Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:21, контрольная работа

Краткое описание

Политическая наука необходима для получения достоверных сведений о политических процессах. Она призвана предотвратить ошибки в политике. Такая роль политологии исполняется путем осуществления ряда функций.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по дисциплине _Политология_.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

 

 

ПОЛИТОЛОГИЯ

Контрольная работа по дисциплине «Политология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА - 2012

Контрольная работа по дисциплине «Политология»

 

 

ВОПРОС 1. Назовите основные функции политологии

Ответ: Политическая наука необходима для получения достоверных сведений о политических процессах. Она призвана предотвратить ошибки в политике. Такая роль политологии исполняется путем осуществления ряда функций.

Прагматическая  функция. Она направлена на достижение необходимых политических целей путем предварительной проверки выбранного курса.

Объяснительная  функция. Она разъясняет причины принятых решений и пути их осуществления.

Прогностическая функция. Позволяет предположить наиболее вероятные пути развития политических событий.

Оценочная функция. Она дает оценку политическому строю, его институтам, событиям, поведению политиков и т. п.

Функция политической социализации личности и общества. Она заключается в формировании политической культуры населения страны.

Функция рационализации политической жизни. Эта функция заключается в наиболее оптимальном выборе вариантов создания и наличия политических институтов и отношений, политико-управленческих решений, поведения и др.

 

ВОПРОС 2. Какие виды политических прогнозов Вы знаете?

Ответ: Политическое прогнозирование – это исследование перспектив социальных и политических процессов с целью повышения научной обоснованности принимаемых политических решений и эффективности политического руководства.

Основные направления  политического прогнозирования: экономико-политическое; социально-политическое; государственно-правовое; политико-идеологическое; военно-политическое; внешнеполитическое; внутриполитическое.

Типы политических прогнозов: поисковые и нормативные.

Поисковый прогноз – это  определение будущего состояния политического явления путем переноса (экстраполяции) присущих этому явлению тенденций, которые имели место в разные исторические времена.             

Нормативный прогноз – это определение будущего на основе заранее заданных целей, норм, идеалов и средств достижения.

Достоверность прогноза зависит: от знания и анализа, имеющихся у данного политического явления тенденций; от глубины прогноза по времени; от знания закономерностей общественного развития; от достоверности и полноты используемой информации; от применяемых методов прогнозирования.

Методы политического  прогнозирования: метод экстраполяции – распространение выводов, полученных из наблюдения над одними политическими событиями, на другие события. Применяется для процессов, тенденции которых имеют непрерывный характер; метод экспертных оценок – основан на использовании интуиции и опыта профессионалов в определенной политической области. Применяется при выдвижении новых идей и подходов.

Разработка  сценариев – применяется для исследования политических процессов, в которых отсутствует непрерывность. Сценарии могут быть оптимистические, пессимистические и вероятные.

Виды политических прогнозов:

оперативные (до 1 месяца) – рассчитаны на перспективу, в течение которой не ожидается ни количественных, ни качественных изменений объекта исследования;

краткосрочные (от 1 месяца до 1 года) – рассчитаны на перспективу количественных изменений объекта;

среднесрочные (от 1 года до 5 лет) – охватывают перспективу между кратко- и долгосрочными прогнозами, с преобладанием количественных изменений над качественными;

долгосрочные (от 5 до 15 лет) – рассчитаны на перспективу, при которой возможны значительные качественные изменения объекта;

сверхдолгосрочные (на период более 15 лет) – прогнозируются самые общие перспективы развития в области политических отношений.

 

ВОПРОС 3. Назовите основные этапы в истории политических учений.

Ответ: Первый этап познания политики - ее религиозно-мифологическая трактовка, в основе которой лежали представления о божественном происхождении политической власти и существующих порядков в обществе.

В середине 1-го тысячелетия до н. э. на смену просматривается второй этап -философско-этическая форма, основанная на теоретическом исследовании политики (Конфуций, Платон, Аристотель). Этой форме присуще рассматривать политику в единстве с этикой. Иными словами, политика должна отвечать интересам людей (быть нравственной). В средние века утверждается религиозно-этическая форма (Фома Аквинский), в основе которой лежала идея о божественном установлении политической власти и праве народа на ее свержение в случае нарушения ею воли божьей.

Третий этап - становление современной политологии связано с именем итальянского мыслителя Н. Макиавелли (1469-1527 гг.). Он освободил политику от теологии, стал рассматривать ее как проявление естественного, разумного начала в жизни общества.

