Министерство
образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Витебский государственный
технологический университет»
Контрольная работа
№1
По предмету: «Политология»
Вариант №23
Выполнил: студент гр. ЗО-43 Чернявский
Александр Эдуардович
Шифр: 071883
Домашний
адрес: г. Витебск,
ул. Володарского, д. 113\1, кв.
25, тел. (0212)43-28-75
Витебск 2013
- Конфликт как социальное явление, типы и виды политических конфликтов.
Политический конфликт - это столкновение,
противоборство политических субъектов,
обусловленное противоположностью их
политических интересов, ценностей и взглядов.
Понятие политического конфликта
обозначает борьбу одних субъектов
с другими за влияние в системе
политических отношений, доступ
к принятию общезначимых решений,
распоряжение ресурсами, монополию
своих интересов и признание их общественно
необходимыми, словом, за все то, что составляет
власть и политическое господство.
Политическая государственная
власть, обладание ею, устройство
властных институтов, политический
статус социальных групп, ценности
и символы, являющиеся базой политической
власти и в целом данного политического
общества, - все это составляет объект
и предмет политических конфликтов.
Противоречие между политическим
обществом как целостной системой
и неравенством включенных в нее
индивидов и групп, выраженным в иерархии
политических статусов, - источник и основа
политического конфликта.
Различают три основных типа
политических конфликтов.
1. Конфликты интересов. Конфликты
такого рода преобладает в
экономически развитых странах, устойчивых
государствах, политической нормой здесь
является “торг” по поводу дележа экономического
“пирога” (борьба вокруг размеров налогов,
объема социального обеспечения и т.д.);
этот тип конфликта наиболее легко поддается
урегулированию, так как здесь всегда
можно найти компромиссное решение (“как
это, так и то”).
2. Конфликты ценностей характерны
для развивающихся государств
с неустойчивым государственным
строем; они требуют больше усилий
по урегулированию, поскольку компромисс
по поводу таких ценностей, как “свобода”,
“равенство”, “терпимость”труднодостижим,
если вообще возможен.
3. Конфликты идентификации: характерны
для обществ, в которых происходит
отождествление субъектом себя
с определенной группой (этнической,
религиозной, языковой), а не с обществом(государством)
в целом; этот тип конфликта возникает
в условиях противоположности рас, этнической
или языковой противоположности.
В зависимости от уровня
участников политический конфликт
может быть: межгосударственным
(субъекты - государства и их коалиции),
государственным (субъекты ветви власти,
политические партии и т.д.), региональным
(субъекты региональные политические
силы), местным.
Внутриполитические конфликты
разделяют на позиционные (горизонтальные)
и оппозиционные (вертикальные).
Субъектами позиционных внутриполитических
конфликтов выступают политические
институты, организации, осуществляющие
власть и руководство в рамках
данной системы, но занимающие
различные позиции. Таковы, например,
органы и занятые в них группы
людей, представляющие разные ветви государственной
власти, институты федеральной власти
и субъектов федерации. Предмет таких
конфликтов - отдельные элементы политической
системы и политики правящих кругов, не
соответствующие в полной мере интересам
и целям системы, отдельным группировкам
правящих сил. Их разрешение ведет к частичным
изменениям в политике властей. Это частичные
конфликты.
Субъектами оппозиционных внутриполитических
конфликтов выступают, с одной
стороны, властвующие элиты,
выражающие их интересы партии, государственные
институты, организации, лидеры. С другой
- организации, представляющие подвластные
массы, а также политически активные группы,
выступающие против существующих порядков,
господствующей политической власти.
Пре; метом конфликта в данном случае является
существующая система государственной
власти в целом, существующий режим. Конечный
итог разрешения конфликта - смена политической
системы. Поэтому конфликты подобного
рода называют радикальными.
