Контрольная работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 09:32, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы дать системное и многоуровневое описание процесса становления политической партии в современной России.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
• изучить понятие, происхождение, типологию и функции политических партий;
• рассмотреть типологию партийных систем и их характеристику;

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по политологии.docx

— 40.11 Кб (Скачать файл)

В каждой конкретной стране партийная система является результатом  действия множества факторов: культурно-религиозной  среды, истории страны, ее традиций, экономической и социальной структуры. Кроме того, наиболее важное влияние  на партийную систему оказывает  избирательный режим.

В политической науке существуют различные классификации партийных  систем. Поскольку система партий любого общества определяется по количественному (по числу партий, входящих в систему) и качественному (по масштабу влияния) критерию, постольку возможны две  системы типологий6.

Количественный критерий является основой выделения двухпартийной  системы (бипартизма), многопартийной системы и системы «двух с половиной партий».

Двухпартийность достаточно функциональна, поскольку обеспечивает эффективную работу политической системы в целом. Прежде всего она отражает существование естественного политического дуализма. «Это означает, что политический выбор, - как подчеркивал М. Дюверже, - обычно выступает в дуалистической форме... Всякая политика предполагает выбор между двумя типами решений».

Кроме того, двухпартийность способствует созданию эффективного и стабильного правительства, которое опирается на поддержку парламентского большинства из числа депутатов победившей партии. Избранное прямым всеобщим голосованием парламентское большинство позволяет функционировать правительству в течение всего срока полномочий. Более того, двухпартийность упрощает процесс агрегирования интересов и сокращения требований. Она делает ненужным посредничество: сам избиратель выбирает цели и руководителей, обязанных их достичь.

Однако таковы плюсы двухпартийности в идеале. На практике же она коррелирует с рядом переменных, что позволяет различать ее типы. Так, «жесткая» двухпартийность отличается от «мягкой» дисциплиной голосования. В условиях «жесткой» двухпартийности (например, двухпартийной системы в Великобритании) при принятии важных политических решений депутаты каждой партии стремятся голосовать одинаково. В противном случае те, кто нарушил дисциплину голосования, исключаются из партии. «Мягкая» двухпартийность (например, в США) не предписывает депутатам обязательную дисциплину голосования.

Различают также «совершенную»  и «несовершенную» двухпартийность. «Совершенная» двухпартийность означает, что две партии набрали 90% голосов, причем одной из них обеспечено абсолютное большинство парламентских мест. Такая партия может руководить в одиночку, не вступая в союз с другими партиями.

«Несовершенная» двухпартийность возникает в том случае, если число мандатов, полученных двумя крупными партиями на выборах, не позволяет им в одиночку завоевать абсолютное большинство. Им приходится объединяться с третьей партией. Подобная партийная система получила название системы «двух с половиной партий».

В противоположность достаточно жесткой двухпартийной модели многопартийная система (взаимодействие осуществляют более двух партий) отличается гибкостью и способна эффективно сдерживать социальные конфликты. Являясь институциональным выражением плюрализма социальных интересов и статусов, многопартийная система ориентирована на поиск согласия и компромиссов между политическими силами, не обладающими явным политическим доминированием.

Достижение согласия, как  и обеспечение системной стабильности, во многом зависит от характера взаимоотношений  между правительственными партиями и оппозицией. В обществах без  демократических традиций, зрелой политической культуры многопартийная система является причиной частых правительственных  кризисов. К тому же многопартийность не способствует обобщению интересов, поскольку каждая партия стремится  выражать требования только своего электората.

Действующие на политической сцене партии различаются масштабом  влияния на общество и власть. Политическое влияние партии складывается из трех переменных: а) числа членов партии; б) количества избирателей, проголосовавших  за нее; в) числа депутатских мандатов, полученных партией на выборах. В  соответствии с распределением депутатских  мест в парламенте партии различаются  влиянием на процесс принятия политических решений.

По политическому «весу» выделяются четыре типа партий:

  1. мажоритарная партия, т. е. получившая абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного политического курса;
  2. партия с мажоритарным признанием, т. е. в ситуации чередования партий у власти она способна победить на следующих выборах;
  3. доминирующая партия, т. е. получившая относительное большинство депутатских мест;
  4. миноритарная партия, т. е. имеющая минимальное число мандатов.