Четвертый этап: Политология как самостоятельная  наука о политике возникла во второй половине 19 в. В это время в США создается кафедра политической науки. Одновременно происходит становление политологии как независимой науки в Европе. Большой вклад в ее развитие внесли ученые М. Вебер, К. Маркс, Р. Михельс, Г. Моска, В. Парето, А. Токвиль, Ф. Энгельс и др. Значительный вклад в политическую науку был сделан также представителями российской политической мысли: В. И. Лениным, М. М. Ковалевским, П. И. Новгородцевым, Г. В. Плехановым, Б. Н. Чичериным и др.

 

ВОПРОС 4. На чем основывается мотивация подчинения?

Ответ: Мотивация подчинения достаточно сложна и может основываться на следующем:  
1) страхе перед санкциями; Сила власти, основанная на страхе, связана с угрозой применения санкций. Она прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежания его в случае непослушания. Такая власть имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от этого неприятного вида отношений власти 
2) долголетней привычке к повиновению; Сравнительно безболезненно воспринимается людьми власть, базирующаяся на культурном стереотипе, привычке или обычае повиноваться. Привычка была одним из ведущих мотивов подчинения населения государственному аппарату в традиционных обществах. Она сохранилась и сегодня как один из архетипов культуры. Обыденно-психологическое подчинение остается надежным фактором стабильности власти до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Если это происходит, то власть, основанная лишь на привычке к повиновению, быстро разрушается. Люди замечают, что "король-то - голый", т.е. власть изжила себя, а ее представители недостойны повиновения. 
3) культурном стереотипе жизнедеятельности; Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Она способствует развитию у людей других типов мотивации подчинения: на основе убежденности, авторитета и идентификации. 
4) заинтересованности в выполнении распоряжений; Подчинение по убеждению связано с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоев сознания: менталитета, ценностных ориентации и установок. Убежденность людей в необходимости подчиняться государству или другому носителю власти ради каких-либо более высоких, чем непосредственные индивидуальные интересы, целей (патриотических, нравственных, религиозных и др.) - важнейший источник силы власти. 
5) убежденности в необходимости подчинения; Следует подчеркнуть, что авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчиненные, и ложным, основанным на заблуждениях и прогандистской деятельности относительно личности руководителя. 
6) авторитете носителя власти у подчиненных; Одной из наиболее положительных для власти мотиваций подчинения является авторитет. Он формируется на базе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убежденности подчиненных в особых способностях руководителя. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые определяют их повиновение без угрозы санкций. 
7) идентификации объекта с субъектом власти.

 

ВОПРОС 5. Что понимают под легитимностью власти? Перечислите типы легитимности власти.

Ответ: Под легитимностью власти понимают: политическое свойство органа государственной власти, означающее признание большинством граждан правильности и законности его формирования и функционирования. Легитимна всякая власть, которая опирается на народный консенсус.

     Понятие «легитимность» означает признание сообществом неоспоримого основания у должностных лип (правителей) на осуществление властных функций. Она противопоставляется незаконному захвату власти, ее узурпации. Легитимность подразумевает доверие к органам власти и поддержку правителей, т. е. лояльность, со стороны большинства членов сообщества, ведь в любом обществе всегда есть люди, которые находятся в оппозиции к правителям.

      Основным в понятии «легитимность» является характер («тональность») отношения к власти со стороны подвластного ей населения (народа). Если население (народ) принимает и положительно оценивает власть, признает ее право управлять, и согласен подчиняется ей, то такая власть — легитимная. Если же это не так, и народ власть не «любит» и власти не доверяет, хотя и подчиняется ей до поры до времени в рамках инстинкта самосохранения (прежде всего из-за страха массовых репрессий), то такая власть предстает как нелегитимная.

       Различают три «идеальных типа» легитимности:

  • традиционную, опирающуюся на совокупность обычаев, сила действия которых признана с незапамятных времен, и на укоренившуюся в человеке привычку придерживаться таких обычаев;
  • харизматическую, которая всецело характеризуется личной преданностью людей, подвластных делу какого-либо человека и их доверием только к его особе как лидеру-вождю;
  • рациональную, проистекающую из соответствия власти рациональному принципу, с помощью которого установлен правовой порядок действующего политического строя.

По отношению к этому  последнему типу в качестве синонима употребляется понятие «демократическая легитимность».

Помимо этих трех «идеальных типа», выделяют и другие типы легитимности, а именно:

  • технократическую, которая может быть выражена русской пословицей: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж», т.е. власть должна быть профессиональна;
  • онтологическую (онтология — учение о бытии), в которой заключено соответствие власти универсальным принципам человеческого и социального бытия

 

ВОПРОС 6. Назовите основные типы политических режимов.

Ответ: Основные типы политических режимов:

Политический  режим (от лат. – reqimen – управление) представляет собой способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в государстве.

