Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 23:33, контрольная работа
1.Дать определение государству.
3.Формы государства.
4. Формы правления.
1.Дать определение государству.
Государство — это особая общественная организация, которая состоит из специальных органов, постоянно занимающихся управлением.
Структура
государства соответствует
2.
Признаки:
-единая
политическая сила в масштабе всей страны
-наличие собственности
-наличие государственного языка
-разделение властвей
-суверенитет
-Символика
-наличие денежной единицы
-территория
основные: территория,население,публичная
власть(аппарат упр и принуждения)
второстепенные: налоги(принудительные
сборыс населения на содержание публичной
власти),законы,суверенитет(
3.Формы государства.
Понятие формы государства относится
к важнейшим его
формы государства: форма правления, форма территориального устройства, политический режим
1. Под формой правления
обычно понимают организацию верховной государственной
власти: ее высших и центральных органов,
их компетенцию, взаимоотношения между
собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется
ли верховная власть в государстве одним
лицом или коллегиальным выборным органом,
различают монархическую и республиканскую формы правления.
2. Форма государственного
устройства представляет собой административно-
Выделяют три основные формы государственного
устройства: унитарную и федеративную,
конфедеративную.
3. Политический (государственный) режим - это совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть. Различают две основные разновидности политических режимов: демократические и недемократические.
4. Формы правления.
Форма правления - организация верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением.
Разновидности:
Абсолютная монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу — царю, королю, императору. (Оман)
Сословно-представительная монархия — форма правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительным органом (например, Земский Собор в России).
Конституционная монархия — форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Эти ограничения устанавливаются конституцией (Англия, Дания).
Дуалистическая монархия характеризуется двойственным характером: юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Государства, в которых монарх возглавляет и религиозное управление страной, называется теократическим (Саудовская Аравия).
Разновидности:
Парламентская республика — форма правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике правительство формирует парламентское большинство (той партией, которой принадлежит большинство голосов в парламенте). Глава государства избирается или парламентом или парламентской коллегией. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. (Германия, Италия)
Президентская республика — форма правления, при которой наряду с парламентаризмом соединяется в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. При этой форме у президента большие полномочия, правительство подотчетно президенту, а не парламенту. (США)
Смешанная (президент- выборные голосования; премьер министр назначается президентом. С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (Россия, Франция)) Президент РФ формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117). В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту. Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.
5.Форма территориального
устройства (примеры)
Унитарное
государство — вид территориально-
Федеративное
государство — форма территориально-
Территория состоит из территорий субъектов
федерации. Верховная законодательная,
исполнительная и судебная власть принадлежит
федеральному центру. Субъекты федерации
обладают правом принятия собственных
конституций, имеют свои высшие законодательные,
исполнительные и судебные органы. . В
большинстве федеральных государств существует
единое гражданство, в парламенте имеется
палата представляющая интересы членов
федерации.(РФ)
Конфедерация — союз самостоятельных, суверенных государств, образованный на основе договора с целью совместного решения определенных проблем. При таком устройстве члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. Отличия: конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, характерных для федерации; нет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета. Конфедерация может договориться о единой денежной системе, единой таможенных правилах и т.д. Как правило, конфедерации недолговечны — они или распадаются или превращаются в федерацию.(речь посполитая, Босния и Герцеговина(теоретически федерация ноне имеет права сецессии)
6. Политический режим.
— совокупность методов, приёмов, способов,
с помощь которых осуществляется
государственная власть, то есть способ
функционирования его политической системы.
Политический режим характеризуется методами
осуществления политической власти, мерой
участия граждан в управлении, степенью
политической свободы в обществе, открытостью
или закрытостью политических элит с точки
зрения социальной мобильности, фактическим
состоянием правового статуса личности.
— одна из разновидностей либерального режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством.
-Прямой (выборы, референдумы (всенародное голосование за проект))
-Представительный (через парламент)
— власть узкой правящей группировки или диктатора; централизация государственной власти; ограничение прав и свобод человека, декларативность и отсутствие реальных гарантий соблюдения государством; огосударствление институтов гражданского общества, тотальный контроль государства за частной жизнью, чрезмерная правовая регламентация общественных отношений;
-Авторитарный – это режим, при котором власть сосредоточена в руках одного человека, но при этом действует следующий принцип правового регулирования: "разрешено только то, что разрешено законом". полит.режим, при котором осуществлении госуд. власти связанно с одним лицом, как правило по его произволу не учитывая мнения большинства государства (промежуточный между демокр. и тоталитарным; Россия сейчас)
-Тоталитарный - это режим, при котором со стороны государства контролируются все сферы жизни общества, а вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека;(; Адольфа Гитлера в Германии, Иосифа Сталина[1] в СССР и Бенито Муссолини в Италии)
-Аристократический (власть
-Олигархический (власть сосредоточена
в руках сравнительно
-Деспотический (неограниченная власть; государства Древнего Востока и Древней Африки)
-Тиранический (установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении; средневековые города-государства Северной и Средней Италии).
7. Теории происхождения государства.
1. теологическая
теория. Она исходит из того, что происхождение
и существование государства является
результатом проявления божьей воли. Государственная
власть вечна, незыблема и подчинение
ей естественно. Правители действуют от
имени бога, их власть носит божественный
характер, а издаваемые законы соответствуют
божественной справедливости. (Уже в сохранившихся
литературных и историко-правовых памятниках
Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая
нашла четкое выражение теологическая
теория.)
2. Патриархальная теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи.Люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.
3. Договорная теория. Согласно ей государство возникло в результате заключения общественного договора. Люди договорились между собой объединиться в государственный союз, создать власть и подчиняться ей. Необходимость объединения людей диктовалась появлением общественного неравенства, породившего несправедливость и конфликты, а также целями выживания в условиях природной стихии и окружения враждебными племенами.
4. Органическая теория. Ее ведущим представителем был английский мыслитель Г. Спенсер, живший в ХIХ в. Он сопоставлял общество с биологическим организмом, тщательно выясняя их сходство и различия. Результатом такого сопоставления стало обнаружение некоторых закономерностей. Г. Спенсер считал, что общество подвержено стадийности развития, например переходу от простого к сложному. Это усложнение он видел, в частности, в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и т.д.
5. Психологическая теория. Один из ее основоположников профессор Л.И. Петражицкий объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в частности стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Государство и право особыми психическими свойствами людей, их эмоциями, переживаниями. Причиной возникновения государства является определенное состояние психики людей. Постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей язычества и колдунов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно.
6. Ирригационную теорию связывают с именем немецкого ученого К. Виттфогеля. Он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах.В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали: как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др.
7. Теория насилия объясняет возникновение государства завоеванием одних племен другими, т.е. военно-политическим фактором. После завоевания победители стремятся с помощью насилия утвердить свое господство и образуют для этих целей государственную организацию. Возникновение частной собственности, классов и государства является результатов внутреннего и внешнего насилия. Государство продолжает быть органом угнетения там, где не стерлись юридические различия между победителями и побежденными.
8. Экономическая
теория (или материалистическая) утверждает