История политических воззрений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 17:22, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение истории развития политической мысли.
В соответствии с целью можно сформулировать следующие вопросы:
1. Рассмотреть философско-политические воззрения Платона и Аристотеля;
2. Изучить становление политической науки Нового времени;
3. Рассмотреть плюрализм политических концепций ХIХ-ХХ вв.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…...3
1. Философско-политические воззрения Платона, Аристотеля………….……..4
1.1. Философские воззрения Платона……………………………………….…....4
1.2. Философские воззрения Аристотеля…………………………………….…..7
1.3. Политические воззрения Платона……………………………………….…..9
1.4. Политические воззрения Аристотеля………………………………….…...11
2. Становление политической науки Нового времени……………….….....13
3. Плюрализм политических концепций ХIХ-ХХ вв…………………….…....18
Заключение…………………………………………………………………….…22
Литература…………………………………………………………………....…..23

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольнаяполитология.docx

— 60.86 Кб (Скачать файл)

Теорию элиты существенно  расширяет теория олигархизации политических партий Р.Михельса и М.Острогорского.

Одной из наиболее ярких  фигур в политологии является Макс Вебер (1864-1920). Он обосновал теорию идеальных типов господства, которая  включает в себя такие виды: господство «традиционное» основанное на вере в традиционность и святость определенных традиций; господство «харизматическое» в основе которого лежит вера в сверхчеловеческие качества вождя, лидера; господство «рациональное», базируется на вере людей в законность (легитимность) существующей политической и государственной системы . Отдавая преимущество последнему типу, ученый обосновал теорию государственной демократии и бюрократии.25

Автор теории социальной солидарности Эмиль Дюркгейм (1858-1917) исследовал политические явления в контексте разделения труда в обществе, под которым  он понимал его профессиональную специализацию: чем совершеннее  разделение труда в обществе, тем  более выражена социальная солидарность его членов.

Бурное развитие естественных и общественных наук в Х1Х в. стимулировал интерес к политическим исследованиям  в США и способствовал созданию американской политологии, основоположником которой считается Джон Бургес. Американские политологи Х1Х века основное внимание уделяли исследованию конкретных фактов жизни общества. Особое место в мировой и американской политологии заняла теория Вудро Вильсона о праве наций на самоопределение, право каждой нации на создание своего государства.

В ХХ веке политология окончательно оформилась как самостоятельная  отрасль научных знаний. В этот период обострилась в теории и  на практике борьба между марксистскими  и немарксистскими политологическими  концепциями, дальнейшее развитие марксистской теории политических отношений связано  с именем В.И.Ленина.

Многие соратники и  последователи Ленина на практике просто приспосабливали марксизм, даже не понимая, да и не пытаясь его понять. Это привело к сосредоточению всей политической власти в руках  верхушки партии, которая очень быстро бюрократизировалась.

Одно из направлений марксистской мысли - австромарксизм в лице О.Бауэра,К.Реннера,М.Адлера и Р.Гильфердинга. Среди них были те, кто выступал за социалистическую революцию, и те, кто считал, что от капитализма к социализму можно перейти путем эволюционного развития.

Социал-демократы считали  и считают, что преобразование общества свободного рынка в интересах  рабочего класса и всех лиц наемного труда, состоит в  отстаивании  теории гармонии классовых интересов  и сотрудничества классов.26

 

 

 

 

3. Плюрализм   политических  концепций Х1Х-ХХ  в.в.

Идея политического плюрализма получила широкое распространение  в России в конце XIX - начале ХХ века. В то время была популярной парадигма  о принципиальной невозможности  и ненужности существования в  обществе одной политической партии.27

Сторонники политического  плюрализма были убеждены в том, что  существование многопартийности возможно лишь в условиях правового государства.28 Таким образом, ученые-правоведы показали, что не партия должна управлять законом, а закон - партией.

Революция 1917 г. надолго наложила табу на исследование концепций многопартийности в СССР, что было вполне естественным в эпоху господства одной партии. Возврат к концепции политического плюрализма пришелся на конец 80-х гг. Однако и в настоящее время нельзя сказать, что российское общество до конца осознало как ценность данной концепции так и связанные с ней трудности и издержки.29

Иное дело на Западе. Исторически  концепция политического плюрализма выросла из либеральных идей. Крупный  вклад в ее развитие внесли Д. Мэдсон, Г. Ласки (в 1915 г. он впервые ввел в политический лексикон понятие "плюрализм"), Э. Бернштейн, Р. Гильфердинг и др.

