Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 09:32, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы дать системное и многоуровневое описание процесса становления политической партии в современной России.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить понятие, происхождение, типологию и функции политических партий;
• рассмотреть типологию партийных систем и их характеристику;

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по политологии.docx

— 40.11 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность исследования обусловлена важной ролью, которые  играют политические партии в современном  политическом процессе. Современное  демократическое государство немыслимо  без политических партий, а партийная  система является важнейшим элементом  демократической политической системы. Вместе с тем, становление партийных  систем представляет собой сложнейший процесс, определяемый множеством разнообразных  факторов и зависящий от конкретно-исторических условий, в которых он протекает. Поэтому попытки напрямую перенести  организационные формы и институты  из стран с устоявшейся демократией  в страны со становящейся демократией редко заканчиваются успешно.

В связи с этим опыт государств, в которых политическая демократия еще только формируется, крайне важен  для теоретического осмысления общих  закономерностей и социально-культурных особенностей развития партийных систем, а также для выработки эффективных  стратегий поддержки демократических  институтов.

 

Цель работы состоит в  том, чтобы дать системное и многоуровневое описание процесса становления политической партии в современной России.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить понятие, происхождение, типологию и функции политических партий;
  • рассмотреть типологию партийных систем и их характеристику;
  • исследовать опыт партийно-политического развития современной России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Политические  партии: понятие, происхождение,  типология. Функции политических  партий

Политическая партия представляет собой политическую организацию, объединяющую людей с общими социальными интересами и идеалами, осуществление, которых  они связывают с участием в  политической власти, либо ее ориентацией  на достижение своих требований. Раскрывая  сущность и место партии в политической системе общества, необходимо показать, что партия является звеном вертикальной связи между государством и гражданским  обществом, участвующим во всех фазах  политического процесса: от артикуляции  интересов до принятия и осуществления  решений. Роль партий в политической жизни сводится к формированию вариантов  правительственной политики, к влиянию  на политическую социализацию, к мобилизации  избирателей. В рамках противоречивого  единства государства и гражданского общества политическая партия занимает посредническое положение, имея основу в гражданском обществе и направляя  свою деятельность на развитие государственных  структур путем борьбы за политическую власть конкретными методами и средствами.

История партий едва ли насчитывает  век. Еще в 1850 г. ни одна страна мира (за исключением Соединенных Штатов) не знает политических партий в современном  значении этого термина: мы обнаруживаем течения общественного мнения, народные клубы, философские общества, но отнюдь не партии в собственном смысле слова. В 1950 г. они функционируют в большинстве  цивилизованных стран, все прочие стремятся  им подражать. Как же всего за сто  лет совершился этот переход? Данный вопрос представляет не один только исторический интерес: все партии испытывают сильнейшее влияние своего происхождения, подобно  тому, как люди всю жизнь несут  на себе печать своего детства. Невозможно, к примеру, понять структурное отличие, разделяющее британскую лейбористскую  и французскую социалистическую партии, не зная обстоятельств их рождения. Нельзя серьезно анализировать французскую или нидерландскую многопартийную и американскую двухпартийную системы, не обращаясь к происхождению партий в каждой из этих стран - именно здесь мы найдем объяснение тому факту, что в одних странах они множились, а в другой - сокращались. В целом развитие партий оказывается связанным с развитием демократии, то есть с расширением народного волеизъявления и прав парламентов. Чем больше возрастают функции и независимость политических ассамблей, тем настоятельнее их члены ощущают потребность в объединении по признаку родства, чтобы слаженно действовать. Чем более расширяется право голоса и множится число голосующих, тем более необходимым становится организовывать избирателей с помощью комитетов, способных познакомить с кандидатами и привлечь голоса в их пользу. Итак, возникновение партий связано с возникновением парламентских объединений и избирательных комитетов. В то же время история некоторых из них не укладывается в общую схему: генезис их совершается вне электорального и парламентского цикла, общее лицо таких партий наиболее определенно формируют именно внешние факторы.

