Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 08:58, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что несмотря на наличие в Конституции вышеуказанных норм реализация на практике данных принципов в полной мере является весьма сложной задачей. Основные властные полномочия, как правило, оказываются в руках одной партии, получившей большинство депутатских мест в Государственной Думе. Именно поэтому наличие аппозиционных сил имеет немаловажное значение. Весьма сложен и механизм их взаимодействия. Поэтому данная проблема заслуживает детального изучения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА МНОГОПАРТИЙНОСТИ В РОССИИ 5
1.1. Политические партии в России начала XX века 5
1.2. Российская партийная система в постсоветский период 9
ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ МНОГОПАРТИЙНОСТИ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ 15
ГЛАВА III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА В ОТНОШЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28
Политика
гласности приводила к
Однако устранение КПСС с политической арены, вопреки ожиданиям, не привело к форсированному укреплению многопартийности, а скорее напротив, оно на некоторое время создало апартийную систему. Имеется в виду, что прежней монопольно властвующей партии уже не существует, а действенные механизмы взаимодействия государства с политическими силами общества еще не созданы, так как политические партии были отдалены от принятия управленческих решений и участия в социально-экономических процессах, не имели устойчивой политической репутации. Неуклонно росло и число так называемых карликовых партий. Так, зарегистрированная «Партия конституционных демократов Российской Федерации» насчитывала на момент регистрации 660 членов, «Российская социально-либеральная партия» – 348, «Партия экономической свободы» – 662, «Партия большинства – 752», «Партия сторонников снижения налогов – 200 членов»13.
К 1993 году необходимость внесения поправок, регулирующих особый статус партий и политических движений, не только назрела, но и стала очевидной как для власти, так и для представителей различных политических сил. Первоначально планировалось, что такая задача должна быть реализована через принятие отдельного закона «О политических партиях, общественных объединениях и профессиональных союзах», необходимость принятия которого была отмечена еще на первом Съезде народных депутатов РСФСР в 1990 году. Весной 1993 года профильный комитет Верховного Совета Российской Федерации подготовил проект закона «О политических партиях». Однако роспуск Парламента в сентябре 1993 года и последовавшие трагические события привели к тому, что указанный проект так и не был рассмотрен.
Таким образом, на момент первых выборов в Государственную Думу Российской Федерации отсутствовало законодательство, нормы которого вводили бы строго определенные ограничения на создание и деятельность политических партий. Однако указом Президента № 155714 в 1993 году было введено в действие положение «О выборах депутатов Государственной Думы»,15 в соответствии с которым осуществление выборов происходило на основе смешанной избирательной системы. Данным положением было впервые законодательно введено понятие избирательного объединения. Однако нормы как данного положения, так и принятого в 1995 году Федерального закона «Об общественных объединениях»16 не затрагивали проблем, связанных с особым статусом политического общественного объединения.
Первоначально задача по сужению круга организаций, имеющих право участвовать в выборах в качестве избирательных объединений, была реализована в избирательном законодательстве. Принятый в сентябре 1997 года Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»17 дал качественно иную правовую конструкцию избирательного объединения. Он определил его как политическое общественное объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение), основными закрепленными в уставе целями которого являются:
1) участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан;
2) участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации;
3) участие в организации и деятельности указанных органов.
Тем самым в основу правовой конструкции политического общественного объединения был положен комплексный функциональный критерий, позволяющий отделить политические общественные объединения от неполитических. Несмотря на все введения данного критерия было недостаточно. Необходимо было принятие нормативного акта, более детально регулирующего статус общественных политических объединений и политических партий. Назрела необходимость более четкого определения роли политических партий и их места в системе институтов гражданского общества.
21 июня 2001 года Государственной Думой в третьем чтении был принят Федеральный закон «О политических партиях»18, 11 июля 2001 года одобрен Советом Федерации и в этот же день подписан Президентом Российской Федерации. Принятие Закона стало важным шагом в процессе правовой легитимации деятельности политических партий.
