Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 07:12, контрольная работа
К середине XIX в. повышение роли социальных функций государства стало настолько очевидным, что возникла необходимость в фиксации этого нового качества. Понятие "социальное государство", введенное в научный оборот Лоренцом фон Штайном в 1850 г., вместило в себя атрибуты, присущие данному феномену. В определении социального государства, предложенном Л. Фон Штайном, содержался ряд принципиальных положений, расширявших традиционное понимание обязанностей государства.
Вопросы:
1. Социальное государство
2. Основные оси международных конфликтов и пути их разрешения
3. Тест
Высшей ценностью мыслители древности признавали не войну и борьбу, а мир и согласие. «В сражениях побеждают те, кто скорбит войну, — учил древний китайский философ Лао-Цзы в пятом столетии до нашей эры, — главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие». По его мнению, главные первоначала мира Ян (светлое) и Инь (темное) не столько борются между собой, сколько, дополняя друг друга, образуют гармонию Единого.
Этим взглядам китайского мыслителя созвучны идеи и древнегреческого философа Гераклита Эфесского, который видел источники конфликтов в некоторых универсальных свойствах мира в целом, в его противоречивой сущности. Но вместе с тем он понимал, что кроме противоречий и вражды в мире есть место и для гармонии, согласия: «Война — отец всех вещей, а мир — их мать... Все сущее сложено в гармонию через противообращенность... Универсум попеременно то - един и связан дружбой, то множествен и сам себе враждебен в силу некоей ненависти».
Древнегреческий философ Эпикур считал, что бедствия, связанные с бесконечными войнами, в конце концов, вынудят людей жить в состоянии прочного мира. И, несмотря на то, что реальная жизнь вновь и вновь разрушила несбыточные мечты, утопии подобного рода обнаружили большую притягательную силу и возникали вновь и вновь.
В эпоху Средневековья, когда утвердилась
христианская религия, основанная на идеях
человеколюбия, равенства всех перед
Богом, добиться прочного мира между
людьми опять-таки не удалось. Пытаясь
как-то объяснить и оправдать
бесчисленные проявления зла в мире,
созданном Богом, религиозная философия
разработала специальное
Суть этого учения сводилась к выяснению того, как при добром и всемогущем Боге в мире существуют многообразные конфликты: глобальные катастрофы, жестокие войны, коварные убийства, несчастья и страдания людей.
В Новое время, когда социальные
трения стали наиболее острыми, нашли
отражение два подхода к
Пессимистический подход наиболее четко выразил английский философ Томас Гоббс. В книге «Левиафан» он негативно оценивал человеческую природу. Человек, полагал он, по своей естественной природе является существом эгоистическим, завистливым и ленивым. Поэтому первоначальное состояние человеческого общества он оценивал как «войну всех против всех». Когда это состояние стало для людей непереносимым, они заключили между собой договор о создании государства, которое, опираясь на свою огромную силу, сравнимую лишь с мощью библейского чудовища Левиафана, способно избавить людей от бесконечной вражды. Таким образом, негативно оценивая человеческую природу, Т. Гоббс не видел другого способа преодоления порочности людей кроме применения государственного насилия.
Существует множество
В современном мире механизмы урегулирования конфликтов резко отличаются от прежних. Структура этих механизмов приобретает более сложный характер, трансформируется их иерархия.
Например, в условиях уменьшения роли
государства-нации наблюдается
Все более заметную роль в составе механизмов урегулирования конфликтов играют гуманитарные операции. В то же время полной ясности относительно содержания этого термина все еще нет. Включая в себя защиту прав и свобод человека, достоинства личности, понятие «гуманитарные операции» нередко выступает и как мотив урегулирования конфликтов, и как средство политического давления.
Растет роль информационного элемента. И не только в составе механизмов урегулирования споров, но и в их обострении. Война с участие Си-Эн-Эн приводит к тому, что «общественность и руководители государств описывают события в зависимости от содержания видеоклипов и их звукового сопровождения». В свою очередь, немецкий журналист М. Хеннес отмечает: « В результате постоянных репортажей о войне с ужасными картинами убийств и мародерства в Югославии для западной дипломатии все свелось к вопросу: военная интервенция, да или нет? Не было места для анализа ситуации, для прогнозирования действий, и западная дипломатия запуталась в собственной беспомощности и пустых словах».
