Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 08:58, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что несмотря на наличие в Конституции вышеуказанных норм реализация на практике данных принципов в полной мере является весьма сложной задачей. Основные властные полномочия, как правило, оказываются в руках одной партии, получившей большинство депутатских мест в Государственной Думе. Именно поэтому наличие аппозиционных сил имеет немаловажное значение. Весьма сложен и механизм их взаимодействия. Поэтому данная проблема заслуживает детального изучения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА МНОГОПАРТИЙНОСТИ В РОССИИ 5
1.1. Политические партии в России начала XX века 5
1.2. Российская партийная система в постсоветский период 9
ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ МНОГОПАРТИЙНОСТИ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ 15
ГЛАВА III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА В ОТНОШЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28
Многопартийность, как открытая форма реализации политического многообразия, имеет свои плюсы и свои минусы.
Преимущество многопартийности, хотя и относительное, в том, что выбор осуществляемой в обществе политики принадлежит самому народу, а не государственно-партийному аппарату. Реально же получается, что народ достоин тех депутатов, которых он избрал, а следовательно, и той политики, которую они будут проводить.
Что
же касается явных недостатков
При осуществлении любого мероприятия в условиях многопартийности необходим опыт, время, широкая информированность избирателей и гораздо большие средства.
Например, формулировка статьи Федерального закона "О политических партиях"22 не допускает создание политических партий по признакам национальной или религиозной принадлежности. При оценке конституционной законности этой формулировки Конституционный Суд исходил из того, что в конкретно-исторических реалиях многонациональной и многоконфессиональной России – "конституционный принцип демократического и светского государства не допускает создание политических партий по признакам национальной или религиозной принадлежности".
Отрешившись
от прошлой советской
В Постановлении Конституционного Суда от 15 декабря 2004 года № 18-П24 сказано, что "…осуществляемое законодателем регулирование не должно искажать само существо права на объединение в политические партии, а вводимые им ограничения – создавать необоснованные препятствия для реализации конституционного права каждого на объединение и свободы создания и деятельности политических партий как общественных объединений, т.е. такие ограничения должны быть необходимыми и соразмерными конституционно значимым целям".
Одновременно в ряде Постановлений и Определений Конституционного Суда сформулированы требования к уставным нормам и характеру деятельности политических партий, обеспечивающие соблюдение демократических прав членов партии и граждан, с которыми партии вступают во взаимодействие.
В частности, Конституционный Суд определил, что:
1.
"Исключение из партии… не
может основываться на
2. "Конституционное требование о недопустимости принуждения к отказу от своих мнений и убеждений адресовано государственным органам…политическим партиям, другим общественным объединениям, их должностным лицам, всем членам общества".25
Отдельную
крупную правовую проблему, вытекающую
из двойственной (гражданской и властно-
Сложность этой проблемы для нашей страны заключается в том, что, в отличие от чиновной коррупции, политическую коррупцию выявлять и оценивать гораздо сложнее. Многие из предоставляемых партийной деятельностью коррупционных возможностей не охвачены ясными правовыми санкциями. В этой сфере находятся и финансирование партий из госбюджета и спонсорских пожертвований, и порядок формирования из представителей партий законодательных органов власти, и роль приобретаемого при этом депутатского иммунитета, и подкуп избирателей, и фальсификации результатов голосований, и теневой лоббизм или перераспределение бюджетных средств в интересах определенных корпоративных групп.
Оценивая подобную практику политических партий, эксперты Всемирного банка определяют ее как продажу национальных интересов и фактическую "покупку государства". Причем особую и неуклонно растущую роль в этой практике специалисты отводят беспрецедентному повышению совокупных расходов на избирательные кампании.
Формирование института российской многопартийности началось, еще в начале XX века. Не успев окончательно оформиться, многопартийная система более чем на 70 лет трансформировалась в однопартийную. Лишь в период Перестройки практически с нуля начала формироваться современная партийная система, сталкиваясь с многочисленными трудностями, обусловленными как отсутствием определенного исторического опыта в данном вопросе, так и отсутствием на начальном этапе федерального законодательства, нормы которого четко определяли бы статус политических партий, а также различные цензы для их государственной регистрации. Окончательно данная проблема была решена лишь в 2001 году путем принятия Федерального закона «О политических партиях». Таким образом, принятие данного закона способствовало упорядочению партийной системы, главным образом, путем сокращения числа партий.
Конечно, с позиций конституционного права любые попытки ограничить число партий, функционирующих в рамках партийной системы, путем введения каких-либо лимитов на их количество изначально выглядят как незначительные. Множественность политических партий следует рассматривать не как досадное явление, требующее незамедлительной законодательной коррекции, а как практическую реализацию конституционного принципа многопартийности. Другой вопрос, что притязания на статус политической партии могут быть обусловлены специальными требованиями в части численности и территориальной сферы деятельности создаваемого объединения (Постановление Конституционного суда от 01.02.2005 г. № 1-П).
По мере становления многопартийности партии выполняют различные функции. Все большее развитие получает конституирующая функция, которая заключается в установлении прочных двусторонних связей между политическими институтами и рядовыми избирателями. Партии осуществляют политизацию общественных интересов, которые не связаны напрямую с политическим процессом, но, будучи высказанными партиями, неизбежно приобретают политическое звучание.
Аккумулятивная функция состоит в усвоении, синтезе и последующем политическом выражении интересов социальных, этнических, возрастных категорий населения. Партия должна ориентироваться на реальные интересы крупных социальных слоев, производить коррекцию программных установок в соответствии со структурными изменениями общества.
Преимущество многопартийности, хотя и относительное, в том, что выбор осуществляемой в обществе политики принадлежит самому народу, а не государственно-партийному аппарату.
Что
же касается явных недостатков
Становится ясным, что Россия нуждается в существенной доработке законодательства в сфере партийной политики. Налицо весомые основания для решений законодателя о разработке и принятии закона о финансировании выборов, а также о четкой законодательной регламентации лоббистской деятельности. Необходима продуманная политика государства в данном направлении, основанная на принципах демократии и конституционализма.
Нормативные правовые акты: