Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:26, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Перечислите основные закономерности и тенденции развития общества в доцивилизационный период. Выделите наиболее важные, с вашей точки зрения, процессы, явления и достижения первобытной эпохи.

Первобытное общество (также доисторическое общество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Термин доисторический вошёл в употребление в XIX веке.

Содержание

Задание 1. …………………………………………………………………………3
Задание 2. ………………………………………………………………………..10
Задание 3. ………………………………………………………………………..12
Задание 4. ………………………………………………………………………..16
Задание 5. ………………………………………………………………………..22
Список использованной литературы…………………………………………...23

Вложенные файлы: 1 файл

Вариант 4 история мировых цивилизаций.docx

— 41.68 Кб (Скачать файл)

Но целый ряд племён продолжал  жить родовым строем ещё очень  продолжительное время. Даже в настоящее  время существуют такие племена (смотри статью Неконтактные народы).

Задание 2. Назовите наиболее важные, с вашей точки  зрения, факторы, повлиявшие на развитие восточных цивилизаций в эпоху  Средневековья. Обоснуйте свой выбор.

 

Арабский Восток, или исламский  мир, отличается своей культурой  от привычной нам европейской  цивилизации, и это различие необходимо воспринимать не с позиции «выше  — ниже», а объективно, без предвзятостей. Арабы (степняки, кочевники, пустынники) издревле населяли западную часть Аравийского  полуострова (Йемен и Хиджад). Уже  в начале I тыс. до н. э. здесь, в плодородных  оазисах, существовала развитая земледельческая  культура. В пустынных районах  преобладало скотоводство — разведение овец, лошадей, верблюдов. Успешно осваивали  арабы и морские просторы. Вначале  они совершали каботажные плавания в Африку и Западную Индию, где  уже в VII в. до н. э. основали торговые фактории. Во II в. до н. э. арабы неоднократно посещали Китай, поставляя на родину и в страны Запада фарфор, мускат, шелк и другие товары.

В то время арабы были язычниками, т. е. они поклонялись различным  племенным богам. Например, у племени  корейшитов главным был Бог —  Аллах. Но в Мекке находился общеарабский храм — Кааба, в котором помещались изображения 300 местных идолов (божеств). Вместе с тем арабы знали другие религии — зороастризм, иудаизм, христианство, которые исповедывали прибывавшие в Аравию миссионеры. Все это позволяет сказать, что  арабы издавна вели открытый образ  жизни. В общении с другими  народами осуществлялся взаимообмен  не только в сфере хозяйства, но и  в культурной области.

Социально-экономическое и культурное процветание арабов было нарушено в  начале VI в. н. э., когда Йемен попал  под власть Эфиопии, а затем —  Персии. Результатом завоевательной политики персов была прокладка новых  торговых путей из Индии в Европу через Иран. Поэтому города Южной  Аравии оказались не у дел. В сельском хозяйстве также возникли проблемы, связанные с разрушением ирригационных (оросительных) систем. Ситуация была осложнена  обострившимися межплеменными столкновениями, участившимися разбойничьими нападениями на торговые караваны, хозяйства земледельцев и скотоводов. Таким образом, в начале VII в. Юг Аравии переживал острейший социально-экономический кризис, под вопрос ставилось само существование арабов как цивилизованного народа. Многим казалось, что выправить ситуацию может только чудо.

И оно случилось — в 570 г. в  Мекке, в знатной, но обедневшей семье  родился необычный мальчик —  Мухаммед. О его великом предназначении животные объявили человеческим языком. Однако чудесно предсказанный ребенок, прежде чем стать пророком, прошел сложный жизненный путь. Он рано осиротел и с 6 лет работал пастухом. В молодости Мухаммед познакомился с иудейскими и христианскими  проповедниками, узнал основы их вероучения, а с 610 г. сам начал проповедническую деятельность. Он объявил, что истинным Богом является Аллах. Вера в Аллаха поможет людям избавиться от беспокоящих  их проблем — бедности, межплеменных усобиц, объединит арабов в борьбе с «неверными» за возрождение  былого процветания. Новая монотеистическая религия получила название — «ислам»  или «мусульманство» (оба слова  по-арабски означают покорность, преданность).

Опираясь на своих единоверцев, Мухаммед вскоре подчинил своему влиянию  Мекку и весь Аравийский полуостров. Здесь сложилось единое арабское государство с теократической (религиозной) формой правления — халифат. После  смерти Мухаммеда (632) арабские племена, объединившиеся под знаменем ислама, вышли за пределы Аравии. К началу VIII в. они подчинили себе все побережье  Северной Африки (Магриб), юг Пиренейского полуострова (Испанию), Среднюю Азию, Закавказье, Северо-Западную Индию  и Ближний Восток. Во всем этом регионе  сложился единый тип цивилизации, основанный на религии ислама и арабо-мусульманской  культуре, получил распространение  язык межнационального общения и  вероисповедания — арабский.

