Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:21, контрольная работа
Политическая наука необходима для получения достоверных сведений о политических процессах. Она призвана предотвратить ошибки в политике. Такая роль политологии исполняется путем осуществления ряда функций.
ПОЛИТОЛОГИЯ
МОСКВА - 2012
ВОПРОС 1. Назовите основные функции политологии
Ответ: Политическая наука необходима для получения достоверных сведений о политических процессах. Она призвана предотвратить ошибки в политике. Такая роль политологии исполняется путем осуществления ряда функций.
Прагматическая функция. Она направлена на достижение необходимых политических целей путем предварительной проверки выбранного курса.
Объяснительная функция. Она разъясняет причины принятых решений и пути их осуществления.
Прогностическая функция. Позволяет предположить наиболее вероятные пути развития политических событий.
Оценочная функция. Она дает оценку политическому строю, его институтам, событиям, поведению политиков и т. п.
Функция политической социализации личности и общества. Она заключается в формировании политической культуры населения страны.
Функция рационализации политической жизни. Эта функция заключается в наиболее оптимальном выборе вариантов создания и наличия политических институтов и отношений, политико-управленческих решений, поведения и др.
ВОПРОС 2. Какие виды политических прогнозов Вы знаете?
Ответ: Политическое прогнозирование – это исследование перспектив социальных и политических процессов с целью повышения научной обоснованности принимаемых политических решений и эффективности политического руководства.
Основные направления политического прогнозирования: экономико-политическое; социально-политическое; государственно-правовое; политико-идеологическое; военно-политическое; внешнеполитическое; внутриполитическое.
Типы политических прогнозов: поисковые и нормативные.
Поисковый прогноз – это определение будущего состояния политического явления путем переноса (экстраполяции) присущих этому явлению тенденций, которые имели место в разные исторические времена.
Нормативный прогноз – это определение будущего на основе заранее заданных целей, норм, идеалов и средств достижения.
Достоверность прогноза зависит: от знания и анализа, имеющихся у данного политического явления тенденций; от глубины прогноза по времени; от знания закономерностей общественного развития; от достоверности и полноты используемой информации; от применяемых методов прогнозирования.
Методы политического прогнозирования: метод экстраполяции – распространение выводов, полученных из наблюдения над одними политическими событиями, на другие события. Применяется для процессов, тенденции которых имеют непрерывный характер; метод экспертных оценок – основан на использовании интуиции и опыта профессионалов в определенной политической области. Применяется при выдвижении новых идей и подходов.
Разработка сценариев – применяется для исследования политических процессов, в которых отсутствует непрерывность. Сценарии могут быть оптимистические, пессимистические и вероятные.
Виды политических прогнозов:
оперативные (до 1 месяца) – рассчитаны на перспективу, в течение которой не ожидается ни количественных, ни качественных изменений объекта исследования;
краткосрочные (от 1 месяца до 1 года) – рассчитаны на перспективу количественных изменений объекта;
среднесрочные (от 1 года до 5 лет) – охватывают перспективу между кратко- и долгосрочными прогнозами, с преобладанием количественных изменений над качественными;
долгосрочные (от 5 до 15 лет) – рассчитаны на перспективу, при которой возможны значительные качественные изменения объекта;
сверхдолгосрочные (на период более 15 лет) – прогнозируются самые общие перспективы развития в области политических отношений.
ВОПРОС 3. Назовите основные этапы в истории политических учений.
Ответ: Первый этап познания политики - ее религиозно-мифологическая трактовка, в основе которой лежали представления о божественном происхождении политической власти и существующих порядков в обществе.
В середине 1-го тысячелетия до н. э. на смену просматривается второй этап -философско-этическая форма, основанная на теоретическом исследовании политики (Конфуций, Платон, Аристотель). Этой форме присуще рассматривать политику в единстве с этикой. Иными словами, политика должна отвечать интересам людей (быть нравственной). В средние века утверждается религиозно-этическая форма (Фома Аквинский), в основе которой лежала идея о божественном установлении политической власти и праве народа на ее свержение в случае нарушения ею воли божьей.
Третий этап - становление современной политологии связано с именем итальянского мыслителя Н. Макиавелли (1469-1527 гг.). Он освободил политику от теологии, стал рассматривать ее как проявление естественного, разумного начала в жизни общества.
Четвертый этап: Политология как самостоятельная наука о политике возникла во второй половине 19 в. В это время в США создается кафедра политической науки. Одновременно происходит становление политологии как независимой науки в Европе. Большой вклад в ее развитие внесли ученые М. Вебер, К. Маркс, Р. Михельс, Г. Моска, В. Парето, А. Токвиль, Ф. Энгельс и др. Значительный вклад в политическую науку был сделан также представителями российской политической мысли: В. И. Лениным, М. М. Ковалевским, П. И. Новгородцевым, Г. В. Плехановым, Б. Н. Чичериным и др.
