Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:26, контрольная работа
Задание 1. Перечислите основные закономерности и тенденции развития общества в доцивилизационный период. Выделите наиболее важные, с вашей точки зрения, процессы, явления и достижения первобытной эпохи.
Первобытное общество (также доисторическое общество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошёл в употребление в XIX веке.
Задание 1. …………………………………………………………………………3
Задание 2. ………………………………………………………………………..10
Задание 3. ………………………………………………………………………..12
Задание 4. ………………………………………………………………………..16
Задание 5. ………………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………………...23
Вариант № 4
План
Задание 1. …………………………………………………………………………3
Задание 2. ………………………………………………………………………..
Задание 3. ………………………………………………………………………..
Задание 4. ………………………………………………………………………..
Задание
5. ………………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………………...
Задание 1. Перечислите основные закономерности и тенденции развития общества в доцивилизационный период. Выделите наиболее важные, с вашей точки зрения, процессы, явления и достижения первобытной эпохи.
Первобытное общество (также доисторическое
общество) — период в истории
человечества до изобретения письменности,
после которого появляется возможность
исторических исследований, основанных
на изучении письменных источников. Термин
доисторический вошёл в употребление
в XIX веке. В широком смысле слово
«доисторический» применимо к любому
периоду до изобретения письменности,
начиная с момента
Поскольку письменность появилась у разных народов в разное время, ко многим культурам термин доисторический либо не применяется, либо его смысл и временные границы не совпадают с человечеством в целом. В частности, периодизация доколумбовой Америки не совпадает по этапам с Евразией и Африкой (см. месоамериканская хронология, хронология Северной Америки, доколумбова хронология Перу). В качестве источников о доисторических временах культур, до последнего времени лишённых письменности, могут быть устные предания, передававшиеся из поколения в поколение.
Поскольку данные о доисторических временах редко касаются личностей и даже не всегда говорят что-либо об этносах, основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура. Все термины и периодизация этой эпохи, такие как неандерталец или железный век являются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения.
В различное время предлагалась
различная периодизация развития человеческого
общества. Так, А. Фергюсон и затем
Морган использовали периодизацию истории,
включавшую три этапа: дикость, варварство
и цивилизацию, причём первые две
стадии были разбиты Морганом на три
ступени (низшую, среднюю и высшую)
каждая. На стадии дикости в человеческой
деятельности господствовали охота, рыболовство
и собирательство, отсутствовала
частная собственность, существовало
равенство. На стадии варварства появляется
земледелие и скотоводство, возникает
частная собственность и
Морган считал наиболее ранней стадией
развития человеческого общества низшую
ступень дикости, начавшуюся с образованием
членораздельной речи, средняя ступень
дикости по его классификации
начинается с применения огня и появления
в рационе рыбной пищи, а высшая
ступень дикости — с
Наиболее разработанной
В 40-е годы XX века советские учёные П. П. Ефименко, М. О. Косвен, А. И. Першиц и др. предложили системы периодизации первобытного общества, критерием которых была эволюция форм собственности, степень разделения труда, семейные отношения и т. д. В обобщенном виде такую периодизацию можно представить так:
эпоха первобытного стада;
эпоха родового строя;
эпоха разложения общинно-
Все системы периодизации по-своему
несовершенны. Существует немало примеров,
когда каменные орудия палеолитической
или мезолитической формы использовались
у народов Дальнего Востока в
XVI—XVII вв., при этом у них существовали
родовое общество и развитые формы
религии, семьи. В настоящее время
считается, что общечеловеческая периодизация
первобытного строя заканчивается
на мезолите, когда культурное развитие
резко ускорилось и протекало
у разных народов разными темпами.
Ниже приводится общепринятая в настоящее
время археологическая
Первыми орудиями труда человека были оббитый камень и палка. Люди добывали себе средства существования охотой, которую вели совместно, и собирательством. Сообщества людей были небольшими, они вели кочевой образ жизни, передвигаясь в поисках пищи. Но некоторые сообщества людей, жившие в наиболее благоприятных условиях, начали переходить к частичной оседлости.
Важнейшим этапом в развитии человека стало появление языка. Вместо сигнального языка животных, способствующего их координации на охоте, люди получили возможность выражать языком абстрактные понятия «камень вообще», «зверь вообще». Такое применение языка привело к возможности обучать потомство словами, а не только примером, планировать действия до охоты, а не во время её и т. д.
