Контрольная работа по "Основы социологии и политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 11:17, контрольная работа

Краткое описание

Социальный контроль представляет собой способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядочивающее взаимодействие ее компонентов (индивидов, групп, общностей, отношений между ними, их деятельности и т.п.) посредством нормативного регулирования. Его основа – совокупность норм и ценностей, которые обладают по отношению к индивиду принудительной силой, а также санкций, применяемых в целях осуществления этих норм и ценностей.
В зависимости от субъекта, осуществляющего конкретные функции, социальный контроль подразделяется на два основных вида – внешний и внутренний. Если речь идет о контрольных действиях, осуществляемых социальными организациями (школой, предприятием, вузом, спортивной командой и т.п.) или компанией друзей, соседями и т.д., мы имеем дело с внешним контролем.

Содержание

1. Социальный контроль 3
2. Бюрократия как основная разновидность современной системы управления организацией 10
3. Практическое задание 25
Список использованной литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

основы политологии и социологии.docx

— 52.46 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа №1

по дисциплине Основы социологии и политологии

Учащейся ______________________

(ФИО)

__________________________________________

Группа ____________________________

Шифр _____________________________

Адрес _____________________________

___________________________________

 

 

 

 

 

                                                                        

 

 

Содержание

 

1. Социальный  контроль 3

2. Бюрократия  как основная разновидность современной  системы управления организацией 10

3. Практическое  задание 25

Список использованной литературы 27

 

 

 

1. Социальный контроль

 

Социальный контроль представляет собой способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядочивающее взаимодействие ее компонентов (индивидов, групп, общностей, отношений между ними, их деятельности и т.п.) посредством нормативного регулирования. Его основа – совокупность норм и ценностей, которые обладают по отношению к индивиду  принудительной силой, а также санкций, применяемых в целях осуществления этих норм и ценностей.

В зависимости от субъекта, осуществляющего конкретные функции, социальный контроль подразделяется на два основных вида – внешний и внутренний. Если речь идет о контрольных действиях, осуществляемых социальными организациями (школой, предприятием, вузом, спортивной командой и т.п.) или компанией друзей, соседями и т.д., мы имеем дело с внешним контролем. Удерживая индивида в определенных рамках правовых либо нравственных норм или существующих в обществе обычаев и традиций, такой контроль может осуществлять определенные санкции, вплоть до наказания, по отношению к индивиду, нарушающему господствующие в обществе нормы или обычаи. Такие санкции чрезвычайно разнообразны – от прямого или косвенного осуждения, критического замечания, лишения премии, увольнения с работы вплоть до крайних случаев угрозы смерти (приговор суда, месть и т.п.). Внутренний контроль – это такие санкции и формы наказания, которые получают не извне, а изнутри личностного сознания – угрызения совести, стыд, нравственный долг и др. Внутренний контроль в решающей степени зависит от направленности и успешности социализации, в пределах которой осуществляется духовное социальное развитие личности. Оба эти вида контроля органично взаимосвязаны друг с другом. Чем более развит внутренний контроль индивида, тем меньше ему приходится получать принуждающие санкции от социальных общностей и организаций, призванных осуществлять контроль внешний. Термин «социальный контроль» введен в научный оборот французским социологом Г. Тардом и первоначально понимался как средство возвращения преступника к нормальному, т.е. соответствующему нормам общества, повелению. В дальнейшем этот термин приобрел более широкое содержание и был тесно связан с процессами социализации личности. Американские социологи Э. Росс и Р. Парк интерпретировали социальный контроль как целенаправленное влияние общества на поведение индивида, обеспечивающее нормальное соотношение между социальными ожиданиями, требованиями и вследствие этого – «здоровый» социальный порядок. Американский социолог С. Аск выделил в осуществлении социального контроля особую роль группового давления, которое понуждает индивида приспосабливаться к существующим коллективным мнениям, ценностям и нормам. Французский социолог Р. Лапьер рассматривал социальный контроль в качестве средства, обеспечивающего процесс усвоения индивидом ценностей и норм культуры, и механизма передачи их от поколения к поколению. Американский социолог Т. Парсонс теоретически эксплицировал социальный контроль в качестве механизма обеспечения в пределах данной системы согласованности всех ее функций с поведенческими ожиданиями людей, усвоения ценностей и норм общества его членами, создания системы авторитетной интерпретации нормативных обязательств, осуществляемой специально созданными в обществе институтами права, культуры, управления и т.п.