Доминирование в политической жизни той или иной по влиянию  партии определяет тип партийной  системы. Выделяются партийные системы, основанные на партиях с мажоритарным призванием, т. е. стабильным доминированием в течение долгого времени  одной правящей партии (например, либерально-демократической  партии Японии, консервативной партии Великобритании в 70 - 80-х годах). Кроме  того, можно отметить партийные системы  с присутствием доминирующей партии (как христианские демократы в  ФРГ), вынужденной искать союзников  в лице других партий для поддержки  своего политического курса. Наконец, партийная система может представлять коалицию миноритарных партий (это присуще партийным системам Бельгии, Нидерландов). Подобная партийная система не является предпосылкой для стабильных и эффективных правительств.

Существуют и другие основания  классификации партийных систем. Док. Лапаломбара и М. Ветер предлагают бинарную типологию, противопоставляя друг другу «конкурентные» и «неконкурентные» системы партий. Так, для «конкурентных» систем характерны ситуации гегемонии или чередования партий у власти. В порядке уменьшения конкуренции они выделяют многопартийные системы, двухпартийные системы, многопартийные системы с господствующей партией (например, партийная система Индии во главе с Индийским национальным конгрессом). Неконкурентные партийные системы основаны на подавлении всех политических объединений властвующей партией. Примерами однопартийной системы могут выступать коммунистические, фашистские и развивающиеся системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Опыт партийно-политического  развития современной России

С конца 1994 г. партийно-политическую жизнь в стране все больше определяла борьба партий и блоков за голоса избирателей  на выборах в Государственную  Думу. Они состоялись в декабре 1995 г. Пятипроцентный барьер, необходимый  для получения мест в Думе, преодолели КПРФ (лидер Г. А. Зюганов), ЛДПР (лидер  В. В. Жириновский), новый правительственный  блок «Наш дом – Россия» (лидер  В. С. Черномырдин), «Яблоко» (лидер Г. А. Явлинский). Согласно Конституции  РФ выборы в верхнюю палату Федерального собрания – Совет Федерации –  не проводились. Ее депутатами стали  главы законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации.

В мае 1996 г. началась новая  политическая кампания – выборы Президента Российской Федерации. Основная предвыборная борьба развернулась между Б. Н. Ельциным и Г. А. Зюгановым. В результате двух туров выборов президентом России вновь стал Б. Н. Ельцин. За него проголосовали  около 55 % общего числа избирателей. Итоги президентских выборов  показали, что преобладающая часть  граждан поддерживала курс президента на создание рыночной экономики и  демократического государства.

На заключительном этапе  президентства Ельцина вновь  обострились политическая и экономическая  обстановка. В июне 1998 г. в отставку было отправлено правительство В. С. Черномырдина. Новым премьер-министром  стал С. В. Кириенко. Правительство приступило к подготовке антикризисной программы, но это не спасло положения. 17 августа 1998 г. премьер-министр объявил о  дефолте, т. е. правительство признавалось в неспособности рассчитываться по обязательствам государства как перед западными кредиторами, так и гражданами России. Счета частных банков замораживались, рубль девальвировался (обесценивался). Кризис привел к новому спаду промышленного производства, резкому росту инфляции, очередному падению уровня жизни населения. Кризис также отрицательно повлиял на демографическую ситуацию в стране: к середине 1999 г. численность населения упала до 146 млн человек, сократившись за десятилетие на 2 млн человек.

Кризис политической власти проявлялся в частой смене председателей  правительства: после Кириенко этот пост занимали Е. М. Примаков, С. В. Степашин, В. В. Путин. Однако смена лидеров  не меняла положение в стране.

В декабре 1999 г. состоялись очередные  выборы в Государственную Думу. В  них участвовали 26 партий, движений и избирательных блоков самого широкого политического спектра. В результате выборов в Думу прошли КПРФ, блок «Единство» (лидер – глава Министерства по чрезвычайным ситуациям С. К. Шойгу), «Отечество – Вся Россия» (лидеры экс-премьер Е. М. Примаков, мэр Москвы Ю. М. Лужков), «Союз правых сил» (СПС) (лидеры С. В. Кириенко, Б. Е. Немцов, И. М. Хакамада), «Блок Жириновского», «Яблоко». Остальные партии и блоки не преодолели пятипроцентного барьера.

