Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 13:42, контрольная работа

Краткое описание

1. Конфликт как социальное явление, типы и виды политических конфликтов.
2. Политические кризисы, сущность и виды.
3. Пути предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтов и кризисов.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение образования

 «Витебский государственный технологический университет»

 

 

Контрольная работа №1

По предмету: «Политология»

Вариант №23

Выполнил: студент гр. ЗО-43 Чернявский Александр Эдуардович 
Шифр: 071883

Домашний  адрес: г. Витебск,  
ул. Володарского, д. 113\1, кв. 25, тел. (0212)43-28-75

 

 

 

 

 

Витебск 2013

 

  1. Конфликт как социальное явление, типы и виды политических конфликтов.

 

Политический конфликт - это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов.

 

 Понятие политического конфликта  обозначает борьбу одних субъектов  с другими за влияние в системе  политических отношений, доступ  к принятию общезначимых решений,  распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми, словом, за все то, что составляет власть и политическое господство.

 

 Политическая государственная  власть, обладание ею, устройство  властных институтов, политический  статус социальных групп, ценности и символы, являющиеся базой политической власти и в целом данного политического общества, - все это составляет объект и предмет политических конфликтов.

 

 Противоречие между политическим  обществом как целостной системой  и неравенством включенных в нее индивидов и групп, выраженным в иерархии политических статусов, - источник и основа политического конфликта.

 

 Различают три основных типа  политических конфликтов.

 

1. Конфликты интересов. Конфликты  такого рода преобладает в  экономически развитых странах, устойчивых государствах, политической нормой здесь является “торг” по поводу дележа экономического “пирога” (борьба вокруг размеров налогов, объема социального обеспечения и т.д.); этот тип конфликта наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение (“как это, так и то”).

 

2. Конфликты ценностей характерны  для развивающихся государств  с неустойчивым государственным  строем; они требуют больше усилий  по урегулированию, поскольку компромисс по поводу таких ценностей, как “свобода”, “равенство”, “терпимость”труднодостижим, если вообще возможен.

 

3. Конфликты идентификации: характерны  для обществ, в которых происходит  отождествление субъектом себя  с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом(государством) в целом; этот тип конфликта возникает в условиях противоположности рас, этнической или языковой противоположности.

 

 В зависимости от уровня  участников политический конфликт  может быть: межгосударственным (субъекты - государства и их коалиции), государственным (субъекты ветви власти, политические партии и т.д.), региональным (субъекты региональные политические силы), местным.

 

 Внутриполитические конфликты  разделяют на позиционные (горизонтальные) и оппозиционные (вертикальные).

 

 Субъектами позиционных внутриполитических  конфликтов выступают политические  институты, организации, осуществляющие  власть и руководство в рамках  данной системы, но занимающие  различные позиции. Таковы, например, органы и занятые в них группы людей, представляющие разные ветви государственной власти, институты федеральной власти и субъектов федерации. Предмет таких конфликтов - отдельные элементы политической системы и политики правящих кругов, не соответствующие в полной мере интересам и целям системы, отдельным группировкам правящих сил. Их разрешение ведет к частичным изменениям в политике властей. Это частичные конфликты.

 

 Субъектами оппозиционных внутриполитических  конфликтов выступают, с одной  стороны, властвующие элиты, выражающие их интересы партии, государственные институты, организации, лидеры. С другой - организации, представляющие подвластные массы, а также политически активные группы, выступающие против существующих порядков, господствующей политической власти. Пре; метом конфликта в данном случае является существующая система государственной власти в целом, существующий режим. Конечный итог разрешения конфликта - смена политической системы. Поэтому конфликты подобного рода называют радикальными.

 

 Источником радикального конфликта являются противоречия между коренными политическими интересами и основными ценностями крупных социальных групп; источником частичного - противоречия между временными, неосновными интересами и ценностями конфликтующих агентов. Радикальные конфликты вовлекают в сферу противоборства большинство или все политические институты и значительные массы населения. В частичных конфликтах участвуют лишь некоторые институты и группы, части элит, соперничающие партии, заинтересованные в разрешении (или в неразрешении) конкретных проблем реформирования политических отношений и институтов. Первые разделяют общество на две основные противоположные политические силы; вторые вырастают из сплетения многих политических сил, действующих в рамках и по правилам “игры” плюрализма.

 

 Внутриполитические конфликты  подразделяются на режимные и  легитимные.

 

 Режимные внутриполитические  конфликты: целью одного из  субъектов может быть захват  власти в государстве или смена  политической системы, но без  разрушения территориальной целостности государства.

 

 Легитимные внутриполитические  конфликты: часть государства  стремится отделиться от целого; часто легитимные конфликты совпадают  с этнополитическими, но не  всегда этнополитические конфликты  являются легитимными (например, требования национального равноправия, автономии).

 

2.Политические кризисы,  сущность и виды.

 

 Для характеристики конфликтов, затрагивающих государство как  основной институт политической  системы, в политологии используется  понятие “политический кризис”  (греч. krisis • решение, поворотный пункт, исход).

 

 Политический кризис - это состояние  политической системы общества, выражающееся в углублении и  обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической  напряженности. 

 

 Можно выделить внешнеполитические кризисы, обусловленные международными конфликтами и противоречиями, и внутриполитические кризисы (правительственный, парламентский, конституционный и др.).