Однако по мере расширения арабского  государства происходит его ослабление. Исламское общество теряет внутреннее единство, основанное на вере. Возникают  различные направления ислама —  суннизм, шиизм, суфизм и др. Нарастает  сепаратизм правителей отдельных провинций  халифата, разворачивается национально-освободительное  движение ряда покоренных народов. В  результате государство распалось  на независимые эмираты и халифаты. Усугубило ситуацию внешнее воздействие: в 1055 г. турки-сельджуки, а в 1258 г. монголо-татары захватили Багдад — столицу халифата.

В целом история арабского средневековья  делится на три периода: меккано-мединский  — домусульманская Аравия и возникновение  ислама (VI–VII вв.); дамасский (сирийский) — правление династии Омейядов, активная завоевательная политика (661–750); багдадский (ирано-месопотамский) —  правление династии Аббасидов, расцвет  арабо-мусульманской культуры и  распад халифата (750–1055).

 

Задание 3. Перечислите  наиболее важные, с вашей точки  зрения, культурные достижения западной цивилизации в Новейшее время. Аргументируйте свой ответ.

 

 

В ХХ ст. европейский тип культуры распространился далеко за границы  Европы, охватив другие континенты — Америку, Австралию, и вошел  в жизнь азиатских и африканских  стран (Япония, Сингапур). Культура европейского типа уже не является характерной  лишь для Европы, ее теперь называют «западной культурой».

Современная западная культура динамична. Практицизм, индивидуализм, специфическое  отношение ко времени («время — деньги») разрушают идеалы человеческого  поведения, человеческих взаимоотношений. Эта культура основана на предпринимательстве, бизнесе, деловитости. Ее главные герои  — люди, которые умеют зарабатывать деньги. В ней ценятся активность, рациональность, профессионализм.

 

Современная западная культура продолжает существовать. Ей удалось выстоять в двух мировых войнах, в борьбе с фашистскими и коммунистическими  режимами, которые провозглашали  себя носителями новой и более  совершенной культуры. Именно поэтому  творческие возможности западной культуры возросли.

Большое влияние на содержательную наполненность современной западной культуры оказали достижения, которые  достигнуты в разных формах материальной и духовной культуры; изобретения  в области электронных и компьютерных средств связи, образования, бытовой  техники, открытия в области генной инженерии, углубление в микромир и  космос, создание новых химических материалов с необыкновенными свойствами. Все эти изменения обозначали переход к новому типу общества, которое называют «электронным», «информационным». Американский публицист, футуролог  Тоффлер усматривает прямую зависимость  между развитием техники и  образом жизни, его ценностями. В  работе «Фу-турошок» Тоффлер утверждает, что ускорение социальных и технологических  изменений создает много возрастающих трудностей, которые вызовут шок  как у отдельного индивида, так  и общества в целом. В этих социокультурных  условиях основным принципом общественной жизни становится плюрализм (от лат. ргагаШ — множественный).

Подобный плюрализм мы замечаем и в современном западном искусстве, в котором возникли разные направления (экспрессионизм, кубизм, абстракционизм, сюрреализм), новые формы и жанры  искусства, связанные с использованием техники (художественная фотография, электронная  музыка, компьютерная графика), приобрели  популярность массовые художественные зрелища, получила развитие тенденция  к синтезу разных искусств, спорт  стал «искусством».

Одновременно с этим критики  западной культуры говорят о том, что культура одновременно носит  кризисный характер, и если против этого не принимать никаких мер, то это угрожает потере всех ее достижений.

— В западной цивилизации происходит замена творчества работой, духовности — интеллектом, разнообразия естественной среды — однообразием городских  зданий, высокого искусства — развлечениями, глубоких ощущений — эмоциями. (О. Шпенглер).

— Современная западная культура насквозь проникнута чувствительным началом, стремлением к чувственным удовольствиям  и наслаждениям; она утратила духовность и потому обречена на разрушение, которое  завершится тогда, когда сформируется новая духовность, которая несет  новые моральные и социальные идеалы. (П. Сорокин).

— В ХХ ст. состоялось «восстание масс», которые враждебно относятся  к элитарной культуре; происходит «дегуманизация» искусства, примитивное  массовое искусство поглощает общество и культура его приходит в упадок. (Х. Ортега-и-Гассет).

— Современное западное общество превращается в «мегамашину» — бюрократический  механизм, который подавляет личность и превращает ее в деталь; личностные связи людей подменяются технологическими отношениями, гуманизм и справедливость становятся жертвами бездушной организации  общества. (Л. Мамфорд).

— Существование западной цивилизации  поставлено под угрозу со стороны  нарастающего национализма экономически отсталых стран Азии и Африки; ослабленный  внутренними противоречиями Запад  не в силах противостоять разрушительным импульсам, которые исходят из этих стран, и может погибнуть в  новых войнах, начатых фанатиками с ядерными бомбами в руках. (С. Хантигтон). Пьер Огюст Ренуар. Девушка  с веером.

