Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:01, контрольная работа

Краткое описание

В научной литературе термин "избирательная система", в том числе и в российском правоведении, употребляется обычно в двух значениях - широком и узком.
В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Очевидно, что избирательная система в таком широком смысле регулируется не только правовыми нормами.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие избирательной системы.docx

— 31.82 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Финансовый университет  при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Тульский филиал Финуниверситета

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Политология»  

 

 

                                    

 

 

                                   Выполнил: студент 1 курса

                                                                    Направления бакалавриат экономики

                                                                    Группы вечерней

                                                                    Горячева Ю. К.

                                                                    № зач.кн. 100.26/120115

                                                              Проверил:  Баринова В. И.

 

 

 

Тула 2013г.

Понятие избирательной  системы

В научной литературе термин "избирательная система", в  том числе и в российском правоведении, употребляется обычно в двух значениях - широком и узком.

В широком смысле избирательная  система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Очевидно, что избирательная система в  таком широком смысле регулируется не только правовыми нормами. Сфера  этих отношений весьма широка. В  нее входят вопросы и определения  круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов, и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательная система  нормами избирательного права, понимаемого  как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не вся  избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), а также  обычаями и традициями данного общества.

Однако людей больше интересует избирательная система в так  называемом узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся  кандидатов избран на должность или  в качестве депутата. В зависимости  от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех  же итогах голосования могут оказаться  совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой  за более выгодную для себя избирательную  систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться).

Некоторые авторы, справедливо  отмечая, что каждое понятие должно употребляться только в одном  смысле, предлагают отказаться от использования  термина "избирательная система" в узком смысле, заменив его  на "способ определения результатов  голосования". Однако, представляется, что такая замена не оправданна. Ведь это понятие не сводится только к способу определения результатов  голосования, а в действительности представляет систему важнейших  юридических норм. Кроме того, данный термин принят в зарубежной литературе, и отказ от него осложнит взаимопонимание  российских и зарубежных правоведов.

Если попытаться дать определение  термину «избирательная система», абстрагируясь  от ее значения в узком или широком  смысле, то, по-видимому, под избирательной системой следует понимать совокупность правил, приемов, процедур, процессов и институтов, обеспечивающих легитимное формирование выборных органов государственной власти и местного самоуправления на основе адекватного представительства многообразных интересов гражданского общества.

Несомненно, что избирательная  система, как составная часть  политической системы, сама подобно  любой системе подразделяется на структурные компоненты, из которых  в качестве наиболее общих выделяются избирательное право - теоретико-юридический  компонент и избирательная процедура (или избирательный процесс) -компонент  практически-организационный.

Избирательное право - это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, их организацию и проведение, взаимоотношение между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранных представителей. Этот термин может употребляться и в другом, более узком значении, а именно как право гражданина участвовать в выборах, как в качестве избирателя (активное избирательное право), так и в качестве избираемого (пассивное избирательное право).

Избирательная процедура  составляет практически-организационную  часть избирательной системы. Она  включает в себя мероприятия государства  по организации и проведению выборов, а именно: назначение выборов; создание избирательных органов, ответственных  за их проведение; организацию избирательных  округов, районов, участков; регистрацию  кандидатов в депутаты; определенную финансовую поддержку выборов; охрану порядка в ходе их проведения; определение  результатов голосования.

В отличии от многих зарубежных конституций, Конституция России не содержит специальной главы об избирательном  праве.

Основными структурными компонентами избирательной системы являются субъекты выборов и избирательное  право.

К субъектам выборов  относятся:

Избиратели – одно из главных действующих лиц в  процессе выборов.

Политические партии - Поскольку  главная цель деятельности партии –  овладение политической властью  или участие в её осуществлении. Участие политической партии в выборах  может быть обусловлено соблюдением  ряда требований ограничительного характера, к числу которых относятся:

- минимальное число членов;

- получение определенного  процента голосов на предыдущих  выборах;

- сам факт периодического  участия в выборах.

Кандидаты на выбранную должность - То или иное конкретное лицо приобретает  статус кандидата после того, как  пройдет процедуру регистрации.

Избирательные комиссии осуществляют организационное руководство всем процессом выборов. Значимость их положения  в избирательной системе определяется обширными полномочиями, которыми они  обладают. В их числе:

- контроль за соблюдением  избирательных прав граждан;

- регистрация выдвинутых  кандидатов;

- распределение финансовых  средств, выделенных государством, между кандидатами или партиями (если таковые предусмотрены);

- организация голосования;

- принятие решения о  действительности бюллетеней;

- определение результатов  выборов.

