Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 20:23, контрольная работа
Актуальность ее определена потребностью применения теоретических полученных в рамках курса политологии для личностного развития как гражданина.
Целью работы считаю формирование и уточнение собственных знаний о структуре и функционировании общества, и власти. Работа не предусматривает наличие единого предмета и объекта исследования из-за обособленности рассматриваемых вопросов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………2
ОППОЗИЦИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕМОКРАТИЧНОСТИ РЕЖИМА………3
В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ВЕРХОВЕНСТВО ГОСУДАРСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ?......................................................7
КАКИЕ РЕСУРСЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ ИСПОЛЬЗУЮТ ТОТАЛИТАРНЫЕ И АВТОРИТАРНЫЕ. А КАКИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСИЕ- РЕЖИМЫ?.....................................................10
КОГДА И ПОЧЕМУ ЗАРОЖДАЮТСЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ?.........................................................................................13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………18
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
.
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа представляет собой сжатое изложение взглядов автора на ключевые вопросы политического развития общества, его политического режима, структуры власти, отличия политических режимов.
Актуальность ее определена потребностью применения теоретических полученных в рамках курса политологии для личностного развития как гражданина.
Целью работы считаю формирование и уточнение собственных знаний о структуре и функционировании общества, и власти. Работа не предусматривает наличие единого предмета и объекта исследования из-за обособленности рассматриваемых вопросов.
В разделение 1 рассматривается понятие политических режимов, их виды и характеристики, роль оппозиции в их рамках, особенно в рамках демократического режима.
В разделе 2 изучается проявления верховенства государственной власти в виде установления общего правопорядка с единой структурой, недопустимости существования альтернативной власти.
В разделе 3 излагаются взгляды на характерность применения тех или иных властных ресурсов демократическими и авторитарными режимами.
В разделе 4 рассматривается
необычный для нашей
Работа сопровождается примерами преимущественно из современной истории России и Украины, знакомыми или интересными многим политологам и гражданам России.
ОППОЗИЦИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕМОКРАТИЧНОСТИ РЕЖИМА
Чтобы дать развернутый ответ на данный вопрос нужно понять, что такое политическая система, политический режим, оценить сущность и значение оппозиции, сущность и основные особенности демократической политической системы или режима, тоталитарной или авторитарной системы.
Политическая система понимается как единый и динамично изменяющийся комплекс однотипных, дополняющих друг друга ролей, отношений и институтов власти, взаимодействующих на основе общих норм и ценностей, определяемых интересами доминирующих социальных групп и позволяющих последним реализовывать свои цели и намерения.
Функции политической системы реализуются в рамках политического режима, который считается сочетанием характерных для общества методов функционирования основных институтов власти, используемых ими ресурсов и способов принуждения, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства и общества.
Обеспечить управляемость общества можно двумя путями: принуждением и консенсусом. В зависимости от преобладания методов выделяют авторитарный или демократический режим, иногда выделяют тоталитарный режим [1, c. 114].
За авторитаризмом закрепилось понятие системы жесткого правления, постоянно использующей принудительные и силовые методы для регулирования основных социальных процессов. В обществе развиты структуры принуждения, армия, полиция, спецслужбы и т.п. Им соответствует иные способы поддержания стабильности – массовые репрессии, тюрьмы, концлагеря, тотальный контроль за поведением граждан. В авторитарных режимах оппозиции нет или она существует в рамках, угодных действующей власти. Оппозиция существует скрыто и нелегально. Может проявить себя в агрессивных действиях против режима, революциях, забастовках.
Тоталитарная власть в принципе не признает оппозиции. Более того, для нее характерна интеграция подчинение всех ветвей власти одной партии, движению, национальности, расе, политической группе и т.п. Это КПСС особенно в период сталинизма, фашизм и т.п.
Демократическое управление основано на консенсусе и уже по сути предполагает наличие оппозиции. Демократия – это организация политической жизни, отражающая свободный и конкурентный выбор населением той или иной альтернативы общественного развития. Фактически, она является законным право формулировать и отстаивать политические альтернативы, которым сопутствует право на свободу объединений, свободу слова и другие главные политические права личности; свободное и ненасильственное соревнование лидеров общества с периодической оценкой их претензий на управление обществом; включение в демократический процесс всех политических институтов.