Характер политических режимов  зависит от реального функционирования структур политической системы. Различают  тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические режимы.

Тоталитарный  режим  характеризуется: а) повсеместный контроль над всей общественной и личной жизнью, подчинение ее строго определенным целям; б) нетерпимость к идейным оппонентам; в) претензия на монопольное владение истиной; г) всесильное государство, которое вникает во все сферы общественной жизни; д) отсутствие гражданского общества. Ядром тоталитарной системы выступает предельно централизованная партия во главе с харизматическим лидером. Тоталитарные режимы существовали в СССР, Германии, Италии, Иране, ЮАР.

Авторитарный  режим имеет следующие черты: а) носителем власти является один человек или группа лиц (тиран, диктатор, монарх, военная хунта); б) не подконтрольность руководства обществу; в) опора на силу; г) недопущение политической оппозиции и легальной политической деятельности; д) ограниченное вмешательство во в неполитические сферы и, прежде всего в экономику. Авторитарный режим схож с тоталитарным режимом. Отличается тем, что он не ставит перед собой задачу ликвидации существующего социального строя, его функционирование не связано с деятельностью централизованной партии, этот режим предполагает достаточно свободную деятельность людей в различных сферах жизни общества, кроме политической. Различают авторитарно-демократические режимы и авторитаризм правого и левого толка.

Либеральный режим  более прогрессивен, чем авторитаризм и тоталитаризм. Установление его было связано с борьбой нарождающейся буржуазии против феодализма и абсолютной монархии. Либералы требовали ограничения прав монарха парламентом, установления конституционного строя, допущения буржуазии к управлению государством, предоставления гражданских прав и свобод. Либералы выступают против революции, за реформы, разделение властей, примирение классов.

Демократический режим  - это государственно-политическое устройство общества, в котором народ является источником власти, существуют широкие гражданские права, в том числе право каждого гражданина участвовать в решении государственных и общественных дел. Отличительным признаком демократического режима является признание равенства всех граждан, выборность представительных органов на основе всеобщего избирательного права, свободное функционирование различных политических движений и партий, общественных организаций, свобода мысли, слова и вероисповедания. Демократия может реализоваться в двух видах: репрезентативной (представительной) и непосредственной.

 

 

ВОПРОС 7. Что понимают под лоббизмом? Какие виды лоббизма Вы знаете?

Ответ: Лоббизм (то же что и «лоббирование») — институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.

        В соответствии с целями, преследуемыми группами интересов, лоббизм может подразделяться на экономический, социальный, социокультурный. Исходя из сфер деятельности различают отраслевой и региональный лоббизм. В зависимости от объектов лоббирования (на кого направлено лоббистское воздействие) выделяют парламентский, президентский, правительственный лоббизм. По отношению к политической системе классифицируют лоббизм внешний (давление оказывается на органы власти со стороны) и внутренний (когда представители заинтересованных групп – депутаты парламента, члены правительства, окружение президента, президент – «вписаны» в политические институты). 
        Парламентский лоббизм нацелен на принятие законов, удовлетворяющих определенные групповые интересы. Поэтому основными методами лоббирования здесь выступают работа в парламентских комитетах и комиссиях по разработке законопроектов, а также дебаты и слушания в парламенте.

Главными лоббистами являются депутаты и служащие парламента, а также эксперты, привлекаемые к разработке проектов законов. Заинтересованная группа ожидает от депутата эффективного представительства своих интересов в парламенте. В свою очередь депутат, лоббирующий интересы определенной группы, рассчитывает на ее финансовую и организационную поддержку в период выборов. 
        Значение правительственного лоббизма определяется прежде всего тем, что в органах исполнительной власти разрабатываются различные законопроекты и решения, поступающие затем на утверждение в парламент. Кроме того, правительственный лоббизм – это широкие возможности в толковании законов институтом исполнительной власти. Лоббируя интересы той или иной корпорации, высокопоставленный чиновник питает надежду на то, что после ухода в отставку он сможет занять в ней один из ведущих постов.

         К внешним лоббистам относятся многочисленные лоббистские организации: юридические фирмы, агентства по связям с общественностью, различные консультативные бюро, ассоциации бизнеса и т. п. В этих фирмах, как правило, работают специалисты и эксперты, имеющие опыт взаимоотношений с органами государственной власти, знающие все тонкости механизмов принятия решений и имеющие возможности влияния на принятие этих решений. Фирмы предоставляют полный спектр услуг для своих клиентов – от информационной поддержки до организации лоббистских кампаний. Внутренний лоббизм осуществляется политиками, лоббирующими групповые интересы внутри государственных органов власти (см. парламентский и правительственный лоббизм)

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"