Контрольная работа по "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 07:12, контрольная работа

Краткое описание

К середине XIX в. повышение роли социальных функций государства стало настолько очевидным, что возникла необходимость в фиксации этого нового качества. Понятие "социальное государство", введенное в научный оборот Лоренцом фон Штайном в 1850 г., вместило в себя атрибуты, присущие данному феномену. В определении социального государства, предложенном Л. Фон Штайном, содержался ряд принципиальных положений, расширявших традиционное понимание обязанностей государства.

Содержание

Вопросы:
1. Социальное государство
2. Основные оси международных конфликтов и пути их разрешения
3. Тест

Вложенные файлы: 1 файл

политология Марина.docx

— 53.78 Кб (Скачать файл)

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»

(НОУ «МФПУ «Синергия»  Омский филиал)

 

 

 

 

 

 

Специальность: Финансовый менеджмент

 

 

Дисциплина: Политология

 

 

 

 

 

Экзаменационный билет № 

 

Вопросы:

1. Социальное государство

2. Основные оси международных  конфликтов и пути их разрешения

3. Тест

 

 

 

Выполнил: Астапенко М.А.

Группа  № ЗФФ-312

 

Зачетная  книжка № ОМ ЗФ00-0745

 

Проверил: Чудаков О.В.

 

Оценка: ____________________

 

 

 

 

Омск 2012

 

  1. Социальное государство.

К середине XIX в. повышение роли социальных функций государства стало настолько  очевидным, что возникла необходимость  в фиксации этого нового качества. Понятие "социальное государство", введенное в научный оборот Лоренцом фон Штайном в 1850 г., вместило в себя атрибуты, присущие данному феномену. В определении социального государства, предложенном Л. Фон Штайном, содержался ряд принципиальных положений, расширявших традиционное понимание обязанностей государства. В частности, он отмечал, что социальное государство должно "поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве". В данном определении, по сути, преодолевается социологический подход к государству (как к арене классовой борьбы). В качестве одного из признаков социального государства выделяется равенство всех людей (личностей), признается доминанта дихотомии "личность-государство" взамен прежней "государство-общество", а главной целью государства - экономический и социальный прогресс. Такую трактовку понятия социального государства в дальнейшем поддержали Ю. Офнер, Ф. Науманн, А. Вагнер.

Определение социального государства  как правового явилось принципиальным для определения нового социального  качества государства. Впервые в истории извечное противопоставление свободы и равенства - "на протяжении столетий люди стремились к свободе и равенству как к одним из первичных целей человеческой жизни, но полная свобода для сильных и талантливых несовместима с правом на достойную жизнь для слабых и малоодаренных" - было снято через компромисс, стало возможным ограничение свободы "ради социального благосостояния, чтобы накормить голодных, приютить обездоленных...".

Следующему этапу развития представлений  о социальном государстве начало положил знаменитый доклад В. Бевериджа "Полная занятость в свободном обществе", с которым он выступил в английском парламенте в 1942 г. В нем были изложены основные принципы "государства благосостояния", впервые выдвинута идея гарантированного единого национального минимального дохода, подчеркнута тесная связь социальной политики с государственной экономической политикой, нацеленной на обеспечение полной занятости. С этого времени термин "государство благосостояния" - "welfare state" - стал в англоязычных странах синонимом социального государства. (Другие названия - "государство благоденствия", "государство всеобщего благоденствия", "государство провидения".)

Функции социального государства.

Говоря о функциях социального  государства, следует иметь в  виду следующие обстоятельства:

а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;

б) на содержание всех функций социального  государства налагает отпечаток  его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как  бы преломляются через призму целей  и задач социального государства, и в этом плане можно вести  речь о наличии у него общей  социальной функции (общем социальном назначении);

в) в рамках общей социальной функции  можно выделить специфические направления  деятельности социального государства - специфические функции.