ВОПРОС 4. На чем основывается мотивация подчинения?
Ответ: Мотивация подчинения
достаточно сложна и может основываться
на следующем:
1) страхе перед санкциями; Сила власти,
основанная на страхе, связана с угрозой
применения санкций. Она прямо пропорциональна
тяжести наказания и обратно пропорциональна
вероятности избежания его в случае непослушания.
Такая власть имеет тенденцию к ослаблению
вследствие естественного стремления
людей избавиться от этого неприятного
вида отношений власти
2) долголетней привычке к повиновению;
Сравнительно безболезненно воспринимается
людьми власть, базирующаяся на культурном
стереотипе, привычке или обычае повиноваться.
Привычка была одним из ведущих мотивов
подчинения населения государственному
аппарату в традиционных обществах. Она
сохранилась и сегодня как один из архетипов
культуры. Обыденно-психологическое подчинение
остается надежным фактором стабильности
власти до тех пор, пока не приходит в противоречие
с требованиями реальной жизни. Если это
происходит, то власть, основанная лишь
на привычке к повиновению, быстро разрушается.
Люди замечают, что "король-то - голый",
т.е. власть изжила себя, а ее представители
недостойны повиновения.
3) культурном стереотипе жизнедеятельности;
Наиболее стабильной является власть,
построенная на интересе. Личная заинтересованность
побуждает подчиненных к добровольному
выполнению распоряжений, делает излишним
контроль и применение негативных санкций.
Она способствует развитию у людей других
типов мотивации подчинения: на основе
убежденности, авторитета и идентификации.
4) заинтересованности в выполнении распоряжений;
Подчинение по убеждению связано с мотивационным
воздействием достаточно глубоких слоев
сознания: менталитета, ценностных ориентации
и установок. Убежденность людей в необходимости
подчиняться государству или другому
носителю власти ради каких-либо более
высоких, чем непосредственные индивидуальные
интересы, целей (патриотических, нравственных,
религиозных и др.) - важнейший источник
силы власти.
5) убежденности в необходимости подчинения;
Следует подчеркнуть, что авторитет может
быть истинным, когда руководитель действительно
обладает теми качествами, которыми его
наделяют подчиненные, и ложным, основанным
на заблуждениях и прогандистской деятельности
относительно личности руководителя.
6) авторитете носителя власти у подчиненных;
Одной из наиболее положительных для власти
мотиваций подчинения является авторитет.
Он формируется на базе общей заинтересованности
объекта и субъекта власти и убежденности
подчиненных в особых способностях руководителя.
Авторитет представляет собой высоко
ценимые качества, которыми подчиненные
наделяют руководителя и которые определяют
их повиновение без угрозы санкций.
7) идентификации объекта с субъектом
власти.
ВОПРОС 5. Что понимают под легитимностью власти? Перечислите типы легитимности власти.
Ответ: Под легитимностью власти понимают: политическое свойство органа государственной власти, означающее признание большинством граждан правильности и законности его формирования и функционирования. Легитимна всякая власть, которая опирается на народный консенсус.
Понятие «легитимность» означает признание сообществом неоспоримого основания у должностных лип (правителей) на осуществление властных функций. Она противопоставляется незаконному захвату власти, ее узурпации. Легитимность подразумевает доверие к органам власти и поддержку правителей, т. е. лояльность, со стороны большинства членов сообщества, ведь в любом обществе всегда есть люди, которые находятся в оппозиции к правителям.
Основным в понятии «легитимность» является характер («тональность») отношения к власти со стороны подвластного ей населения (народа). Если население (народ) принимает и положительно оценивает власть, признает ее право управлять, и согласен подчиняется ей, то такая власть — легитимная. Если же это не так, и народ власть не «любит» и власти не доверяет, хотя и подчиняется ей до поры до времени в рамках инстинкта самосохранения (прежде всего из-за страха массовых репрессий), то такая власть предстает как нелегитимная.
Различают три «идеальных типа» легитимности:
По отношению к этому
последнему типу в качестве синонима
употребляется понятие «
Помимо этих трех «идеальных типа», выделяют и другие типы легитимности, а именно:
ВОПРОС 6. Назовите основные типы политических режимов.
Ответ: Основные типы политических режимов:
Политический режим (от лат. – reqimen – управление) представляет собой способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в государстве.
Характер политических режимов зависит от реального функционирования структур политической системы. Различают тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические режимы.
