Кадровая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в России очень большое количество населения нуждается в социальной защите и поддержки со стороны государства. В связи с этим проблема подготовки кадров для социальных служб встаёт особенно остро и нуждается в контроле со стороны государства. Стране нужны новые хорошо обученные кадры, разбирающиеся в данной проблеме.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что Россия в последнем десятилетии XX столетия столкнулась с серьёзными социальными проблемами: в стране очень низкий уровень жизни населения, большое число безработных, малоимущих и многодетных семей, а также значительное количество пенсионеров нуждающихся в помощи.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1: ОСНОВЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ. ХАРАКТЕРИСТИКА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ
1.1 Кадровая политика и подготовка кадров
1.2 Службы социальной помощи в России
ГЛАВА 2: УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТОЙ НАСЕЛЕНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ И ЕГО КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
2.1 Министерство социального развития и труда Астраханской области
2.2 Подготовка кадров для социальной службы Астраханской области
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 54.16 Кб (Скачать файл)

Профессиональная подготовка социальных работников ныне ведется 120-ю  российскими вузами, включая пять частных. Уровень образования достиг высоких стандартов благодаря интенсивному внутрироссийскому и международному обмену, научной инициативе преподавателей. Это способствует формированию квалифицированных  кадров. Однако профессионализация социальной службы тормозится некими параллельными  процессами, или дисфункциями ее внутреннего  и внешнего контекстов.

Следовательно, можно сделать  вывод, что в настоящее время  выявлены тенденции и предпосылки  развития подготовки работников социальной сферы в отечественной и мировой  практике профессионального образования  специалистов управления: возрастают ценности и востребованности дополнительного  профессионального образования  в модернизации управленческого  корпуса социальной сферы, для более  качественного функционирования социальной службы как по России в целом, так  в частности по Астраханскому  региону.

Министерство социального  развития и труда Астраханской области[10] (далее - министерство) является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального развития и труда, а также по оказанию государственных услуг в установленной сфере, включая социальное обслуживание населения, оказание протезно-ортопедической помощи, реабилитацию инвалидов, государственную экспертизу условий труда.

Министерство является правопреемником  департамента труда и социального  развития Астраханской области и  комитета по делам семьи, детства  и молодежи Астраханской области  в семейной политике в части социальной поддержки семьи, материнства и  детства.

Министерством социального  развития осуществляется координация  и контроль деятельности находящегося в его ведении агентства по занятости населения Астраханской области.

Главными документами, которыми Министерство руководствуется в  своей деятельности является Конституция  Российской Федерации, федеральные  конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными актами Министерства здравоохранения и социального  развития Российской Федерации, Уставом  и законами Астраханской области, постановлениями  Государственной Думы Астраханской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора и Правительства  Астраханской области, а также настоящим  Положением.

Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Министерством здравоохранения  и социального развития Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительными органами государственной  власти Астраханской области, органами местного самоуправления, региональными  отделениями государственных внебюджетных фондов, объединениями работодателей, общественными организациями, гражданами по вопросам, относящимся к его  компетенции. Деятельность осуществляется, непосредственно и через свои структурные подразделения с  правами юридического лица в муниципальных  районах Астраханской области (далее - территориальные органы министерства).

Министерство Социального  развития и труда Астраханской области  является юридическим лицом, имеет  печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и  своим наименованием, соответствующие  печати, штампы, бланки, лицевые счета, открываемые в соответствии с  законодательством Российской Федерации, а также обособленное имущество, находящееся в государственной  собственности Астраханской области, закрепленное за ним на праве оперативного управления, бюджетную смету и  отвечает по своим обязательствам денежными  средствами, может от своего имени  приобретать и осуществлять имущественные  и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде.

Министерство реализует  свои полномочия посредством принятия постановлений, распоряжений, приказов по вопросам реализации и организации  контроля за их исполнением. Расходы  на содержание министерства осуществляются за счет средств областного бюджета.

