Конституционное закрепление принципа многопартийности в РФ и практика его реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 08:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что несмотря на наличие в Конституции вышеуказанных норм реализация на практике данных принципов в полной мере является весьма сложной задачей. Основные властные полномочия, как правило, оказываются в руках одной партии, получившей большинство депутатских мест в Государственной Думе. Именно поэтому наличие аппозиционных сил имеет немаловажное значение. Весьма сложен и механизм их взаимодействия. Поэтому данная проблема заслуживает детального изучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА МНОГОПАРТИЙНОСТИ В РОССИИ 5
1.1. Политические партии в России начала XX века 5
1.2. Российская партийная система в постсоветский период 9
ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ МНОГОПАРТИЙНОСТИ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ 15
ГЛАВА III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА В ОТНОШЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по конституционному праву.docx

— 77.94 Кб (Скачать файл)

Политика  гласности приводила к необратимому падению авторитета КПСС. За 1985 — 1991 годы из ее рядов вышло свыше 5 миллионов человек. В самой партии появляются группировки как консервативного, так и радикально-реформаторского направления. Августовские события 1991 года и последовавший за ними роспуск КПСС способствовали оформлению левого крыла политического спектра и возникновению в 1991–1992 годах на ее обломках ряда коммунистических партий: «Демократической партии коммунистов России», «Социалистической партии трудящихся», «Российской коммунистической рабочей партии», партии «Союз коммунистов», «Российской партии коммунистов», «Всесоюзной коммунистической партии большевиков» и других12.

Однако устранение КПСС с политической арены, вопреки ожиданиям, не привело к форсированному укреплению многопартийности, а скорее напротив, оно на некоторое время создало апартийную систему. Имеется в виду, что прежней монопольно властвующей партии уже не существует, а действенные механизмы взаимодействия государства с политическими силами общества еще не созданы, так как политические партии были отдалены от принятия управленческих решений и участия в социально-экономических процессах, не имели устойчивой политической репутации. Неуклонно росло и число так называемых карликовых партий. Так, зарегистрированная «Партия конституционных демократов Российской Федерации» насчитывала на момент регистрации 660 членов, «Российская социально-либеральная партия» – 348, «Партия экономической свободы» – 662, «Партия большинства – 752», «Партия сторонников снижения налогов – 200 членов»13.

К 1993 году необходимость внесения поправок, регулирующих особый статус партий и политических движений, не только назрела, но и стала  очевидной как для власти, так и для представителей различных политических сил. Первоначально планировалось, что такая задача должна быть реализована через принятие отдельного закона «О политических партиях, общественных объединениях и профессиональных союзах», необходимость принятия которого была отмечена еще на первом Съезде народных депутатов РСФСР в 1990 году. Весной 1993 года профильный комитет Верховного Совета Российской Федерации подготовил проект закона «О политических партиях». Однако роспуск Парламента в сентябре 1993 года и последовавшие трагические события привели к тому, что указанный проект так и не был рассмотрен.

Таким образом, на момент первых выборов в Государственную  Думу Российской Федерации отсутствовало  законодательство, нормы которого вводили бы строго определенные ограничения на создание и деятельность политических партий. Однако указом Президента № 155714 в 1993 году было введено в действие положение «О выборах депутатов Государственной Думы»,15 в соответствии с которым осуществление выборов происходило на основе смешанной избирательной системы. Данным положением было впервые законодательно введено понятие избирательного объединения. Однако нормы как данного положения, так и принятого в 1995 году Федерального закона «Об общественных объединениях»16 не затрагивали проблем, связанных с особым статусом политического общественного объединения.

Первоначально задача по сужению круга организаций, имеющих право участвовать в выборах в качестве избирательных объединений, была реализована в избирательном законодательстве. Принятый в сентябре 1997 года Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»17 дал качественно иную правовую конструкцию избирательного объединения. Он определил его как политическое общественное объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение), основными закрепленными в уставе целями которого являются:

1) участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан;

2) участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации;

3) участие в организации и деятельности указанных органов.

