Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 17:22, контрольная работа
Целью данной работы является изучение истории развития политической мысли.
В соответствии с целью можно сформулировать следующие вопросы:
1. Рассмотреть философско-политические воззрения Платона и Аристотеля;
2. Изучить становление политической науки Нового времени;
3. Рассмотреть плюрализм политических концепций ХIХ-ХХ вв.
Введение………………………………………………………………………..…...3
1. Философско-политические воззрения Платона, Аристотеля………….……..4
1.1. Философские воззрения Платона……………………………………….…....4
1.2. Философские воззрения Аристотеля…………………………………….…..7
1.3. Политические воззрения Платона……………………………………….…..9
1.4. Политические воззрения Аристотеля………………………………….…...11
2. Становление политической науки Нового времени……………….….....13
3. Плюрализм политических концепций ХIХ-ХХ вв…………………….…....18
Заключение…………………………………………………………………….…22
Литература…………………………………………………………………....…..23
Исходя из этого Платон моделирует идеальное государство (идеальное - в смысле соответствия идеям Платона). Раскрывая смысл этого государства, Платон выделяет следующие его черты: подобно космосу и человеческой душе, у которых есть три начала, в государстве должно быть три сословия: разумному началу души соответствуют философы - правители, яростному началу - воины - охранители, деловому - земледельцы и ремесленники. Самовольный переход из низшего сословия в высший недопустим и является тягчайшим преступлением. «Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие - это и есть справедливость». Платоновское определение справедливости было призвано оправдать общественное неравенство, деление людей на высших и низших от рождения; в идеальном государстве функционирует хорошо отлаженная система обучения и воспитания, которая должна способствовать воспроизводству трех сословий. Важную роль в этой системе играет не только изучение математики и философии, но и распространение «благородного вымысла» о том, что хотя люди и рождаются неравными, их долг как членов полюса - жить в мире, согласии и братстве; аристократическая форма правления, обеспечивающая руководство государством лучшими и благородными его представителями.
В государстве Платона необходимые для общества в целом функции и виды работы разделены между специальными разрядами его граждан, но в целом образуют гармоническое сочетание. Основная мысль Платона в утверждении, что потребности граждан, составляющих общество, разнообразны, но способности каждого отдельного лица к удовлетворению этих потребностей ограничены: «Каждый из нас сам для себя бывает недостаточен и имеет нужду во многих». Отсюда необходимость возникновения общежития, или «города», «когда один из нас привлекает других либо для той, либо для иной потребности; когда, имея нужду во многом, мы располагаем к сожитию многих сообщников и помощников: тогда это сожитие получает у нас название города».14
Торговля, обмен товарами и продуктами необходимы государству не только для внешних сношений, но и вследствие того же разделения труда между гражданами государства. Отсюда Платон выводит необходимость рынка и чеканки монеты как единицы обмена. При переходе от класса работников производительного труда к классу воинов-стражей бросается в глаза то, что Платон нарушает принцип деления. А именно: нравственные черты работников хозяйства Платон ставит ниже нравственных достоинств воинов-стражей и в особенности ниже - правителей государства.
Наисовершейнейшее по своему строю и оттого благое государство обладает четырьмя главными доблестями: 1) мудростью, 2) мужеством, 3) сдерживающей мерой и 4) справедливостью.15
Для Платона государство - как бы макромир, которому соответствует микро мир в каждом отдельном человеке, в частности в его душе. В государстве три разряда его граждан - правители, воины и работники производительного труда - составляют гармоничное целое под руководством наиболее разумного класса.
1.4. Политические воззрения Аристотеля
Политические взгляды Аристотеля изложены в «Политике», примыкающей к его «Этике». Обе работы составляют единое целое. О политике и политических устройствах Аристотель говорит уже в «Этике». В «Политике» же он опять возвращается к вопросу о добродетелях и рассматривает нравственные задачи политики и государства.
