Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 17:32, курсовая работа
В настоящее время в России очень большое количество населения нуждается в социальной защите и поддержки со стороны государства. В связи с этим проблема подготовки кадров для социальных служб встаёт особенно остро и нуждается в контроле со стороны государства. Стране нужны новые хорошо обученные кадры, разбирающиеся в данной проблеме.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что Россия в последнем десятилетии XX столетия столкнулась с серьёзными социальными проблемами: в стране очень низкий уровень жизни населения, большое число безработных, малоимущих и многодетных семей, а также значительное количество пенсионеров нуждающихся в помощи.
Введение
ГЛАВА 1: ОСНОВЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ. ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ
1.1 Кадровая политика и подготовка кадров
1.2 Службы социальной помощи в России
ГЛАВА 2: УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТОЙ НАСЕЛЕНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ И ЕГО КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
2.1 Министерство социального развития и труда Астраханской области
2.2 Подготовка кадров для социальной службы Астраханской области
Заключение
Литература
Первоначально социальные службы поддерживали
и финансировали
Первые десятилетия
Эти три формы социальной работы стали по существу классическими методами, оказавшими решающее воздействие на профессионализацию социальной работы во всех странах.
После второй мировой войны развитие социальной работы и системы подготовки профессиональных кадров получило серьезный импульс и прошло несколько этапов.
Основным содержанием
В теоретической подготовке (двухлетней) в эти годы студентам показывались истоки бедственного положения людей в таких социальных сферах, как здравоохранение, защита молодежи и материальная помощь населению. Методические исследования в области работы социального ведомства страны, правда, были еще в это время не известны. Ничего не говорилось и в системе подготовки в специальных школах социальной работы о том, какими методами следует преодолевать бедственное состояние людей. Теория вообще была еще очень слабо связана с практикой и мало подкрепляла ее.
Практическая подготовка состояла
главным образом из допрофессиональной,
промежуточной и
В первой половине шестидесятых годов значительно дифференцировалась и расширилась подготовка профессиональных кадров социальной сферы.
Социальная сфера общества представляет собой устойчивую область человеческой деятельности по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной службы. В ней реализуются социальные и гражданские права человека. Ее функционирование определяется объективными закономерностями и основывается на определенных принципах социальной помощи и социального управления.
При подготовки кадров, несомненно, акцент
должен делаться на структуру социальной
работы. В научной литературе имеются
различные подходы к
Так, ее можно представить как совокупность систем образования и здравоохранения, сферы бытовых и культурных услуг, транспортного обслуживания. Исходя из этого определим компетенцию социальной службы, можно заметить, что специалисты должны быть подготовлены как минимум в 2 , а то и более сферах социальной деятельности.
Сфера социальной деятельности не имеет жестких пространственных и временных рамок. Она существует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи с другими сферами общества: материально- производственной, политической, культурно-духовной и системами природного порядка.
Социальные службы[4] располага
Отнесем к таковым социальную инфраструктуру и производимые ею продукты потребления, процессы образования, медицинского, социального и бытового обслуживания, органы и институты управления социальной сферой, механизмы и нормативную базу регулирования потребительского поведения населения.
Возникновение и существование
всех компонентов социальных служб
и их специфика обусловлены главной
функцией социальной сферы - функцией
социального воспроизводства
Значимый компонент социальной
защиты социальная инфраструктура. Под
ней понимается устойчивую совокупность
материально- вещественных элементов,
создающих условия для
ых заведений;
Процессы образования, медицинского,
бытового, транспортного обслуживания,
социальной защиты и представляют собой
совокупность статистически устойчивых
актов социального
Социальное обслуживание
населения в одних работах
рассматривается как
Возможность осуществления социального обслуживания населения в условиях современной России становится реальной и ощутимой по мере организации и развития сети территориальных социальных служб и быстрого формирования отрядов профессиональных социальных работников и других специалистов в области социальной работы, социальной педагогики и практической психологии[5].
В федеральном законе «об
основах социального
На данном этапе развития
страны Российская система социального
обслуживания находится на стадии становления.
Важнейшим признаком
Сегодня значительная часть
центров социального
В половине всех центров социальной помощи функционируют отделения дневного пребывания, в трети – отделения социальной помощи семье и детям.