Тем самым в основу правовой конструкции  политического общественного объединения был положен комплексный функциональный критерий,  позволяющий отделить политические общественные объединения от неполитических. Несмотря на все введения данного критерия было недостаточно. Необходимо было принятие нормативного акта, более детально регулирующего статус общественных политических объединений и политических партий. Назрела необходимость более четкого определения роли политических партий и их места в системе институтов гражданского общества.

21 июня 2001 года Государственной Думой в третьем чтении был принят Федеральный закон «О политических партиях»18, 11 июля 2001 года одобрен Советом Федерации и в этот же день подписан Президентом Российской Федерации. Принятие Закона стало важным шагом в процессе правовой легитимации деятельности политических партий.

По  состоянию  на  июль  2001 года  Минюстом  России  официально было зарегистрировано 199 политических  общественных  объединений, при этом только 58 объединений имели статус политических партий. Однако принятие Закона обусловило сокращение их численности за счет ряда факторов, вытекающих из концепции Закона, среди которых можно выделить:

  1. невозможность  значительной  части  ранее  зарегистрированных партий обеспечить выполнение требований, предусмотренных Законом (в части численности партий и ее региональных отделений);
  2. прекращение деятельности межрегиональных и региональных политических партий, что в перспективе существенно уменьшило число коллективных политических субъектов, действующих на региональном уровне;
  3. ужесточение законодательных ограничений на создание  политических партий по национальному, профессиональному и религиозному принципу;
  4. утрату статуса партиями, фактически прекратившими свою деятельность, но формально сохраняющими свой статус.

Таким образом, принятие данного закона способствовало упорядочению партийной системы, главным образом, путем  сокращения числа  партий. В настоящее время Министерством юстиции зарегистрировано 58 политических партий, крупнейшие из которых: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Патриоты России», «Яблоко», «Справедливая Россия» и «Правое дело».

Конечно, с позиций конституционного права любые попытки ограничить  число партий, функционирующих в рамках партийной системы, путем введения

каких-либо лимитов  на их количество изначально выглядят как незначительные. Множественность политических партий следует рассматривать не как досадное явление, требующее незамедлительной законодательной коррекции, а как практическую  реализацию  конституционного принципа многопартийности. Другой вопрос, что притязания на статус политической партии могут быть обусловлены специальными требованиями в части численности и территориальной сферы деятельности создаваемого объединения. И здесь законодатель вправе устанавливать определенную планку, до которой должны дотягивать все без исключения партии – как создаваемые, так и уже существующие.

ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ МНОГОПАРТИЙНОСТИ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

Согласно  Конституции РФ п.1 ст.1 «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».19

Демократия  в Российской Федерации осуществляется на основе принципа политического многообразия.

Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать  влияние на политический процесс  всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых  имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.

Политический  плюрализм способствует повышению  эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, легализует конституционную политическую оппозицию, создает условия для преодоления апатии народа и отчуждения его от власти, порожденных годами тоталитаризма.

Преимущества  принципа политического плюрализма могут быть в полной мере раскрыты только в рамках конституционности. То есть для реализации принципа политического плюрализма необходимо, чтобы все социально-политические структуры, способные в полной мере гарантировать право граждан на объединение в общественные организации и защитить конституционные устои нашего общества посредством исключения в судебном порядке из общественной жизни политических организаций, угрожающих этим устоям, функционировали на четкой правовой, прежде всего, конституционной, основе.

В Российской Федерации, указывается  в Конституции РФ (ст. 13), признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политический  плюрализм - это свобода политических мнений и политических действий, что проявляется в деятельности независимых объединений граждан. Вот почему надежная конституционно-правовая защита политического плюрализма - предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.