В процессе осуществления социального контроля в обществе и различных общностях действуют социальные нормы (требования, предписания, образцы, пожелания, запреты и ожидания соответствующего поведения), а также различные способы социального контроля – неформальный, формальный контроль, поощрение, осуждение, удержание (устрашение), предотвращение, содержание, наказание – и его средства – санкции, с помощью которых общество корректирует поведение своих членов.

Санкции социального контроля подразделяются на формальные, официально предписанные обществом или организацией (повышение или понижение должностного статуса, награда, наказание и т.п.), и неформальные (одобрение, негодование и т.п.). Они также делятся на позитивные, посредством которых общество или группа стимулирует индивида за правильное, соответствующее принятым нормам поведение (общественное признание заслуг, премирование, присвоение почетного звания и т.п.) и негативные (общественное порицание, штраф, осуждение, изоляция и др.), применяемых к лицам, нарушающим действующие  в обществе (группе) нормы.

Различие между неформальными и формальными способами социального контроля лучше всего показать на жизненном примере. Существует убеждение, что приглашенные друзья на обед или ужин, будут пользоваться столовыми приборами, не станут хватать пищу руками, а употребят ножи, вилки или ложки, станут пользоваться салфетками, а не вытирать губы и подбородок скатертью, не позволят себе бросаться тарелками. Друзья или знакомые не поступят так, потому что они находятся под воздействием неформального контроля, воплощенного в общепринятых нормах поведения, в обычаях и традициях, в общественном мнении.

Но бывают поступки совсем иного рода, когда в случае нарушения общепринятой нормы приходится обращаться к официальным органам, специально созданным для осуществления определенных, формально утвержденных санкций в процессе функционирования социального контроля. Если гость станет хватать пищу руками и вытирать затем скатертью, вы сделаете вывод, что он недостаточно воспитан или изрядно выпил крепких напитков, и никаких санкций официальных органов по отношению к нему не требуется. Но если он, приходя в возбужденное состояние, набросится с кулаками на соседку или прихватит уходя домой магнитофон, стоящий у дверей подъезда чужой велосипед или угонит стоящую рядом автомашину, не принадлежащую ему, соседи будут вынуждены обратиться в милицию для принятия по отношению к нему определенных, формально предписанных ей санкций – задержание, наложение штрафа, предание суду и т.п. Во втором случае мы имеем дело с формальным социальным контролем. Деятельность формального контроля основывается на трех принципах. Во-первых, он призван предупреждать отклонение от нормы, устраняя возможность его совершения. Во-вторых, он обязан удержать людей от нарушения норм (девиации) угрозой наказания, дабы никому не повадно было совершать отклонения от этих норм. В-третьих, он должен применять определенные санкции (штраф, задержание и т.п.) в случае нарушения индивидом или группой действующих в обществе норм.

В нашем обществе принято запирать автомашину или оставлять ее на охраняемой автостоянке, дабы предотвратить ее похищение, у нас и во многих других странах запрещена свободная продажа некоторых видов лекарств, чтобы предупредить злоупотребление наркотическими средствами. Развивая теорию предотвращения девиации, американские социологи Л. Колен и М. Фелсон доказали, что для совершения преступления требуется не только мотив, но и подходящие мишени (собственность, жертва), а также отсутствие их эффективной охраны. Мерами, предотвращающими преступность, являются усиление охраны жилищ и автостоянок, установка сигнальных систем и т.п.

