Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 23:33, контрольная работа
1.Дать определение государству.
3.Формы государства.
4. Формы правления.
8. Марксисткая теория (Энгельс «происхождение семьи… и государства)
МАРКСИСТСКАЯ ТЕОРИЯ —
тео́рия происхожде́ния госуда́рства
связывает возникновение государства
с появлением частной собственности, расколом
общества на классы и классовыми противоречиями.
учение, сторонники которого исходят из
того, что право возникает вместе с государством
как реакция на существующие в обществе
непримиримые (антагонистические) социальные
противоречия. При этом позиции сторонников
этой теории основываются на тождественности
причин и факторов, порождающих государство
и право. Считалось, что государство и
право возникают одновременно в силу одних
и тех же причин. Положение из работы Ф.
Энгельса «Происхождение семьи, частной
собственности и государства» о том, что
«вместе с законом возникают и органы,
которым поручается его соблюдение, —
публичная власть, государство» почему-то
всегда однозначно воспринималось отечественной
юридической наукой как одновременность
происхождения государства и права. Как
то упускалось из виду другое высказывание
автора в той же работе: «история права
показывает, что в наиболее ранние и примитивные
эпохи… индивидуальные, фактические отношения
в их самом грубом виде и являются непосредственно
правом. С развитием гражданского права,
т.е. развитием личных интересов до степени
классовых интересов, правовые отношения
изменились и получили цивилизованное
выражение. Они стали рассматриваться
уже не как индивидуальные отношения,
а как всеобщие» (Маркс К., Энгельс Ф.). Однозначно
решался вопрос о детерминированности
генезиса права экономическим фактором:
люди забывают о происхождении права из
экономических условий, подобно тому,
как они забывают о своем собственном
происхождении из животного царства»
(Ф. Энгельс).
10. Соотношение морали, обычаев и права.
Мораль - один из осн. способов нормативной регуляции действий человека.
Обычай - древние правила поведения людей.
Право - система общеобязательных правил (норм) поведения, санкционированных или установленных государством, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.
Единство норм права и норм морали основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.
Единство и соотношение между правом и моралью выражается в том, что:
Вместе с тем нормы нрава и нормы морали отличаются друг от друга следующими признаками:
Взаимодействие права и морали
Различия права и морали являются
основанием их взаимодействия. Они
служат одной цели — согласованию
интересов личности и общества, обеспечению
и поддержанию общественного
порядка. Реализация правовых норм, их
исполнение во многом обусловливаются
тем, насколько они соответствуют
нормам морали. Чтобы правовые нормы
действовали эффективно, они но крайней
мере не должны противоречить моральным
ценностям общества. В некоторых случаях
право способствует избавлению общества
от устаревших моральных норм. Например,
именно благодаря праву шел процесс преодоления
кровной мести — одного из постулатов
морали прошлых времен. Одновременно ряд
правовых норм (в частности, уголовные
нормы) непосредственно закрепляет в законе
моральные нормы, подкрепляя их юридическими
санкциями.
Нормы права и обычая обладают также рядом
общих признаков: являются общими и обязательными
правилами поведения людей, указывая какими
должны быть поступки чел. Но есть и различия:
по происхождению, по способу реализации,
по форме выражения.(обычаи реализ силой
общественного мнения,-право еще и с учетом
государственного принуждения)
Происхождение права.
Первые формы институтов власти и первые общеобязательные нормы поведения сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным.
Теории происхождения права:
Теологическая теория, Теория естественного права, Психологическая теория, Историческая школа, Нормативистская теория, Позитивистская теория, Марксистская теория, Примирительная теория права, Регулятивная теория.
11.
Что такое право.
Право — система общеобязательных
правил (норм) поведения, санкционированных
или установленных государством,
исполнение которых обеспечивается
принудительной силой государства.
Обеспечивает функционирование общества
как единого целого. Способствует гармонизации
и сочетанию интересов различных социальных
групп и отдельных лиц. Социальная ценность права выражается
в том, что оно является одним из ведущих
средств воздействия государства на общество,
выступает ведущим регулятором общественных
отношений, путем установления общих правил
поведения граждан, функционирования
органов государства, деятельности предприятий,
учреждений и организаций
12. Правовые системы.
Правовой системой называют совокупность права (в первую очередь в позитивном смысле, смысле системы права), правосознания и правовой практики. Понятие правовой системы часто используется, чтобы обозначить всё связанное с правом в определённой стране, охарактеризовать историко-правовые и культурные отличия права разных государств и народов.
первый подход - содержание понятия «правовая система» рассматривается в контексте различных форм внешнего выражения и закрепления правовых норм, а также их взаимодействия друг с другом. ( правовая система это «базовое юридическое понятие, охватывающее все правовые акты и их связи в национально государственном масштабе»)
второй подход - понятие «правовая система» характеризуется через призму не только позитивного права, но и некоторых других тесно связанных с ним и между собой активных элементов правовой действительности.( правовая система — «это всё позитивное право, рассматриваемое в единстве с активными элементами правовой действительности — правовой идеологией и судебной (юридической) практикой»)
Третий подход отличает стремление относиться к понятию «правовая система» как категории, отражающей все правовые явления и всю правовую действительность, существующие в обществе. («правовая система охватывает весь юридический аппарат, всю юридическую деятельность, осуществляемую в разных формах»)
В широком смысле правовая система
представляет собой правовую организацию
общества, «совокупность внутренне
согласованных и
классификации:
Романо-германская правовая
семья объединяет правовые системы всех стран
континентальной Европы. Эта правовая
семья возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права в правовых
системах этой семьи — нормативный акт. Эта система основана
на проверенных временем традициях римского
частного права и обладает в достаточной
степени определённостью и систематизированностью.
Российская Федерация также принадлежит
к романо-германской правовой системе
(хотя некоторые учёные выделяют славянскую
правовую систему и относят к ней и Россию)
К англо-саксонской правовой
семье относятся среди прочих правовые
системы Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайк
Религиозная правовая
система — это правовая система, где основным
источником права выступает священный
памятник. Наиболее известными примерами
являются исламское право(шариат) и иудейское право (галаха)
13. Отдельный по книге Д. Рене «Правовые системы!
http://www.bestreferat.ru/
14.
Конституция Российской
- основной закон Российской
Федерации, нормативный
Конституция устанавливает: 1) основные принципы устройства общества и государства; 2) наименования и полномочия органов государственной власти; 3) механизм осуществления государственной власти; 4) основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Ее характерные черты: 1) особый субъект, от имени которого принимается Основной Закон, – народ; 2) учредительный характер конституционно-правовых норм; 3) расширенный предмет регулирования Конституции; 4) особые юридические свойства Конституции.
Конституции могут быть: 1) в зависимости от исторического этапа принятия (первого поколения, второго поколения); 2) по социальным признакам (демократические конституции (действуют в большинстве стран цивилизованного мира), авторитарные конституции (в настоящее время они открыто встречаются крайне редко, обычно реальный авторитаризм бывает прикрыт демагогическими лозунгами), тоталитарные конституции и др.
3) по способу изменения («гибкие»
(они изменяются в том же
упрощенном порядке, что и
Структура: