Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:01, контрольная работа

Краткое описание

В научной литературе термин "избирательная система", в том числе и в российском правоведении, употребляется обычно в двух значениях - широком и узком.
В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Очевидно, что избирательная система в таком широком смысле регулируется не только правовыми нормами.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие избирательной системы.docx

— 31.82 Кб (Скачать файл)

Активное и пассивное  избирательное право. Выборы депутатов  в соответствующие органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  осуществляются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при  тайном голосовании. Эти принципы, закрепленные в конституциях и уставах субъектов  Федерации, действует на всей территории РФ в силу ее Конституции и федеральных  законов. Однако конституции, уставы и  законы субъектов Федерации, как  правило, ограничивают принцип всеобщности  избирательного права, сужая круг лиц, которые вправе голосовать (активное избирательное право) и быть избранными в органы государственной власти субъектов Федерации.

Законодательство субъектов  Федерации закрепляет ценз оседлости  при выборах депутатов законодательных  органов и глав администраций (исполнительной власти). Федеральный закон позволяет  субъектам Федерации устанавливать  сроки обязательного проживания на своей территории, которые не могут превышать одного года. Однако во многих субъектах Федерации требования Федерального закона нарушаются, а  число цензов увеличивается.

Порядок проведения выборов  и подсчет голосов. Выборы в законодательные  органы субъектов Федерации проводятся на основе различных систем подсчета голосов. Встречаются как мажоритарная система абсолютного большинства (одномандатные округа, образуемые на основе единой нормы представительства), так и пропорциональная система. Весьма часты и смешанные системы, когда одна часть депутатов избирается на основе мажоритарной, а другая –  на основе пропорциональной системы.

Референдум. Конституции  и уставы субъектов Российской Федерации  предусматривают право граждан  на непосредственное участие в осуществлении  государственной власти в форме  референдума. Права граждан на участие  в референдуме субъектов РФ закреплены в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. Системы проведения референдума  во многом повторяют федеральную  модель.

На референдум субъекта РФ могут быть вынесены вопросы, находящиеся  в ведении субъекта РФ. На местный  референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления. Законами субъектов  РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть установлены  вопросы, подлежащие вынесению на референдум. В то же время, на референдум субъекта РФ, местный референдум не могут  быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении  или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления  полномочий органов государственной  власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов государственной  власти субъекта РФ, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных  выборов;

б) о формировании состава  органов государственной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления, персональном составе  органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов  и должностных лиц;

г) о принятии или об изменении  соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению  здоровья и безопасности населения.

Вопросы, выносимые на референдум субъектов РФ, как и в Российской Федерации в целом, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права  и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Указанные  вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключала возможность их множественного толкования. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.

 

Основной концепцией Федерального закона от 18 мая 2005 г. стала отмена смешанной  избирательной системы и закрепление  избрания депутатов Государственной  Думы исключительно на основе пропорциональной избирательной системы.

Одним из существенных аргументов в пользу перехода к пропорциональной избирательной системе стало  справедливое утверждение о том, что большинство депутатов, избранных  по одномандатным избирательным  округам, впоследствии присоединяются к какой-либо партийной фракции, а то и вступают в саму партию.

Требования, предъявляемые  к выборам по мажоритарной системе  относительного большинства, фактически приводят к установлению двухпартийной (иногда трехпартийной) монополии. Крупные  партии становятся самодовольными, бюрократизированными и невосприимчивыми; партийная элита  берет контроль в свои руки.

Небольшие партии появляются только на какое-то непродолжительное  время и затем отмирают по мере того, как их потенциальные сторонники приходят к осознанию того факта, что их голоса тратятся впустую на тех кандидатов, которые не могут  выиграть. Новые и маленькие партии не встречают поддержки; разработка конкурирующей многопартийной политики наталкивается на препятствия. Женщины, этнические и расовые меньшинства, а также другие социально менее  влиятельные группы общества не представлены должным образом в законодательных  органах.

В противоположность вышесказанному, пропорциональное представительство  разрушает монополию двух или  трех доминирующих партий и поощряет многопартийное соперничество, повышает роль политических партий.

Другим аргументом в пользу пропорциональной избирательной системы  называют то, что политические партии на выборах будут ориентироваться  на общегосударственные, а не на регионально-республиканские  интересы. В этих условиях политические партии будут вынуждены заняться поиском собственной, отличающейся от других программы.

Важной новеллой Федерального закона от 18 мая 2005 г. является неупоминание в нем избирательных блоков в  качестве субъекта выдвижения федерального списка. Это должно способствовать объединению мелких политических партий в более крупные. Тем самым  сужается круг участников избирательной  кампании по выборам депутатов Государственной  Думы

Федерального Собрания Российской Федерации только до политических партий, исключается возможность прохождения  в Государственную Думу непрочных  избирательных объединений, которые  вскоре распадаются.

Недостатком пропорциональной избирательной системы является отсутствие связей между избирателями и депутатами. Преодолению этого  недостатка призвана способствовать норма  Федерального закона от 18 мая 2005 г. о  разделении федерального списка на региональные группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» http://www.rg.ru/oficial/doc/federal_zak/19_03.shtm
  2. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». http://www.rg.ru/2005/05/24/vybory-doc.html .
  3. Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. В 3 ч. – СПб.: БГТУ, 2004. – Лекция 16. – URL: http://nicbar.narod.ru/Spetskurs.htm.
  4. Выборы во всём мире. Электронная свобода и общественный процесс: энциклопедический справочник. – М.: РОССПЭН, 2001. -1112с.
  5. Иванченко А.В., Кынев А.В., Любарёв А.Е. Пропорциональная избирательная система в России: история, современное состояние, перспективы. – М.: Аспект Пресс, 2005. -333с.
  6. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. – М.: Норма, 2003. -297с.
  7. Кынев А.В., Любарёв А.Е. Партии и выборы современной России: эволюция и деволюция. – М.: Новое лит. Образование,2011. -792с.
  8. Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий и партийного строительства. – М.: Русская панорама, 2006. -680с.
  9. Скосаренко Е.Е. Избирательная система России: мифы и политическая реальность. М.: Формула права, 2007. -206с.
  10. Скрипкина Ж.Б. Избирательные системы и технологии. – М.: Вузовский учебник, 2005. -174с.
  11. Соловьёв А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. – М.: Аспект Пресс, 2010. -559с.
  12. Технологии выборов: стратегия, тактика и пошаговое руководство по организации избирательной компании. М.: Современная школа, 2009. -256с.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"