Конституационный строй Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2013 в 21:05, контрольная работа

Краткое описание

1.Декларация о государственном суверенитете Украины и Акте провозглашения независимости Украины. Конституция Украины – Основной закон государства и общества. Конституционный строй Украины, его принципы. Конституционная форма правления, государственного устройства и государственного режима в Украине. Государственные символы Украины. Законодательство о языках в Украине.
Конституционный принцип раздела государственной власти.1.(с.1)

Вложенные файлы: 1 файл

Право.docx

— 72.09 Кб (Скачать файл)

Право на уважение достоинства человека является неотъемлемым признаком цивилизованного общества. Оно является общепризнанным на международном уровне. В статье 21 Конституции Украины отмечается то, что «все люди свободны и ровны в своем достоинстве и правах». Никто не может быть подданный истязанию, жестокому, нечеловеческому или такому, которое унижает его достоинство, поведению или наказанию. Причем человек без ее свободного согласия не может быть подданным медицинским, научным или другим опытам. Эта конституционная норма отвечает положением Конвенции против истязаний и других жестоких, нечеловеческих или таких, которые унижают достоинство, поведение и наказание, принятой в 1984 г., участницей которой является Украина. Наличие этой нормы в Конституции Украины свидетельствует о том, что уважение к человеческому достоинству является обязанностью должностных лиц и всех других лиц. Положение ч. 3 в. 28 Конституции Украины относительно недопустимости поддавать лицо без ее согласия медицинским, научным или другим опытам отвечает норме, которая содержится в ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах. Это право последовательно провозглашается в международных документах: в Общей декларации прав человека 1948 года (ст. 3), Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года (ст. 9), Конвенции, о защите прав человека и основных свобод 1950 года (ст. 5). Согласно части 3 в. 29 Конституции Украины, содержание под стражей в случае неотложной необходимости может применяться и без предыдущего мотивированного решения суда, но его обоснованность в течение семидесяти два часов должен быть проверен судом. Задержанное лицо немедленно освобождается, если в течение семидесяти два часов с момента задержания ему не вручено мотивированного решения о содержании под стражей. Каждое лицо, которое арестовано или задержано, имеет право ознакомиться с мотивами своего ареста или задержания и своими правами. Лицо или орган, которые применили такую меру, обязанные ознакомить арестованного или задержанного с мотивами ареста или задержания, а также с его соответствующими правами.12. (с.23-27)    

Каждый задержанный имеет  право в любое время обжаловать в суде свое задержание. Об аресте или  задержании человека должны быть немедленно поставлены в известность родственники задержанного или арестованного.

Право человека на неприкосновенность жилья значит, что не допускается проникновение в жилье или к другому владению лица, проведения в них осмотра или обыска, иначе как за мотивированным решением суда. Английская пословица «Мой дом - моя крепость» четко отображает сущность этого конституционного права; человек может делать в своем доме все то, которое пожелает. В безотлагательных случаях, связанных со спасением жизни людей и имущества или с непосредственным преследованием лиц, которые подозреваются в совершении преступления, возможный другой, установленный законом порядок проникновения в жилье или к другому владению лица, проведения в них осмотра и обыска. Следует учитывать, что жильем по законодательству признается и место временного обитания (гостиница, дом-интернат, общежитие, пансионат, и тому подобное).

Каждому гарантируется тайна переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой информации. Вместе с тем в реализации этого права могут быть установлены исключения лишь исключения в случаях, предусмотренных законом, с целью предотвратить преступление или выяснить истину во время расследования уголовного дела, если другими способами получить информацию невозможно.

В Конституции Украины  впервые устанавливается право человека на частность. Никто не может испытывать вмешательство в его личную и семейную жизнь, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины. Не допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без ее согласия, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека. Каждому гражданину Украины предоставляется право знакомиться в органах государственной власти, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях, со сведениями о себе, которые не являются государственными или другой защищенной законом тайной. Существенное значение имеет то, что конституционно гарантируется судебная защиту права опровергать недостоверную информацию о себе и членах своей семьи, а также право на возмещение материального и морального вреда, нанесенного сбором, хранением, использованием и распространением такой недостоверной информации.