В течение долгого времени концепция политического плюрализма составляла основу теории т.н. «плюралистической демократии». В рамках данной теории главной движущей силой политики признавалась политическая группа, защищающая свои политические интересы. Таким образом, социальная ценность политического плюрализма состояла в том, чтобы объединить и примирить разнообразные социальные течения на основе взаимных уступок с целью достижения концепции. Цель демократии заключалась в том, чтобы стимулировать плюрализм в обществе, предоставить гражданам возможность выражать свои интересы и достигать компромиссов.30

Плюрализм политический (от лат. Pluralis - множественный) - принцип устройства и функционирования политической системы, предполагающей многообразие и свободное соревнование политических идей, взглядов, концепций, партий и др. институтов, наличие в обществе легально действующей оппозиции, различных политических субъектов (акторов) и их конкурентную борьбу за власть в рамках закона.31 Стимулируя многообразие политической жизни, плюрализм политический призван способствовать удовлетворению разнообразных потребностей людей, нарастанию богатства идей и форм политической организации, повышению вероятности нахождения оптимальных политических решений, укладов жизни и путей общественного развития.

Плюрализм политический служит недопущению узурпации и монополизации  власти каким-нибудь одним лицом, группой  или партией, использования ее в  интересах узкой группы лиц. Узаконивая цивилизованно разрешаемые конфликты  и противоречия, он предохраняет политическую жизнь от застоя, генерирует ее обновление и развитие. Важнейшее требование плюрализма - создание в политике и  обществе различного рода сдержек и  противовесов, уравнивающих влияние  наиболее мощных политических сил и  позволяющих контролировать власть. В области политических институтов идея сдержек и противовесов проявляется, прежде всего, в разделении законодательной, исполнительной, судебной и информационной властей в государстве, в открытом соперничестве правящей партии и оппозиции и т.д.

Политический плюрализм  направлен на отыскание меры оптимального сочетания в политике и обществе многообразия и единства, децентрализации  и централизма, автономии и объединения, свободы и ответственности, конкуренции  и солидарности. Важнейшее условие  его конструктивного использования - сохранение политической стабильности, контролируемость многообразия, процесса разрешения конфликтов. Без этого  и без наличия в обществе устойчивого  консенсуса политический плюрализм  может привести к дестабилизации и криминализации, хаосу, анархии  и даже гражданской войне.

Таким образом, взаимодействие субъектов в политической системе  может развиваться по линии конфликта, когда каждый делает то, что каким-либо образом уменьшает вероятность  достижения целей другим субъектом, или по линии кооперации, когда  поведение одного субъекта политики увеличивает вероятность других субъектов достичь того, что они  хотят. В соответствии с этим политические системы могут быть разделены  на два основных типа: конфликта  и консенсуса. Первый тип исходит  из возможности преодоления или  даже ликвидации определенной группы интересов, ведь основной источник конфликтов - из различие. В конфликтном взаимодействии любые противоречия возводятся в степень социальных антагонизмов, отбрасываются иные интересы, кроме собственных, когда, например, защита прав одной нации доводится до обязательного ущемления прав или изгнания другой нации, утверждение одного вида собственности предполагает ликвидацию всех иных, а признание одной политической силы сопряжено с отказом в праве на существование всем прочим.

Тип регуляции политических отношений, основанный на консенсусе, исходит из признания наличия  разных социальных интересов естественным состоянием, необходимости их согласования, а не подавления. Он основывается на общих принципах, ценностях, разделяемых  всеми участниками политического  действия, предполагает возможность  достижения согласия по определенным проблемам. Стремление к сопоставлению  позиций и интересов одной  из своих предпосылок имеет понимание возможности неполноты собственной истины, а сама она представляется скорее как процесс поиска, движения и постепенного отбора наиболее целесообразных форм социальной организации.32

Эффективным путем достижения согласия служит диалог - такая процедура  согласования интересов участников политического процесса, в которой  каждый из них рассматривает другого  в качестве субъекта, т.е. признает его  носителем специфических интересов, которые нужно принимать во внимание, уважать и учитывать. Основаниями  диалога служат как общие интересы, так и признание права на их различие, признание права всех участников диалогического взаимодействия иметь  собственные интересы, ценности, представления  о путях и формах их реализации.33