31 декабря 1999 г. о своем  досрочном (срок президентских  полномочий в России составлял  4 года) уходе в отставку объявил  Б. Н. Ельцин. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил В. В. Путина, главу правительства. На выборах в марте 2000 г. В. В. Путин был избран Президентом РФ (на первый срок). В 2000 г. для совершенствования механизма управления страной были созданы 7 федеральных округов (Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский и Дальневосточный). В каждый из округов президентом был назначен его представитель, который призван был согласовывать работу местных органов власти на основе российской Конституции.

Развитию и укреплению нового политического порядка в  стране, улучшению многопартийности должен был способствовать Закон  о политических партиях России (2001 г.) Закон предусматривал превращение  партий в общефедеральные организации. В ходе последующей перерегистрации  некоторые из них прекратили свое существование. В то же время создавались  новые политические объединения. Наиболее крупной и влиятельной среди  них стала партия «Единая Россия», возникшая в результате слияния  общественно-политических движений «Единство» и «Отечество – вся Россия». Эта  партия в дальнейшем стала главной  опорой в продолжении политических и экономических преобразований.

В декабре 2003 г. состоялись выборы в Государственную Думу IV созыва. Подавляющая часть депутатских  мест принадлежала представителям партии «Единая Россия» (350). Также места  получили КПРФ, ЛДПР, блок «Родина». Представители  правых оппозиционных партий («Яблоко», СПС) в Думу не прошли, так как  не набрали необходимого числа голосов  избирателей и не преодолели пятипроцентный барьер. Председателем Думы стал лидер  партии «Единая Россия» Б. В. Грызлов, занимавший ранее пост министра внутренних дел Российской Федерации, председателем  Совета Федерации – С. М. Миронов.

В марте 2004 г. состоялись очередные  выборы Президента страны. Набрав около 71 % голосов, В. В. Путин был избран Президентом РФ на второй срок. Новым  главой правительства, еще до выборов, был утвержден М. Е. Фрадков. Было продолжено укрепление вертикали власти. Осенью 2004 г. была проведена еще одна реформа в системе государственной  власти – переход от общенародного  избрания губернаторов к утверждению  их парламентами субъектов Федерации  по представлению президента. Также  был принят закон о выборах  в Государственную Думу, изменявший избирательную систему, по которой  должно было проводиться голосование  в Думу в 2007 г. Состоялся переход  от смешанной избирательной системы (половина состава Думы формировалась  по партийным спискам, половина –  от избирательных округов) к пропорциональной системе – все депутаты избираются по партийным спискам. Одновременно до 7 % был увеличен порог, «перешагнув» который партия получала право на места в Госдуме. В 2005 г. произошло  создание Общественной палаты – совещательного органа, призванного содействовать  диалогу власти и общества.

В 2007 г., в преддверии выборов  в V Государственную Думу, после объединения  Партии жизни, Партии пенсионеров и  «Родины» возникла левоцентристская партия «Справедливая Россия», возглавляемая  С. М. Мироновым. Она выступает за усиление социальной направленности экономической  политики. На выборах 2007 г. в Государственную  Думу наибольшее число голосов вновь  получила партия «Единая Россия». Кроме нее места в парламенте получили КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия».

На выборах Президента РФ в 2008 г. большинство голосов получил  Д. А. Медведев. Пост председателя правительства  занял В. В. Путин, ставший лидером  партии «Единая Россия».

В конце 2008 г. внесены поправки в Конституцию РФ об изменении  срока полномочий Президента РФ (до 6 лет) и Госдумы (5 лет).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основании выше изложенного  можно сделать вывод, что политическую систему общества составляют партии, имеющие политические цели своей  деятельности, а так же политические традиции, нормы и установки. Можно  также говорить о политической системе  как о политической организации  общества, учитывая наличие и действие институтов и сил, не только причастных к властным структурам, но также  и находящихся в оппозиции  к властям, существующим на данный момент. В современном демократическом обществе политические партии являются неотъемлемой частью политической системы. Они на добровольной основе объединяет наиболее активных представителей различных классов, социальных групп или слоев и предназначены для наделения их действий по защите своих интересов целенаправленным и организованным характером.

Информация о работе Контрольная работа по "Политологии"