Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 11:17, контрольная работа
Социальный контроль представляет собой способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядочивающее взаимодействие ее компонентов (индивидов, групп, общностей, отношений между ними, их деятельности и т.п.) посредством нормативного регулирования. Его основа – совокупность норм и ценностей, которые обладают по отношению к индивиду принудительной силой, а также санкций, применяемых в целях осуществления этих норм и ценностей.
В зависимости от субъекта, осуществляющего конкретные функции, социальный контроль подразделяется на два основных вида – внешний и внутренний. Если речь идет о контрольных действиях, осуществляемых социальными организациями (школой, предприятием, вузом, спортивной командой и т.п.) или компанией друзей, соседями и т.д., мы имеем дело с внешним контролем.
1. Социальный контроль 3
2. Бюрократия как основная разновидность современной системы управления организацией 10
3. Практическое задание 25
Список использованной литературы 27
Таким образом, бюрократия, будучи одной из форм осуществления властных функций, элементом механизма интеграции и социального регулирования в современном обществе, безусловно, может быть оценена как явление и необходимое, и неизбежное, и положительное. Но не только.
В своем определении бюрократии Вебер стремился выделить черты, общие для всех современных административных систем. Он указал десять таких черт, но для удобства они могут быть сведены к четырем главным признакам. Бюрократическое управление, согласно Веберу, отличают: иерархия - каждый чиновник имеет четко определенную сферу полномочий в иерархической структуре и подотчетен в своих действиях вышестоящему начальству; последовательность - должность является основным видом деятельности, дающим жалованье и перспективу регулярного повышения по службе; безличность - работа производится в соответствии с правилами, которые исключают произвол или фаворитизм, а обо всех действиях дается письменный отчет; специальные знания - чиновники отбираются на основе способностей, получают необходимую подготовку и контролируют доступ к служебной информации. В совокупности все эти черты образуют критерии, которым должна отвечать система управления, чтобы ее можно было назвать "бюрократической".
Но что означают понятия
"управление" и "система управления"?
Наиболее простой ответ состоит
в том, что управление представляет
собой координацию действий по достижению
какой-либо цели, а система управления
включает в себя набор должностей,
служащих для передачи распоряжений
руководства организации
В своем анализе бюрократии
Вебер проводил четкую границу между
управленческим персоналом и той
ассоциацией или корпоративной
группой, которая его использует.
Корпоративная группа представляет
собой добровольное или принудительное
объединение людей (от государства
до профсоюза, фирмы, политической партии,
университета и т.д.), которое избирает
руководящий орган для
Если в верхних эшелонах организации различие между бюрократами и "начальниками" или "лидерами" довольно-таки явное, то проведение нижней границы бюрократии более проблематично. Согласно Веберу, существенной характеристикой бюрократа является осуществление власти в канцелярии. Промышленные рабочие не обладают властью и не работают в канцелярии. Секретари и машинистки заняты канцелярской работой, которая имеет важное значение для деятельности бюрократической организации. Но они не осуществляют власть; они являются "канцелярскими служащими", а не "чиновниками". С другой стороны, многие служащие правительственных агентств, стоящие на низших ступенях иерархии, обладают властью над своими клиентами (работники службы социального обеспечения, таможенные чиновники и т.д.). Исключение их из рядов бюрократии носило бы парадоксальный характер. Тем самым граница бюрократии не может быть просто проведена над непосредственными исполнителями, как предлагалось сделать ранее. Эта граница зависит от природы организации. В частной промышленности бюрократия будет совпадать с управленческим персоналом; в правительственном учреждении она может охватывать более широкий круг лиц.
Проведение границ является
проблемой для любого понятия, а
соблюдение их четкости при всех обстоятельствах
может означать просто педантизм. Коль
скоро мы уверены, что бюрократы,
по определению, подчинены высшей власти
и сами осуществляют власть, то мы можем
называть бюрократическими те организации,
которые действуют в
Многие социологи, изучающие организации, приняли веберовское определение. Но Вебер утверждал также, что чем более организация приближалась к его модели, тем большей эффективностью она должна была отличаться, и что именно наивысшая эффективность бюрократической администрации являлась причиной ее распространения в современном обществе. Другими словами, Вебер полагал, что определяющие характеристики бюрократии выступали необходимым условием организационной эффективности; в результате его модель оказывалась также и нормативной. Он писал: "Как показывает опыт, чисто бюрократический тип управленческой организации способен, с чисто технической точки зрения, достичь наивысшей степени эффективности ... и превосходит любую иную форму по своей точности, стабильности, дисциплине, и надежности" [2]. А в другом месте он утверждал: "Полностью развитый бюрократический механизм находится в таком же отношении к другим формам организации, как машина к немеханическим способам производства".