Типичная форма сознательного  отказа от диалога - политическая демагогия, к которой всякий раз прибегают  политические и социальные силы, стремящиеся  к утверждению любым путем  своих эгоистических интересов, противопоставляемых иным политическим интересам и ориентациям. Политическая демагогия замешана на приписывании всех достоинств себе, а всех недостатков - своему политическому оппоненту, на стремлении к драматизации политической ситуации и представлении своих  предложений в качестве единственного  возможного выхода из нее.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение работы можно  сказать, что цель, поставленная в  начале, достигнута. Выводы: 1) в целом политическая  мысль Древней Греции  была  своеобразной  и довольно зрелой. Она развивалась на первых этапах  под  влиянием  разложения общины и генезиса рабства, а затем в условиях усиления  его  противоречий  в период расцвета и кризиса. На политическую мысль большое  влияние  оказывало развитие городов и связанных с  этим  рост  ремесла  и  торговли.  Мыслители Древней  Греции  понимали  значение  разделения  труда.  В  период  расцвета экономической  мысли  ее  представители  пытались   анализировать   товарно-денежные  отношения,  условия  обмена,  деньги.  Политические   исследования мыслителей Древней Греции были  неразрывно  переплетены  с  философскими  и   этическими   идеями.  2) ряд интересных политических концепций появилось в первой половине Х1Х века. В политической жизни первой половины Х1Х ст. преобладало стремление буржуазии к свободе, прогрессу, законности. Но по мере развития политического процесса буржуазия от революционной идеи приходила к идее либерализма. Поэтому ведущим направлением буржуазно-правовой идеологии Х1Х века выступает либерализм. В ХХ веке политология окончательно оформилась как самостоятельная отрасль научных знаний. 3) Политический плюрализм направлен на отыскание меры оптимального сочетания в политике и обществе многообразия и единства, децентрализации и централизма, автономии и объединения, свободы и ответственности, конкуренции и солидарности. Важнейшее условие его конструктивного использования - сохранение политической стабильности, контролируемость многообразия, процесса разрешения конфликтов. Без этого и без наличия в обществе устойчивого консенсуса политический плюрализм может привести к дестабилизации и криминализации, хаосу, анархии и даже гражданской войне.

 

 

 

 

 

Литература

  1. Асмус В.Ф. Античная философия. Учеб. пособие. Изд. 2-е,  доп.-М., Высш. школа, 1976,— 543 с.
  2. Белов Г.А. Политология. М.: Наука, 1994. (Эл.версия)
  3. Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985, с. 206.
  4. Введение в политическую науку.  Гаджиев К.С. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 1999. - 544 с.
  5. Выдрин Д.И. Многопартийность: «за» и «против» // Социально-политические науки, 1990, № 9, с. 71-72.
  6. Геворкян А. Т. Идеализм в «Софисте» Платона // Вопросы философии, 1986, № 11, с. 117.
  7. Демидов А.И. Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995
  8. Демидов А.И., Долгов В.М., Вилков А.А. Политология. Саратов, 1997.
  9. История политических и правовых учений. Под ред.Нерсесянца В.С.  М.,1985. 
  10. Кривушин Л.Т.  Проблемы государства и общества в домарксистской мысли. Л., 1979.  
  11. Линицкий П. Общий взгляд на философию (Эл.версия)
  12. Лосев А. Ф. Тахо-Годи А. А. Платон.  Аристотель . М., 1993, с. 315.
  13. Лосев А.Ф., Тахо-Годи  А.А.  Платон.  Жизнеописание.  М.,Дет.лит.,1977,—320с.
  14. Мальцев В.А. Основы политологии. Учебник для вузов. -М.:  ИТРК РСПП, 1997.— 480с.
  15. Перегудов С.П. Организованные интересы и государство: смена парадигм // Политические исследования, 1994, № 2.
  16. Ругачев в.п., Соловьев А.И. Введение  в политологию.  Учебник для студентов высш. учеб. заведений. — 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Аспект Пресс, 1996. — 447с.
  17. Трубецкой Е. Политические идеалы Платона и  Аристотеля  в их всемирно-историческом значении (Эл.версия, выдержки)
  18. Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. Ч. 2. М., 1997, с. 409.
  19. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981 с. 264.

1 Линицкий П. Общий взгляд на философию (Эл.версия)

2 Трубецкой Е. Политические идеалы Платона и Аристотеля  в их всемирно-историческом значении (Эл.версия, выдержки)

3 Там же

4 История политических и правовых учений. Под ред.Нерсесянца В.С.  М.,1985. 

5 Геворкян А. Т. Идеализм в «Софисте» Платона // Вопросы философии, 1986, № 11, с. 117.

Информация о работе История политических воззрений