Как видно, возможности влияния  избирательных комиссий на процесс  выборов весьма значительны. Поэтому  основными требованиями к избирательным  комиссиям являются беспристрастность и независимость их персонала.

Избирательное право  – это совокупность юридических  норм, обеспечивающих и регулирующих формирование выборных институтов власти.

 

Термин «избирательное право» употребляется и в другом, узком  значении:

избирательное право  – это право граждан участвовать  в формировании выборных институтов власти. В этом случае различают:

- активное избирательное  право – право гражданина избирать;

- пассивное избирательное  право – право гражданина быть  избранным

Мажоритарная  и пропорциональная избирательные  системы, их достоинства и недостатки.

Основными типами избирательных  систем являются: мажоритарная, пропорциональная и смешанная

Мажоритарная  избирательная система характеризуется тем, что избранным в тот или иной выборный орган считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. В зависимости от того, какое большинство требуется для победы на выборах, мажоритарные избирательные системы делятся на систему относительного большинства и абсолютного большинства. Мажоритарная система относительного большинства - это система, при которой избранным считается тот кандидат, кто получил наибольшее количество голосов, т.е. больше голосов, чем любой из его соперников. Это самая простая система. Она всегда результативна, так как кто-нибудь всегда набирает относительное большинство голосов. Огромное  преимущество этой системы – исключение второго тура. При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании. Мажоритарная система абсолютного большинства требует для избрания абсолютного большинства голосов избирателей, т.е. более половины (50% + 1) общего их числа. При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Если он не достигнут, то  выборы считаются несостоявшимися.

Достоинство данной системы  по сравнению с системой относительного большинства заключается в том, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей , даже если это большинство составляло один голос. В случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором, как правило, представлены два кандидата, получившие наибольшее количество голосов. Во втором туре победитель, как правило, определяется по системе относительного большинства.

 

Пропорциональная  система предполагает распределение мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или партийными блоками.

Как и мажоритарная пропорциональная система имеет разновидности. Существует два ее вида:

- голосование по закрытым  партийным спискам. В этом случае  избиратель голосует за  партийный  список в целом, не меняя  порядка расположения кандидатов;

- голосование с открытыми партийными списками. В этом случае избиратель имеет право голосовать не только за партийный список в целом, но и переставлять кандидатов в списке по своему выбору.

Мажоритарная  и пропорциональная система имеют  свои достоинства и недостатки.