К последним, в частности, относятся:

1. поддержка социально незащищенных  категорий населения;

2. охрана труда и здоровья  людей;

3. поддержка семьи, материнства,  отцовства и детства;

4. сглаживание социального неравенства  путем перераспределения доходов  между различными социальными  слоями через налогообложение,  государственный бюджет, специальные  социальные программы;

5. поощрение благотворительной  деятельности (в частности, путем  предоставления налоговых льгот  предпринимательским структурам, осуществляющим  благотворительную деятельность);

6. финансирование и поддержка  фундаментальных научных исследований  и культурных программ;

7. борьба с безработицей, обеспечение  трудовой занятости населения,  выплата пособий по безработице;

8. поиск баланса между свободной  рыночной экономикой и мерой  воздействия государства на ее  развитие с целью обеспечения  достойной жизни всех граждан;

9. участие в реализации межгосударственных  экологических, культурных и социальных  программ, решение общечеловеческих  проблем;

10. забота о сохранении мира  в обществе.

Таким образом, из вышесказанного можно  сделать вывод, что социальное государство - это государство, стремящееся к  обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия  в управлении производством, а в  идеале примерно одинаковых жизненных  шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное  или иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится  о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благополучной для человека жизненной  среды.

Признаки  социального государства.

Становление социального государства - это процесс не только экономический  и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.

С учетом сказанного можно сделать  вывод, что условиями существования  социального государства и его  характерными признаками, то есть описание фактов, позволяющих сделать вывод  о наличии интересующего явления, являются:

1. Демократическая организация  государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень  граждан и прежде всего - должностных  лиц государства.

3. Мощный экономический потенциал,  позволяющий осуществлять меры  по перераспределению доходов,  не ущемляя существенно положения  собственников.

4. Социально ориентированная структура  экономики, что проявляется в  существовании различных форм  собственности со значительной  долей собственности государства  в нужных областях хозяйства.

5. Правовое развитие государства,  наличие у него качеств правового  государства.

6. Существование гражданского общества, в руках которого государство  выступает инструментом проведения  социально ориентированной политики.

7. Ярко выраженная социальная  направленность политики государства,  что проявляется в разработке  разнообразных социальных программ  и приоритетности их реализации.

8. Наличие у государства таких  целей, как установление всеобщего  блага, утверждение в обществе  социальной справедливости, обеспечение  каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9. Наличие развитого социального  законодательства (законодательства  о социальной защите населения,  например Кодекса социальных  законов, как это имеет место  в ФРГ).

10. Закрепление формулы «социальное  государство» в конституции страны.

Исходя, из этого можно сказать, что социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, и идет по пути гуманизации общества - стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Оно призвано обеспечивать благо индивида: социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существования каждого человека. Государство непосредственно занимается распределением общественного богатства, но при этом не подрывает такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.п., не порождает массовое социальное иждивенчество.

 

 

 

Проблемы  развития и совершенствования социального  государства.

Социальное государство имеет  свои внутренние противоречия, проходит определенные стадии формирования и  этапы развития. Отражением этих противоречий и проблем стала широкая дискуссия  о кризисе социального государства  и его будущем, развернувшаяся в  зарубежной научной и политической литературе в 80-90-е годы. В основании  процессов, послуживших причиной обострения проблем социального государства, лежат цикличность и неравномерность  экономического развития, подверженность экономики и социальной сферы  воздействию событий внешней  и внутренней политики. Мировой экономический  кризис уничтожил иллюзию гармонии между экономическим ростом и  все расширяющейся практикой  централизованного распределения  социально-экономических благ, показал  наличие серьезных монетарных проблем  и невозможность бесконечной  эксплуатации дешевого импортного сырья. Новое обострение дискуссии о  кризисе и перспективах социального  государства последовало вслед  за разрушением социализма в странах  Восточной Европы, экономическими трудностями  ФРГ, вызванными освоением присоединенных восточногерманских земель, дальнейшим расширением Европейского Союза. Эти  глобальные геополитические и экономические  сдвиги обнажили всю сложность взаимодействия общества и государства. Они показали несостоятельность как упрощенной либеральной модели, основанной на разделении общественной и государственной  сфер и последующем ограничении  легитимного положения государства, вплоть до модели “минимального государства”, имеющего функцию лишь обеспечения  безопасности государства, так и  упрощенной социальной модели, основанной на пассивном, подчиненном положении  общества и активной интервенционистской  политике государства. Расцвет социального государства в ХХ веке совпадает с совершенствованием структурного разделения между обществом и государством, поэтому научный спор переходит от проблемы “что” к проблеме “как”, то есть о том, “как или до каких пределов должно и может действовать государство, чтобы получить эффективные конечные результаты, не вызывая при этом серьезных неустойчивых явлений в глобальном функционировании системы в течение длительного периода. Или, другими словами: как должны складываться коммуникативные отношения между обществом и государством, чтобы проводить в жизнь эффективную общественную политику с достаточной финансовой поддержкой в течение долгого времени и которые неуязвимы относительно эффектов колонизации в социальной сфере. Таким образом, главной сферой регулирования взаимодействия государства и общества является установление оптимального соотношения между производством и распределением, а главное противоречие социального государства составляет противоречие между расширяющейся социальной политикой и экономическим ростом, экономическими трудностями и необходимостью финансирования социальных затрат. Именно эти вопросы являются предметом теоретических споров сторонников экономической свободы и защитников государственного вмешательства в экономику. Серьезную проблему представляет собой также определенный конфликт между личностью и государством. Он проявляется в том, что, с одной стороны, граждане хотят, чтобы государство реально знало об их проблемах и, следовательно, имело возможность осуществлять эффективную политику обеспечения благосостояния и поддержки, с другой, - стремятся воспрепятствовать, государству владеть информацией о том, что они имеют, думают и делают. Развитие же социального государства в данном контексте может быть интерпретировано как процесс социализации частных потребностей, когда экономические ресурсы личности, ее здоровье, потребности в жилье, умение и желание работать перестают быть частным делом и переходят в категорию общественных проблем.