Источником радикального конфликта
являются противоречия между коренными
политическими интересами и основными
ценностями крупных социальных групп;
источником частичного - противоречия
между временными, неосновными интересами
и ценностями конфликтующих агентов. Радикальные
конфликты вовлекают в сферу противоборства
большинство или все политические институты
и значительные массы населения. В частичных
конфликтах участвуют лишь некоторые
институты и группы, части элит, соперничающие
партии, заинтересованные в разрешении
(или в неразрешении) конкретных проблем
реформирования политических отношений
и институтов. Первые разделяют общество
на две основные противоположные политические
силы; вторые вырастают из сплетения многих
политических сил, действующих в рамках
и по правилам “игры” плюрализма.
Внутриполитические конфликты
подразделяются на режимные и
легитимные.
Режимные внутриполитические
конфликты: целью одного из
субъектов может быть захват
власти в государстве или смена
политической системы, но без
разрушения территориальной целостности
государства.
Легитимные внутриполитические
конфликты: часть государства
стремится отделиться от целого;
часто легитимные конфликты совпадают
с этнополитическими, но не
всегда этнополитические конфликты
являются легитимными (например,
требования национального равноправия,
автономии).
2.Политические кризисы,
сущность и виды.
Для характеристики конфликтов,
затрагивающих государство как
основной институт политической
системы, в политологии используется
понятие “политический кризис”
(греч. krisis • решение, поворотный пункт,
исход).
Политический кризис - это состояние
политической системы общества,
выражающееся в углублении и
обострении имеющихся конфликтов,
в резком усилении политической
напряженности.
Можно выделить внешнеполитические
кризисы, обусловленные международными
конфликтами и противоречиями, и внутриполитические
кризисы (правительственный, парламентский,
конституционный и др.).
Правительственный кризис - особенно
частое явление, выражается в
потере правительством авторитета,
в невыполнении его распоряжений исполнительными
органами. Если правительство не справляется
с ситуацией, то парламент может отказать
ему в поддержке и отправить кабинет министров
в отставку. Правительственный кризис
может сопровождаться сменой лидеров,
форм правления и т.д.
Парламентский кризис - это изменение
соотношения сил в органах
законодательной власти, когда решения
парламента расходятся с волей
большинства граждан страны.
Результат - роспуск парламента
и назначение новых выборов.
Парламентский кризис может возникнуть
и в том случае, когда основные противоборствующие
фракции в нем примерно равны по силе,
и это мешает принятию решений и парализует
работу законодательной власти. И как
итог - роспуск парламента и назначение
новых выборов.
Конституционный кризис связан
с фактическим прекращением действия
Основного закона страны (конституции).
Прежняя конституция утрачивает легитимность
и требуется ее качественный пересмотр.
Политический кризис характеризуется
делегитимацией структур власти,
отсутствием взаимодействия между различными
центрами власти, блокированием одного
центра другим, образованием парламентских
властных структур, снижением эффективности
социально-политического регулирования
и контроля, эскалацией стихийных форм
политического протеста (митингов, забастовок,
демонстраций и т.д.).
В зависимости от особенностей
проявления и причин возникновения
политического кризиса в политологии
выделяют такие его формы, как:
1) кризис легитимности; 2) кризис
идентичности; 3) кризис политического
участия; 4) кризис проникновения; 5) кризис
распределения.
Кризис легитимности возникает
в результате рассогласования
целей и ценностей правящего
режима с представлениями основной
части граждан о необходимых
средствах и формах политического
регулирования, нормах справедливого
правления и т.д.
Кризис идентичности возникает
тогда, когда этнические и социально-структурные
различия становятся преградой
на пути общенационального объединения
и идентификации с определенной
политической системой.
Кризис политического участия
характеризуется созданием правящей элитой
искусственных препятствий включению
в активную политическую жизнь групп,
заявляющих о своих претензиях на власть,
а также обострением проблемы сохранения
территориальной целостности, национального
единства и стабильности политической
системы в условиях быстрого роста политического
участия групп с противоречивыми интересами.
