Конституция РФ, права и обязанности граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 21:20, реферат

Краткое описание

Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права. Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы. Понятие же основных прав и свобод человека и гражданина можно сформулировать следующим образом: Конституционные (основные) права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Система политических прав и свобод…………………………………………………………………………….5
2. Право участвовать в управлении делами государства………………………………………………………………………6
3. Право на референдум………………………………………………………………………6
4. Право на равный доступ к государственной службе……………………………………............................................................7
5. Право участвовать в отправлении правосудия……………………………………………………………………….8
6.Право на объединение……………………………………………………………………..9
7.Право на мирные собрания и публичные манифестации……………………………….......................................................10
8.Свобода печати и информации…………………………………………………………………….13
9.Право обращений………………………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………..18
Литература……………………………………………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

конституц право реферат.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

6.Право на объединение

Важным правом, имеющим  тесное отношение к участию граждан  в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая  право создавать профсоюзы для защиты своих интересов. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст.30 Конституции РФ).

Это право дает гражданам  возможность использовать в указанных  целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач.

Общественные объединения  способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов.

Право на объединение  имеют как российские граждане, так  и иностранцы и лица без гражданства (см. часть третью статьи 62), исключением являются политические партии, права на создание которых и участие в которых имеют только граждане России.

Право на объединение  не является абсолютным правом и может  подвергаться определенным ограничениям.  Ограничения на пользование правом на объединение устанавливаются Конституцией и федеральными законами. Например, на основании статьи 56 Конституции РФ отдельные ограничения права на объединения могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения.

В статье 30 Конституции РФ ничего не говорится о политических партиях, но право на их создание вытекает из ч. 3 ст. 13 Конституции. Часть 4 этой же статьи закрепляет принцип равенства общественных объединений перед законом.

Названные конституционные положения конкретизируются в законодательстве, которое регламентирует содержание права на объединение, его основные государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации. К основным актам в этой сфере относятся федеральные законы от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Гражданский кодекс.

Другие законы касаются отдельных  видов общественных объединений, например федеральные законы от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях». Действие Федерального закона «Об общественных объединениях» распространяется и на общественные объединения, деятельность которых еще не урегулирована специальными законами, например на политические партии. Статус политических партий требует, однако, особой регламентации.

Конституционное право каждого  на объединение включает в себя право  создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих  интересов и достижения общих  целей; право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Таковы суть и содержание права на свободу объединения или, как принято формулировать в международных документах и зарубежных конституциях, права на свободу ассоциации с другими. Оно может осуществляться по достижении 18 лет, а применительно к профсоюзам, молодежным общественным объединениям - с 14, детским - с 10 лет.

 

7.Право на мирные собрания и публичные манифестации.

Одной из политических свобод, входящих в правовой статус гражданина, является конституционная свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Что понимается под этими терминами? Еще в начале века известный английский ученый А.В. Дайси писал, что, «право собираться есть не что иное, как результат взгляда судов на индивидуальную свободу личности и индивидуальную свободу слова».

Свобода манифестаций как  важный элемент правового статуса  гражданина представляет собой взаимосвязанное  с другими правами, свободами и обязанностями граждан субъективное право, имеющее целью воздействовать на государственные и общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и его выражения по различным вопросам общественной жизни, участия их в управлении жизнью общества и решении конкретных вопросов повседневной жизни.

Правовое регулирование  механизма реализации права граждан  на свободу собраний как нельзя лучше  иллюстрирует нелегкий путь юридической науки и практики от формально-догматического подхода к объективно-реалистическому.

Конституция СССР 1977 г. и  вслед за ней Конституция РСФСР 1978 г. в первоначальной редакции не устанавливали каких-либо ограничений  на способы реализации названной свободы. При формальном закреплении политических прав граждан этого не требовалось. Никто и не помышлял о том, что граждане могут реально воспользоваться этим правом. Если же и происходило нарушение традиции, виновного ждала суровая кара. Когда же в условиях «перестройки» манифестации, проводимые по инициативе граждан, приняли массовый характер, исполкомы местных Советов Свердловска, Ленинграда, Москвы и других городов и областей поспешили принять временные правила организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, пытаясь восполнить образовавшийся правовой вакуум. Поскольку подобные акты закрепили разрешительный порядок реализации этой субъективной свободы, возникло противоречие между нормой Конституции и положениями указанных актов.

25 мая 1992 года принят  Указ Президента РФ «О порядке  организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций  и пикетирования». В нем установлено,  что впредь до урегулирования  законом РФ порядка проведения  этих мероприятий следует исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РФ 22 ноября 1991 года, о праве граждан собираться свободно и без оружия, проводить митинги и другие указанные мероприятия при условии предварительного уведомления властей. Осуществление этого права не должно нарушать свободы и права других лиц. Не допускалось использование его для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

Этот Указ определил, что до принятия соответствующего российского  закона нормы Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. «О порядке  организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР» на территории Российской Федерации применяются в части, не противоречащей Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой ВС РФ 22 ноября 1991 года.

Статья 31 Конституции  РФ 1993 года регламентирует проведение следующих видов публичных мероприятий:

собрания - совместного присутствия граждан в заранее определенном месте и в заранее определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов;

митинга - формы организованного  выражения общественного мнения, массовой поддержки резолюций, требований и других обращений граждан, проводимой в заранее    определенном месте и в заранее определенное время;

демонстрации - формы  организованного выражения коллективного  и индивидуального мнения по любому вопросу общественной и государственной  жизни;

шествия - формы демонстрации, проводимой путем передвижения граждан  по заранее определенному маршруту;

пикетирования - формы  публичного выражения коллективного  или индивидуального мнения, осуществляемой без шествия и звукоусиления  путем размещения граждан у пикетируемого объекта и использования плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

В названном выше Указе  от 28 июля 1988 г. предусмотрено, что инициаторами проведения публичных мероприятий  могут быть граждане, достигшие 18-летнего  возраста, уполномоченные общественных организаций и других общественных объединений, отдельные группы граждан.

