Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 23:33, контрольная работа

Краткое описание

1.Дать определение государству.
3.Формы государства.
4. Формы правления.

Вложенные файлы: 1 файл

билеты по праву(все).docx

— 48.88 Кб (Скачать файл)

1.Дать  определение государству.

Государство — это особая общественная организация, которая состоит из специальных органов, постоянно занимающихся управлением.

Структура государства соответствует уровню развития самого общества. Государство — продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени зрелости общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей государство становится его основной управляющей системой. 

2. Признаки: 
-единая политическая сила в масштабе всей страны 
-наличие собственности 
-наличие государственного языка 
-разделение властвей 
-суверенитет 
-Символика 
-наличие денежной единицы 
-территория 
основные: территория,население,публичная власть(аппарат упр и принуждения) 
второстепенные: налоги(принудительные сборыс населения на содержание публичной власти),законы,суверенитет(верховенство гос. власти внутри страны)

3.Формы государства.

 
Понятие формы государства относится  к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как  устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной  власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования  и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная  власть в стране.

формы государства: форма правления, форма территориального устройства, политический режим

 
1. Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

2. Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами. 
Выделяют три  основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную, конфедеративную.

3. Политический (государственный) режим - это совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть. Различают две основные разновидности политических режимов: демократические и недемократические.

4. Формы правления.

Форма правления - организация верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением.

  • Монархическая форма - форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Разновидности:

Абсолютная монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу — царю, королю, императору. (Оман)

Сословно-представительная монархия — форма правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительным органом (например, Земский Собор в России).

Конституционная монархия — форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Эти ограничения устанавливаются конституцией (Англия, Дания).

Дуалистическая монархия характеризуется  двойственным характером: юридически и фактически власть разделена между  правительством, формируемым монархом, и парламентом. Государства, в которых  монарх возглавляет и религиозное  управление страной, называется теократическим (Саудовская Аравия).

 

  • Республика - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Разновидности:

Парламентская республика — форма правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике правительство формирует парламентское большинство (той партией, которой принадлежит большинство голосов в парламенте). Глава государства избирается или парламентом или парламентской коллегией. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. (Германия, Италия)

Президентская республика — форма правления, при которой наряду с парламентаризмом соединяется в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. При этой форме у президента большие полномочия, правительство подотчетно президенту, а не парламенту. (США)

Смешанная (президент- выборные голосования; премьер министр назначается президентом. С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (Россия, Франция))  Президент РФ формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117). В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту. Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

5.Форма территориального устройства (примеры)                                                                             

Унитарное  государство  — вид  территориально-государственного  устройства,  характеризующийся  концентрацией власти  в  центральных  государственных  органах. характерны единые для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство местными органами. На всей территории действует одна конституция, одно законодательство, одно гражданство. Составные части не обладают государственным суверенитетом. По степени их зависимости от центра унитарное государство может быть централизованным и децентрализованным. В первом случае главы на местах назначаются из цента, во втором — избираются населением. (Франция)

Федеративное  государство  — форма  территориально-государственного  устройства,  отличительной  чертой  которой является  то,  что  входящие  в  состав  государства  государственные образования (субъекты  федерации)  обладают  значительной самостоятельностью  и  имеют  собственное  административно-территориальное  деление. 
Территория состоит из территорий субъектов федерации. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральному центру. Субъекты федерации обладают правом принятия собственных конституций, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы. . В большинстве федеральных государств существует единое гражданство, в парламенте имеется палата представляющая интересы членов федерации.(РФ)

Конфедерация  —  союз  самостоятельных,  суверенных  государств, образованный на основе договора с целью совместного решения определенных проблем. При таком устройстве члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. Отличия: конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, характерных для федерации; нет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета. Конфедерация может договориться о единой денежной системе, единой таможенных правилах и т.д. Как правило, конфедерации недолговечны — они или распадаются или превращаются в федерацию.(речь посполитая, Босния и Герцеговина(теоретически федерация ноне имеет права сецессии)

 

6. Политический режим.

