Контрольная работа по "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 20:23, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность ее определена потребностью применения теоретических полученных в рамках курса политологии для личностного развития как гражданина.
Целью работы считаю формирование и уточнение собственных знаний о структуре и функционировании общества, и власти. Работа не предусматривает наличие единого предмета и объекта исследования из-за обособленности рассматриваемых вопросов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………2
ОППОЗИЦИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕМОКРАТИЧНОСТИ РЕЖИМА………3
В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ВЕРХОВЕНСТВО ГОСУДАРСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ?......................................................7
КАКИЕ РЕСУРСЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ ИСПОЛЬЗУЮТ ТОТАЛИТАРНЫЕ И АВТОРИТАРНЫЕ. А КАКИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСИЕ- РЕЖИМЫ?.....................................................10
КОГДА И ПОЧЕМУ ЗАРОЖДАЮТСЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ?.........................................................................................13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

politologiya.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………2

    1. ОППОЗИЦИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕМОКРАТИЧНОСТИ РЕЖИМА………3
    2. В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ВЕРХОВЕНСТВО ГОСУДАРСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ?......................................................7
    3. КАКИЕ РЕСУРСЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ ИСПОЛЬЗУЮТ ТОТАЛИТАРНЫЕ И АВТОРИТАРНЫЕ. А КАКИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСИЕ- РЕЖИМЫ?.....................................................10
    4. КОГДА И ПОЧЕМУ ЗАРОЖДАЮТСЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ?.........................................................................................13

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………18

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа представляет собой сжатое изложение взглядов автора на ключевые вопросы политического развития общества, его политического режима, структуры власти, отличия политических режимов.

Актуальность ее определена потребностью применения теоретических  полученных в рамках курса политологии  для личностного развития как  гражданина.

Целью работы считаю формирование и уточнение собственных знаний о структуре и функционировании общества, и власти.  Работа не предусматривает наличие единого предмета и объекта исследования из-за обособленности рассматриваемых вопросов.

В разделение 1 рассматривается  понятие политических режимов, их виды и характеристики, роль оппозиции в их рамках, особенно в рамках демократического режима.

В разделе 2 изучается  проявления верховенства государственной  власти в виде установления общего правопорядка с единой структурой, недопустимости существования альтернативной власти.

В разделе 3 излагаются взгляды на характерность применения тех или иных властных ресурсов демократическими и авторитарными режимами.

В разделе 4 рассматривается  необычный для нашей политологической науки вопрос о политических открытиях. Рассматривается 2 варианта объяснения понятия как открытие ранее изолированных государств внешнему миру и как реализация новых политических возможностей. 

Работа сопровождается примерами преимущественно из современной  истории России и Украины, знакомыми  или интересными многим политологам и гражданам России.

 

 

 

ОППОЗИЦИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕМОКРАТИЧНОСТИ  РЕЖИМА

Чтобы дать развернутый ответ на данный вопрос нужно понять, что такое политическая система, политический режим, оценить сущность и значение оппозиции, сущность и основные особенности демократической политической системы или режима, тоталитарной или авторитарной системы.

Политическая система  понимается как единый и динамично  изменяющийся комплекс однотипных, дополняющих друг друга ролей, отношений и институтов власти, взаимодействующих на основе общих норм и ценностей, определяемых интересами доминирующих социальных групп и позволяющих последним реализовывать свои цели и намерения.

Функции политической системы  реализуются в рамках политического  режима, который считается сочетанием характерных для общества методов функционирования основных институтов власти, используемых ими ресурсов и способов принуждения, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства и общества.

Обеспечить управляемость  общества можно двумя путями: принуждением и консенсусом.  В зависимости от преобладания методов выделяют авторитарный или демократический режим, иногда выделяют тоталитарный режим [1, c. 114].

 За авторитаризмом закрепилось понятие системы жесткого правления, постоянно использующей принудительные и силовые методы для регулирования основных социальных процессов. В обществе развиты структуры принуждения, армия, полиция, спецслужбы и т.п. Им соответствует иные способы поддержания стабильности – массовые репрессии, тюрьмы, концлагеря, тотальный контроль за поведением граждан. В авторитарных режимах оппозиции нет или она существует в рамках, угодных действующей власти. Оппозиция существует скрыто и нелегально. Может проявить себя в агрессивных действиях против режима, революциях, забастовках.

