Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:18, реферат
Крах застойного социализма, сначала экономический, а затем пропагандистский и политический вовсе не означает, краха коммунизма как идеологии. Идея социальной справедливости слишком уж привлекательна для умов человечества, чтобы кому-то удалось ее вытравить из мирового общественного сознания. Никто и ничто не сможет это сделать. Ни западная пропаганда, ни ошибки первых шагов построения социалистического общества в Советском Союзе. Ни жестокость политической системы, организованной Сталиным. Ни политическая цензура брежневского периода, подавляющая всякое инакомыслие, ни экономические провалы изжившего себя застойного хозяйственного механизма СССР 60-х – 80-х годов.
Содержание
С.
Проблема идейного содержания коммунистического учения, истоков и значения русского коммунизма не теряет своей важности. Вероятно, поэтому многие исследователи не раз обращались к вопросу о русском коммунизме.
Коммунизм – это не
формация, не общественный строй, как
утверждал малограмотный и
Крах застойного социализма, сначала экономический, а затем пропагандистский и политический вовсе не означает, краха коммунизма как идеологии. Идея социальной справедливости слишком уж привлекательна для умов человечества, чтобы кому-то удалось ее вытравить из мирового общественного сознания. Никто и ничто не сможет это сделать. Ни западная пропаганда, ни ошибки первых шагов построения социалистического общества в Советском Союзе. Ни жестокость политической системы, организованной Сталиным. Ни политическая цензура брежневского периода, подавляющая всякое инакомыслие, ни экономические провалы изжившего себя застойного хозяйственного механизма СССР 60-х – 80-х годов.
Вышеизложенное является подтверждением актуальности выбранной темы, теоретической и практической значимости предмета ее исследования.
Работа состоит из введения, заключения, списка источников использованной литературы.
По мнению А.А.Зиновьева, коммунистическое общество - это такое общество, в котором основополагающими законами действий и поступков людей являются коммунальные законы2.
Коммунальные законы
суть определенные правила пове
Коммунистическое
общество состоит из отдельных
коммунальных индивидов. Они
Такое описание
дает Зиновьев отдельному
Два или более
человека образуют целостный
коммунальный индивид, если
Коммунизм, по мнению Н.А.Бердяева, вырастает из отношений, которые называются коммунальными. Естественно, что в крупных коммунальных индивидах между людьми возникают отношения различного рода3.
Основные коммунальные
отношения индивидов суть
Коммунальные отношения
внутри группы разделяются на
отношения субординации и
Отношения соподчинения регулируются такими принципами: стремление ослабить социальную позицию другого индивида; не допустить усиления, если ослабить нельзя; свести усиление к минимуму, если нельзя помешать усилению. Индивид стремится к максимальной независимости от всех других индивидов и стремится максимально подчинить, по крайней мере, одного - другого индивида. Индивид стремится переложить на других неприятные дела, которые должен делать сам. Индивид имеет возможность безнаказанно причинить другому зло и, если ему это нужно, он его причиняет. Перечень таких принципов можно продолжить.
Внегрупповые коммунальные
отношения индивидов строятся
по принципу переноса на них
правил внутригрупповых
Для отношений коммунальности
характерна не конкуренция неза
В своей книге
А.А.Зиновьев рассматривает "
Таким образом,
коммунистическим можно
Существенные особенности политики создают особый тип ее духовного освоения, способный, во-первых, выражать интересы субъекта политики; во-вторых, отражать проблемы социальной целостности, управления обществом, государством, ведь именно они являются объектом политической активности; в-третьих, иметь систематизированную, теоретическую форму.
Именно такие черты приносит в политическое сознание идеология. Любой субъект политики нуждается в идеологии средстве духовного сплочения и руководства, которое направляет поведение людей в сфере политических отношений, формирует волю, стремление к политическому действию, мобилизует их активность.