Тоталитарный режим характеризуется: а) повсеместный контроль над всей общественной и личной жизнью, подчинение ее строго определенным целям; б) нетерпимость к идейным оппонентам; в) претензия на монопольное владение истиной; г) всесильное государство, которое вникает во все сферы общественной жизни; д) отсутствие гражданского общества. Ядром тоталитарной системы выступает предельно централизованная партия во главе с харизматическим лидером. Тоталитарные режимы существовали в СССР, Германии, Италии, Иране, ЮАР.
Авторитарный режим имеет следующие черты: а) носителем власти является один человек или группа лиц (тиран, диктатор, монарх, военная хунта); б) не подконтрольность руководства обществу; в) опора на силу; г) недопущение политической оппозиции и легальной политической деятельности; д) ограниченное вмешательство во в неполитические сферы и, прежде всего в экономику. Авторитарный режим схож с тоталитарным режимом. Отличается тем, что он не ставит перед собой задачу ликвидации существующего социального строя, его функционирование не связано с деятельностью централизованной партии, этот режим предполагает достаточно свободную деятельность людей в различных сферах жизни общества, кроме политической. Различают авторитарно-демократические режимы и авторитаризм правого и левого толка.
Либеральный режим более прогрессивен, чем авторитаризм и тоталитаризм. Установление его было связано с борьбой нарождающейся буржуазии против феодализма и абсолютной монархии. Либералы требовали ограничения прав монарха парламентом, установления конституционного строя, допущения буржуазии к управлению государством, предоставления гражданских прав и свобод. Либералы выступают против революции, за реформы, разделение властей, примирение классов.
Демократический режим - это государственно-политическое устройство общества, в котором народ является источником власти, существуют широкие гражданские права, в том числе право каждого гражданина участвовать в решении государственных и общественных дел. Отличительным признаком демократического режима является признание равенства всех граждан, выборность представительных органов на основе всеобщего избирательного права, свободное функционирование различных политических движений и партий, общественных организаций, свобода мысли, слова и вероисповедания. Демократия может реализоваться в двух видах: репрезентативной (представительной) и непосредственной.
ВОПРОС 7. Что понимают под лоббизмом? Какие виды лоббизма Вы знаете?
Ответ: Лоббизм (то же что и «лоббирование») — институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.
В соответствии с
целями, преследуемыми группами интересов, лоббизм может подразделяться на экономический, социальный,
социокультурный. Исходя из сфер деятельности
различают отраслевой и региональный лоббизм. В зависимости
от объектов лоббирования (на кого направлено
лоббистское воздействие) выделяют парламентский,
президентский, правительственный лоббизм. По отношению
к политической системе классифицируют лоббизм внешний (давление
оказывается на органы власти со стороны)
и внутренний (когда представители заинтересованных
групп – депутаты парламента, члены правительства,
окружение президента, президент – «вписаны»
в политические институты).
Парламентский лоббизм нацелен на принятие
законов, удовлетворяющих определенные
групповые интересы. Поэтому основными
методами лоббирования здесь выступают
работа в парламентских комитетах и комиссиях
по разработке законопроектов, а также
дебаты и слушания в парламенте.
Главными лоббистами являются депутаты и служащие
парламента, а также эксперты, привлекаемые
к разработке проектов законов. Заинтересованная
группа ожидает от депутата эффективного
представительства своих интересов в
парламенте. В свою очередь депутат, лоббирующий
интересы определенной группы, рассчитывает
на ее финансовую и организационную поддержку
в период выборов.
Значение правительственного лоббизма определяется
прежде всего тем, что в органах исполнительной
власти разрабатываются различные законопроекты
и решения, поступающие затем на утверждение
в парламент. Кроме того, правительственный лоббизм – это широкие
возможности в толковании законов институтом
исполнительной власти. Лоббируя интересы
той или иной корпорации, высокопоставленный
чиновник питает надежду на то, что после
ухода в отставку он сможет занять в ней
один из ведущих постов.
К внешним лоббистам относятся многочисленные лоббистские организации: юридические фирмы, агентства по связям с общественностью, различные консультативные бюро, ассоциации бизнеса и т. п. В этих фирмах, как правило, работают специалисты и эксперты, имеющие опыт взаимоотношений с органами государственной власти, знающие все тонкости механизмов принятия решений и имеющие возможности влияния на принятие этих решений. Фирмы предоставляют полный спектр услуг для своих клиентов – от информационной поддержки до организации лоббистских кампаний. Внутренний лоббизм осуществляется политиками, лоббирующими групповые интересы внутри государственных органов власти (см. парламентский и правительственный лоббизм)