Тоталитарная власть в принципе не признает оппозиции. Более  того, для нее характерна интеграция подчинение всех ветвей власти одной  партии, движению, национальности, расе, политической группе и т.п. Это КПСС особенно в период сталинизма, фашизм и т.п.

Демократическое управление основано на консенсусе и уже по сути предполагает наличие оппозиции.  Демократия – это организация  политической жизни, отражающая свободный и конкурентный выбор населением той или иной альтернативы общественного развития.  Фактически, она является законным право формулировать и отстаивать политические альтернативы, которым сопутствует право на свободу объединений, свободу слова и другие главные политические права личности; свободное и ненасильственное соревнование лидеров общества с периодической оценкой их претензий на управление обществом; включение в демократический процесс всех политических институтов.

Оппозиция вытекает из сути демократии, ее характерных черт, как  проявление встречной позиции альтернативного взгляда встречной позиции.   Среди таких черт часто выделяют:

- обеспечение равного  права всех граждан на участие  в управлении делами общества и государства;

- систематическую выборность  основных органов власти;

- наличие механизмов, обеспечивающих относительное преимущество большинства и уважение прав меньшинства;

- абсолютный приоритет  правовых методов отправления  и смены власти (конституционализм);

- профессиональный характер  правления элит;

- контроль общественности  за принятием важнейших политических решений;

- идейный плюрализм  и конкуренцию мнений.

 

. Оппозицию часто определяют, как политический институт, отстаивающий интересы и ценности, социальных групп, не представленных в деятельности правящего режима. Тем самым оппозиция выражает и направляет протестную активность населения, формулирует требования, оппонирующие или корректирующие поведение властей.

Исходя на наш взгляд показателями демократичности режима могут быть следующие:

    • Активное, но не агрессивное поведение оппозиции. Оно говорит о таком.  Права оппозиции и меньшинства закреплены в исполняющихся законах, оппозиция участвует в управление обществом, смене власти, контроле за ее деятельностью.
    • Законодательное регулирование деятельности оппозиции. Соответствие этого законодательства демократическим принципам.
    • Регулярные выборы, наличие и характерных нарушений, порядок организации выборов.
    • Возможность участия и деятельное участие оппозиции в принятии политических решений и контроле за деятельностью власти.
    •   Полноценная реализация интересов и широкая поддержка меньшинств. 

 

В последнем случае сравните оппозицию в Украине в 2004 году и сейчас. Массовая поддержка оппозиционного кандидата Ющенко на выборах, мирная революция в надежде на качественные изменения жизни общества. Но, уже  тогда и в 2013 году сейчас- “зацикленность” оппозиции на двух вопроса при отсутствии системного видения построения демократического общества. В 2004 году это было   отстранение от власти Президента Кучмы и его последователя, в 2013 году – освобождение Юлии Тимошенко, как будто это гарантирует демократию и процветание.

На протяжении 2004-2012 годов  работа Парламента и некоторых местных  советов регулярно блокировалась  представителями революционных  сил. Партия БЮТ отказалась участвовать  в работе над созданием национального универсала и т.п.  По сути оппозиция с треском провалила тест на демократичность по словам Дмитрия Табачника.

Важным показателем  демократического потенциала государства  могут служить демократические  идеалы самой оппозиции приверженность к ним.  История знает множество совершенно разных примеров. Приверженцами демократических идеалов были Раджив Ганди в колониальной Индии, Джордж Вашингтон в североамериканских колониях Великобритании, Борис Ельцин в период распада СССР.

Но были и другие примеры. Адольф Гитлер –оппозиционер в республиканской Германии пришедший к власти демократическим путем.  Еще до прихода к власти открыто исповедовал идеи диктаторства как воплощения могущества арийской расы, ранний Жириновский в России и др.

