Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:26, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Перечислите основные закономерности и тенденции развития общества в доцивилизационный период. Выделите наиболее важные, с вашей точки зрения, процессы, явления и достижения первобытной эпохи.

Первобытное общество (также доисторическое общество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошёл в употребление в XIX веке.

Содержание

Задание 1. …………………………………………………………………………3
Задание 2. ………………………………………………………………………..10
Задание 3. ………………………………………………………………………..12
Задание 4. ………………………………………………………………………..16
Задание 5. ………………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………………...23

Вложенные файлы: 1 файл

Вариант 4 история мировых цивилизаций.docx

— 41.68 Кб (Скачать файл)

 

Вариант № 4

План

Задание 1. …………………………………………………………………………3

Задание 2. ………………………………………………………………………..10

Задание 3. ………………………………………………………………………..12

Задание 4. ………………………………………………………………………..16

Задание 5. ………………………………………………………………………..22

Список использованной литературы…………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1. Перечислите  основные закономерности и тенденции  развития общества в доцивилизационный  период. Выделите наиболее важные, с  вашей точки зрения, процессы, явления  и достижения первобытной эпохи.

 

 

Первобытное общество (также доисторическое общество) — период в истории  человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность  исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошёл в употребление в XIX веке. В широком смысле слово  «доисторический» применимо к любому периоду до изобретения письменности, начиная с момента возникновения  Вселенной (около 14 млрд лет назад), но в узком — только к доисторическому  прошлому человека. Обычно в контексте  дают указания, какой именно «доисторический» период обсуждается, например, «доисторических  обезьян миоцена» (23-5,5 млн лет  назад) или «Homo sapiens среднего палеолита» (300-30 тыс. лет назад). Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию о нём получают, опираясь на данные таких наук, как археология, этнология, палеонтология, биология, геология, антропология, археоастрономия, палинология.

Поскольку письменность появилась  у разных народов в разное время, ко многим культурам термин доисторический либо не применяется, либо его смысл  и временные границы не совпадают  с человечеством в целом. В  частности, периодизация доколумбовой Америки не совпадает по этапам с  Евразией и Африкой (см. месоамериканская хронология, хронология Северной Америки, доколумбова хронология Перу). В  качестве источников о доисторических временах культур, до последнего времени  лишённых письменности, могут быть устные предания, передававшиеся из поколения  в поколение.

Поскольку данные о доисторических временах редко касаются личностей  и даже не всегда говорят что-либо об этносах, основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура. Все термины и периодизация этой эпохи, такие как неандерталец или железный век являются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения.

В различное время предлагалась различная периодизация развития человеческого  общества. Так, А. Фергюсон и затем  Морган использовали периодизацию истории, включавшую три этапа: дикость, варварство и цивилизацию, причём первые две  стадии были разбиты Морганом на три  ступени (низшую, среднюю и высшую) каждая. На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота, рыболовство  и собирательство, отсутствовала  частная собственность, существовало равенство. На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает  частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия — цивилизация  — связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.

Морган считал наиболее ранней стадией  развития человеческого общества низшую ступень дикости, начавшуюся с образованием членораздельной речи, средняя ступень  дикости по его классификации  начинается с применения огня и появления  в рационе рыбной пищи, а высшая ступень дикости — с изобретения  лука. Низшая ступень варварства по его классификации начинается с  появления гончарного искусства, средняя  ступень варварства — с перехода к земледелию и скотоводству, а  высшая ступень варварства — с  началом использования железа.

Наиболее разработанной периодизацией  является археологическая, в основе которой лежит сопоставление  изготовленных человеком орудий труда, их материалов, форм жилищ, захоронений  и т. д. По этому принципу история  человечества в основном делится  на каменный век, бронзовый век и  железный век.

В 40-е годы XX века советские учёные П. П. Ефименко, М. О. Косвен, А. И. Першиц и др. предложили системы периодизации первобытного общества, критерием которых была эволюция форм собственности, степень разделения труда, семейные отношения и т. д. В обобщенном виде такую периодизацию можно представить так:

    эпоха первобытного стада;

    эпоха родового строя;

    эпоха разложения общинно-родового  строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки  металлов, зарождение элементов  эксплуатации и частной собственности).

