Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 21:20, реферат
Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права. Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы. Понятие же основных прав и свобод человека и гражданина можно сформулировать следующим образом: Конституционные (основные) права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Система политических прав и свобод…………………………………………………………………………….5
2. Право участвовать в управлении делами государства………………………………………………………………………6
3. Право на референдум………………………………………………………………………6
4. Право на равный доступ к государственной службе……………………………………............................................................7
5. Право участвовать в отправлении правосудия……………………………………………………………………….8
6.Право на объединение……………………………………………………………………..9
7.Право на мирные собрания и публичные манифестации……………………………….......................................................10
8.Свобода печати и информации…………………………………………………………………….13
9.Право обращений………………………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………..18
Литература……………………………………………………………………..19
Действующее законодательство не дает определения понятий «жалоба», «предложение», «заявление». Однако многолетняя судебная практика выработала свои критерии их разграничения.
Предложение – это
такой вид обращения, который, как
правило, не связан с нарушением прав
граждан, в нем обычно ставится вопрос
о необходимости решения
Заявление – обращение гражданина в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации с просьбой о реализации принадлежащего ему права, предусмотренного Конституцией или текущим законодательством (право на получение пенсии, на очередной отпуск, на обмен жилой площади).
Жалоба – обращение гражданина в государственные органы либо органы местного самоуправления с требованием о восстановлении права или законного интереса, нарушенного действиями юридических или физических лиц. Это важное средство защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Жалоба всегда содержит информацию о нарушении субъективных прав обратившегося или прав других конкретных лиц.
Право на обращение закреплено не только за гражданами, но и за общественными организациями, в частности, творческие союзы, а так же учреждения, предприятия и должностные лица в целях защиты своих прав и интересов, прав и интересов своих членов. Закреплено право на коллективные обращения, когда затрагиваются законные интересы группы лиц.
Нормативным актами
предусмотрено право граждан
(юридических лиц)
В отличии от предложений – жалобы подаются в инстанции, вышестоящие по отношению к тем, действия которых обжалуются. Закон запрещает направлять жалобы граждан тем органам, на действия которых направлена эта жалоба. Наряду с административным порядком рассмотрения жалоб на незаконные действия должностных лиц и органов государства, существует судебный порядок обжалования таких действий. В частности, за гражданам РФ Закон закрепляет право непосредственного обращения в судебные органы на незаконные действия.
Что же касается действий (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, которые могут быть обжалованы в суд, то их перечень закреплен в Законе от 27 апреля 1993г. К ним, в частности, относятся действия (решения), в результате которых:
1) нарушены права и свободы гражданина;
2) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
3) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или
4) он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Если гражданин не согласен с решением суда – он может обжаловать его в вышестоящую судебную инстанцию.
Таким образом, политические права и свободы граждан можно рассматривать в качестве принадлежащих им от рождения и обеспеченных законом основных возможностей, позволяющих гражданам в установленных пределах как активно воздействовать на организацию и деятельность государства и его органов, иных субъектов политической системы, то есть политическую область общественных отношений, так и участвовать в социальной жизни общества.
Конституционный статус личности в России – одно из важнейших достижений на пути преобразования общества. Это убедительное доказательство того, что наша страна идет по пути демократии и гуманизма, строит правовое государство. Многое сделано в сфере политических прав и свобод, особенно в создании предпосылок для развития многопартийности, гласности, информации, деятельности общественных организаций. Однако в целом конституционный статус личности реализуется далеко не полно и непоследовательно. Положение в этой сфере жизни нельзя назвать благополучными.
Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод человека, несомненно, отражает переходный характер современного этапа развития российского общества. Но «списывать» слабости и недостатки только на это было бы неверно. Свою негативную роль играют другие факторы: все еще не преодоленное неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимой ответственности за их нарушения, незавершенность законодательства, страдающего от декларативности, а также от слабости соответствующих государственных структур.
Исправлению неблагоприятного положения призвана способствовать Федеральная программа действий в области прав человека. Это скоординированный план государственных усилий, осуществляемых на основе Конституции 1993 года и международно-правовых обязательств России.
Вместе с тем крайне важно участие в этом деле всех прогрессивных сил российского общества. Необходим строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением прав и свобод человека в стране.
1. Конституция РФ.
2. Конституция Российской Федерации. Комментарий. Москва, «Юридич. литература», 1994.
3. Федеральный конституционный закон № 2 ФКЗ от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации».
4. Федеральный закон
№ 119-ФЗ от 31 июля 1995 г. «Об основах
государственной службы
5. Закон № 4866-I от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
6. Закон № 2124-I от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации».
7. Указ Президиума
Верховного Совета СССР № 9306-
8. Декларация прав
и свобод человека и
9. Баглай М.В. Конституционное право РФ. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М., 1998.
10. Воеводин Л.Д. О формах конституционного закрепления свободы личности/Сов. государство и право, 1982, N.4.
11. Дайси А.В. Основы государственного права Англии- М.,1907.
12. Дмитриев Ю.А., А.А. Златопольский «Гражданин и власть», Москва, 1994.
13. Дмитриев Ю.А. «Свобода
манифестаций в СССР» Москва,
Независимое издательство «
14. Козлова Е.И., О.Е.
Кутафин «Конституционное
15. Комментарий Конституции РФ под ред. Б.Н. Топорнина М., Юр. литература.
16. Права человека. Сборник международных документов. М.,1986.
17. Советское государственное право. Москва, 1948.
Информация о работе Конституция РФ, права и обязанности граждан