В последнее время стало возникать  все больше вопросов о том, устарело ли социальное обеспечение как институт, эффективно ли действует система  социального обеспечения, предпринимаются  ли усилия для улучшения условий  жизни человека и т.д. Международный  опыт социальной работы показывает, что  для распространения индивидуальной частной инициативы по социальному  обеспечению необходимо создание целого ряда правовых, политических и экономических  условий. Прежде всего, это правовое обеспечение рыночной экономики. Второй момент - экономическая политика. Для  каждого отдельного человека это  означает защиту его денежных накоплений. Третий момент - социальная политика, причем такая социальная политика, которая  не ставит себе целью полное обеспечение  граждан, но направляется на достижение социальной защиты, в рамках которой  есть место и для индивидуальной, личной инициативы. Четвертое - это  законы, нормативные акты, которые  регламентируют деловую активность учреждений, занятых дополнительным социальным обеспечением. И последнее - это налоговые стимулы для  поддержки индивидуальной инициативы по социальному обеспечению.

 

  1. Основные оси международных конфликтов и пути их разрешения.

Важность рассмотрения методов  урегулирования конфликтов региона, анализа  их подлинной сути и причин провала  некоторых из них в результате внутренних и внешних причин, обуславливается  наличием, как отмечалось ранее, более  двухсот подобных потенциальных  ситуаций. В свете использованных Соединенными Штатами Америки и  Североатлантическим Альянсом механизмов в ходе конфликта и в процессе мирного урегулирования конфликтов в странах  Юго-Восточной Европы, в частности Югославия, необходим  анализ формирования новых внешнеполитических доктрин США и НАТО, которые  изменили облик международных отношений, особо, что касается правовой его  части. Велико значением опыта (позитивного  и негативного) мирного урегулирования в бывшей Югославии для осмысления и теоретической разработки проблем  миротворчества, учитывая остроту уже  существующих конфликтов и возможность  потенциальных конфликтов такого рода.

В научной литературе существует многообразие подходов к исследованию международных  конфликтов, которое во многом объясняется  различием трактовок понятия  «международный конфликт». Кроме того, само понятие имеет самостоятельное  значение для выработки теоретических  представлений, адекватных международной  политической практике.

Первые попытки осмысления конфликта, не международного, а скорее универсального, относятся к глубокой древности. Сам термин «конфликт» еще не употреблялся. Проблема соотношения противоречия, борьбы и конфликта в трудах мыслителей древнего освещена с позиции, что  сам по себе конфликт не плох и не хорош, он существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Весь мир  полон противоречий, с ними неизбежно  связана жизнь природы, людей  и даже Богов. Уже тогда видели, что конфликт не исчерпывает собой  всей жизни, а представляет собой  лишь ее часть.

Информация о работе Контрольная работа по "Политология"