Очевидно, некоторые из этих высказываний носят дискуссионный характер. Можно  выделить несколько аспектов, в которых  конфликтная ситуация современной  западной культуры обнаруживается.

У Свобода и насилие. Обратив  внимание на культурологические и общественные процессы западного мира в ХХ ст., можно заметить, что, с одной стороны, происходит ускорение социального  и технологического совершенствования  жизни, а с другой — неограниченный размах насилия над человеком, крайним  проявлением которого являются гитлеровские злодеяния против человечества, в  страхах Освенцима. В минувшее столетие насилие являлось необходимым условием существования и функционирования общественной системы (так, без рабства  не могло быть античности, а без  крепостничества — средневековья). В современной западной культуре, именно вследствие пережитых сообществом  в ХХ ст. изменений, насилие воспринимается как нарушение норм человеческого  бытия. Создание условий для увеличения свободы человека — одно из наибольших достижений современной западной цивилизации. К этим условиям относятся:

— социальная мобильность — открытость путей для изменения социального  статуса человека, перемещение ее из одних прослоек общества в другие и улучшение своего материального  состояния (благодаря образованию, индивидуальным способностям, успешной карьере и т. п.);

— расширение возможностей выбора места  жизни, профессии, работы, сексуального партнера, мужа или жены;

— возрастание времени для досуга и возможностей его индивидуального  использования;

— увеличение разнообразия и доступности  источников информации, а значит, и  свободы в определении своей  интеллектуальной позиции;

— возрастание социологической  защищенности личности;

— увеличение продолжительности жизни, а значит, и возможностей для самореализации личности, для достижения полноты  жизни;

— изменение стилей поведения и  мышления в границах одной жизни, закрепляющее идею развития, изменений, диалога поколений.

Итак, культура, которая ориентирована  на развитие человеческой свободы, несовместима с насилием над личностью.

 

Задание 4. Перечислите  основных правителей России XVIII в. Кто  из них, с вашей точки зрения, внес наибольший вклад в развитие российской цивилизации? Обоснуйте свой ответ.

 

Пётр I Великий (22 октября 1721 — 28 января 1725)

Екатерина I (28 января 1725 — 6 мая 1727)

Пётр II (7 мая 1727 — 19 января 1730)

Анна  Иоанновна (4 февраля 1730 — 17 октября 1740)

Иван VI (17 октября 1740 — 25 ноября 1741)

Елизавета Петровна (25 ноября 1741 — 25 декабря 1761)

Пётр III (25 декабря 1761 — 28 июня 1762)

Екатерина II Великая (28 июня 1762 — 6 ноября 1796)

 

На мой  взгляд, огромный вклад в развитие русской цивилизации внес Петр 1.

После победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира в сентябре 1721 года Сенат и Синод решили преподнести  Петру титул императора всероссийского со следующей формулировкой: «как обыкновенно  от римского сената за знатные дела императоров их такие титулы публично им в дар приношены и на статутах для памяти в вечные роды подписываны.» 

22 октября  (2 ноября) 1721 года Пётр I принял титул,  не просто почётный, но свидетельствующий  о новой роли России в международных  делах. Пруссия и Голландия  немедленно признали новый титул  русского царя, Швеция в 1723, Турция  в 1739, Англия и Австрия в  1742, Франция и Испания в 1745 и,  наконец, Польша в 1764 году.

Секретарь прусского посольства в России в 1717—33 гг., И.-Г. Фоккеродт, по просьбе  Вольтера, работавшего над историей царствования Петра, написал воспоминания о России при Петре. Фоккеродт попытался оценить численность населения Российской империи к концу царствования Петра I. По его сведениям количество лиц податного сословия составляло 5 миллионов 198 тысяч человек, откуда число крестьян и горожан, включая лиц женского пола, оценивалось примерно в 10 млн. Много душ было утаено помещиками, повторная ревизия увеличила число податных душ до почти 6 млн человек. Русских дворян с семействами считалось до 500 тыс.; чиновников до 200 тыс. и духовных лиц с семьями до 300 тыс. душ.[18]

Жители  покорённых областей, не состоящие  под поголовною податью, составляли по оценке от 500 до 600 тыс. душ. Казаков  с семействами на Украине, на Дону и Яике и в пограничных городах  считалось от 700 до 800 тыс. душ. Численность  сибирских народов была неизвестна, но Фоккеродт положил её до миллиона человек.

Таким образом, население Российской империи составляло до 15 миллионов подданных и уступало в Европе по численности только Франции (около 20 млн).

По подсчётам  советского историка Ярослава Водарского, численность мужчин и детей мужского пола выросла с 1678 по 1719 г. с 5,6 до 7,8 млн. Таким образом, принимая число женщин примерно равным числу мужчин, общая  численность населения России за этот период выросла с 11.2 до 15.6 млн.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"