Классификация политических режимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:47, контрольная работа

Краткое описание

Наиболее принятой классификацией режимов является разделение их на демократические и недемократические (антидемократические). К недемо-кратическим принято относить авторитарный и тоталитарный режимы. Но между тоталитаризмом и демократией как крайними полюсами данной классификации располагаются множество промежуточных способов реализации власти.

Вложенные файлы: 1 файл

политический режим понятия и признаки.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления  политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его  политической системы. Политический режим  характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Политический режим  — это совокупность средств и  методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период. Термин «политический режим» появился в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошел во второй половине XX века. Исследователи насчитывают в современном мире существование 140—160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов.

 

Классификация политических режимов

 

Наиболее принятой классификацией режимов является разделение их на демократические и недемократические (антидемократические). К недемо-кратическим  принято относить авторитарный и  тоталитарный режимы. Но между тоталитаризмом и демократией как крайними полюсами данной классификации располагаются множество промежуточных способов реализации власти. Так например, в соответствии с принципом разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти можно выделить режим слияния властей и режим разделения властей; по статусу и роли армии в обществе – военный и гражданский режимы; по типу менталитета, социально культурному комплексу – «западный» и «восточный»; по характеру взаимоотношений государства и церкви – теократический (клерикальный) и светский режимы.

Возьмем, например, режим, возникший с падением коммунизма в России. Очевидно, что этот режим  недостаточно рассматривать в терминах авторитаризма и демократии (хотя делать это совершенно необходимо), даже используя для уточнения термины «посттоталитарный», «поставторитарный» или «полудемократический». Реальная действительность оказывается богаче существующих схем.

В зависимости от критериев, положенных в основе классификаций, рассмотрим некоторые типы моделей. На вопрос о том, кому принадлежит государственная власть и от чьего имени осуществляется управление, отвечает модель «охлократия – олигархия – тирания». Для описания методов, используемых режимом в поддержании своего господства, используется модель «либеральный – умеренный – репрессивный режимы». Наконец, критерии модели «демократический – авторитарный– тоталитарный режимы», сводятся к ответу на вопрос, каков механизм осуществления власти.

Научный подход к анализу  любой разновидности политического режима предполагает выделение основных классификационных критериев, позволяющих дать ее исчерпывающую характеристику. Достаточно полное представление об изучаемом явлении можно получить, отметив следующие позиции:

- методы осуществления  политической власти, избираемые правящими кругами;

- учет интересов меньшинства  при принятии политических решений; 

- степень участия народа  в формировании политической  власти;

- гарантированность прав  и свобод личности и их соотношение  с правами государства; 

- характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

- положение средств  массовой информации, степень гласности  в обществе и прозрачности  государственного аппарата;

- реальное соотношение  между законодательной, исполнительной  и судебной властями;

- положение политических  партий, движений, общественных объединений  граждан в политической системе;  функционирование системы социального  представительства; 

- политическое и юридическое  положение и роль в обществе  силовых структур государства  (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.);

- доминирование определенных  методов (убеждения, принуждения  и т.п.) при осуществлении политической  власти;

- характер участия граждан страны в системе управления государством, условия деятельности политической оппозиции;

- идеологическое оформление  властных отношений.

 

ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ

 

Понятие “тоталитаризм” (от латинских слов “TOTALITAS ”- цельность, полнота и “TOTALIS” - весь, полный, целый). Оно было введено в оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале 20 в. В 1925г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте.

Тоталитарный политический режим характеризуется всеобщим контролем властных органов над всеми сторонами общественной жизни: экономикой, политикой, социальной и духовными сферами, над основным содержанием человеческой жизнедеятельности - как в общественной, так и в личной жизни.

В современном обыденном  сознании тоталитаризм представляется государственным господством над  всеми людьми и общественными  процессами, отсутствием политической, экономической и духовной свободы.

- абсолютная концентрация власти  в руках вождя.

- идеологизация всей общественной  жизни при монопольном господстве  «единственно верной» идеологии,  жестокое подавление всякого  инакомыслия;

- господство предельно централизованного политического движения во главе с массовой партией тоталитарного типа, сращивание партии с государством;

- запрет на всякую политическую  оппозицию; господствующая партия  контролирует создание и функционирование  любых общественных объединений;

- тотальное манипулирование общественным  сознанием с помощью всеохватной  системы пропаганды и агитации;

- монопольный государственный  контроль над экономикой, средствами  массовой информации, культурой,  религией и т.д. вплоть до  личной жизни граждан, бытовыми и даже брачно-семейными отношениями;

- доминирование в управлении  методов насилия, принуждения,  террора; наличие мощного аппарата  социального контроля и принуждения;

Во всем многообразии причин и условий  появления тоталитарных политических режимов главную роль, как показывает история, играет глубокая кризисная ситуация, в которой оказывается экономика и вся общественная жизнь государства. Тоталитарный режим возникает в кризисных ситуациях – послевоенных,  в ходе гражданской войны, когда надо жесткими мерами восстанавливать хозяйство, наводить порядок, устранять в обществе распри, обеспечивать стабильность. Тоталитаризм возникает, как «реакция» на кризисы периода индустриализации. Крушение старых традиций, коренное изменение устоев общества в условиях отставания в процессе формирования новой социальной национальной идентичности порождают стремление к сильной централизованной власти, устанавливающей жесткий порядок и гарантирующей быстрое решение самых острых и неотложных социальных проблем.