В политической науке существуют различные системы классификации  партий. В качестве основания типологизации используются различные факторы - функции, идеологии, социальная база, методы деятельности и т. д.

Общепризнанной и наиболее продуктивной является классификация  М. Дюверже, основанная на различиях в структуре партий и организации их внутренней жизни. Структура представляет собой наиболее синтетичный компонент, испытывающий влияние значительного числа факторов (идеологии, целей, социальной базы и т. д.). В то же время именно структура способствует адаптации партии к изменяющимся условиям, выступает необходимым элементом выживания партий в, политической борьбе. Среди структурных характеристик М. Дюверже выделил общее организационное строение, систему членства, органы руководства. На основе этих переменных он различал кадровые и массовые партии.

Кадровые партии восходят к периоду зарождения демократии, когда избирательное право было еще ограничено. В том замкнутом политическом пространстве кадровые партии служили средством выражения политических интересов господствующих классов, прежде всего буржуазии. Их деятельность была нацелена на победу на выборах. Для этого они стремились не к увеличению своих рядов, а к объединению элит, которые могли бы влиять на избирателей.

Основным структурным  элементом кадровых партий являются комитеты. Комитет создается по территориальному принципу, и численность его, как  правило, невелика. Он имеет постоянный состав активистов, обновляющийся в  случае необходимости путем кооптации, и не стремится к расширению своих  рядов. Комитеты представляют собой  сплоченные, авторитетные группы, обладающие навыками работы среди населения. Проведение и организация предвыборных кампаний составляет их основное назначение. Члены  комитета подбирают кандидатов для  выборов в органы власти, изучают  общественное мнение, симпатии и интересы избирателей, их ожидания и требования, помогают лидерам в формировании предвыборных программ.

Примером массовой партии для Дюверже являются европейские социал-демократические партии, большинство из которых возникло во второй половине XIX века, в условиях введения всеобщего избирательного права, как политические организации рабочего класса и как антисистемные партии протеста, что и предопределило некоторые особенности их организации. “Привлечение новых членов представляет для нее (массовой партии) фундаментальную потребность с двух точек зрения - политической и финансовой. Она стремится, прежде всего, осуществить политическое воспитание рабочего класса, выделить в его среде элиту, способную взять в свои руки правительство и управление страной, члены партии, таким образом, составляют саму ее основу, субстанцию ее деятельности. Без членов партия представляла бы собой учителя без учеников. С финансовой точки зрения, она в основном опирается на членские взносы, уплачиваемыми ее членами”.

Увеличение числа членов партии, необходимость заниматься финансовыми  вопросами привели к формированию в структуре массовых партий соответствующих  органов, стремящихся к распространению  своего влияния и ведущих учет и контроль расходования финансовых средств. Возникает сложная иерархическая структура подчинения первичных организаций и громоздкая система управления. Партийная дисциплина, призванная укреплять единство партии, распространяется не только на рядовых членов, но и на парламентариев. М. Дюверже выделил три типа массовых партий: социалистический, коммунистический и фашистский.

Разделение на кадровые и  массовые партии соответствует делению  партий на правые и левые. Правые партии - «буржуазные», а левые - «пролетарские». Исключение составляют фашистские партии, являющиеся массовыми, но имеющие правый уклон.

Кроме этого, деление партий на массовые и кадровые совпадает  с их делением на партии с сильной  и слабой организацией. Кадровые партии имеют децентрализованный характер и слабую организацию. В них высока степень автономности местных комитетов (первичных организаций), а центральные органы партии, как правило, не служат для них авторитетом.

В массовых партиях преобладают  «вертикальные связи» между руководством и первичными организациями. Централизованный характер и наличие сильной организации, неукоснительное соблюдение партийной  дисциплины обусловлены необходимостью демонстрировать свою эффективность  в отстаивании интересов трудящихся, успешно осуществлять политическое воспитание масс.