В ведении органов социальной
защиты населения субъектов РФ действует
свыше 1000 стационарных учреждений социальной
помощи различных типов на 2568 мест,
в том числе 406 домов-интернатов (пансионатов)
для ветеранов войны и труда,
442 психоневрологических интерната, 30
специальных домов- интернатов и
отделений для лиц с
В настоящее время в России насчитывается более 40 телефонов доверия. В 1999 году создана ассоциация российских телефонов доверия, основная задача которой – создание культуры консультирования, то есть создание сети центров, которые взяли на себя подготовку консультантов для телефонов доверия, подготовку руководителей, и подготовку тех, кто сам будет подготавливать, т.е. учителей.
Но действующая сеть стационарных учреждений социального обслуживания далеко не удовлетворяет имеющиеся потребности.
По прежнему особо острой
остается проблема лиц без определённого
места жительства и занятий, «бомжей»,
не имеющих средств к
Процесс становления системы учреждений нового типа весьма противоречив и неоднозначен. Комплексный подход к развитию территориальных служб по проблемам семьи, женщин и детей практически осуществляются только на четверти территории РФ. Говорить о продуманной, хорошо развитой системе учреждений более или менее полно учитывающей нужды населения можно только в отношении крайне незначительной части территорий РФ[8].
Примерно четверть субъектов РФ имеют всего 3-5 учреждений социальной помощи семьям и детям, причем они в основном созданы в краевых (областных) центрах.
В условиях жесточайшего дефицита
финансовых средств во многих субъектах
РФ пытаются решить сложнейшие проблемы
семьи и детства, открывая многопрофильные
центры социальной помощи семье и
детям, а отделения (не редко маломощные,
однообразные по видам поддержки) помощи
семье и детям. В ряде регионов
типичным является процесс объединения
различных видов учреждений социальной
помощи. Весьма распространены и такие
учреждения, которые в силу крайне
ограниченного числа
К сожалению, в отдельных регионах не продумано создание упорядоченной сети учреждений для детей и подростков. Создаваемые социальные учреждения должны предоставлять необходимую помощь всем детям вне зависимости от их пола, возраста, места прописки. Несогласованность действий учреждений просматривается также там, где они подчинены разным ведомствам, которые не могут предоставить необходимый объем социальной помощи, а отсутствие лицензирования вызывает трудности в выработке определённых единых требований к кадрам социальных работников и анализу эффективности их деятельности[9].
В настоящее время министерства и ведомства, имеющие социальные службы, опираясь на государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, пытаются решить сложную задачу, связанную с развитием созданной сети социальных учреждений, оказывающих населению широкий спектр услуг, адресованных главным образом наиболее социально уязвимым группам населения, которые испытывают постоянные трудности в повседневной жизни.
По мере формирования территориальных служб социального обслуживания появляется потребность в управлении сетью учреждений, оказывающих населению услуги. Эта сфера, как и всякая другая, не может развиваться стихийно, она объективно нуждается в управлении, целью которого является всё более полное удовлетворение потребностей людей в услугах.
Социальная работа, существующая за рубежом не одно десятилетие, в реестре службы занятости России отнесена к профессиям лишь с 1991 г.
Российская система
Наличие или отсутствие в обществе такой профессии, как социальная работа, определяет то, под каким углом зрения воспринимаются индивидом и государством социальные проблемы, формируются ли ценности гражданского общества. Социальная работа играет роль посредника между индивидами, отдельными группами, частными и государственными организациями, и, как новая профессия и инновационная практика, связана с изменением жизненных форм, ценностей и профессиональных идентичностей.
В советскую пору некоторые
функции социальной работы выполнялись
организациями, находившимися в
ведении четырех министерств - образования,
здравоохранения, соцобеспечения и
внутренних дел. Схожие функции брали
на себя компартия, комсомол, профсоюзы,
а также ряд общественных организаций
(например, всесоюзное общество инвалидов).
Вся эта система
Последнее десятилетие XX века ознаменовалось значительными изменениями в социальных отношениях, политике, экономике, культуре. Разлом нашего хозяйственного механизма вызвал резкое снижение качества бытия, ухудшение положения инвалидов и пожилых, многодетных семей, женщин и детей, обнажил прежние и привел в возникновению новых жизненных проблем.
В ответ на эти изменения
были учреждены новые