К числу достоинств мажоритарной избирательной системы относится  то, что в ней заложены возможности  формирования эффективно работающего  и стабильного правительства. Это  достигается путем распределения  мандатов среди крупных, хорошо организованных партий, которые на основе большинства  формируют однопартийные правительства. Эта система также побуждает  мелкие партии  создавать блоки  или коалиции еще до начала выборов. Практика показывает, что созданные  на этой основе органы власти являются устойчивыми и способными проводить  твердую государственную политику. При мажоритарной избирательной  системе население голосует за конкретных депутатов. В результате возникают  крепкие устойчивые связи между  депутатами и избирателями. Поскольку  депутаты непосредственно избираются гражданами определенного округа и  обычно рассчитывают на свое переизбрание, то они больше ориентируются на свой электорат, стараются, по возможности, выполнить свои  предвыборные обещания или откликнуться на текущие просьбы  избирателей. В свою очередь избиратели лучше знают своих депутатов, чем при их избрании в общем  партийном списке при пропорциональной системе. Вместе с тем  мажоритарная избирательная система содержит и ряд существенных недостатков. Эта система во многом искажает реальную картину предпочтений и тем самым  не отражает волю избирателей. При данной системе для распределения парламентских  мандатов чаще всего имеет значение только факт получения кандидатом относительного большинства голосов.   Голоса же отданные всем другим кандидатам, при  распределении мандатов во внимание не принимаются и в этом смысле пропадают. Существует довольно большая  возможность манипулировать волей избирателей  через “нарезку избирательных округов”. Зная предпочтения избирателей,  можно манипулировать географией округов. Например, создать чисто сельские и чисто городские округа, либо, наоборот, их смешивать, когда это выгодно тому или иному кандидату и т.д. Таким образом, мажоритарная избирательная система создает возможность формирования правительства, опирающегося на большинство в парламенте, но не пользующегося поддержкой большинства населения. Она сильно ограничивает доступ в парламент представителей меньшинства, в том числе небольших партий. В результате мажоритарная избирательная система может ослаблять легитимность власти, вызвать у граждан недоверие к политическому строю, пассивность на выборах. Пропорциональная избирательная система в значительной мере позволяет устранить явное несоответствие между количеством поданных за партию голосов и количеством получаемых ею депутатских мест. Тем самым пропорциональная избирательная система наиболее адекватно отражает политическую волю населения. К достоинствам пропорциональной избирательной системы относится и то, что в сформированных с ее помощью органах власти представлена реальная картина расстановки политических сил. Она создает возможность быть представленным в органах власти национальным, религиозным меньшинствам и другим социальным слоям, образующим мелкие партии. Тем самым пропорциональная избирательная система обеспечивает обратную связь между государством и организациями гражданского общества, способствует легитимизации власти, активизирует участие населения в выборах. К недостаткам пропорциональной избирательной системы следует отнести относительно меньшую стабильность правительства. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-либо партии сформировать однопартийное правительство и побуждает к образованию коалиций. Объединение же разнородных по своим целям партий может приводить к обострению противоречий между ними, к распаду коалиций и отставке правительства. Поскольку при пропорциональной избирательной системе голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за списки партий, объединений, постольку весьма слаба непосредственная связь между депутатами и избирателями. Это обстоятельство также способствует большей зависимости депутатов от своих партий, чем от избирателей.  Такая несвобода может отрицательно сказаться на процессе принятия важных законов, депутат чаще всего голосует в интересах  партии и ее лидеров, чем своих избирателей. Для того, чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничит возможность проникновения  в него мелких партий или же представителей  крайне радикальных, а порой и экстремистских сил, многие страны используют так называемые “избирательные пороги”  устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов избирателей. Кандидаты тех партий или партийных блоков, которые не преодолели этот “порог”, автоматически исключаются из списка претендентов. Высокий “избирательный порог” подчас приводит к тому, что значительная часть избирателей оказывается непредставленной в парламенте. Минимальный – по существу оказывается неэффективным.

Попытки максимально использовать достоинства базовых избирательных  систем и нивелировать их недостатки приводят к возникновению смешанных  избирательных систем. Суть смешанной  избирательной системы заключается  в том, что часть депутатов  в один и тот же представительный орган власти избирается по мажоритарной системе, а другая часть - по пропорциональной системе. Предполагается при этом создание мажоритарных избирательных округов (чаще всего, одномандатных, реже - многомандатных) и избирательных округов (при  пропорциональной системе с многомандатными  округами) или единого общенационального  многомандатного избирательного округа для голосования по партийным  спискам кандидатов. Соответственно, избиратель получает право одновременно проголосовать за кандидата (кандидатов), баллотирующегося в мажоритарном округе на персональной основе и за политическую партию (список кандидатов от политической партии). В реальности при осуществлении  процедуры голосования избиратель получает минимум два бюллетеня: один для голосования за конкретного  кандидата по мажоритарному округу, другой - для голосования за партию.

Основные параметры  и особенности современной российской избирательной системы. Политический смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в Госдуму РФ.

Современная избирательная  система России очень молода. Согласно Конституции Российской Федерации  избирательное законодательство относится  к современному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это  означает, что при выборах в  свои органы государственной власти субъекты Федерации обязаны соблюдать  федеральное законодательство о  выборах и в то же время самостоятельно принимать такие законы. Такое  решение вопроса, с одной стороны, обеспечивает известное единообразие избирательных систем Федерации  и ее субъектов, а с другой –  порождает различия в избирательных системах субъектов Федерации. Различия можно считать несущественными, но они все же существуют, так что говорить об избирательной системе в субъектах Федерации как о единой для всех системе нельзя. Не лишено основания утверждение о том, что в Российской Федерации действуют одна федеральная избирательная система и 89 избирательных систем субъектов Федерации.

Выборы в органы государственной  власти субъектов РФ и органы местного самоуправления проводятся в соответствии с конституциями и уставами, законами о выборах, принимаемыми законодательными органами субъектов Федерации. Если же такой закон отсутствует, то выборы органа государственной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления проводятся на основе федерального закона.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"