Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:47, контрольная работа
Наиболее принятой классификацией режимов является разделение их на демократические и недемократические (антидемократические). К недемо-кратическим принято относить авторитарный и тоталитарный режимы. Но между тоталитаризмом и демократией как крайними полюсами данной классификации располагаются множество промежуточных способов реализации власти.
К социокультурным причинам относятся: большое влияние религии на общество и особенности политической культуры в странах незападной цивилизации.
Традиционные абсолютистские монархии – режимы, в которых отсутствуют разделение властей, политическая конкуренция, власть сконцентрирована в руках узкой группы лиц, господствует идеология аристократического класса. Примером могут служить режимы в странах Персидского залива, а также в Непале, Марокко и т. д.
Традиционные авторитарные режимы олигархического типа преобладают в Латинской Америке. Как правило, экономическая и политическая власть при таких режимах сосредоточена в руках нескольких влиятельных семейств. Один лидер сменяет другого при помощи переворота или фальсификации итогов выборов. Элита тесно связана с церковью и военной верхушкой(например, режим В Гватемале).
Гегемонистский авторитаризм новой олигархии создавался как режим, выражавший интересы компрадорской буржуазии, т. е. той части буржуазии экономически отсталых, зависимых стран, которая осуществляла посредничество между иностранным капиталом и национальным рынком. Такие режимы существовали при президентстве Маркоса на Филиппинах (1972 – 1985), в Тунисе, Камеруне и т. д.
Достаточно массовой разновидностью авторитарных режимов являются «военные режимы». Они бывают трех видов:
а) обладающие строго диктаторской, террористической природой и персональным характером власти (например, режим И. Амина в Уганде);
б) военные хунты, проводящие структурные реформы (например, режим генерала Пиночета в Чили);
в) однопартийные режимы,
существовавшие в Египте при Г. А
Насере, в Перу при Х. Пероне, и
т. д. Следует выделить в качестве
еще одной разновидности
Демократический режим
«Демократия» (demos – «народ» и kratos – «власть», «властвование») в переводе с греческого означает «власть народа».
В настоящее время демократию рассматривают: как форму устройства любой организации, как принцип взаимоотношений, основанный на равноправии, выборности, принятие решения большинством; как идеал общественного устройства, основанный на свободе, соблюдении прав человека, народном суверенитете; как тип политического режима, характеризующийся свободным и конкурентным выбором населения того или иного варианта социального развития, он организует и упорядочивает конфликтное соперничество интересов, сохраняя право потерпевших поражение общественных групп на продолжение участия в борьбе за власть. Демократический образ жизни, демократия в политике – это культурный продукт развития человечества, изобретенный для наиболее эффективного разрешения конфликтов, имеющих место в обществе, противопоставляющих людей и социальные группы друг другу.
Демократические режимы можно охарактеризовать следующими признаками:
- признание народа в качестве источника власти (народовластие от франц. souverain - носитель верховной власти в государстве);
- выборность основных органов власти и должностных лиц, их подчиненность избирателям;
- наличие конституции,
закрепляющей приоритет прав
личности над государством и
обеспечивающей одобренный
- подконтрольность и ответственность государственных органов, формируемых путем назначения, перед выборными учреждениями;
- правительство основано на согласии управляемых;
- провозглашение основных демократических прав и свобод;
- легальное существование плюрализма в обществе;
- наличие развитой двух- или многопартийности;
- построение государственного
устройства по принципу «
- ценности сотрудничества и компромисса;
- равенство всех граждан перед законом;
- создание необходимых
условий для развития «
В зависимости от того,
как народ участвует в
При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах проф-союзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов.
Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.
Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия. Её суть – граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.
Среди демократических режимов часто выделяют:
- Либерально-демократические или конституционные, сочетающие в себе признаки демократии и принципы либерализма; так организовано большинство современных демократий;
- Консервативно-демократические с присущей им большой ролью политических традиций (такой режим характерен для Великобритании);
- Консенсусную демократию — новейшую модель демократии, разрабатываемую, в частности, нидерландскими учеными с целью преодоления одной из слабых сторон современной демократии — принципа большинства. В этой модели принцип большинства не является основным, главным считается достижение консенсуса, согласия и принцип паритетности, обосновывается право «вето» меньшинства на решения большинства;
- Анархо-демократические (или охлократию) как переходную форму демократии, основанную на личном популизме политических лидеров, на обращении к массам, общественному мнению, а не к закону (такой была Россия в период «двоевластия» в 1917 г., в период «перестройки» конца 1980-х гг.);
- Полиархию (букв.: многообразие) как форму современной плюралистической демократии, предполагающую множество центров принятия политических решений, рассредоточение и диффузию власти.
Современную демократию
обычно характеризуют как
заключение
Классификация политических режимов, выделение трёх его основных типов, не охватывает всё многообразие современной политической жизни. Реальность такова, что в мире немало стран, режимы которых невозможно отнести в полной мере ни к одному из этих типов. В большинстве стран мира постоянно происходят глубокие социально-политические изменения.
В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга.
Через политические режимы правящие субъекты оказывают непосредственное воздействие на народ в целом и каждого человека в отдельности.
Демократия, как свидетельствует исторический опыт цивилизаций, дает более широкий выход энергии и социальному творчеству личности, чем другие типы политических режимов. Она выступает мощным средством преодоления различных видов диктатуры и деспотических правлений.
Список литературы
1. Мухаев Р.Т. Политология. Учебник для вузов. М. 1997
2. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995.
3. Игрицкий Ю.И. Тоталитаризм вчера, сегодня,…завтра? Полис. 1998.
4. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. Учебник.-М., Аспект Пресс, 1997
.5. Громыко А.Л. Политические режимы. М., 1994.
6. http://ru.wikipedia.org