Все системы периодизации по-своему несовершенны. Существует немало примеров, когда каменные орудия палеолитической  или мезолитической формы использовались у народов Дальнего Востока в XVI—XVII вв., при этом у них существовали родовое общество и развитые формы  религии, семьи. В настоящее время  считается, что общечеловеческая периодизация первобытного строя заканчивается  на мезолите, когда культурное развитие резко ускорилось и протекало  у разных народов разными темпами. Ниже приводится общепринятая в настоящее  время археологическая периодизация основных этапов развития первобытного общества. При этом культуры, существовавшие одновременно, могут находиться на разных ступенях развития, в связи  с чем, например, неолитические культуры могут соседствовать с халколитическими или с культурами бронзового века.

Первыми орудиями труда человека были оббитый камень и палка. Люди добывали себе средства существования охотой, которую вели совместно, и собирательством. Сообщества людей были небольшими, они вели кочевой образ жизни, передвигаясь в поисках пищи. Но некоторые сообщества людей, жившие в наиболее благоприятных условиях, начали переходить к частичной оседлости.

Важнейшим этапом в развитии человека стало появление языка. Вместо сигнального  языка животных, способствующего  их координации на охоте, люди получили возможность выражать языком абстрактные  понятия «камень вообще», «зверь вообще». Такое применение языка привело к возможности обучать потомство словами, а не только примером, планировать действия до охоты, а не во время её и т. д.

Сначала первобытные люди пользовались огнем, получаемым при пожарах, от ударов молний и т. д. Поскольку добывать огонь они ещё не умели, огонь  приходилось постоянно поддерживать, но со временем первобытные люди научились  добывать огонь сами (подробнее смотри статью Освоение огня древними людьми).

Любая добыча делилась между всем коллективом людей. Орудия же труда, бытовая утварь, украшения находилась в пользовании отдельных людей, но хозяин вещи был обязан ею делиться, и кроме того, любой мог взять  чужую вещь и пользоваться ею без  спроса (пережитки этого до сих  пор встречаются у отдельных  народов).

Восходящие к Энгельсу марксистские представления о раннем первобытном  обществе содержат предположение, что  первоначально половые отношения  между людьми внутри коллектива были беспорядочными (промискуитет). Однако эта идея не является общепризнанной — тем более, что даже у человекообразных обезьян полного промискуитета  не наблюдается.

Так или иначе, неконтролируемое проявление полового инстинкта, даже когда оно  не вело к открытым столкновениям  между соперниками, мешало единству формирующейся общины. Коллективная охота требовала сплоченности всех её участников. Поэтому возник запрет на половые отношения между членами  коллектива в период, предшествовавший охоте, и самой охоты. Подавление возможности удовлетворения полового инстинкта внутри одной праобщины  заставляло её членов искать половых  партнеров в других. Завязывание  половых отношений между членами  разных праобщин сделало возможным  полный запрет половых отношений  между членами каждого из первобытных  коллективов (экзогамия). Так каждая праобщина превратилась в род, и  на смену промискуитету пришёл групповой  дуально-родовой брак. Члены родов, составлявших дуальную организацию, жили раздельно. В этих условиях человек всю жизнь принадлежал к коллективу, в котором родился, то есть к тому, к которому принадлежала его мать. Поэтому первоначальные роды были материнскими. Два или несколько ближайших родов стали объединяться в племя. Роды возглавляли старейшины.

Естественным кормильцем человека была его мать — вначале она  его вскармливала своим молоком, затем вообще брала на себя обязанность  обеспечивать его пищей и всем нужным для жизни. Эту пищу должны были добывать на охоте мужчины —  братья матери, принадлежавшие к её роду. Так стали образовываться ячейки, состоявшие из нескольких братьев, нескольких сестер и детей последних. Они  жили в общинных жилищах.

Лишь затем возникла парная семья  — образование постоянных пар  на более или менее продолжительный  срок. Она превратилась в моногамную семью — пожизненное единобрачие  отдельных пар.

Специалисты в настоящее время  в основном считают, что во времена  палеолита и неолита — 50-20 тысяч  лет тому назад — социальное положение  женщин и мужчин было равным, хотя ранее  считалось, что сначала господствовал  матриархат.