Кризис проникновения проявляется
в снижении способности государственного
управления проводить свои решения
в различных областях общественной
жизни. Его возникновение связано с расхождением
между реальной политикой и провозглашенными
правительством целями.
Кризис распределения означает
неспособность правящей элиты
обеспечить приемлемый для общества
рост материального благосостояния
и его распределение, позволяющих избежать
чрезмерной социальной дифференциации
и гарантирующих доступность основных
материальных благ всем слоям населения.
- Пути предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтов и кризисов.
Центральная проблема конфликтов
- их разрешение (управление конфликтом,
контроль над конфликтом, регулирование
конфликта).
Под
регулированием конфликта (конфликтным
контролем) понимается разработка
и применение системы мер, направленных
на ограничение интенсивности и масштаба
конфликта, его деэскалацию.
Политической
практикой и теорией выработаны
некоторые всеобщие формы и
способы предотвращения, регулирования
и разрешения политических конфликтов.
В их числе - компромисс и
консенсус.
Компромисс в словарях определяется
как соглашение на основе взаимных
уступок. Различают компромиссы
вынужденные и добровольные. Первые
с неизбежностью навязываются
сложившимися обстоятельствами. Вторые
заключаются на основе соглашения
по определенным вопросам и соответствуют
какой-то части политических интересов
всех взаимодействующих сил. На основе
таких компромиссов создаются многообразные
партийные блоки и политические коалиции.
Слово консенсус происходит
от латинского consentio, которое в
свою очередь образовано от глагола
sentire (чувствовать, ду. мать, понимать) с
помощью приставки con, имеющей значение
совместного, взаимного развития, т.е.
в своей основе консенсус означает общность
чувств и мыслей, взаимопонимание.
Консенсус - это соглашение
значительного большинства людей
любого сообщества относительно наиболее
важных аспектов его социального порядка,
выраженное в действиях. В демократических
системах обычно различают три объекта
возможного соглашения:
1) конечные цели (свобода, равенство
и т.д.), которые составляют структуру
системы представлений;
2) правила игры, или процедуры;
3) конкретные правительства и
правительственная политика. Эти
три объекта могут быть трансформированы
в три уровня консенсуса:
1) консенсус на уровне сообщества,
или основной, ценностный;
2) консенсус на уровне режима,
или процедурный;
3) консенсус на уровне политики.
Первый объект или уровень
консенсуса - основной - показывает, разделяет
ли данное общество одинаковые
ценностные представления и цели.
Второй объект или уровень
консенсуса - процедурный - устанавливает
правила игры, фиксируемые в конституциях.
Третий объект или уровень
консенсуса (в отношении политики
и правительства) выдвигает на
передний план параллель “власть-оппозиция”.
Несогласие по вопросам политики и
оппозиция правительству обусловлено
отношением к членам правительства, а
не к форме управления.
Консенсус универсальный принцип
демократии, позволяющий разрешать
и предупреждать противоречия
и конфликты, снимать напряженность
в обществе. Эффективность консенсуса
зависит от участия в распределении вознаграждений,
льгот, власти, благосостояния общества,
уровня политической культуры.
Кризис консенсуса обычно
связывают с кризисом отношении
церковь-государство, традиционной
политики и включением в нетрадиционных
групп, перераспределением ролей и статусов,
разрывом элит и масс и т.д.
Урегулирование конфликтов - довольно
широкое понятие. Оно подразумевает:
- предупреждение открытых форм
проявления конфликтов, сопровождающихся
насильственными действиями (войнами,
массовыми беспорядками и т.п.);
разрешение конфликтов, предполагающее
устранение причин, вызывающих их, формирование
нового уровня отношений участников,
улаживание конфликтов (снижение уровня
враждебности конфликтующих сторон,
перевод конфликта в русло поиска совместного
решения проблемы).