Важной составной частью многосторонней системы социального контроля наряду с социальными нормами, обычаями, традициями, способами осуществления контрольных функций являются социальные механизмы принуждения по отношению к лицам, допускающим более или менее разные отклонения от действующих в обществе норм. Наиболее распространенные из них состоят в следующем:

- Изоляция – применяется с целью отлучения лица, нарушившего социальную норму (девианта), от других индивидов, но не предусматривает процесса от реабилитации. Именно такой метод применяется в тюрьмах по отношению к закоренелым преступникам.

- Обособление – предусматривает ограничение контактов девианта с другими людьми, однако не полную его изоляцию от общества. Это позволяет девиантам вернуться в общество, когда они готовы и способны выполнять его нормы. Этот метод применяется, в частности, в тех случаях, когда человека помещают в психиатрическую больницу на ограниченный срок.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Основные способы  социального контроля

- Реабилитация – подготовка  девианта к возвращению в нормальную жизнь и исполнению своих обычных ролей в обществе. Во многих тюрьмах, психиатрических клиниках имеются программы реабилитации, а социальные работники, сотрудничая в органах социального обеспечения, благотворительных и иных фондах, осуществляют реабилитацию девиантов, которые не являются преступниками (Рисунок 1).

В осуществлении социального  контроля специфическую роль играют специально созданные для осуществления  санкций к нарушителям норм, в  первую очередь правовых, социальные институты, призванные осуществлять правосудие. К ним относятся уголовное  право, милиция (полиция), суды, прокуратура, тюрьмы.

Уголовное право (как социальный институт) представляет собой совокупность принципов и норм, устанавливающих  уголовную ответственность, способы  и меру применения наказаний за совершение преступления. В соответствии с требованиями уголовного права, лицо, совершившее преступление, подвергается аресту, а на следующем этапе осуществления социального контроля предстает перед судом, и, наконец, в зависимости от рассмотрения дела в суде, может оказаться в тюрьме или подвергнуться другому виду наказания.

В системе социального  контроля важное место принадлежит  социальному институту, призванному  стоять на страже правопорядка – милиции (полиции). Она первая из факторов социального  контроля сталкивается с реальным или  подозреваемым нарушителем норм права. Милиционер может оштрафовать  человека, нарушившего правила уличного движения, может отступить подозреваемого, сделать ему предупреждение, может доставить в участок для определения алкоголя в крови и т.п. Поскольку милиционер обладает определенной властью, он чаще всего в случаях разбирательства при различных происшествиях сталкивается с неприязненным, враждебным к себе отношением. С другой стороны, на него давит начальство, предъявляя определенные, как ему чаще всего кажется, завышенные требования. В результате у него складывается особое отношение к окружающим. В этом отношении судья или прокурор и даже начальник райотдела милиции, окончившие юридический факультет или академию милиции, проявляют большее уважение и такт к реальному или потенциальному правонарушителю, чем рядовой милиционер. В результате возникает противоречие: граждане ждут от милиции более активной борьбы с преступностью и защиты своих законных прав, а милиция скорее и охотнее реагирует на мелкие правонарушения, которые легче блокировать, ничем особо не рискуя. К тому же следует учесть, что милиция по давней традиции больше ориентирована на карательные функции, чем на обеспечение прав и свобод граждан.

А какова судьба тех людей, которые были арестованы милицией за преступления? Оказывается, что они  далеко не всегда будут наказаны, так  как их дело передается в другой орган социального контроля –  суд, который и должен определить их дальнейшую судьбу. Во время суда обычно каждая из сторон отстаивает свои доводы, а окончательный приговор выносится на основе их тщательного анализа.

К числу социальных институтов, признанных применять определенные санкции к правонарушителям, относится  и тюрьма. Тюрьма – это специализированное учреждение, в котором отбывают наказания лица, осужденные за свои преступления к лишению свободы. В идеале современная тюрьма призвана не только изолировать осужденного, а тем более рецидивиста (т.е. лица, повторно совершившего преступление) от общества, но и осуществлять его ресоциализацию, применять попытки перевоспитать, пересоциализировать личность преступника так, чтобы он смог приспособиться к действующим в обществе нормам.

