Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:21, контрольная работа
Политическая наука необходима для получения достоверных сведений о политических процессах. Она призвана предотвратить ошибки в политике. Такая роль политологии исполняется путем осуществления ряда функций.
ВОПРОС 8. Назовите основные типы избирательных систем.
Ответ: Известны три типа избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная. При мажоритарной системе избранным считается депутат, набравший большинство голосов в своем избирательном округе. В зависимости от законодательной трактовки понятия «большинство», мажоритарные системы подразделяются на: а) абсолютные, в которых для победы кандидата на выборах необходимо собрать как минимум 50%+1 голос избирателей (Австралия) и б) относительные, где для избрания необходимо собрать простое большинство голосов (Великобритания, Канада, США, Новая Зеландия). При пропорциональной системе избиратели подают свои голоса за партии, включенные в избирательный бюллетень (Бельгия, Швеция). Пропорциональные избирательные системы могут действовать на двух уровнях: 1) на общегосударственном уровне и 2) на уровне много мандатных округов.
В России выборы в Государственную Думу осуществляются на основе смешанной системы: 225 депутатов избираются по абсолютной мажоритарной системе и 225 – по пропорциональной.
ВОПРОС 9. Какие виды управленческих отношений в политике Вы знаете?
Ответ: Управление присуще всем организованным
системам: физическим, биологическим,
социальным. С его помощью достигается
целостность этих систем, сохраняется
их качественная специфика, осуществляется
воспроизводство и развитие. Главной особенностью
политических систем является наличие
в них двух типов управления. Первый тип управления является
системным, он представляет собой
объективно действующие социальные механизмы
или процессы, которые побуждают людей
воспроизводить в своих действиях системные
элементы, структуры, функциональные связи.
В рамках политической системы такими
основными процессами-механизмами являются
политическая социализация, легитимация,
в рамках отдельной политической организации
- взаимные ролевые ожидания, групповые
нормы и ценностные ориентации. На практике системное управление
выглядит в виде подчинения людей
обществу, культуре, нормам, правилам,
ценностям. Этот тип управления называют
еще самоорганизацией системы, подчеркивая
тем самым наличие в каждой системе, в
том числе и политической, внутренних
механизмов, обеспечивающих ее воспроизводство.
Спецификой социальных систем - общества,
институтов, организаций, групп - является
наличие в них второго типа управления, существующего
в виде осознанной направленной деятельности
людей, преследующих свои цели, способных
создавать структуры, принимать решения
и влиять друг на друга. Этот тип управления
привносит субъективность в управленческие
отношения, делает их более сложными, зависящими
не только от системных требований, но
и от индивидуальных особенностей людей,
вовлеченных в управленческий процесс.
В этой субъективности заключены и сила,
и слабость социального управления. Его
сила состоит в том, что чело-век способен
не только воспроизводить ранее сложившиеся
связи в системе, но и изменять их, совершенствовать,
инициировать нововведения, ускорять
развитие. Его слабость - в неизбежных
ошибках человека, а главное в том упорстве,
которое он может проявлять, претворяя
в жизнь ошибочные управленческие решения.
ВОПРОС 10. Каковы особенности современного мирового политического процесса?
Ответ: Особенности мирового политического процесса.
В настоящее время мировое сообщество переживает значительные изменения. Происходят крупные перемены в мировой политике, в содержании международных отношений. Старые механизмы, поддерживающие стабильность отношений в мире, постепенно отмирают по мере исчезновения угрозы столкновения. Создаются новые механизмы, обеспечивающие стабильность мирового порядка, основанные на доверии, развитии всестороннего сотрудничества государств, появления общих интересов, которые создают основу для сближения стран и народов.
С тенденцией демократизации международных отношений и внешней политики неразрывно связана проблема обеспечения всеобщего мира. Главное здесь заключается в том, чтобы освободить человеческое сознание от предвзятости, стереотипов, связанных с образом врага. Международная политика должна становиться гуманистической стратегией по объединению людей независимо от их национальной, государственной или социально-классовой принадлежности. Следует исходить из того, чтобы в отношениях между государствами существовало не право силы, а сила права.
Стоящие сейчас перед мировым сообществом
задачи столь велики, что решать
их только на уровне государственных
отношений представляется невозможным.
Поэтому в международные
Политические переговоры - единственно
разумный способ решения международных
проблем, направленный на предотвращение
конфликтных ситуаций, на укрепление
взаимопонимания и
ВОПРОС 11. Какие отличительные особенности имеет политическая система в современном российском обществе?