С изобретением лука охота усовершенствовалась, была приручена собака, ставшая помощником человека на охоте.

Постепенно охота привела к  приручению животных — появилось  первобытное животноводство. Из собирательства выросло земледелие: семена диких  растений, собранных людьми и не использованных полностью, могли давать всходы около жилищ. Предполагают, что  земледелие впервые зародилось в  Передней Азии. Этот переход был  назван неолитической революцией (X—III тысячелетия до н. э.). Результатом  того, что средства к существованию  стали более обеспеченными, стал существенный рост общей численности  населения: на рубеже V—IV тысячелетий  до н. э. на Земле уже проживало  около 80 млн человек. Позже люди овладели плавкой металлов (сначала меди, затем и железа), что позволило создавать более совершенные металлические орудия труда.

Изменение экономики с чисто  присваивающей на производящую привело  и к изменению общества. У земледельческих  племен типом поселения стала  деревня в которой проживала  одна община, которая из родовой  превращалась в соседскую. Большие  общинные дома отошли в прошлое, и  в каждом доме теперь проживала одна патриархальная семья. Собственность  на землю была коллективной — внутри коллектива отдельные люди или семьи  владели участками земли, которые  можно было обрабатывать, но нельзя передать другиму в пользование. У одних общин земельные участки  ежегодно перераспределялись, у других перераспределение происходило  один раз в несколько лет, у  третьих, возможно, участки раздавались  в пожизненное землепользование. Орудия труда, жилище, домашняя утварь, одежда, украшения, хозяйственный инвентарь  находились в частной собственности, но пережитки общинного пользования  сохранялись до нашего времени.

Прирост населения земледельцев и  скотоводов, как правило, был выше, чем у охотников-собирателей ввиду  большей продуктивности производящего  хозяйства. Соответственно, та же территория могла прокормить значительно больше людей. Аграрные общины стали заполнять  Землю, как ранее до этого её заполняли  охотники.

Важным элементом общественной организации были мужские союзы. Мужская часть общины выбирала вождя  из числа мужчин, которые выделялись из общей массы личными талантами, знаниями, богатством и щедростью. Сначала  такие люди (так называемые бигмены) были влиятельны благодаря своим  личным качествам, а затем власть вождей стала передаваться по наследству. Результатом этих процессов стало  появление привилегированных слоев  общества — вождей, жрецов, а также  наиболее удачливых в хозяйственной  деятельности. Возникло имущественное  неравенство. Вожди начали требовать  приношений себе от рядовых общинников. Захваченные в войнах между племенами пленные становились рабами.

Сначала соседние роды и племена  обменивались тем, что им давала природа: солью, редкими камнями и т. п. Дарами обменивались как целые общины, так и отдельные люди; это явление  получило название дарообмена. Одной  из его разновидностей был «немой обмен». Затем выделились племена  земледельцев, скотоводов и тех, кто  вёл земледельческо-скотоводческое хозяйство, и между племенами  с разной хозяйственной ориентацией, а впоследствии и внутри племен, развивался обмен продуктами их труда.

Некоторые исследователи полагают, что племена охотников, не принявшие  аграрного образа жизни, начали «охотиться»  на крестьянские общины, отнимая еду  и имущество. Так сложилась дуальная система производящих сельских общин  и грабящих их дружин бывших охотников. Вожди — предводители охотников  постепенно перешли от набегового грабежа  крестьян к регулярным регламентированным поборам (дани). Для самозащиты и  защиты подданных от набегов конкурентов  строились укреплённые города. Последним  этапом догосударственного развития общества стала так называемая военная  демократия.

Стали возникать вождества —  политические единицы, включающавшие  в себя несколько деревень или  общин, объединенных под постоянной властью верховного вождя. Племена  стали объединяться в союзы племен, которые постепенно стали преобразовываться  в народности. Народности росли за счёт естественного прироста населения, за счёт дальнейшего объединения  с соседними племенами и за счёт завоеваний чужих земель и покорения  других племён и народностей.

Скорее всего, именно так возникли первые государства в Месопотамии, Древнем Египте и Древней Индии  в конце 4 — начале 3 тысячелетия  до н. э.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"