В первый раз в Конституции  Украины 1996 года закрепляется свобода передвижения. Каждому, кто на законных основаниях находится на территории Украины, гарантируется свобода передвижения, свободный выбор места обитания, право свободно оставлять территорию Украины за исключением ограничений, которые устанавливаются законом.9. .(с.74-78)

 

В системе основных личных прав человека и гражданина важное значение имеет  право на свободу и личную неприкосновенность, которое значит, что никто не может быть арестованным или держаться под стражей иначе как за мотивированным решением суда и только на основаниях и в порядке, установленных законом.

 Гражданин Украины не может  быть лишен права в любое  время вернуться в Украину.  В то же время текущее законодательство  устанавливает ограничение в  свободе передвижения и выборе  места обитания, которое касается  местностей, в которых установлен  особенный режим (пограничная  полоса, закрытые военные поселения,  зоны экологической катастрофы  и тому подобное). Порядок реализации  отмеченного права регламентируется  законами «О свободе передвижения  и свободном выборе места обитания  в Украине» от 11 декабря 2003 года  и «О порядке выезда из Украины  и въезда в Украину граждан  Украины» от 21 января 1994 года.

Конституция гарантирует  каждому право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений. Каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, в письменном виде или другим способом на свой выбор. Осуществление этих прав может быть ограничено законом, учитывая: а) интересы национальной безопасности, территориальную целостность; б) обеспечение общественного порядка; в) предотвращение беспорядков или преступлений; г) предотвращение разглашения информации, полученной конфиденциально; г) поддержание авторитета и непредубежденности правосудия. Эти конституционные положения удовлетворяют общепризнанным международным нормам, в частности Международному пакту о гражданских и политических правах (статье 18, 19), которые предусматривают право каждого человека на беспрепятственное соблюдение своих взглядов и на их свободное выражение.

Право на свободу  мировоззрения и вероисповедания включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и религиозные обряды и вести религиозную деятельность. Это конституционное право человека отвечает Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 18). Осуществление этого права может быть ограничено законом лишь в интересах охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других людей. Принципиальное значение имеет конституционное положение о том, что церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа от церкви, что ни одна религия не может быть признана государством как обязательная. Право на свободу мировоззрения и вероисповедания в Украине регламентируется Законом Украины от 23 апреля 1991 года «О свободе совести и религиозных организациях». Согласно части 4 в. 35 Конституции, никто не может быть освобожден от своих обязанностей перед государством или отказаться от выполнения законов за мотивами религиозных убеждений. В случае, если выполнение военного долга противоречит религиозным убеждением гражданина, выполнения этого долга, должен быть заменено альтернативной (невойсковой) службой.8. (с.68-73)

3.Конституционные  закрепления  права гражданских  украинцев на образование и  его гарантии?

На современном этапе  социально-экономического развития нашего общества образование становится приоритетным направлением государственной политики Украины.

Ст. 53 Конституции Украины  закрепила право граждан на образование. Полное общее среднее образование  объявлено обязательным. Государство  взяло на себя обязанность обеспечивать доступность и безвозмездность  дошкольного, полного общего среднего, профессионально-технического, высшего  образования в государственных  и коммунальных учебных заведениях; развитие дошкольного, полного общего среднего, внешкольного, профессионально -технического, высшего и последипломного  образования разных форм обучения; предоставление государственных стипендий  и льгот ученикам и студентам. Граждане имеют право безвозмездно получить высшее образование в государственных  и коммунальных учебных заведениях на конкурсной основе. Гражданам, принадлежащим  к национальным меньшинствам, согласно закону гарантируется право на обучение на родном языке или на изучение родного языка в государственных  и коммунальных учебных заведениях, или через национальные культурные общества.

Статья 4 Закона Украины «Об  образовании» провозгласила, что Украина  признает образование приоритетной сферой социально-экономического, духовного  и культурного развития общества. Государственная политика в сфере  образования определяется Верховной  Радой Украины согласно Конституции  Украины и осуществляется органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

С целью обеспечения реализации единой государственной политики в  области образования осуществляется государственный контроль за деятельностью  учебных заведений независимо от форм собственности. Государственный  контроль проводится центральными и  местными органами управления образованием и Государственной инспекцией учебных  заведений при Министерстве образования  и науки Украины. Положения о  центральных государственных органах  управления образованием, о Государственной  инспекции учебных заведений  при Министерстве образования и  науки Украины утверждаются Кабинетом  Министров Украины.

