Конституционное закрепление принципа многопартийности в РФ и практика его реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 08:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что несмотря на наличие в Конституции вышеуказанных норм реализация на практике данных принципов в полной мере является весьма сложной задачей. Основные властные полномочия, как правило, оказываются в руках одной партии, получившей большинство депутатских мест в Государственной Думе. Именно поэтому наличие аппозиционных сил имеет немаловажное значение. Весьма сложен и механизм их взаимодействия. Поэтому данная проблема заслуживает детального изучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА МНОГОПАРТИЙНОСТИ В РОССИИ 5
1.1. Политические партии в России начала XX века 5
1.2. Российская партийная система в постсоветский период 9
ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ МНОГОПАРТИЙНОСТИ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ 15
ГЛАВА III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА В ОТНОШЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по конституционному праву.docx

— 77.94 Кб (Скачать файл)

Помимо  политических, партии выполняют ряд  не менее значимых социальных функций. Как наиболее важные следует отметить инновационную, аккумулятивную, интегрирующую  функции.21

Инновационная функция состоит в выработке  нетривиальных точек зрения, в поиске новых - в том числе альтернативных - путей решения социальных, экономических и политических проблем. Эту функцию  западные политологи иногда называют "функцией мозгового треста". Ее выполнение почти не зависит от численности  партии и ее представленности в органах государственной власти. И, напротив, огромное значение приобретает интеллектуальный потенциал партийной элиты и работающих на него экспертно-аналитических служб, а также наличие возможности и способности довести свои разработки до сведения государственной власти и ее конкретных носителей, а равно и до общественного мнения. Во внутрипартийной организационной структуре происходит выделение экспертно-аналитических подразделений, создаются специализированные экспертные советы, научные институты, аналитические центры. В качестве примера можно привести Институт современной политики при Республиканской партии РФ, экспертный совет Партии экономической свободы, аналитический центр Демократической партии России и др. Показательно, что к работе в этих структурах привлекаются не только партийные функционеры, но и беспартийные профессионалы (политологи, социологи, экономисты).

Аккумулятивная  функция состоит в усвоении, синтезе  и последующем политическом выражении  интересов социальных, этнических, возрастных категорий населения. Аккумуляция  социальных интересов является непременным  условием совершенствования стратегии  партии, залогом ее успешного функционирования. При решении этой задачи партия должна ориентироваться на реальные интересы крупных социальных слоев, производить  коррекцию программных установок  в соответствии со структурными изменениями  общества.

Интегрирующая функция занимает ключевое место  в структуре социальных функций, что обусловливается ее огромной социальной значимостью. В самом  общем виде под интегрирующей  функцией понимается деятельность политических партий по сплочению отдельных индивидуумов в единую общность. Эта функция осуществляется в двух направлениях: внутренняя интеграция (упрочение единства организации) и внешняя интеграция (завоевание социальной базы).

Таким образом, современным российским политическим партиям и движениям наиболее полно удается выполнять те функции, в осуществлении которых задействованы  в основном внутренние ресурсы организаций.

Многопартийность, как открытая форма реализации политического  многообразия, имеет свои плюсы и свои минусы.

Преимущество  многопартийности, хотя и относительное, в том, что выбор осуществляемой в обществе политики принадлежит самому народу, а не государственно-партийному аппарату. Реально же получается, что народ достоин тех депутатов, которых он избрал, а следовательно, и той политики, которую они будут проводить.

Что же касается явных недостатков многопартийности, то к их числу следует отнести: сложность и громоздкость всей организации общественно-политической жизни; большую затрату государственных денежных средств и практическая невозможность проконтролировать затраты денежных средств на избирательные кампании, поступающих из иных источников, что ставит кандидатов в депутаты в неравные условия; это также неизбежность демагогии, попыток одурачивания масс, политиканство и политическое ловкачество. Для современно российской действительности одним из таких негативных моментов является также сам факт чрезвычайно большого количества политических партий, что не может не наложить свой неприятный оттенок на общее морально нравственное состояние общества.

При осуществлении любого мероприятия  в условиях многопартийности необходим  опыт, время, широкая информированность  избирателей и гораздо большие  средства.

