Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 19:53, практическая работа
Исторически, под воздействием различных факторов, сложившаяся государственность предполагала формирование своего права, которое было бы присуще ей в соответствии с обычаями, нормами морали, сложившимися на данной территории.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что анализ особенностей правовых семей, существующих в мире дает базу для установления общих закономерностей и тенденций развития права.
Цель работы состоит в рассмотрении основных подходов к классификации правовых систем современности.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие правовой семьи, правовой системы Классификация правовых систем современности……...4
Понятие правовой семьи………………………………………………………4
Понятие правовой системы……………………………………………………4
Основные подходы к классификации правовых систем современности…...5
Глава 2. Краткая характеристика основных правовых семей современности согласно классификации Рене Давида…………………………………………………………………………….7
2.1 Романо-германская правовая семья……………………………………………7
2.2 Англосаксонская правовая семья……………………………………………...8
2.3 Семья религиозного права……………………………………………………..9
2.3.1 Мусульманское право………………………………………………………..9
2.3.2. Особенности иудейского права……………………………………………10
2.4 Социалистическая правовая семья…………………………………………....12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………16
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что англосаксонская правовая семья, или семья «общего права», базируется на так называемом «судейском праве». Англосаксонское право имеет ярко выраженный казуальный характер, из источников права доминирует правовой прецедент, кодификация почти отсутствует. Важной особенностью является то, что данная правовая семья практически не испытала на себе влияние римского права. Судебный процесс носит обвинительный характер. По сравнению с другими правовыми семьями судебная власть в странах общего права очень независима от других ветвей государственной власти.
2.3 Семья религиозного права
2.3.1 Мусульманское право
Мусульманское право представляет собой систему норм, выражающих в религиозной форме волю и интересы религиозной знати, которые изначально санкционировались и поддерживались демократическим мусульманским государством [4, с. 346-363].
Согласно догмам ислама, мусульманское право происходит от Аллаха, который открыл это право и довел его до всего общества через пророка Мухаммеда, личность которого занимает важное место в религиозной доктрине ислама.
Основной источник – Коран, главная священная книга мусульман, в которой собраны в основном заповеди общего характера относительно молитвенных ритуалов, поста, паломничества. Мусульманские юристы не воспринимают Коран ни в качестве книги права, ни в качестве кодекса права, так как отдельные положения, содержащиеся в нем, недостаточны для кодификации. Коран является моральной и религиозно-философской основой мусульманского права. Большинство норм Корана обширны и неимперативны: это оставляет огромные возможности для проявления в установленных ими религиозных рамках правовой инициативы [9, с. 384-388].
Также важнейшим источником является Сунна – сборник адатов, традиций относительно действий и высказываний Мухаммеда, обработанных известными в VII – IX века богословами и юристами. Сунна – своеобразный итог толкования Корана, она не содержит каких-либо ярко выраженных нормативных положений, четких указаний на права и обязанности сторон.
Иджма – согласованное заключение древних правоведов об обязанностях правоверных. Она выступает в качестве своеобразного способа восполнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать убедительного ответа на возникающие вопросы [9, с.388]
Согласно теории мусульманского права государство не может создавать право, законодательствовать. В лице своего главы оно может лишь издавать административные акты и следить за правильным осуществлением правосудия.
В последнее время
в сферах, которые не затрагивают
персональный статус (лицо, семью, наследование),
применение норм мусульманского права уступило место применению норм, заимствованных
в романо-германской или англосаксонской
семьях. Во многих мусульманских странах вестернезированы конст
2.3.2. Особенности иудейского права
Иудейское право – совокупность норм и правил, регулирующих социальные отношения в сообществе иудеев. Основным принципом иудейского права является полное равенство всех членов общины перед Богом независимо от имущественного и социального положения. Особенность его заключается в том, что оно с самого начала было одновременно как религиозным, так и национальным.
Поскольку в иудеском
праве зачастую невозможно разделить ритуальные,
правовые и моральные аспекты, оно регулирует
все стороны жизни и деятельности иудея
постоянно, кроме часов сна. Наиболее полное
отражение иудейского права нашло в нормативной
части Устного Писания (Талмуда) – Галахе, а также в Агаде, представляющей собой совокупность
преданий и легенд, нравоучительных историй,
притч и поучений авторитетных мудрецов.
Уже в десяти заповедях, наряду с первыми заповедями о почитании
имени Бога и субботы, находятся чисто
уголовно-правовые положения: «не убивай»
и «не кради». Страхом перед Божеством
подкрепляются положения как административного,
так и морально-поучительного характера.
В библейский период сформировалась и
судебная система в форме Божьего повеления.
После разрушения Иерусалимского Храма в 70 н. э. иудейская судебная система сохранилась
во всех иудейских общинах и стала основой
их автономии. Передаваемые вначале устно
законы И. п. были со временем зафиксированы
в Мишне Иегудой Ганаси (нач. 3 в. н. э.), затем, к кон. 6 в. н. э, в Вавилонском и Иерусалимском Талмудах (состоят из
общей Мишны и различных комментариев к ней – Гемар). В отличие от кодексов римского права,
в Талмуде изложение норм не строго упорядочено.