Министерство осуществляет следующие полномочия:

Разрабатывает проекты законов  Астраханской области, нормативных  правовых актов Губернатора и  Правительства Астраханской области, целевых программ и другие документы, по которым требуется решение  Губернатора или Правительства  Астраханской области, по вопросам, относящимся  к установленной сфере деятельности министерства.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства  Российской Федерации, законов Астраханской области, нормативных правовых актов  Губернатора и Правительства  Астраханской области самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам в установленной  сфере деятельности министерства и  подведомственного министерству агентства  по занятости населения Астраханской области

·          Разрабатывает и утверждает ведомственные целевые программы, осуществляет текущий контроль за их реализацией.

·          Обобщает практику применения законодательства и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

·          В области оказания и реализации мер социальной поддержки, социальной помощи и организации социальных выплат населению:

·          назначает и выплачивает денежные компенсации отдельным категориям граждан;

·          выдает справки, подтверждающие право на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в части оплаты жилищно-коммунальных услуг;

·          предоставляет субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;

·          назначает и выплачивает социальные пособия, материальную и иную помощь на погребение, возмещает специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимость услуг по погребению умерших;

·          назначает и выплачивает государственные пособия гражданам, имеющим детей;

·          выплачивает денежные средства семьям, усыновившим детей, опекуну (попечителю) на содержание ребенка, денежные средства, предусмотренные на оплату труда приемных родителей;

·          назначает ежемесячное пособие детям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы по призыву, в том числе признанных в установленном порядке безвестно отсутствующими или объявленных умершими;

·          назначает денежные средства на проведение ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца;

·          назначает и предоставляет ежегодную денежную выплату гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России», «Почетный донор СССР»;

·          назначает и выплачивает государственное единовременное пособие и ежемесячную денежную компенсацию гражданам при возникновении у них пост вакцинальных осложнений;

·          назначает ежемесячную, единовременную и ежегодную денежную компенсацию гражданам, подвергшимся воздействию радиации;

·          формирует и ведет областной банк данных получателей мер социальной поддержки по отдельным категориям граждан, социальной помощи, социальных услуг, субсидий и других социальных выплат;

·          выдает удостоверения и иные документы о праве на льготы отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством;

·          выплачивает Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы компенсации расходов на

·          оказывает установленные законодательством Российской Федерации и Астраханской области меры социальной поддержки отдельным категориям граждан по обеспечению им равной доступности услуг общественного транспорта;

·          присваивает звание «Ветеран труда» и выдает удостоверение, подтверждающее право на предоставление мер социальной поддержки;

·          предоставляет инвалидам реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги бесплатно, за счет средств областного бюджета;

·          оказывает единовременную материальную помощь отдельным категориям граждан на газификацию домовладений;

·          оказывает государственную социальную помощь малоимущим гражданам, материальную помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

Министерство имеет еще  множество полномочий, которые в  нашей работе упомянуты не были.

2.2 Подготовка кадров для социальной  службы Астраханской области

Для выявления подготовки специалистов, работающих в социальной сфере и изучения кадровой политики социального управления был проведен стандартизированный индивидуальный экспертный опрос.

Данный опрос заключался в индивидуальной работе с каждым отдельным экспертом из привлеченных.

Наиболее важной проблемой  для проведенного интервью было выявление  существования и функционирования разработанной кадровой политики, каким  образом готовятся кадры для  работы в данной сфере, при помощи каких инструментов и методов  происходит повышение их квалификации и происходит ли вообще.

Необходимо было изучить, каких кадров для работы в социальной сфере не хватает, а каких - избыток. Наиболее значительным было рассмотреть  кадровую политику и кадровый потенциал  данного министерства.

Для проведения опроса были отобраны эксперты по следующим критериям:

·          Эксперт должен работать в сфере социальной защиты не менее 5 лет, для того, чтобы иметь наиболее чёткое представление о работе и проблемах существующих в данной сфере.

·          Эксперт должен быть руководителем, какого- либо отдела социальной сферы, с тем чтобы можно было выявить какие проблемы именно на уровне управления данной сферой социальной жизни.

·          Эксперт должен быть компетентен и подготовлен к общению, так как задаваемые вопросы носят специфический характер.

