуют судебные органы специального назначения: торговые суды и военные суды.

 

 Заключение

Анализируя исследуемую тему, можно  сделать вывод, что в современных  условиях существования конституционного строя принцип разделения властей  имеет особенно важное значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Он предусматривает систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Благодаря функционированию системы разделения властей происходит рационализация и оптимизация деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами.

Разделение властей предполагает распределение властных полномочий между различными ветвями государственной  власти, социальными группами, что  служит целям развития демократии, законности, защите прав и свобод человека. Государственное воздействие на общественные процессы происходит в  трех организационно-правовых формах, отличающихся порядком образования, составом, структурой, выполняемыми задачами, формами, методами деятельности, характером и  видами издаваемых правовых актов: законодательная, исполнительная и судебная.

Разделение властей — не застывшее  состояние обособленных государственных  структур. Это работающий механизм, достигающий единства на основе сложного процесса согласования и специальных  правовых процедур, предусмотренных  и на случай конфликтных состояний.

К аспектам разделения властей существует множество подходов и точек зрения, что вполне естественно, учитывая сложность, противоречивость и вместе с тем большую теоретическую и практическую значимость концепции разделения властей.

Таковы основные изменения (дополнения), которые претерпела концепция разделения властей за более чем двухсотлетнюю историю своего существования, эта теория нашла очень широкое применение в государственно-правовой практике многих стран. 

Список использованной литературы:

  • С.С. Барнашев, «Теория разделения властей: Становление, развитие, применение» / Томск, 1988.
  • А.Л. Безуглов, «Принципы разделения властей» / Государство и право, № 10, 1998.
  • В.Е.Чиркин «Разделение властей: социальные и юридические аспекты» / Советское государство и право, №8, 1990.
  • В.Е.Чиркин «Элементы сравнительного государствоведения» / Москва, 1994.
  • Конституция США / США. Конституция и законодательные акты / Москва / Издательская группа "Прогресс","Универс" / 1993.
  • В.И. Терехов, «Становление и развитие концепции разделения властей» // Разделение властей: история и современность / Отв. ред. М.Н. Марченко / Москва, 1996.
  • «История политических и правовых учений». / Под ред. О.Э. Лейста. / Москва, 1997.
  • Дж. Локк, «Сочинения». В 3 т. Т. 3. / Москва, 1988.
  • Ш. Монтескье, «Избранные произведения». / Москва, 1955.
  • С.С Алексеев, «Теория права». / Москва, 1994
  • Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Москва, 1998.
  • http://www.claw.ru/a-jurist/po_lb200.htm
  • http://library.by/shpargalka/belarus/005/416.htm
  • http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=420C07DBA3CE440A806E27F8640A112C
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E0%E7%E4%E5%EB%E5%ED%E8%E5_%E2%EB%E0%F1%F2%E5%E9

- -


Информация о работе История возникновения и развития концепции разделения властей