ГЛАВА III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА В ОТНОШЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

В условиях быстрых изменений, происходящих в российском гражданском обществе и "партийно-политическом рельефе" государственной власти, возникает необходимость постоянного отслеживания партийно-политической ситуации, а следовательно и формирование точной и емкой нормативно-правовой базы.

Например, формулировка статьи Федерального закона "О политических партиях"22 не допускает создание политических партий по признакам национальной или религиозной принадлежности. При оценке конституционной законности этой формулировки Конституционный Суд исходил из того, что в конкретно-исторических реалиях многонациональной и многоконфессиональной России – "конституционный принцип демократического и светского государства не допускает создание политических партий по признакам национальной или религиозной принадлежности".

В России конфессии исторически тесно  связаны с этничностью, и в результате нередко приобретают политическую окраску. А у нас в стране, по данным последней переписи населения, проживает 193 этнических общности. Конституционный Суд при формировании своей правовой позиции не может игнорировать эти реалии. В условиях сохраняющейся напряженности межэтнических и межконфессиональных отношений, возрастающей активности религиозного фундаментализма и роста ксенофобских настроений, связанных с массовыми миграционными процессами, привнесение в сферу политической борьбы за власть дифференциации по этнорелигиозному признаку – чревато расколом общества по этому признаку. А это в нынешней России неизбежно приведет к межэтническим и межконфессиональным конфликтам.

Отрешившись от прошлой советской однопартийности, Россия очень резко расширила "рамки возможного" в части норм регистрации и функционирования политических партий. В кампании выборов в Государственную Думу 1995 году у нас в избирательных бюллетенях было 43 избирательных объединения. В ходе и результате указанных выборов выяснилось, что более половины голосов избирателей не было учтено при формировании законодательной власти страны. Именно этот негативный опыт побудил российского законодателя последовательно ужесточать рамки партийного строительства (включая минимальную общую численность партий, наличие и масштабы их региональных организаций), а также нормы партийного представительства в органах государственного управления по результатам выборов.

В Постановлении от 1 февраля 2005 года № 1-П, Конституционный Суд России указал, что федеральный законодатель, устанавливая критерии численности политических партий, призван действовать так, чтобы, с одной стороны, эти критерии не были чрезмерными и не посягали на само существо (основное содержание) права граждан на объединение, а с другой – чтобы создаваемые объединения граждан были способны выполнять свои уставные задачи и функции именно в качестве общенациональных (общероссийских) политических партий.

Сейчас  законодатель установил планку минимальной  численности партий на уровне 500 членов, что в условиях России фактически означает заявительный порядок партийной регистрации. К настоящему времени в стране уже зарегистрировано около 40 партий, и еще сотни заявок новых партий готовятся к подаче на регистрацию или находятся на стадии рассмотрения.23

В Постановлении Конституционного Суда от 15 декабря 2004 года № 18-П24 сказано, что "…осуществляемое законодателем регулирование не должно искажать само существо права на объединение в политические партии, а вводимые им ограничения – создавать необоснованные препятствия для реализации конституционного права каждого на объединение и свободы создания и деятельности политических партий как общественных объединений, т.е. такие ограничения должны быть необходимыми и соразмерными конституционно значимым целям".

Одновременно  в ряде Постановлений и Определений  Конституционного Суда сформулированы требования к уставным нормам и характеру  деятельности политических партий, обеспечивающие соблюдение демократических прав членов партии и граждан, с которыми партии вступают во взаимодействие.

В частности, Конституционный Суд определил, что:

1. "Исключение из партии… не  может основываться на неопределенных  основаниях, носить произвольный  характер, ставя граждан в ситуацию  правовой и фактической неопределенности, а положения ФЗ «Об общественных объединениях» не исключают возможности судебного обжалования решений и действий руководящих органов партии, если ими нарушаются права и свободы граждан (в том числе и членов данной партии)".

2.  "Конституционное требование  о недопустимости принуждения  к отказу от своих мнений и убеждений адресовано государственным органам…политическим партиям, другим общественным объединениям, их должностным лицам, всем членам общества".25

Отдельную крупную правовую проблему, вытекающую из двойственной (гражданской и властно-политической) природы политических партий, представляет явление «партийной коррупции».