Очень важны, а в странах  СНГ новым, способом и одновременно социальным институтом общественного  контроля над девиацией в различных  ее разновидностях, вплоть до преступности, является социальная работа, связанная  с ней деятельность органов социального  обеспечения и различных общественных организаций, благотворительных фондов, обществ и милосердия. Эти организации и действующие в них сотрудники, в отличие от милиции, суда прокуратуры, а тем более от тюрьмы, склонны рассматривать отклоняющееся от действующих в обществе норм поведение не как злой умысел, а как проблему социального неблагополучия, неиспользованных возможностей индивида или личной эмоционально-нравственной незрелости, требующую не санкций, а сочувствия, милосердия, терпения, поддержки, а нередко и лечения. Поэтому они ориентированы не на меры пресечения преступности, а на социально-психологические, медицинские, перевоспитательные меры, направленные на оказание социальной помощи личности, на ее социально-психологическую реабилитацию. Это очень важное направление в демократизации способов, средств и форм социального контроля, помогающее каждому человеку, в том числе и девианту, сконструировать в своем сознании и поведении положительный, конструктивный личностный проект, стать хозяином своей судьбы.

В условиях превращения современного общества в социально-экономическую  и социокультурную систему, основанную на знаниях и инновационных технологиях, возрастает ответственность ученых за направленность и результаты своих исследований. Эта проблема приобрела большую социальную значимость, особенно в таких отраслях, как биотехнология, ставящих под вопрос понятие человеческой индивидуальности и идентичности, или информационные технологии, создающие возможности для кибернетических угроз безопасности личности и общества. Поэтому возникают новые формы социального контроля за научными исследованиями, например социально-этическая экспертиза научных проектов. Подобные формы контроля ориентированы на выбор таких исследовательских стратегий, которые обеспечивали бы безопасность личности и человечества [1, c. 218].

 

2. Бюрократия как основная разновидность современной системы управления организацией

 

Термин "бюрократия" в  буквальном смысле означает господство канцелярии. Этот термин употребляется  в нескольких значениях: 1) слой высших чиновников в государстве; 2) канцелярщина, волокита, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей. В этом втором значении термин "бюрократия" совпадает с термином "бюрократизм" [3, с. 152]. Кроме того, существует и более общее определение бюрократии и бюрократизма как системы управления, которая характеризуется оторванностью центра, администрации от народа и защищает интересы господствующего класса, того или иного слоя, социальной группы.

Бюрократия — явление  историческое. Ее формы менялись на протяжении истории в связи со сменой типов и видов общественно-экономического устройства. Зачатки бюрократии возникли уже в государствах древнего Востока, что обусловлено было обособлением сферы государственного управления. Историки отмечают наиболее развитую бюрократию в этот период в Китае. Сложные бюрократические системы  существовали в Римской империи  и Византии. В средние века в  странах Западной Европы мощным бюрократическим  аппаратом были представлены королевская  власть и церковь. Усиление бюрократии предопределялось усилением королевской  власти и абсолютизма.

Следует отметить, что в  докапиталистических формациях  бюрократия существовала прежде всего как форма политической организации. Однако с возникновением и развитием капитализма она становится неотъемлемым свойством любой социальной организации, начиная с государства и кончая управленческими структурами предприятий, фирм, добровольных организаций и т. д. Особенно усиливается бюрократия и бюрократизация общества в XX в., что связано с организованностью всех сфер жизни, с объективным ходом социально-экономического развития. Все это обусловило необходимость выработки общих принципов работы социальных организаций, включающих в себя структуру управления, иерархию должностей и постов, строгое разделение функций, правила информирования руководства соответствующую дисциплину. Объективная основа бюрократии ее всеобщий характер предопределяется социальным управлением как целенаправленным воздействием на социальные структуры и процессы и деятельностью социальных организаций.

Информация о работе Контрольная работа по "Основы социологии и политологии"