Статья 3 Закона Украины «О дошкольном образовании» закрепляет основные принципы государственной политики в сфере дошкольного образования. Так, государство признает приоритетную роль дошкольного образования и  создает надлежащие условия для  его получения.

Государственная политика в  сфере дошкольного образования  определяется Конституцией Украины  и другими нормативно-правовыми  актами и воплощается центральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской  городских государственных администраций, местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Государство: предоставляет  всестороннюю помощь семье в развитии, воспитании и обучении ребенка; обеспечивает доступность и безвозмездность  дошкольного образования в государственных  и коммунальных дошкольных учебных  заведениях в пределах государственных  требований к содержанию, уровню и  объему дошкольного образования (базового компонента дошкольного образования); проявляет заботу о сохранении и  укреплении здоровья, психологического и физического развития детей; оказывает  содействие развитию и сохранению сети дошкольных учебных заведений независимо от подчинения, типов и форм собственности.

С целью обеспечения реализации единой государственной политики в  сфере дошкольного образования  осуществляется государственный контроль за деятельностью дошкольных учебных  заведений независимо от подчинения, типов и форм собственности.

Государственный контроль за деятельностью дошкольных учебных  заведений независимо от подчинения, типов и форм собственности осуществляют специально уполномоченный центральный  орган исполнительной власти в области  образования и науки, другие центральные  органы исполнительной власти, которым  подчинены дошкольные учебные заведения, специально уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам инспектирования  учебных заведений при специально уполномоченном центральном органе исполнительной власти в сфере образования  и науки, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские  государственные администрации, районные государственные администрации  и подчиненные им органы управления, в сфере управления которых находятся  дошкольные учебные заведения, органы местного самоуправления.

Основной формой государственного контроля за деятельностью дошкольных учебных заведений независимо от подчинения, типов и формы собственности  является государственная аттестация, которая* проводится не реже одного раза в десять лет в порядке, установленном  специально уполномоченным центральным  органом исполнительной власти в  области образования и науки. Результаты государственной аттестации дошкольного учебного заведения  публикуются.

Внеочередная аттестация проводится, в порядке исключения, лишь по решению Министерства образования  и науки Украины по представлению  органа общественного самоуправления общеобразовательного учебного заведения  или соответствующего органа управления образованием.

Высшее образование —  уровень образования, который приобретается  лицом в высшем учебном заведении  в результате последовательного, системного и целенаправленного процесса усвоения содержания обучения, основывающегося  на полном общем среднем образовании, и завершается получением определенной квалификации по итогам государственной  аттестации.

Статья 4 Закона Украины «О высшем образовании» закрепила право  граждан на высшее образование. Граждане Украины имеют право на получение  высшего образования. Граждане Украины  имеют право безвозмездно получать высшее образование в государственных  и коммунальных высших учебных заведениях на конкурсной основе в пределах стандартов высшего образования, если определенный образовательно-квалификационный уровень  гражданин приобретает впервые. Они свободны в выборе формы получения  высшего образования, высшего учебного заведения, направления подготовки и специальности. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в  Украине на законных основаниях, имеют  право на получение высшего образования, кроме права на получение высшего  образования за счет средств Государственного бюджета Украины, местных бюджетов, если другое не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой  Украины.

Статья 3 Закона Украины «О высшем образовании» определяет основные принципы государственной политики в области высшего образования.

Государственная политика в  области высшего образования  определяется Верховной Радой Украины.

Государственная политика в  области высшего образования  основывается на принципах:

— доступности и конкурсности получения высшего образования каждым гражданином Украины;

— независимости получения  высшего образования от влияния  политических партий, общественных и  религиозных организаций;

— интеграции системы высшего  образования Украины в мировую  систему высшего образования  при сохранении и развитии достижений и традиций украинской высшей школы;

Информация о работе Конституационный строй Украины