Каждый случай разбирается отдельно и
формально, без четкого определения юридических
терминов. Однако в послеталмудической литератур
Юридическими источниками
иудейского права признаются: Мидраши – толкования и комментирования Галахи, Такана
Важным в иудейском праве было разделение дел, объединяемых общими понятиями «мамон» (богатство) и «иссур» (запрет). К первым относились дела имущественно-финансового характера, а ко вторым все прочие. Сущность различия между этими категориями заключалась в том, что хотя всякого рода условия, противоречащие законам Учения, считались недействительными (иссур), вместе с тем признавалось, что в делах чисто имущественных возможно компромиссное решение по соглашению сторон, даже если оно не совсем соответствует указаниям Торы. Например, контракт, заключенный в субботу, сохраняет свою силу, однако Галаха обязывала суд не оказывать содействия в реализации такого контракта. Важным принципом иудейского права является принцип «Дина малхута – дина», гласящий, что законы государства, где проживают иудеи, обязательны для исполнения. Вместе с тем считали, что этот принцип имеет силу только в делах имущественных и не распространяется на дела ритуальных запретов и разрешений. Следует особо подчеркнуть тесную связь И. п. с моралью. В приговоре судьи указывается не только юридический, но и моральный аспект совершаемого акта правосудия. В делах о возмещении убытков нередко выносится приговор; «ненаказуем людьми, но наказуем Небесами». При разборе дел сложных иудейского права полагает, что справедливый суд – это не обязательно суд строго «по букве закона», но всегда следует учитывать обстоятельства места и времени.
Особое внимание уделяет иудейское право защите прав обездоленных. Раб никогда не рассматривался как полная собственность хозяина, жестокое обращение с рабом вело к его освобождению, были установлены мягкие правила взыскания долга, при расторжении договора между трудящимися и хозяевами размер ответственности был больше для хозяев, весьма часто применялись ограничения права частной собственности для общего блага.
В современном государстве Израиль делаются
попытки совместить правовую систему
демократического государства с иудейским
правом. Поскольку религия в стране не
отделена от государства, то элементы
иудейского права сохраняют свои позиции,
особенно в области семейно-брачных отноше
2.4. Социалистическая правовая семья
На социалистические правовые системы Европы, Азии и Латинской Америки, составлявшие «социалистический лагерь», существенное влияние оказала первая социалистическая правовая система - советская. Национальные правовые системы зарубежных социалистических стран являлись и являются (например, Китай, Куба) разновидностями советского права. Следовательно, на примере права СССР можно рассмотреть основные черты, присущие социалистическому праву.
Социалистическое право сохранило понятийный аппарат романо-германской правовой семьи и внешне ее структуру, такую же концепцию правовой нормы. Но есть и важные отличия: семейное право отделено от гражданского, исчезло торговое право, появилось колхозное и жилищное право. Конституционное право коренным образом отличается от конституционного права западных стран. Это выражается в том, что ведущая роль отведена коммунистической партии, а власть находится в руках советов всех уровней [3, с.131-185]
Основным источником
социалистического права
Социалистическое право
рассматривалось как реализация
марксизма-ленинизма. В своих работах
советские авторы всегда ссылались
на К. Маркса и Ф. Энгельса, труды
и речи советских руководителей,
программу и решения
Так как в СССР право
являлось аспектом политики, то очень
большое число законов и норм
имело императивный характер, обеспечивалось
партийной властью и
Подводя итог, можно выделить,
что система советского права по внешнему
виду сходна с романо-германским правом,
однако есть и важные отличия. Социалистическое право рассматривалось
как реализация марксизма-ленинизма. Социалист
Заключение
В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. В каждой стране исторически в зависимости от национальных традиций, культуры, менталитета и других факторов социально-экономического и политического характера сложилась своя система права. Каждая национальная система права имеет свои особенности и характерные черты, что позволяет говорить о ее самобытности.
Что касается определения понятий «правовая семья» и «правовая система», то до сих пор не существует единого мнения, так как разные авторы берут за основу или выделяют в качестве главных различные элементы.
Общепризнанной классификации правовых систем также не существует по той же причине: ученые основываются на разных критериях. Наиболее широкой известностью пользуется классификация, созданная Рене Давидом, в которой он выделил 4 основных правовых семьи: романо-германскую, англосаксонскую, религиозную и социалистическую.
Одной из наиболее явных особенностей романо-
Англосаксонская правовая семья, или семья «общего права», базируется на так называемом «судейском праве». Англосаксонское право имеет ярко выраженный казуальный характер, из источников права доминирует правовой прецедент, кодификация почти отсутствует. Важной особенностью является то, что данная правовая семья практически не испытала на себе влияние римского права. Судебный процесс носит обвинительный характер. По сравнению с другими правовыми семьями судебная власть в странах общего права очень независима от других ветвей государственной власти.
Что касается мусульманского права, то его превалирующими источниками являются Коран, Сунна, иджма, важную роль играет правовая доктрина. В мусульманском праве отсутствует деление права на публичное и частное.
Характерной особенностью иудейского права является его достаточно долгий и противоречивый процесс становления и развития, сопровождающийся часто противоречащими друг другу толкованиями норм права. Иудейское право носит преимущественно императивный характер, в его системе гораздо больше запретов, ограничений, требований и обязанностей, чем прав и свобод. Иудейская правовая система имеет особые, специфические источники права (Библия, Талмуд, религиозные традиции и обычаи, особая правовая доктрина).
Информация о работе Классификация правовых систем современности