С полным основанием
можно назвать идеологию "
В мировой политологии существуют не только убеждения в том, что "так как политика предполагает следование определенной линии поведения, то есть какой-либо взаимосвязанной последовательности проектов действий, значит нет политики без идеологии", но и весьма критичные суждения об идеологии, вызываемые отсутствием в ней четкой границы между верифицируемым и неверифицируемым знанием, истинами и ценностями, замутненностью идеологического сознания присутствием человеческих интересов и предпочтений4.
В работах классиков марксизма в зависимости от контекста данный термин используется по крайней мере в трех значениях:
1) ложного, извращенного сознания,
2) всей совокупности сознания определенного класса,
3) вида теоретического сознания.
Чаше всего в
политической литературе
Текучесть идеологических
понятий, их зависимость от
социальных интересов и
В теоретической
форме идеология преодолевает
неизбежную противоречивость
Коммунизм, как идеология, представляет собой систему идей, ценностей и идеалов, которая выражает мировоззрение рабочего класса и его авангарда – коммунистической партии. Коммунистическая идеология вооружает коммунистические партии, международное коммунистическое движение ясной программой революционного переустройства мира.
Научность коммунистической идеологии тесно связана с её революционной партийностью. В противоположность идеологии буржуазной, скрывающей свой эксплуататорский характер под маской объективизма, коммунизм открыто провозглашает свою партийность. Эта его особенность не противоречит научности, а, напротив, предполагает последовательное и глубокое познание объективных закономерностей общественного процесса. Научная идеология пролетариата противостоит буржуазной идеологии. Она активна, наступательна. Последовательно выражая устремления и чаяния широких народных масс, коммунистическая идеология является мощным оружием революционного преобразования мира, утверждения идеалов справедливости, свободы и равенства, братства людей и наций.
Определение коммунизма может быть сведено к тезису «Коммунистического Манифеста» Маркса и Энгельса, в котором подчеркнут социально-экономический принцип: «Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности». Следовательно, существует сходство капитализма и коммунизма как своеобразной «монополистической формы капитализма», по выражению Шафаревича5. Но известно, что эта «схожесть» ложная, принимая во внимание другие, не экономические аспекты коммунизма.
В основе социалистического государства (то есть придерживающееся коммунистического строя, дословно - «строящее коммунизм» находится партия, которая не укладывается в собственно политологическое определение «выразителя интересов отдельного класса». Статья Малого философского словаря приводит такое положение: социализм- «этап на пути к коммунизму». Или коммунизм-итог социалистического развития; в данном случае подобные отличия не принципиальны. Для социалистического государства характерно стремление распространить социализм на другие страны, что не имеет экономической основы и, скорее всего, вредно политически. Ненависть социалистических государств к религии никак не может быть объяснена политическими или экономическими причинами. Приведенные особенности социалистического государства указывают не на экономическую, а на идеологическую природу коммунизма. Коммунизм и есть идеология, что предопределено всей философией Маркса. Словами Н. А. Бердяева, это учение об экономическом материализме, с одной стороны, и о «грядущем совершенном обществе, в котором человек не будет уже зависеть от экономики» - с другой6. Если в капиталистическом обществе человек целиком детерминирован экономикой, то «в будущем может быть иначе, человек может быть освобожден от рабства». Коммунизм как общественно-политическая идеология и социально-политическое движение основано на убеждении в том, что власть и собственность должны находиться в руках общества, и все блага являются общим достоянием, а жизнь людей должна строиться на базе принципов коллективизма, социального равенства и социальной справедливости.
Представители коммунизма предлагали рассмотрение коммунизма как закономерный результат развития общества, действия объективных исторических законов и практической революционной деятельности людей, как высшую общественную формацию, неизбежно и естественно исторически с необходимостью наступающую вслед за капитализмом. Важной сущностной характеристикой коммунизма является исчезновение государства и государственной власти. Идеалом коммунистической идеологии является общество, все члены которого социально равны и в котором, следовательно, не существует классов рабочих и буржуазии, бедных и богатых.
Особенностью идеологии
социал-демократов является реформизм,
обоснование возможности