Сложность этой проблемы для нашей страны заключается  в том, что, в отличие от чиновной коррупции, политическую коррупцию  выявлять и оценивать гораздо сложнее. Многие из предоставляемых партийной деятельностью коррупционных возможностей не охвачены ясными правовыми санкциями. В этой сфере находятся и финансирование партий из госбюджета и спонсорских пожертвований, и порядок формирования из представителей партий законодательных органов власти, и роль приобретаемого при этом депутатского иммунитета, и подкуп избирателей, и фальсификации результатов голосований, и теневой лоббизм или перераспределение бюджетных средств в интересах определенных корпоративных групп.

Оценивая  подобную практику политических партий, эксперты Всемирного банка определяют ее как продажу национальных интересов и фактическую "покупку государства". Причем особую и неуклонно растущую роль в этой практике специалисты отводят беспрецедентному повышению совокупных расходов на избирательные кампании.

Представляется, что Россия нуждается в существенной доработке законодательства в сфере предотвращения выборно-партийной коррупции. Налицо весомые основания для решений законодателя о разработке и принятии закона о финансировании выборов, а также о четкой законодательной регламентации лоббистской деятельности. Наконец, одним из важных направлений борьбы с политической коррупцией могла бы стать разработка и внедрение в практику партийного строительства и партийной деятельности (включая деятельность представителей партий в законодательных органах) этических кодексов.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование  института российской многопартийности началось, еще в начале XX века. Не успев окончательно оформиться, многопартийная система более чем на 70 лет трансформировалась в однопартийную.  Лишь в период Перестройки практически с нуля начала формироваться современная партийная система, сталкиваясь с многочисленными трудностями, обусловленными как отсутствием определенного исторического опыта в данном вопросе, так и отсутствием на начальном этапе федерального законодательства, нормы которого четко определяли бы статус политических партий, а также различные цензы для их государственной регистрации. Окончательно данная проблема была решена лишь в 2001 году  путем принятия Федерального закона «О политических партиях». Таким образом, принятие данного закона способствовало упорядочению партийной системы, главным образом, путем сокращения числа партий.

Конечно, с позиций конституционного права  любые попытки ограничить  число  партий, функционирующих в рамках партийной системы, путем введения каких-либо лимитов на их количество изначально выглядят как незначительные. Множественность политических партий следует рассматривать не как досадное явление, требующее незамедлительной законодательной коррекции, а как практическую  реализацию  конституционного принципа многопартийности. Другой вопрос, что притязания на статус политической партии могут быть обусловлены специальными требованиями в части численности и территориальной сферы деятельности создаваемого объединения (Постановление Конституционного суда от 01.02.2005 г. № 1-П).

По  мере становления многопартийности партии выполняют различные функции. Все большее развитие получает конституирующая  функция, которая заключается в  установлении прочных двусторонних связей между политическими институтами  и рядовыми избирателями. Партии осуществляют политизацию общественных интересов, которые не связаны напрямую с политическим процессом, но, будучи высказанными партиями, неизбежно приобретают политическое звучание.

Аккумулятивная  функция состоит в усвоении, синтезе  и последующем политическом выражении  интересов социальных, этнических, возрастных категорий населения. Партия должна ориентироваться на реальные интересы крупных социальных слоев, производить  коррекцию программных установок  в соответствии со структурными изменениями  общества.

Преимущество  многопартийности, хотя и относительное, в том, что выбор осуществляемой в обществе политики принадлежит самому народу, а не государственно-партийному аппарату.

Что же касается явных недостатков многопартийности, то к их числу следует отнести: сложность и громоздкость всей организации общественно-политической жизни; большую затрату государственных денежных средств и практическая невозможность проконтролировать затраты денежных средств на избирательные кампании, поступающих из иных источников, что ставит кандидатов в депутаты в неравные условия; это также неизбежность демагогии, попыток одурачивания масс, политиканство и политическое ловкачество.

Становится  ясным, что Россия нуждается в  существенной доработке законодательства в сфере партийной политики. Налицо весомые основания для решений законодателя о разработке и принятии закона о финансировании выборов, а также о четкой законодательной регламентации лоббистской деятельности. Необходима продуманная политика государства в данном направлении, основанная на принципах демократии и конституционализма.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативные правовые акты:

Информация о работе Конституционное закрепление принципа многопартийности в РФ и практика его реализации