Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 16:18, реферат
Крах застойного социализма, сначала экономический, а затем пропагандистский и политический вовсе не означает, краха коммунизма как идеологии. Идея социальной справедливости слишком уж привлекательна для умов человечества, чтобы кому-то удалось ее вытравить из мирового общественного сознания. Никто и ничто не сможет это сделать. Ни западная пропаганда, ни ошибки первых шагов построения социалистического общества в Советском Союзе. Ни жестокость политической системы, организованной Сталиным. Ни политическая цензура брежневского периода, подавляющая всякое инакомыслие, ни экономические провалы изжившего себя застойного хозяйственного механизма СССР 60-х – 80-х годов.
Социал-демократическая концепция политической демократии основывается на принципах равенства и свободы. В ней признается существование различных форм демократии при соблюдении таких основополагающих критериев политической демократии, как свободные выборы, политический плюрализм, возможность смены правительства мирными парламентскими средствами, гарантия прав личности и меньшинства, существование независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона7. В социальной сфере эти принципы предполагали доступность образования и духовных ценностей и др.
Неудачи советского эксперимента по строительству коммунизма в одной отдельно взятой стране существенно подрывали устои марксизма-ленинизма (основоположники коммунизма и социализма К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин (Ульянов) и международного коммунистического движения. В этих условиях возникла новая версия марксизма – неомарксизм – как стремление усовершенствовать марксизм на основе учета новых социальных и политических реалий. Главным в большинстве вариантов неомарксизма было стремление отмежеваться от дискредитировавших себя установок на революционные преобразования (что являлось одним из ключевых направлений изменения и усовершенствования общества и государства) и сформировать теорию марксизма «с человеческим лицом»8.
К концу ХХ века многие страны социализма-коммунизма не выдержали конкуренции с развитыми капиталистическими державами по уровню эффективности экономики, развитию современных технологий и др. таким образом, слабыми в идеях коммунизма оказались: недооценка социокультурных факторов развития общественного развития; абсолютизация сознательности и активности рабочего класса и недооценка исторической роли других категорий трудящихся; недооценка потенциала эволюционной динамики капитализма; нетерпимость к инакомыслию; трактовка буржуазной демократии только как диктатуры буржуазии и др.
Характерные особенности коммунизма.
Коммунизм как единая общественно-экономическая формация характеризуется рядом общих принципиальных черт, присущих обеим его фазам:
Поскольку общей собственностью становятся средства производства, постольку слово «коммунизм» и тут применимо, если не забывать, что это не полный коммунизм.
Идеология - не только учение. Живая идеология - это повседневная деятельность людей в поле идеологии. В коммунистическом обществе быстро складывается мощный идеологический аппарат. Аппарат в целом выполняет следующие четыре функции.
Первая из этих функций - ознакомить граждан с официально признанным идеологическим учением, заставить их усвоить хотя бы минимальные основы этого учения и заставить их принять его. Подобно тому, как в армии военнослужащий щелкает каблуками, дергается телом и совершает другие действия, изображая готовность выполнить волю начальства, гражданин коммунистического общества должен время от времени осуществлять свое "щелканье каблуками"9.
Вторая функция идеологии - контроль за всем тем, что происходит в области духовной культуры (в литературе, изобразительном исскустве, науке, прессе и т.д.), запрет всего того, что не согласуется с идеологией, поощрение всего, что соответствует ей. Идеологическая нетерпимость роднит идеологию с религией.
Третья функция - истолкование всего происходящего в мире, в том числе - крупных политических событий, открытий в науке и технике, событий внутри страны, в духе фундаментальных принципов идеологии. Сориентировать определенным стандартным образом сознание людей, систематически подкреплять эту ориентацию сознания и снабжать его определенным образом пережеванной пищей, - в этом и состоит прямая обязанность идеологии.
Четвертая функция идеологии - заставить граждан общества быть не просто пассивными созерцателями с определенным образом настроенным сознанием, а активными участниками жизненного спектакля. Потому в коммунистических обществах люди не просто живут, а играют роли в житейских спектаклях.