Хорошим и проваленным тестом на демократию оппозиции была вся история оранжевой революции в Украине.  Вся суть демократических преобразований в стране провозглашалась в виде раскулачивания собственности олигархов. При этом игнорировалась комплексность построения демократического общества формирования среднего класса как его основы. Раскулачивание же в первую очередь отвечало мировоззрению обнищавшего люмпен-пролетариата, единственной целью которого было перераспределение собственности в свою пользу, а не развитие общества.

Показательна попытка Юлии Тимошенко в должности премьер-министра объявить о незаконности приватизации Никопольского горно-обогатительного комбината и передать собственность на основе фальшивого постановления суда.

 

 

 

 

 

 

 

В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ВЕРХОВЕНСТВО ГОСУДАРСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Верховенство государственной власти означает ее первенство главенство по отношению к иным формам общественной организации и управления на территории суверенного государства.  Сложился данный принцип в середине 16- конце 19 веков. В рамках так называемой Вестфальской системы государств под влиянием становления капитализма и демократизации.

Ярким примером тому была казнь короля примерно в 1648 году во время революции в Англии.  При старом порядке король считался монархом, которого Бог назначил и благословил. Высшей властью была власть короля. Король был выше закона. Для военной поддержки сторонников монархии король призвал на помощью Францию с просьбой начать войну и высадить войска.  Он был казнен по обвинению в предательстве. Тем самым декларировалось, что никто не может быть выше закона.

Государственная власть может ограничиваться только Конституцией, законами, подзаконными актами.  Таким образом исключается двоевластие и обеспечивается подчинение власти закону.

Верховенство выражено в распространении власти на все общество, ликвидации незаконных проявлений другой власти. Верховная власть определяет весь строй отношений в обществе устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Наилучшим образом это выражено в конституции и, на наш взгляд, в деятельности конституционных судов, трактующих законы, проекты законов, постановления на предмет соответствия Конституции и высшим законодательным актам [3, c.205].

Попыткой реализации принципа верховенства права президентом Ющенко в Украине  была инициатива создания национального  Универсала с целью дальнейшей трансформации  Конституции и законов на его  основе. Нарушение принципа верховенства права в России в 1917 году, когда с одной стороны страной управляли Советы народных депутатов, а с другой – Государственная дума привело к свержению власти и кровопролитной гражданской войне.

Верховенство закона проявляет  себя в наделении властными полномочиями и определении обязанностей должностных лиц осуществляющих правоприменение. Примером служит законодательство об административных правонарушениях и государственной службе.

Верховенство права выражено и  в виде наказаний за неподчинение законным приказам, указаниям и так далее. Это законные приказы должностных лиц, военачальников и др.

Оно проявляет себя в пресечении формирования альтернативных незаконных структур власти на территории суверенного  государства.  Чеченская война  была начата федеральным правительством с целью как минимум уменьшить влияние незаконно сформированной Ичкерийской республики. Необходимо было учредить власть законов Российского государства и ликвидировать власть правительства Дудаева. 

Верховенство государственной  власти означает также существование единой иерархической системы органов управления построенной на общих принципах в соответствии с их функциями.  Верховенство признает принцип функционального разделения ветвей власти на судебную, исполнительную и законодательную. Однако любая ветвь государственной власти должна быть признана законом.

Например, самосуд над преступником тоже считается преступлением.  Ярким  примером считается судебный процесс  над куклусклановцами, членами расистского  объединения Кукс-клан, которые приговоры  чернокожим участникам политической деятельности в США и осуществляли в виде издевательств и даже убийств.

Официальный приговор вынесенный федеральным судом давал понять, что на территории США действуют  только законы этой страны и только государственный суд может трактовать действия граждан и давать им правовую оценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  КАКИЕ РЕСУРСЫ  ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ ИСПОЛЬЗУЮТ  ТОТАЛИТАРНЫЕ И АВТОРИТАРНЫЕ, А  КАКИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСИЕ- РЕЖИМЫ.

Ответить на данный вопрос я попытаюсь исходя из сути демократических и авторитарных режимов с одной стороны, типологии ресурсов с другой и имеющихся сведений о практическом использовании для решения государственных задач с третьей.

Информация о работе Контрольная работа по "Политология"