 

 Правительственный кризис - особенно  частое явление, выражается в  потере правительством авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ему в поддержке и отправить кабинет министров в отставку. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров, форм правления и т.д.

 

 Парламентский кризис - это изменение  соотношения сил в органах  законодательной власти, когда решения  парламента расходятся с волей  большинства граждан страны.

 Результат - роспуск парламента  и назначение новых выборов.  Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе, и это мешает принятию решений и парализует работу законодательной власти. И как итог - роспуск парламента и назначение новых выборов.

 

 Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия Основного закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее качественный пересмотр.

 

 Политический кризис характеризуется  делегитимацией структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центра другим, образованием парламентских властных структур, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и т.д.).

 

 В зависимости от особенностей  проявления и причин возникновения  политического кризиса в политологии  выделяют такие его формы, как: 1) кризис легитимности; 2) кризис  идентичности; 3) кризис политического участия; 4) кризис проникновения; 5) кризис распределения.

 

 Кризис легитимности возникает  в результате рассогласования  целей и ценностей правящего  режима с представлениями основной  части граждан о необходимых  средствах и формах политического  регулирования, нормах справедливого правления и т.д.

 

 Кризис идентичности возникает  тогда, когда этнические и социально-структурные  различия становятся преградой  на пути общенационального объединения  и идентификации с определенной  политической системой.

 

 Кризис политического участия характеризуется созданием правящей элитой искусственных препятствий включению в активную политическую жизнь групп, заявляющих о своих претензиях на власть, а также обострением проблемы сохранения территориальной целостности, национального единства и стабильности политической системы в условиях быстрого роста политического участия групп с противоречивыми интересами.

 

 Кризис проникновения проявляется  в снижении способности государственного  управления проводить свои решения  в различных областях общественной жизни. Его возникновение связано с расхождением между реальной политикой и провозглашенными правительством целями.

 

 Кризис распределения означает  неспособность правящей элиты  обеспечить приемлемый для общества  рост материального благосостояния и его распределение, позволяющих избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующих доступность основных материальных благ всем слоям населения.

 

 

 

  1. Пути предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтов и кризисов.

 

 Центральная проблема конфликтов - их разрешение (управление конфликтом, контроль над конфликтом, регулирование  конфликта).

 

 Под  регулированием конфликта (конфликтным  контролем) понимается разработка  и применение системы мер, направленных  на ограничение интенсивности и масштаба конфликта, его деэскалацию.

 

 Политической  практикой и теорией выработаны  некоторые всеобщие формы и  способы предотвращения, регулирования  и разрешения политических конфликтов. В их числе - компромисс и  консенсус. 

 

 Компромисс в словарях определяется  как соглашение на основе взаимных  уступок. Различают компромиссы  вынужденные и добровольные. Первые  с неизбежностью навязываются  сложившимися обстоятельствами. Вторые  заключаются на основе соглашения  по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил. На основе таких компромиссов создаются многообразные партийные блоки и политические коалиции.

 

 Слово консенсус происходит  от латинского consentio, которое в  свою очередь образовано от глагола sentire (чувствовать, ду. мать, понимать) с помощью приставки con, имеющей значение совместного, взаимного развития, т.е. в своей основе консенсус означает общность чувств и мыслей, взаимопонимание.

 

 Консенсус - это соглашение  значительного большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях. В демократических системах обычно различают три объекта возможного соглашения:

 

1) конечные цели (свобода, равенство  и т.д.), которые составляют структуру системы представлений;

 

2) правила игры, или процедуры; 

 

3) конкретные правительства и  правительственная политика. Эти  три объекта могут быть трансформированы  в три уровня консенсуса:

 

1) консенсус на уровне сообщества, или основной, ценностный;

 

2) консенсус на уровне режима, или процедурный; 

 

3) консенсус на уровне политики.

 

 Первый объект или уровень  консенсуса - основной - показывает, разделяет  ли данное общество одинаковые  ценностные представления и цели.

 

 Второй объект или уровень  консенсуса - процедурный - устанавливает  правила игры, фиксируемые в конституциях.

 

 Третий объект или уровень  консенсуса (в отношении политики  и правительства) выдвигает на  передний план параллель “власть-оппозиция”. Несогласие по вопросам политики и оппозиция правительству обусловлено отношением к членам правительства, а не к форме управления.

 

 Консенсус универсальный принцип  демократии, позволяющий разрешать  и предупреждать противоречия  и конфликты, снимать напряженность  в обществе. Эффективность консенсуса зависит от участия в распределении вознаграждений, льгот, власти, благосостояния общества, уровня политической культуры.

 

 Кризис консенсуса обычно  связывают с кризисом отношении  церковь-государство, традиционной  политики и включением в нетрадиционных групп, перераспределением ролей и статусов, разрывом элит и масс и т.д.

 

 Урегулирование конфликтов - довольно  широкое понятие. Оно подразумевает: 

 

- предупреждение открытых форм  проявления конфликтов, сопровождающихся  насильственными действиями (войнами, массовыми беспорядками и т.п.);

 

разрешение конфликтов, предполагающее устранение причин, вызывающих их, формирование нового уровня отношений участников, улаживание конфликтов (снижение уровня враждебности конфликтующих сторон, перевод конфликта в русло поиска совместного решения проблемы).

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"