Уведомление в виде письменного  заявления подается местной администрации  специально уполномоченным лицом не позднее чем за 10 дней до намеченной даты проведения публичного мероприятия. В заявлении указываются цель, форма, место проведения мероприятия или маршруты движения, время начала и окончания, предполагаемое количество участников, фамилии, имена, отчества уполномоченных, организаторов, места их жительства и работы, учебы, дата подачи заявления. Не позднее чем за 5 дней до мероприятия администрация сообщает уполномоченному о принятом решении.

Публичное мероприятие  должно проводиться в соответствии с целями, указанными в заявлении, в определенные сроки и в указанном месте.

При проведении мероприятия  его организаторы и участники  обязаны соблюдать законы, общественный порядок. Запрещается иметь при  себе оружие, специально подготовленные предметы, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей и для причинения материального ущерба.

Государственные органы, общественные объединения, должностные  лица, а также граждане не вправе препятствовать публичным мероприятиям, проводимым в установленном порядке.

Проведение публичного мероприятия может быть запрещено, если цель его проведения противоречит Конституции Российской Федерации, конституциям или уставам ее субъектов, а мероприятие угрожает общественному порядку и безопасности граждан.

По требованию представителей органов власти публичное мероприятие  может быть прекращено в случаях, если не было подано заявление о его проведении; если состоялось решение о его запрещении; если нарушен порядок его проведения; если возникла опасность для жизни и здоровья людей; если нарушен общественный порядок.

Ответственность за нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий наступает в зависимости от характера допущенного нарушения в административном или уголовном порядке.

8.Свобода печати и информации

В основе механизма правового  регулирования любой конституционной политической свободы граждан должна лежать норма Конституции. Что касается свободы слова и печати, то к сожалению, она регулируется действующей Конституцией РФ не в полном объеме. В частности, в статье 29 получили закрепление права граждан на свободу мысли, свободу слова, свободу выражения своих мнений и убеждений и право искать, получать и свободно распространять информацию.

Наиболее значимым и  влиятельным источником информирования общества и личности являются СМИ. Под  СМИ понимаются пресса, радио-, теле-, видео-, кинохроникальные программы, информационные агентства и иные формы периодического распространения массовой информации, предназначенной для неограниченного круга лиц.

Конституционное установление о гарантированности свободы  массовой информации конкретизировано в Законе «О средствах массовой информации» и распространяется на все виды СМИ - государственные, общественные, частные. Воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности СМИ Закон определяет как ущемление свободы массовой информации, влекущее уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством (ст. 25, 58). В то же время Закон признает недопустимым и злоупотребление свободой массовой информации, влекущее такую же ответственность (ст. 4, 59).

Часть пятая статьи 29 гарантирует запрет цензуры. Эта  гарантия содержится в Законе от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации». Статья 3 Закона определяет цензуру массовой информации как требование от редакции СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. В советские времена цензурой повсеместно занималась такая организация, как Главлит. Названный Закон четко определяет, что не допускается создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностных лиц, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.

Защита свободы массовой информации осуществляется и в судах. В декабре 1993 г. была образована Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, действующая на основе Положения о ней, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31 января 1994 г. Палата не входит в систему судебных органов. Ее основной задачей является содействие Президенту в эффективной реализации им конституционных полномочий гаранта закрепленных Конституцией прав, свобод и законных интересов в сфере массовой информации. Судебная палата рассматривает споры, связанные с ущемлением свободы массовой информации или с недобросовестным использованием этой свободы, с обеспечением принципов равноправия и политического плюрализма в сфере массовой информации, другие споры и дела в этой сфере, если они не отнесены к юрисдикции судов. Судебная палата выносит решения и рекомендации в адрес СМИ, вправе вносить представления в прокуратуру, суд, другие органы.

Собственно свобода  печати Конституцией не урегулирована.    

Можно, конечно, обосновать отсутствие упоминания о свободе печати тем обстоятельством, что она является частным проявлением свободы выражения своих мнений. Но этот аргумент не соответствует международно-правовым обязательствам России. Международный пакт о гражданских и политических правах в числе способов  выражения мнения указывает использование печати как самостоятельное правомочие граждан.

 

 

 

9.Право обращений

Конституционно закрепленное право граждан на коллективные обращения (ст. 33 Конституции РФ) является важным средством защиты прав  свобод граждан. Впервые в основном законе это право было закреплено в Конституции СССР 1977 г., а также в Конституции РСФСР 1978 г.

12 апреля 1968 года был  издан Указ Президиума Верховного  Совета СССР «О порядке рассмотрения  заявлений и  жалоб граждан». К сожалению, этот Указ не смог определить многие важные аспекты, связанные с правом граждан на подачу обращений. В частности не были определены пределы действия настоящего Указа, не был определен перечень действий, обжаловать которые можно через суд, возможность непосредственно обращаться в суд, не было закреплено право обращения военнослужащих на действия своего начальства. Все это нашло свое отражение в Законе от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Обращения граждан содержат неодинаковую информацию, не совпадают  по общественной направленности. Они  различаются по своей юридической  направленности  и влекут разные правовые последствия. Термин «обращение» носит собирательный характер. В обращениях граждан могут содержаться жалоба в связи с тем или иным нарушением их прав, инициативное предложение, заявление и пр.

Информация о работе Конституция РФ, права и обязанности граждан