В зависимости от господствующей идеологии  и особенностей политической практики тоталитарные режимы подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Коммунизм (социализм) стал исторически  первой и классической формой тоталитаризма. В нем черты тоталитаризма представлены в наиболее полном виде. Вместе с тем необходимо учитывать, что коммунизм вырос из вековой мечты человечества о всеобщем равенстве, социальной справедливости и разумно организованной общественной жизни.

1) возможность построения коммунистического общества, в котором будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов;

2) необходимость отмены частной  собственности и создания плановой, регулируемой экономики;

3) ведущую роль пролетариата;

4) необходимость диктатуры пролетариата  при переходе к новому обществу;

5) возможность построения коммунизма  в каждой стране

Фашистский режим впервые был  установлен в Италии в 1922 г. В нем  тоталитарные черты были выражены не в полной мере. В государстве влиятельные  позиции сохранили король, аристократия, офицерский корпус и церковь. Итальянский фашизм своей целью провозглашал не столько радикальное строительство нового общества, сколько возрождение итальянской нации и величия Римской империи, установление порядка, твердой государственной власти.

Национал-социализм как реальный политический и общественный строй утвердился в Германии в 1933 г. Это весьма консолидированный тоталитарный режим, многое заимствующий у советского коммунизма, в частности формы организации тоталитарной партии и государства. Главной целью он провозглашал мировое господство арийской расы, для достижения которого стремился к крайней милитаризации и безудержной военной экспансии, к геноциду в захваченных странах и территориях.

Таким образом, главные различия основных разновидностей тоталитаризма отчетливо выражены в их целях (соответственно: коммунизм, возрождение империи, мировое господство арийской расы) и социальных предпочтениях (рабочий класс, потомки римлян, германская нация). Тоталитарные режимы также следует подразделять на чисто тоталитарные и пост тоталитарные. Тоталитарные режимы способны меняться и  эволюционировать. Пост тоталитарный режим – это система, когда  тоталитаризм теряет часть своих элементов и как бы размывается и ослабляется.

 

Авторитарный  политический режим

 

Термин «авторитаризм» (лат. auctoritas – власть, влияние) применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или института.

Руководство различными сферами жизни  общества при авторитаризме не столь тотально, нет строго организованного контроля над социальной и экономической инфраструктурами гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организациями, средствами массовой информации. Автократия не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества, поэтому авторитаризм подавляет основные гражданские права.

Существенными чертами авторитаризма  являются:

- автократизм или небольшое  число носителей власти (диктатор, военная диктатура, олигархическая группа);

- неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет  действия принципов выборности  государственных органов и должностных  лиц, подотчётность их населению;

- игнорируется принцип разделения  властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;

- монополизация власти и политики, недопущение реальной политической  оппозиции и конкуренции (иногда  отсутствие разнообразных политических  институтов может быть следствием  незрелости гражданского общества либо недоверия партиям со стороны населения);

- отказ от тотального контроля  над обществом, невмешательство  или ограниченное вмешательство  во внеполитические сферы, прежде  всего в экономику;

- в качестве методов государственного  управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии;

- права и свободы личности  главным образом провозглашаются,  но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической  сфере);

- личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;

- силовые структуры  обществу практически неподконтрольны  и используются подчас в политических  целях.

- oдним из распространённых  явлений в рамках авторитарных  и тоталитарных систем является практика имитации выборов. Имитация выборов представляет собой проведение агитационно-пропагандистского мероприятия со всеми формальными атрибутами выборов (прямое и тайное голосование, предвыборная борьба, наличие альтернативных кандидатов и т. д.) при полном отсутствии даже малейшей возможности прихода к власти представителей оппозиции.)

Авторитарные режимы утверждаются в условиях кризисных  ситуаций или на основе не развитой политической и социальной структур общества. Возможность возникновения  авторитарного режима в переходном периоде от тоталитаризма к демократии заложена в психологической реакции людей на кризисную ситуацию, в стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости. Они могут решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса. Так, до второй мировой войны, во время кризиса в некоторых странах Западной Европы парламентский демократический режим оказался неспособным решать напряженные социальные конфликты.

Основные причины широкого распространения авторитаризма можно классифицировать на социально-экономические и социокультурные. К социально-экономическим причинам относятся: экономическая неразвитость, незрелость гражданского общества, сохранение традиционного типа социальных отношений и значительная конфликтность общества.

Информация о работе Классификация политических режимов