Сущность политики Аристотель раскрывает через ее цель, а она, по мнению философа, самая высокая - воспитательная и состоит в том, чтобы придать гражданам хорошие качества и сделать их людьми, поступающими прекрасно. Иначе говоря, «цель политики — благо, притом справедливое, то есть общее благо». Поэтому политик должен искать наилучшего, т.е. наиболее отвечающего указанной цели, политического устройства.16
Аристотель подчеркивает,
что понятие государства
Политическое устройство предполагает власть закона; ибо, где не властвуют законы, там нет политического устройства. Аристотель различает в политическом устройстве три части: законодательную власть, административную и, наконец, судебную.18
Государство состоит из граждан, оно есть не что иное, как масса граждан. На гражданина, как и на государство, «есть разные воззрения, так как одного и того же человека не все признают гражданином». Понятие гражданина в каждом политическом устройстве свое. Аристотель определяет гражданина как того, кто участвует в суде и в управлении. Это абсолютное понятие гражданина.
Итак, граждане - это те, кому доступны четыре функции: воинская, административная, судейская и жреческая. Под «управлением» Аристотель имеет в виду, по-видимому, и законодательную и исполнительную власть. Гражданин пользуется гражданскими почестями.19
Аристотель делит политические устройства по количественному, качественному и имущественному признакам. Государства различаются прежде всего тем, в чьих руках власть - у одного лица, меньшинства или большинства. И одно лицо и меньшинство и большинство могут править правильно и неправильно. Кроме того, меньшинство или большинство может быть богатым или бедным. Но так как обычно бедные в государстве составляют большинство населения, а богатые - меньшинство, то деление по имущественному признаку совпадает с делением по признаку количественному. В результате получается шесть форм политического устройства: три правильные (монархия, аристократия и полития) и три неправильные (тирания, олигархия и демократия).
Аристотель - государственник. Государство для него совершеннейшая форма жизни, такая форма, в которой общественная жизнь достигает «высшей степени благосостояния», «среда счастливой жизни».
Правители, заботясь о добродетели граждан, должны обращать внимание на то, чтобы лучшие люди, не только стоящие у власти, но и частные, были бы в состоянии вести досужую жизнь, ибо «для хорошего политического устройства граждане должны быть свободны от забот о делах первой необходимости».20
Итак, в наилучшем государстве его граждане не должны заниматься ни ремеслом, ни промыслом, ни земледелием, вообще физическим трудом. Будучи землевладельцами и рабовладельцами, живущими за счет труда рабов, они имеют философский досуг, развивают свои добродетели, а также исполняют свои обязанности: служат в армии, заседают в советах, судят в судах, служат богам в храмах. Собственность граждан, хотя и неодинаковая, таковая, что среди них нет ни слишком богатых, ни слишком бедных. Будучи распространенным на всех эллинов, наилучшее политическое устройство позволит им объединиться в одно политическое целое и стать властелинами Вселенной. Все остальные народы, которые, будучи варварами, созданы самой природой для рабской жизни и уже сами собой живут в рабстве, станут обрабатывать земли эллинов, как общественные, так и частные. И они это будут делать для общего блага, в том числе и для своего собственного.
2. Становление политической науки Нового времени.
Великая французская революция и промышленный переворот обеспечили победу капиталистических отношений и их коренных устоев - капиталистической частной собственности, купле-продаже рабочей силы, свободной конкуренции и частной инициативы. В соответствии с этим началось создание новой политико-правовой системы, упрочение буржуазных свобод и прав, принятие соответствующих кодексов и конституций, разрабатываются новые теории и концепции.
Ряд интересных политических концепций появилось в первой половине Х1Х века. Их авторами были французские ученые Франсуа Гизо, Жак Тьерри, Луи Тьер, Жюль Мишле. На основе анализа, опыта английской и французской революций они сделали три очень важных вывода: 1) история творится людьми; 2) революции происходят в результате общественных противоречий; 3) происхождение классов и государственной власти уходят своими корнями к завоеванию одних племен другими (теория завоевания). 21
Огюст Конт трактовал государство как орган управления материальной деятельностью общества, которое опирается на разделение труда. Материальную основу государства он видел также и в чувстве коллективизма, присущем человеку.
