Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:01, контрольная работа
В научной литературе термин "избирательная система", в том числе и в российском правоведении, употребляется обычно в двух значениях - широком и узком.
В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Очевидно, что избирательная система в таком широком смысле регулируется не только правовыми нормами.
Федеральное государственное
образовательное бюджетное
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финуниверситет)
Тульский филиал Финуниверситета
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Политология»
Тула 2013г.
Понятие избирательной системы
В научной литературе термин "избирательная система", в том числе и в российском правоведении, употребляется обычно в двух значениях - широком и узком.
В широком смысле избирательная
система - это система общественных
отношений, связанных с выборами
органов публичной власти. Очевидно,
что избирательная система в
таком широком смысле регулируется
не только правовыми нормами. Сфера
этих отношений весьма широка. В
нее входят вопросы и определения
круга избирателей и
Однако людей больше интересует избирательная система в так называемом узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться).
Некоторые авторы, справедливо
отмечая, что каждое понятие должно
употребляться только в одном
смысле, предлагают отказаться от использования
термина "избирательная система"
в узком смысле, заменив его
на "способ определения результатов
голосования". Однако, представляется,
что такая замена не оправданна.
Ведь это понятие не сводится только
к способу определения
Если попытаться дать определение термину «избирательная система», абстрагируясь от ее значения в узком или широком смысле, то, по-видимому, под избирательной системой следует понимать совокупность правил, приемов, процедур, процессов и институтов, обеспечивающих легитимное формирование выборных органов государственной власти и местного самоуправления на основе адекватного представительства многообразных интересов гражданского общества.
Несомненно, что избирательная
система, как составная часть
политической системы, сама подобно
любой системе подразделяется на
структурные компоненты, из которых
в качестве наиболее общих выделяются
избирательное право - теоретико-юридический
компонент и избирательная
Избирательное право - это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, их организацию и проведение, взаимоотношение между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранных представителей. Этот термин может употребляться и в другом, более узком значении, а именно как право гражданина участвовать в выборах, как в качестве избирателя (активное избирательное право), так и в качестве избираемого (пассивное избирательное право).
Избирательная процедура составляет практически-организационную часть избирательной системы. Она включает в себя мероприятия государства по организации и проведению выборов, а именно: назначение выборов; создание избирательных органов, ответственных за их проведение; организацию избирательных округов, районов, участков; регистрацию кандидатов в депутаты; определенную финансовую поддержку выборов; охрану порядка в ходе их проведения; определение результатов голосования.
В отличии от многих зарубежных конституций, Конституция России не содержит специальной главы об избирательном праве.
Основными структурными компонентами избирательной системы являются субъекты выборов и избирательное право.
К субъектам выборов относятся:
Избиратели – одно из главных действующих лиц в процессе выборов.
Политические партии - Поскольку главная цель деятельности партии – овладение политической властью или участие в её осуществлении. Участие политической партии в выборах может быть обусловлено соблюдением ряда требований ограничительного характера, к числу которых относятся:
- минимальное число членов;
- получение определенного
процента голосов на
- сам факт периодического участия в выборах.
Кандидаты на выбранную должность - То или иное конкретное лицо приобретает статус кандидата после того, как пройдет процедуру регистрации.
Избирательные комиссии осуществляют
организационное руководство
- контроль за соблюдением избирательных прав граждан;
- регистрация выдвинутых кандидатов;
- распределение финансовых
средств, выделенных
- организация голосования;
- принятие решения о действительности бюллетеней;
- определение результатов выборов.
Как видно, возможности влияния избирательных комиссий на процесс выборов весьма значительны. Поэтому основными требованиями к избирательным комиссиям являются беспристрастность и независимость их персонала.
Избирательное право – это совокупность юридических норм, обеспечивающих и регулирующих формирование выборных институтов власти.
Термин «избирательное право» употребляется и в другом, узком значении:
избирательное право
– это право граждан
- активное избирательное
право – право гражданина
- пассивное избирательное право – право гражданина быть избранным
Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки.
Основными типами избирательных систем являются: мажоритарная, пропорциональная и смешанная
Мажоритарная избирательная система характеризуется тем, что избранным в тот или иной выборный орган считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. В зависимости от того, какое большинство требуется для победы на выборах, мажоритарные избирательные системы делятся на систему относительного большинства и абсолютного большинства. Мажоритарная система относительного большинства - это система, при которой избранным считается тот кандидат, кто получил наибольшее количество голосов, т.е. больше голосов, чем любой из его соперников. Это самая простая система. Она всегда результативна, так как кто-нибудь всегда набирает относительное большинство голосов. Огромное преимущество этой системы – исключение второго тура. При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании. Мажоритарная система абсолютного большинства требует для избрания абсолютного большинства голосов избирателей, т.е. более половины (50% + 1) общего их числа. При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Если он не достигнут, то выборы считаются несостоявшимися.
Достоинство данной системы по сравнению с системой относительного большинства заключается в том, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей , даже если это большинство составляло один голос. В случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором, как правило, представлены два кандидата, получившие наибольшее количество голосов. Во втором туре победитель, как правило, определяется по системе относительного большинства.
Пропорциональная система предполагает распределение мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или партийными блоками.
Как и мажоритарная пропорциональная система имеет разновидности. Существует два ее вида:
- голосование по закрытым
партийным спискам. В этом
- голосование с открытыми партийными списками. В этом случае избиратель имеет право голосовать не только за партийный список в целом, но и переставлять кандидатов в списке по своему выбору.
Мажоритарная и пропорциональная система имеют свои достоинства и недостатки.
К числу достоинств мажоритарной
избирательной системы
Попытки максимально использовать
достоинства базовых
Основные параметры
и особенности современной
Современная избирательная система России очень молода. Согласно Конституции Российской Федерации избирательное законодательство относится к современному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что при выборах в свои органы государственной власти субъекты Федерации обязаны соблюдать федеральное законодательство о выборах и в то же время самостоятельно принимать такие законы. Такое решение вопроса, с одной стороны, обеспечивает известное единообразие избирательных систем Федерации и ее субъектов, а с другой – порождает различия в избирательных системах субъектов Федерации. Различия можно считать несущественными, но они все же существуют, так что говорить об избирательной системе в субъектах Федерации как о единой для всех системе нельзя. Не лишено основания утверждение о том, что в Российской Федерации действуют одна федеральная избирательная система и 89 избирательных систем субъектов Федерации.
Выборы в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления проводятся в соответствии с конституциями и уставами, законами о выборах, принимаемыми законодательными органами субъектов Федерации. Если же такой закон отсутствует, то выборы органа государственной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления проводятся на основе федерального закона.