По состоянию на июль 2001 года Минюстом России официально было зарегистрировано 199 политических общественных объединений, при этом только 58 объединений имели статус политических партий. Однако принятие Закона обусловило сокращение их численности за счет ряда факторов, вытекающих из концепции Закона, среди которых можно выделить:
Таким образом, принятие данного закона способствовало упорядочению партийной системы, главным образом, путем сокращения числа партий. В настоящее время Министерством юстиции зарегистрировано 58 политических партий, крупнейшие из которых: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Патриоты России», «Яблоко», «Справедливая Россия» и «Правое дело».
Конечно, с позиций конституционного права любые попытки ограничить число партий, функционирующих в рамках партийной системы, путем введения
каких-либо лимитов на их количество изначально выглядят как незначительные. Множественность политических партий следует рассматривать не как досадное явление, требующее незамедлительной законодательной коррекции, а как практическую реализацию конституционного принципа многопартийности. Другой вопрос, что притязания на статус политической партии могут быть обусловлены специальными требованиями в части численности и территориальной сферы деятельности создаваемого объединения. И здесь законодатель вправе устанавливать определенную планку, до которой должны дотягивать все без исключения партии – как создаваемые, так и уже существующие.
Демократия в Российской Федерации осуществляется на основе принципа политического многообразия.
Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.
Политический плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, легализует конституционную политическую оппозицию, создает условия для преодоления апатии народа и отчуждения его от власти, порожденных годами тоталитаризма.
Преимущества принципа политического плюрализма могут быть в полной мере раскрыты только в рамках конституционности. То есть для реализации принципа политического плюрализма необходимо, чтобы все социально-политические структуры, способные в полной мере гарантировать право граждан на объединение в общественные организации и защитить конституционные устои нашего общества посредством исключения в судебном порядке из общественной жизни политических организаций, угрожающих этим устоям, функционировали на четкой правовой, прежде всего, конституционной, основе.
В Российской Федерации, указывается в Конституции РФ (ст. 13), признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Политический плюрализм - это свобода политических мнений и политических действий, что проявляется в деятельности независимых объединений граждан. Вот почему надежная конституционно-правовая защита политического плюрализма - предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.
Для реализации принципа политического плюрализма важно определение правового статуса политических партий, других общественных объединений и массовых движений, участвующих в политическом процессе и составляющих институционную основу политического плюрализма. Они должны иметь в этом процессе все необходимые права, соответствующие юридически закрепленным обязанностям государства и его органов.
Одно из наиболее важных мест в институционной основе политического плюрализма занимают политические партии, выражающие политическую волю своих членов и содействующие выражению политической воли гражданского общества. Партии являются важнейшим элементом политической системы любого демократического государства. Без них сегодня практически невозможно само осуществление государственной власти. В Российской Федерации общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий, регулируются Федеральным законом от 11 июля 2001 г. "О политических партиях".20
Согласно
этому закону (ст. 3) политическая партия
- это общественное объединение, созданное
в целях участия граждан
Партийные
системы современных
Необходимость многопартийности в демократических странах и ее специфические черты обусловлены, прежде всего, тем, что социальной основой многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных слоев и групп с противоречивыми интересами. И чем сложнее социальная структура общества, тем больше причин для образования различных политических партий. Кроме того, многопартийность в демократическом обществе обусловлена наличием в нем конкурирующих группировок, которые борются между собой за влияние в парламентских и других выборных органах, за то, чтобы провести своих сторонников на выборные должности.
В представительных органах государственной власти и местного самоуправления разрешается создание организационных структур (фракций) политических партий. В других государственных органах и органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации создание организационных структур политических партий не допускается.
Политический плюрализм - это не только возможность состоять в любой действующей в рамках Конституции РФ партии, но и не состоять ни в какой партии, быть беспартийным. Такая возможность гарантирует равные права гражданам на участие в политическом процессе, независимо от их партийной принадлежности.
Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности в Российской Федерации. Это многообразие обеспечивается тем, что основу экономики Российской Федерации составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечиваются свобода экономической деятельности, предпринимательства и труда, разнообразие и равноправие форм собственности, их равная правовая защита, добросовестная конкуренция и общественная польза.