Правовой элемент претерпевает
достаточно сложные метаморфозы: это
и снижение в последние несколько
лет роли ООН и ее Совета Безопасности,
и пренебрежение нормами
При всех оговорках и ограничениях, которые высказываются по этому поводу, остается бесспорной роль военного элемента в предупреждении, урегулировании конфликтов и осуществлении над ними контроля со стороны международного сообщества (ООН). В этой связи специалисты в области стратегических исследований выделяют четыре категории военных задач (подчеркивая при этом, что речь не идет об оборонных задачах, так как в большинстве случаев нет угрозы суверенитету).
Во-первых, это участие в военных
операциях. Решение этой задачи связано
с поддержанием соглашений о контроле
над вооружениями, с обеспечением
свободы судоходства в мировом
океане, а также с проведением
миротворческих операций. Вторая задача
формулируется как оказание помощи
местной гражданской
Особую роль, как показывает политическая практика последних лет, играют миротворческие операции. Они включают в себя:
«Мирное разрешение споров» и 5 «Действия в отношении угрозы миру, нарушения мира и актов агрессии» Устава ООН представляют собой основы мандата на проведение миротворческой операции. Однако в них нет таких понятий, как «установление мира», «поддержание мира» или «принуждение к миру».
ООН стремилась не давать определения
этим понятиям по политическим мотивам.
Так, Специальный комитет по операциям
по поддержанию мира каждый год рассматривал
вопрос о разработке соответствующей
декларации. Однако каждый год он решал
не приступать к данной разработке
на том основании, что зафиксированное
определение лишило бы гибкости и
прагматичности саму концепцию, имевшуюся
в распоряжении ООН. Традиционные операции
по поддержанию мира, предполагающие
беспристрастность и согласие конфликтующих
сторон, обычно проводятся на основе положений
6 главы, «операции шестой главы». Но
так как природа конфликтов изменилась,
то все чаще принимаются решения
о проведении операций, которые выходят
за рамки традиционного
Статья 33 главы IV Устава ООН так и называется — «Мирное разрешение споров». Она предусматривает, что «стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны, прежде всего, стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору».
Однако, несмотря на понимание опасности конфликтов, и военных столкновений, несмотря на меры, предпринимавшиеся для их предотвращения, все же существуют два пути поведения: попытаться разрешить конфликт с помощью односторонних действий (шагов), либо благодаря совместным действиям с партнером, то есть путем переговоров и посреднических процедур. Также различают военный (силовой) и мирный пути решения спора.
При односторонних шагах участники не согласовывают свои действия, а принимают решения и ведут себя независимо друг от друга. Односторонние шаги подразумевают такие варианты поведения (подходы):
• реализация выигрыша одной из сторон (попытка одержать победу);
• капитулирование перед противником;
• игнорирование конфликтной
• обращение в правовые инстанции.
Рассмотрим более пристально вариант
односторонних шагов —
Правоведение, являющееся отдельной научной дисциплиной, изучает принципы, нормы и методы такого урегулирования. Однако часто проблема заключается в том, что не все конфликты разрешаются с помощью правовых процедур. Причин, по которым не всегда возможно урегулирование конфликтов в рамках юриспруденции, несколько:
• многие конфликты возникают именно из-за того, что противоречия, лежащие в их основе, не описываются существующими нормами, либо в ходе самого конфликта стороны или одна из них стремятся изменить нормы, обязательства, имеющееся положение дел. Иными словами, конфликт возникает относительно правил и норм;
• при судебном разбирательстве вполне вероятно, что интересы одной из сторон будут полностью удовлетворены, а другой — нет. На переговорах можно выйти за пределы конкретного конфликта и увязать интересы (подключив и такие, которые не затрагиваются конфликтом) так, что это будет выгодно обеим сторонам;
• обратившись в суд, стороны должны следовать принятым решениям, даже если они обе не согласны с ними, в то время как договорные решения могут быть более гибкими, а значит, и более приемлемыми для сторон;
• судебные решения, как правило, не изменяют характера отношений сторон. Зачастую они так и остаются конфликтными. А это значит, что вероятность нового конфликта весьма высока.
Что касается международной сферы, то к названным причинам добавляются и другие:
• международные отношения не столь централизованы и структурированы, как отношения внутри отдельных государств, поэтому выполнение решений суда здесь имеет более ограниченный характер, «наказать» за невыполнение решения Международного Суда довольно сложно;
• Международный Суд не обладает автоматическим правом разрешать международные споры, а начинает действовать лишь тогда, как уже отмечалось, когда к нему обратятся все конфликтующие стороны.
Как следствие этих ограничений, деятельность,
например, Международного Суда, учрежденного
в 1945 году, в соответствии с его
Статутом, не может охватывать все
конфликтные вопросы, возникающие
в сфере международных