Ответ: Политическая система в современном российском обществе имеет ряд отличительных особенностей. Прежде всего в ее институциональной подсистеме заметны акцент в перераспределении властных полномочий в пользу исполнительных органов и существенное ограничение функций законодательных институтов власти, которые практически лишены возможности осуществлять контроль за деятельностью исполнительных органов (правительства, премьер-министра и т.д.), наблюдать за ходом реализации принимаемых ими законов.
Кроме того, с точки зрения характера распределения власти и взаимоотношения политической системы и общества в России существует скорее авторитарная плюралистическая система, для которой характерно сосредоточение власти в едином центре, каковым является Президент РФ и его Администрация. Поле деятельности представительных органов власти ограничено. Плюрализм же обнаруживается в разделении властей в государстве, многопартийности, передаче ряда законодательных и исполнительных полномочий от центра субъектам Федерации344.
Одной из примечательных особенностей российской политической системы является низкий удельный вес политических партий, их слабое влияние на власть, общество. Эти особенности свидетельствуют о противоречии между политической структурой и ее культурным основанием. Дело в том, что замена политических институтов прежней системы (в частности, КПСС, Советов всех уровней) новыми, куда вошли Президент РФ, двухпалатный парламент (Федеральное Собрание), осуществлялась быстрее, чем происходили изменения в политической культуре общества.
Новые институты часто не находят поддержки в обществе, поскольку в нем еще господствуют старые политические нормы и ценности, стандарты политического поведения.
Отбрасывание коммунистических ценностей (равенства, справедливости, коллективизма) автоматически не привело к утверждению в обществе либеральных ценностей (индивидуализма, собственности, свободы и т.д.) Это особенно хорошо прослеживается в понимании населением такой ценности, как свобода, которая воспринималась как российское понятие "выйти на волю", т. е. делать что пожелаешь, а не понималась как свобода выбора, связанная с уважением прав и свобод других людей, ответственностью за принятое решение, поступок. Поскольку наша политическая система еще не сформировала свое культурное основание в виде признанных в обществе демократических идеалов, ценностей, норм, ее возможности интегрировать общество, обеспечить единство и стабильность довольно ограничены. Поэтому политическая система в России еще какое-то время будет балансировать между целостностью общества и его дезинтеграцией, распадом.
Слабая интегрированность в российскую политическую систему разнородных групп, партий, движений проявляется в том, что политические силы имеют ограниченный доступ к процессу принятия решений. Посттоталитарную систему как механизм власти пока точнее было бы назвать закрытой, чем открытой. Ей свойственны черты олигархичности. Это касается, прежде всего, процесса принятия решений, которые до последнего времени осуществляла узкая группа лиц: Президент РФ - глава Администрации Президента РФ - премьер-министр.
Недостатком политической системы России является и ее слабая реактивная способность. В частности, она не всегда своевременно и адекватно реагирует на существующие и вновь возникающие интересы и потребности населения, нередко запаздывает при разрешении социальных конфликтов (например, можно назвать манифестации протеста обманутых вкладчиков, работников бюджетной сферы, не получающих зарплату).
Однако следует признать, что реформирование политической системы - процесс всегда сложный и длительный, сопряженный с временными неудачами и просчетами.
ВОПРОС 12. Как проходил процесс образования политических партий и складывания политической системы в России?
Ответ: Процесс образования политических партий и складывания партийной системы в России начался несколько позже, чем на Западе, - в конце XIX - начале XX веков, что отражало отставание нашей страны в экономическом, технологическом, социальном и политическом развитии. Монархическая система, долгое время господствовавшая в стране, не допускала возникновения ни проправительственных, ни оппозиционных партий.
Отмена крепостнических
Однако рост числа партий в стране не привел к образованию многопартийной системы в классическом варианте.
Развитие партийной системы в 20 веке. После Октябрьской революции (1917) в стране установилась монополия Коммунистической партии на власть, которая сохранялась до конца 80-х годов прошлого века. Отмена статьи 6 Конституции СССР о руководящей роли партии в обществе создала юридические предпосылки для формирования многопартийности.
В октябре 1990 года был принят Закон СССР "Об общественных объединениях", который ввел в политическую жизнь принцип многопартийности. С марта 1991 года началась регистрация партий и общественных организаций, принявшая форму "партийного бума": в 1993 году зарегистрировано около 60 партий и движений, а в 1997 году их уже насчитывалось около 3 тысяч.
Однако возникшая в России многопартийность иллюзорна, поскольку структура и состав партий очень нестабильны, отсутствуют устойчивые связи между ними. Вследствие этого политическое влияние партий невелико. В 2001 году был принят Федеральный закон "О политических партиях", призванный унифицировать требования, предъявляемые к политическим партиям, и тем самым освободиться от множества мелких партий. Процесс правовой институционализации партий должен завершиться до парламентских выборов 2003 года.