Сначала первобытные люди пользовались
огнем, получаемым при пожарах, от ударов
молний и т. д. Поскольку добывать
огонь они ещё не умели, огонь
приходилось постоянно
Любая добыча делилась между всем коллективом людей. Орудия же труда, бытовая утварь, украшения находилась в пользовании отдельных людей, но хозяин вещи был обязан ею делиться, и кроме того, любой мог взять чужую вещь и пользоваться ею без спроса (пережитки этого до сих пор встречаются у отдельных народов).
Восходящие к Энгельсу марксистские
представления о раннем первобытном
обществе содержат предположение, что
первоначально половые
Так или иначе, неконтролируемое проявление
полового инстинкта, даже когда оно
не вело к открытым столкновениям
между соперниками, мешало единству
формирующейся общины. Коллективная
охота требовала сплоченности всех
её участников. Поэтому возник запрет
на половые отношения между
Естественным кормильцем человека была его мать — вначале она его вскармливала своим молоком, затем вообще брала на себя обязанность обеспечивать его пищей и всем нужным для жизни. Эту пищу должны были добывать на охоте мужчины — братья матери, принадлежавшие к её роду. Так стали образовываться ячейки, состоявшие из нескольких братьев, нескольких сестер и детей последних. Они жили в общинных жилищах.
Лишь затем возникла парная семья
— образование постоянных пар
на более или менее
Специалисты в настоящее время в основном считают, что во времена палеолита и неолита — 50-20 тысяч лет тому назад — социальное положение женщин и мужчин было равным, хотя ранее считалось, что сначала господствовал матриархат.
С изобретением лука охота усовершенствовалась, была приручена собака, ставшая помощником человека на охоте.
Постепенно охота привела к приручению животных — появилось первобытное животноводство. Из собирательства выросло земледелие: семена диких растений, собранных людьми и не использованных полностью, могли давать всходы около жилищ. Предполагают, что земледелие впервые зародилось в Передней Азии. Этот переход был назван неолитической революцией (X—III тысячелетия до н. э.). Результатом того, что средства к существованию стали более обеспеченными, стал существенный рост общей численности населения: на рубеже V—IV тысячелетий до н. э. на Земле уже проживало около 80 млн человек. Позже люди овладели плавкой металлов (сначала меди, затем и железа), что позволило создавать более совершенные металлические орудия труда.
Изменение экономики с чисто
присваивающей на производящую привело
и к изменению общества. У земледельческих
племен типом поселения стала
деревня в которой проживала
одна община, которая из родовой
превращалась в соседскую. Большие
общинные дома отошли в прошлое, и
в каждом доме теперь проживала одна
патриархальная семья. Собственность
на землю была коллективной — внутри
коллектива отдельные люди или семьи
владели участками земли, которые
можно было обрабатывать, но нельзя
передать другиму в пользование.
У одних общин земельные
Прирост населения земледельцев и
скотоводов, как правило, был выше,
чем у охотников-собирателей
Важным элементом общественной
организации были мужские союзы.
Мужская часть общины выбирала вождя
из числа мужчин, которые выделялись
из общей массы личными талантами,
знаниями, богатством и щедростью. Сначала
такие люди (так называемые бигмены)
были влиятельны благодаря своим
личным качествам, а затем власть
вождей стала передаваться по наследству.
Результатом этих процессов стало
появление привилегированных
Сначала соседние роды и племена
обменивались тем, что им давала природа:
солью, редкими камнями и т. п.
Дарами обменивались как целые общины,
так и отдельные люди; это явление
получило название дарообмена. Одной
из его разновидностей был «немой
обмен». Затем выделились племена
земледельцев, скотоводов и тех, кто
вёл земледельческо-
Некоторые исследователи полагают, что племена охотников, не принявшие аграрного образа жизни, начали «охотиться» на крестьянские общины, отнимая еду и имущество. Так сложилась дуальная система производящих сельских общин и грабящих их дружин бывших охотников. Вожди — предводители охотников постепенно перешли от набегового грабежа крестьян к регулярным регламентированным поборам (дани). Для самозащиты и защиты подданных от набегов конкурентов строились укреплённые города. Последним этапом догосударственного развития общества стала так называемая военная демократия.
Стали возникать вождества — политические единицы, включающавшие в себя несколько деревень или общин, объединенных под постоянной властью верховного вождя. Племена стали объединяться в союзы племен, которые постепенно стали преобразовываться в народности. Народности росли за счёт естественного прироста населения, за счёт дальнейшего объединения с соседними племенами и за счёт завоеваний чужих земель и покорения других племён и народностей.
Скорее всего, именно так возникли первые государства в Месопотамии, Древнем Египте и Древней Индии в конце 4 — начале 3 тысячелетия до н. э.