В опросе принимали участие следующие  эксперты:

1.         Начальник отдела методологии предоставления мер социальной поддержки – Самойленко Ирина Геннадьевна.

2.         Начальник отдела по организации социального обслуживания, социальной реабилитации и работе с общественными организациями – Ахмедулина Галия Зульбухаровна.

3.         Начальник отдела реабилитации несовершеннолетних – Афанасьева Елена Владимировна.

4.         Начальник отдела жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – Зверева Светлана Геннадьевна.

5.         Начальник отдела государственной службы, кадров и мобилизационной работе – Шаркова Мария Вячеславовна.

При отборе экспертов, все выдвигаемые  критерии отбора были соблюдены.

Первый вопрос, который был задан  экспертам – это вопрос «В кадрах какой квалификации, по Вашему мнению, система управления социальной защиты испытывает потребность»?

При ответе на вопрос практически  все эксперты дали однозначный ответ  – «Юристы», мотивируя это тем, что специфика работы социального  работника предусматривает большой  потенциал трудовой деятельности юристов, а их не хватает. Прежде всего, это  обусловлено тем, отмечали эксперты, что в данной сфере работы много, а заработная плата низкая, и кадры  с юридическим образованием, попросту не видят смысла работы занятости  и трудовой деятельности в данной сфере.

Кадры, которые поступают на работу, не имеют опыта, что связано с  их недавним окончанием учебного заведения, а трудоустроиться таким специалистам трудно, так как у них нет  стажа работы по профессии.

Если же взглянуть на учреждения социальной защиты, то они нуждаются  в медицинском персонале, и особо  выделяли эксперты психологов, так  как большинство обращающихся в  социальную службу нуждаются в помощи профессионала.

Лишь один эксперт ответил, что  наполнение социальных служб достаточно и даже имеется переизбыток педагогов  – этот ответ был дан Афанасьевой  Еленой Владимировной. Данный ответ  обусловлен спецификой деятельности отдела.

Начальник отдела кадров заметила, что  всем имеющимся служащим просто необходимо повышение квалификации, так как  данные курсы проходили более 5 лет  назад, а специфика деятельности указывает на то, что люди, работающие в социальной сфере должны быть компетентными.

Экспертам был задан вопрос «Разработана ли в системе социальной защиты кадровая политика?» Этот вопрос является ключевым, в связи с тем, что именно кадровая политика обуславливает работу министерства, его ведомств и служб. Кадровая политики должна быть структурирована, в ней необходимо чётко указываться проблемы, существующие в данной сфере и мероприятия по их решению. Хорошая кадровая политика, о которой знают кадры, работающие в данной сфере – залог успехи и эффективной работы.

Можно выявить характерную реакцию  для всех респондентов, они начинали в начале смущаться, потом задумывались и отвечали, что безусловно кадровая политика существует и она хорошо разработана. Несмотря на это, респонденты  не смогли назвать не одного пункта разработанного кадровой политикой, даже в работе своего отдела.

Следовательно, напрашивается вывод, что программа кадровой политики находится на стадии разработки, поэтому  не все руководители подразделений  подробно могут рассказывать о ней.

Следующим стал вопрос «Насколько остро у Вас стоит проблема обновления (омоложения) кадров» - он был необходим для анализа функционирования и подготовки кадров, потому что в настоящее время в стране идёт омоложение кадрового потенциала государственных служащих.

На данный вопрос был получен  ответ, что с омоложением кадров проблем нет. В министерстве есть служба по подбору кадрового резерва  служащих, который черпается из молодых  специалистов, окончивших Астраханские ВУЗы, такие, как Астраханский государственный  технический университет и Астраханский государственный университет. Также  кадры направляются различными департаментами, заинтересованными в деятельности социальных служб.

Все эксперты отмечали, что в медицинские  учреждения приходит мало молодых специалистов, что связано с низким уровнем  заработной платы.

Чтобы молодые специалисты могли  трудоустроиться на работу в сфере  социальной защиты, в министерстве объявляются конкурсы на замещение  вакантных должностей.

Информация о работе Кадровая политика России