Результатом деятельности идеологического аппарата в коммунистическом обществе является выработанная коммунистическая идеология, которая затем в процессе изменения обстановки в стране и за рубежом пересматривается и изменяется. Кроме выработки текущей структуры идеологии, идеологический аппарат занимается также и внедрением ее в головы простейших индивидов.
Коммунистическое общество есть общество идеологическое еще и в том смысле, что здесь идеология является орудием, регулирующим не просто сознание людей, но и их поведение, человек коммунистического общества с рождения и до смерти живет в мощном поле идеологического воздействия. Дело в том, что главное в идеологии - не смысл его утверждений, а тот способ мышления, какой она прививает людям. Идеология не просто организует сознание людей, а создает специальный интеллект общества как целого и интеллектуальный стереотип для членов общества по отдельности. Практически идеология общества это совокупность правил и навыков, поведения людей в принципиально важных ситуациях. Зная ее, можно заранее предсказать, как будет вести себя средненормальный, идеологически обработанный гражданин коммунистического общества в ситуациях такого рода10.
Особенно важное значение
практическая идеология имеет для
деятельности руководящих органов
страны. Идеология с первых дней
существования коммунистическог
Способы, которыми
идеологический аппарат
Коммунистическое
общество вырабатывает свою
Человек, постоянно находящийся в коммунальной среде, непрерывно находится под воздействием идеологии в различных формах. Под ее действием у людей складывается особый, идеологический тип интеллекта. Сам образ жизни людей в коммунистическом обществе вынуждает их быть гибкими и изворотливыми в житейской суете. Мелкий чиновник, жаждущий сделать очередной шажок в его жалкой служебной карьере, окунается в такую сеть хитроумных интриг, по сравнению с которыми интриги Талейрана кажутся грубой работой дилетанта. Идеологическая обработка населения приучает людей быть столь же гибкими и изворотливыми в мыслях и суждениях об окружающей действительности. Складывается идеологически-диалектический тип интеллекта в наиболее активной части населения. Он есть продукт приспособления людей к обстоятельствам, одобряемый и культивируемый идеологией. Он есть элемент практического механизма идеологии, воплощаемого в интеллектуальный аппарат индивидов.
Однако идеологически-диалекти
В заключении представим краткие выводы по данной работе.
Коммунистическим можно считать общество, состоящее из коммунальных индивидов, действующих на основании коммунальных законов, и между которыми складываются коммунальные отношения.
В теоретической форме идеология преодолевает неизбежную противоречивость социальной действительности, сводя многообразие всех проблем и аспектов бытия социальной группы в целостную программу, систему поведения, направленную на реализацию ее коренных интересов, разрешение важнейших задач ее исторического движения.
Коммунизм как общественно-политическая
идеология и социально-
Идеалом коммунистической идеологии является общество, все члены которого социально равны и в котором, следовательно, не существует классов рабочих и буржуазии, бедных и богатых.
Идеология не просто организует сознание людей, а создает специальный интеллект общества как целого и интеллектуальный стереотип для членов общества по отдельности. Практически идеология общества это совокупность правил и навыков, поведения людей в принципиально важных ситуациях. Зная ее, можно заранее предсказать, как будет вести себя средненормальный, идеологически обработанный гражданин коммунистического общества в ситуациях такого рода.
Библиографический список
Демидов А., Федосеев А. Основы политологии.2010-32.
2 А.А.Зиновьев Коммунизм как реальность.М. 2009г-24с.
3 Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. – Париж, 1955-121с.
4 Демидов А., Федосеев А. Основы политологии.2010-57с.
5 Шафаревич, И. Р. Социализм как явление мировой истории. – Париж, 1977-34с.
6 Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. – Париж, 1955-37с.
7 Агурский М. Идеология национал-большевизма. Париж, 1990г-148с.
8 Ленин В.И. Сборник сочинений в 55 томах, том 17, М. 1998г-102с.
9 Верт Н. История советского государства. М. 2009г-45с.
10 А.А.Зиновьев Кризис коммунизма.-2010г-16с.
11 Демидов А., Федосеев А. Основы политологии.2010-48с.