Для реализации принципа политического  плюрализма важно определение правового  статуса политических партий, других общественных объединений и массовых движений, участвующих в политическом процессе и составляющих институционную основу политического плюрализма. Они  должны иметь в этом процессе все  необходимые права, соответствующие  юридически закрепленным обязанностям государства и его органов.

Одно  из наиболее важных мест в институционной основе политического плюрализма занимают политические партии, выражающие политическую волю своих членов и содействующие  выражению политической воли гражданского общества. Партии являются важнейшим  элементом политической системы  любого демократического государства. Без них сегодня практически невозможно само осуществление государственной власти. В Российской Федерации общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий, регулируются Федеральным законом от 11 июля 2001 г. "О политических партиях".20

Согласно  этому закону (ст. 3) политическая партия - это общественное объединение, созданное  в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Партийные системы современных демократических  стран весьма разнообразны, что объясняется социальными, национальными, историческими, религиозными и иными особенностями, свойственными каждому государству.

Необходимость многопартийности в демократических  странах и ее специфические черты обусловлены, прежде всего, тем, что социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных слоев и групп с противоречивыми интересами. И чем сложнее социальная структура общества, тем больше причин для образования различных политических партий. Кроме того, многопартийность в демократическом обществе обусловлена наличием в нем конкурирующих группировок, которые борются между собой за влияние в парламентских и других выборных органах, за то, чтобы провести своих сторонников на выборные должности.

В представительных органах государственной  власти и местного самоуправления разрешается создание организационных структур (фракций) политических партий. В других государственных органах и органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации создание организационных структур политических партий не допускается.

Политический  плюрализм - это не только возможность  состоять в любой действующей  в рамках Конституции РФ партии, но и не состоять ни в какой партии, быть беспартийным. Такая возможность  гарантирует равные права гражданам  на участие в политическом процессе, независимо от их партийной принадлежности.

Политический  плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности в Российской Федерации. Это многообразие обеспечивается тем, что основу экономики Российской Федерации составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечиваются свобода экономической деятельности, предпринимательства и труда, разнообразие и равноправие форм собственности, их равная правовая защита, добросовестная конкуренция и общественная польза.

В связи с двойственным характером института многопартийности – партия выражает интересы части гражданского общества, являясь при этом структурным  элементом системы властных отношений – функции, выполняемые политической партией, можно разделить на политические, т.е. связанные непосредственно с  реализацией властных отношений, и  общесоциальные, касающиеся прочих составляющих общественной жизни: социальной, экономической, идеологической и т.д.

Объем и содержание политических функций  в значительной степени определяются типом политико-правового режима, нормами конституционного законодательства, а также характером сложившейся  в обществе партийной системы. В  зависимости от этих условий на первый план выходит то или иное направление  деятельности партий.

Важнейшей политической функцией партии является политическое рекрутирование, т.е. продвижение кандидатов в органы представительной и исполнительной власти. Иными словами, партии представляют собой то связующее звено, с помощью которого осуществляется формирование, селекция и последующая циркуляция политической элиты.

По  мере становления многопартийности все большее развитие получает конституирующая  функция, которая заключается в  установлении прочных двусторонних связей между политическими институтами  и рядовыми избирателями. Конституирующая  функция партии имеет две существенные стороны. Во-первых, партия берет на себя задачу решать возникающие в  обществе противоречия политическими  средствами, т.е. выступает в роли "адвоката" социальных групп. Таким  образом, политический и социальный баланс в обществе поддерживается в  немалой степени за счет делегирования партиям права представлять и  отстаивать в рамках закона чьи-либо интересы. Во-вторых, партии способствуют преобразованию социальных интересов и ценностей, зачастую не имеющих политического содержания, в программы и действия политического характера. Таким образом, партии осуществляют политизацию общественных интересов, которые не связаны напрямую с политическим процессом, но, будучи высказанными партиями, неизбежно приобретают политическое звучание.

Информация о работе Конституционное закрепление принципа многопартийности в РФ и практика его реализации