В наиболее полной мере сущность политических партий проявляется в  функциях, среди которых первостепенное значение имеют:

а) Функция социального  представительства. Всякая политическая партия является выразителем определенных социальных интересов, опирается в  своей деятельности на конкретные социальные слои и группы, является их представителем на политической арене. В этой связи  она имеет в качестве одной  из центральных задачу из всего многообразия самых различных интересов этих групп выявить, сформировать и обосновать их совокупный политический интерес, равно  как и четко представить его  в политико-властной сфере.

Функция социального представительства  и выявление совокупного политического  интереса объединенных в тех или  иных партиях социальных слоев и  групп находит свое наиболее концентрированное  выражение в партийных программах и доктринах. Последние представляют собой не что иное, как своего рода «декларации партий о намерениях», официальные документы, в которых  партии во всеуслышание заявляют о  том, ради чего и для кого они создаются, какие преследуют цели, и какие  средства собираются использовать для  их достижения.

б) Функция политической социализации граждан, т.е. их политического  просвещения, формирования необходимых  свойств и навыков участия  в политико-властных процессах, а  также влияния на них с помощью  тех или иных конвенциональных (конституционно оговоренных и законодательно закрепленных) акций и процедур.

С этой целью партии ведут  широкую пропагандистскую деятельность среди различных слоев и групп  населения, информируют его по наиболее актуальным проблемам общественной жизни, обращают внимание на причины  важнейших конфликтов и всякого  рода напряжений и предлагают пути их преодоления, делают ситуацию, сложившуюся в обществе, более понятной для неискушенных в политике рядовых граждан.

в) Функция социальной интеграции. В силу того, что любая  
партия в условиях демократически организованного общества может  
прийти к власти, только получив большинство на выборах, она с необходимостью стремится объединить вокруг своей программы самые  
различные слои населения.

Причем стержнем этого  объединения выступает не отрицание  существующего строя и связанных  с ним «строевых» системных ценностей, а признание его в качестве вполне легитимного (т.е. законного) и справедливого, но с необходимостью нуждающегося в реформировании, в том числе в смене приоритетов и акцентов государственной политики (как внутренней, так и внешней).

Это особенно характерно для  партий, находящихся в системной  оппозиции к правительству и  парламенту, которые через эту  призму критикуют правящую партию (или  коалицию таких партий), стремясь сменить  их у руля власти по итогам новых  выборов.

г) Прагматическая функция, связанная не столько с борьбой  
за власть, сколько с процессами ее отправления и удержания. Речь  
идет об искусстве умелого пользования и распоряжения властью с  
тем, чтобы сохранить ее сверх конституционного срока приобретения, т. е. не потерять на новых выборах.

Из этих целей вытекают такие задачи партии, как необходимость  координации действий с органами государственной власти: как в  центре, так и на местах. Особенно это касается взаимодействия и контроля двух элитных партийных «фракций»: «фракции» законодателей-парламентариев, с одной стороны, и «фракции» исполнителей - министров, т.е. правительства, другой. Именно от того, как проявят себя эти две «фракции», в значительной мере определяется успех (или неуспех) данной партии на очередных выборах.

д) Функция воспроизводства и рекрутирования политической элиты для всех уровней системы организации государственной власти. По причине того, что смена «властного караула» в условиях демократии происходит только по итогам выборов, претендующая на власть партия должна быть готовой к тому, чтобы в случае победы на этих выборах «посадить» во «властные кресла» свою команду, т.е. высших руководителей системы государственного руководства и управления страной. (При смене администрации президента США, например, тотчас же меняются более двух тысяч высших чиновников этого госуда

 

 

 

 

 

 

2. Типология партийных  систем. Их характеристика

Логика действий партий диктуется  характером ее связей со своей средой, т. е. другими партиями. В каждой стране партии, их окружение, союзы и стратегии  образуют совокупность относительно стабильных связей. Эту структуру, совокупность связей между взаимодействующими партиями М. Дюверже назвал «партийной системой». Природа коалиции партий влияет на функционирование институтов, определяет сущность политических режимов.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"