Что лежало в основе этого
утверждения Вебера? Сразу же нужно
отметить два обстоятельства. Во-первых,
когда он настаивал на превосходстве
бюрократии, то сопоставлял ее не с
каким-то абсолютным идеалом, а с
формами управления, существовавшими
в прошлом - с управлением неоплачиваемых
должностных лиц или
Если мы рассмотрим различные элементы веберовской модели бюрократии, то можем увидеть, чем каждый из них соответствует этому критерию эффективности. Основным признаком бюрократии является систематическое разделение труда, при помощи которого административные проблемы разбиваются на ряд поддающихся решению задач, относящихся к сфере деятельности различных должностных лиц и координируемых в рамках централизованной иерархии. Механическая аналогия является здесь довольно точной - разложение сложного движения на ряд элементов и превращение их в управляемый процесс позволяет добиться громадного расширения масштабов, точности и эффективности действия. Другие признаки бюрократии служат той же цели. Ее безличный характер гарантирует отсутствие фаворитизма в подборе персонала, который назначается в соответствии с индивидуальными достижениями, а также в самой управленческой деятельности, свободной от непредсказуемости личных связей. Подчиненность правилам позволяет бюрократии вести большое число дел единообразно, тогда как наличие процедур для изменения этих правил освобождает от ограничений традиции. Для Вебера контраст с традиционными формами управления служил не только средством сравнения, но также и выделения тех черт бюрократии, которые в противном случае считались бы само собой разумеющимися. Так, отделение чиновника от собственности на средства управления позволяло снять финансовые ограничения частного хозяйства и вело к тому, что получение индивидом средств к существованию зависело от организации, тем самым подчиняя его организационной дисциплине. Эти факторы обеспечивали значительное расширение административных возможностей по сравнению с небюрократическими системами прошлого.
Утверждение Вебера о том, что определяющие критерии бюрократии образуют также модель административной эффективности, неоднократно подвергалось сомнению другими социологами. Их исследования реальной работы организаций говорят о том, что следование бюрократическим нормам может не только способствовать, но и препятствовать эффективности. Это происходит потому, что, как утверждают, принципы бюрократической организации являются более двусмысленными, чем считал Вебер, и им сопутствуют существенные "дисфункциональные" эффекты, которые тем более выражены, чем более последовательно применяются эти принципы. Каждый из таких принципов характеризуется определенным патологическим проявлением. Следование правилам может привести к отсутствию гибкости. Безличный характер отношений порождает бюрократическое безразличие и бесчувственность. Иерархия препятствует проявлению индивидуальной ответственности и инициативы. Считается также, что Вебер не сознавал противоречивого характера бюрократии отчасти потому, что исследования организаций лишь только начинались в первые десятилетия ХХ века. Кроме того, как утверждалось, на его взгляды слишком сильно повлияли примеры прусской армии и системы научной организации труда Тейлора. Модель машинообразной дисциплины, которая была для них характерна, не позволяла понять некоторые аспекты организации, необходимые для ее эффективной работы.
Что же это за аспекты? Они могут быть поняты в результате противопоставления преимущественно механистической веберовской модели и альтернативных концепций, выдвинутых впоследствии социологами. Одна из альтернатив предлагает идею организации как социальной системы или сети межличностных отношений. Веберовская модель организационной эффективности предусматривает, что все личностные характеристики, не имеющие отношения к исполнению служебных обязанностей, устраняются из организационной деятельности. Если бы это было так, то полное описание организации можно было бы дать, определив обязанности каждого должностного лица и взаимоотношения между ними; эффективность в таком случае достигалась бы в результате рационального распределения обязанностей на каждом уровне иерархии. На практике, однако, люди никогда не подчиняют полностью свои личностные качества ролевым требованиям. Они вступают в организацию как личности с индивидуальными потребностями и ожиданиями, которые они стремятся удовлетворить. А способ их социального взаимодействия в процессе работы может иметь решающее значение для эффективности их деятельности. Игнорирование этих фактов может вызвать сопротивление с их стороны. Людей можно заставить работать по приказу, но не работать эффективно и с самоотдачей. Для этого требуется их активное сотрудничество, которое достигается не только распоряжениями но и неформальным общением.
В рамках другого подхода
организации рассматриваются
К сходному выводу можно
прийти на основе еще одной концепции
организации, в которой подчеркивается
роль специальных знаний. В данной
концепции обычно проводится разграничение
двух форм власти, которые, как утверждают,
Вебер не разделил. Во-первых, это
полномочия, соответствующие положению
в бюрократической иерархии. Во-вторых,
это власть, основанная на специальных
знаниях и не связанная с занимаемой
должностью. Вебер ответил бы, что
эти две формы во многом совпадают
и что обладатели бюрократической
должности обычно приобретают свои
собственные знания и опыт. Однако
при этом не принимается во внимание
тот факт, что во многих случаях
управленцы должны контролировать специалистов
в тех сферах, в которых сами
они не имеют необходимых знаний
- финансовых, технических или
Каждая из этих трех альтернативных
концепций соответствует
Каждая из этих концепций
преподносилась в свое время в
качестве окончательной истины. Более
приемлемым, однако, было бы рассматривать
их не как взаимоисключающие
Информация о работе Контрольная работа по "Основы социологии и политологии"