Герберт Спенсер в своей работе «Характерная сфера власти» высказал мнение о том, что государство, по своей сути есть акционерное общество для защиты интересов его членов. Из этого следовало, что функции государства определяются социальными и экономическими интересами.
В политической жизни первой половины Х1Х ст. преобладало стремление буржуазии к свободе, прогрессу, законности. Но по мере развития политического процесса буржуазия от революционной идеи приходила к идее либерализма. Поэтому ведущим направлением буржуазно-правовой идеологии Х1Х века выступает либерализм.
Либералы Б.Констен, И.Бентам и др. обосновали буржуазные права и свободы, прежде всего «личную свободу», неприкосновенность личности, свободу частной собственности и промышленной конкуренций, невмешательства государства в экономику. Большое внимание они уделяли политической свободе и разделению властей как гарантии против государственного произвола и «деспотизма толпы».
Либерализм первой половины Х1Х в. отражал ограниченность, противоречивость и непоследовательность буржуазии в защите свободы, демократии, конституционности. Он выражал интересы буржуазии, которая превратилась в господствующий класс. В либерализме данного периода выражен поворот от революции к эволюции.22
Буржуазные политико-правовые учения первой половины Х1Х в. развивались в борьбе с одной стороны с феодальными доктринами государства и права, с другой - с идеями социалистов-утопистов. Понятие «Утопия» происходит от названия одноименной книги Т.Мора и в переводе означает «место благословенное, но не существующее».
Отличительная особенность политико-правовых взглядов утопистов состоит в том, что в своих представлениях о государственном устройстве они пытались исходить не из существующих реалий, объективного движения общественных законов, а из созданных ими же коммунистических идеалов, видение которых у каждого из авторов было разным.
После возникновения марксизма
утопический социализм
Огромное влияние на учение о политике оказал марксизм. На протяжении всей своей деятельности К.Маркс и Ф.Энгельс уделяли пристальное внимание сущности политики и политической власти, характеру и методам политической деятельности, глубоко анализировали политические процессы, деятельность государства, политических партий, массовых движений. В истории политической мысли важное место занимают их труды. Маркс и Энгельс создали развитую и цельную теорию политических отношений. Необходимо отметить, что марксистская политическая концепция оказала значительное влияние на развитие политической науки, особенно европейской. Вместе с тем, она не стала основой современной политологии. Марксизм не имел какого-либо значительного влияния в США, а именно там закладывались основы современной политической науки и ее основные концепции.23
В XIX столетии наряду с марксистской (в полемике и борьбе с ним) получили быстрое развитие и приобрели большую популярность немарксистские политологические концепции, изучение которых имеет большое политическое, практическое и познавательное значение.
Один из основоположников теории социального конфликта польский ученый Людвиг Гумплович (1838-1904), считал, что процесс социальной революции обусловлен конфликтами между автономными общественными группами и конфликтами интересов внутри самих групп. В понимании возникновения государства Гумплович стоит на дарвинистских позициях, считая, что государство родилось стихийно в борьбе рас и социальных групп за существование. Концепцию Гумпловича и его сторонников и последователей о возникновении государства именуют еще социал-дарвинизмом, который был очень популярен в Х1Х, начале ХХ века.24
Следующий этап в развитии политической науки связан с именами итальянских ученых Гаетано Моски и Вильфредо Парето - создателей политологической теории элиты.
Власть, считал Моска, всегда находилась и должна находиться в руках меньшинства. Это правящее меньшинство он называет господствующим классом, элитой. В истории, по его мнению, существуют две основные элиты: аристократическая и демократическая.
По мысли Парето, социальные условия служат причиной того, что не все люди, наделенные элитарными качествами, могут войти в руководящую группу, и составляют т.н. контрэлиту. Поскольку господствующие элиты сохраняют свои привилегии и стараются передать их по наследству, назревает конфликт, в результате которого контрэлита при поддержке масс свергает власть прежней элиты и устанавливает свое господство.