— совокупность методов, приёмов, способов, с помощь которых осуществляется государственная власть, то есть способ функционирования его политической системы.  
Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

  • Демократический режим (права граждан – высшая ценность)

— одна из разновидностей либерального режима, основанного на признании  принципа равенства и свободы  всех людей, участии народа в управлении государством.

-Прямой (выборы, референдумы (всенародное  голосование за проект))

-Представительный (через парламент)

  • Недемократический режим (притеснение прав)

—  власть узкой правящей группировки или диктатора; централизация государственной власти; ограничение прав и свобод человека, декларативность и отсутствие реальных гарантий соблюдения государством; огосударствление институтов гражданского общества, тотальный контроль государства за частной жизнью, чрезмерная правовая регламентация общественных отношений;

-Авторитарный – это режим, при котором власть сосредоточена в руках одного человека, но при этом действует следующий принцип правового регулирования: "разрешено только то, что разрешено законом". полит.режим, при котором осуществлении госуд. власти связанно с одним лицом, как правило по его произволу не учитывая мнения большинства государства (промежуточный между демокр. и тоталитарным; Россия сейчас)

-Тоталитарный - это режим, при котором со стороны государства контролируются все сферы жизни общества, а вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека;(; Адольфа Гитлера в Германии, Иосифа Сталина[1] в СССР и Бенито Муссолини в Италии)

-Аристократический (власть принадлежит  знати; городах-государствах античности (Древний Рим, Спарта и т.  д.) и в некоторых средневековых  республиках Европы)

-Олигархический (власть сосредоточена  в руках сравнительно малочисленной  группы граждан; Спарта, Карфаген)

-Деспотический (неограниченная власть; государства Древнего Востока и Древней Африки)

-Тиранический (установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении; средневековые города-государства Северной и Средней Италии).

7. Теории происхождения государства.

 
1. теологическая теория. Она исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли. Государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости. (Уже в сохранившихся литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая нашла четкое выражение теологическая теория.)

2. Патриархальная теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи.Люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.

3. Договорная теория. Согласно ей  государство возникло в результате заключения общественного договора. Люди договорились между собой объединиться в государственный союз, создать власть и подчиняться ей. Необходимость объединения людей диктовалась появлением общественного неравенства, породившего несправедливость и конфликты, а также целями выживания в условиях природной стихии и окружения враждебными племенами.

4.  Органическая теория. Ее ведущим представителем был английский мыслитель Г. Спенсер, живший в ХIХ в. Он сопоставлял общество с биологическим организмом, тщательно выясняя их сходство и различия. Результатом такого сопоставления стало обнаружение некоторых закономерностей. Г. Спенсер считал, что общество подвержено стадийности развития, например переходу от простого к сложному. Это усложнение он видел, в частности, в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и т.д. 

5. Психологическая теория. Один из ее основоположников профессор Л.И. Петражицкий объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в частности стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Государство и право особыми психическими свойствами людей, их эмоциями, переживаниями. Причиной возникновения государства является определенное состояние психики людей. Постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей язычества и колдунов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно.

6. Ирригационную теорию связывают с именем немецкого ученого К. Виттфогеля. Он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах.В связи с этим сформировался слой управленцев, которые знали: как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др.

7. Теория насилия объясняет возникновение государства завоеванием одних племен другими, т.е. военно-политическим фактором. После завоевания победители стремятся с помощью насилия утвердить свое господство и образуют для этих целей государственную организацию. Возникновение частной собственности, классов и государства является результатов внутреннего и внешнего насилия. Государство продолжает быть органом угнетения там, где не стерлись юридические различия между победителями и побежденными.

8. Экономическая теория (или материалистическая) утверждает, прежде всего, что государство возникло в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем и раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Государство рассматривается как средство подавления одних классов (неимущих) другими (имущих). Суть теории — государство возникает в результате раскола общества на классы. Отсюда следует, что государство — это временное явление, с исчезновением классов оно должно отмереть.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"