Оппозиция вытекает из сути
демократии, ее характерных черт, как
проявление встречной позиции альтернативн
- обеспечение равного права всех граждан на участие в управлении делами общества и государства;
- систематическую выборность основных органов власти;
- наличие механизмов, обеспечивающих относительное преимущество большинства и уважение прав меньшинства;
- абсолютный приоритет правовых методов отправления и смены власти (конституционализм);
- профессиональный характер правления элит;
- контроль общественности
за принятием важнейших политич
- идейный плюрализм и конкуренцию мнений.
. Оппозицию часто определяют, как политический институт, отстаивающий интересы и ценности, социальных групп, не представленных в деятельности правящего режима. Тем самым оппозиция выражает и направляет протестную активность населения, формулирует требования, оппонирующие или корректирующие поведение властей.
Исходя на наш взгляд показателями демократичности режима могут быть следующие:
В последнем случае сравните оппозицию в Украине в 2004 году и сейчас. Массовая поддержка оппозиционного кандидата Ющенко на выборах, мирная революция в надежде на качественные изменения жизни общества. Но, уже тогда и в 2013 году сейчас- “зацикленность” оппозиции на двух вопроса при отсутствии системного видения построения демократического общества. В 2004 году это было отстранение от власти Президента Кучмы и его последователя, в 2013 году – освобождение Юлии Тимошенко, как будто это гарантирует демократию и процветание.
На протяжении 2004-2012 годов
работа Парламента и некоторых местных
советов регулярно
Важным показателем демократического потенциала государства могут служить демократические идеалы самой оппозиции приверженность к ним. История знает множество совершенно разных примеров. Приверженцами демократических идеалов были Раджив Ганди в колониальной Индии, Джордж Вашингтон в североамериканских колониях Великобритании, Борис Ельцин в период распада СССР.
Но были и другие примеры. Адольф Гитлер –оппозиционер в республиканской Германии пришедший к власти демократическим путем. Еще до прихода к власти открыто исповедовал идеи диктаторства как воплощения могущества арийской расы, ранний Жириновский в России и др.
Хорошим и проваленным тестом на демократию оппозиции была вся история оранжевой революции в Украине. Вся суть демократических преобразований в стране провозглашалась в виде раскулачивания собственности олигархов. При этом игнорировалась комплексность построения демократического общества формирования среднего класса как его основы. Раскулачивание же в первую очередь отвечало мировоззрению обнищавшего люмпен-пролетариата, единственной целью которого было перераспределение собственности в свою пользу, а не развитие общества.
Показательна попытка Юлии Тимошенко в должности премьер-министра объявить о незаконности приватизации Никопольского горно-обогатительного комбината и передать собственность на основе фальшивого постановления суда.
В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ВЕРХОВЕНСТВО ГОСУДАРСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Верховенство государственной власти означает ее первенство главенство по отношению к иным формам общественной организации и управления на территории суверенного государства. Сложился данный принцип в середине 16- конце 19 веков. В рамках так называемой Вестфальской системы государств под влиянием становления капитализма и демократизации.
Ярким примером тому была казнь короля примерно в 1648 году во время революции в Англии. При старом порядке король считался монархом, которого Бог назначил и благословил. Высшей властью была власть короля. Король был выше закона. Для военной поддержки сторонников монархии король призвал на помощью Францию с просьбой начать войну и высадить войска. Он был казнен по обвинению в предательстве. Тем самым декларировалось, что никто не может быть выше закона.
Государственная власть может ограничиваться только Конституцией, законами, подзаконными актами. Таким образом исключается двоевластие и обеспечивается подчинение власти закону.
Верховенство выражено в распространении власти на все общество, ликвидации незаконных проявлений другой власти. Верховная власть определяет весь строй отношений в обществе устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Наилучшим образом это выражено в конституции и, на наш взгляд, в деятельности конституционных судов, трактующих законы, проекты законов, постановления на предмет соответствия Конституции и высшим законодательным актам [3, c.205].
Попыткой реализации принципа верховенства права президентом Ющенко в Украине была инициатива создания национального Универсала с целью дальнейшей трансформации Конституции и законов на его основе. Нарушение принципа верховенства права в России в 1917 году, когда с одной стороны страной управляли Советы народных депутатов, а с другой – Государственная дума привело к свержению власти и кровопролитной гражданской войне.
Верховенство закона проявляет
себя в наделении властными
Верховенство права выражено и в виде наказаний за неподчинение законным приказам, указаниям и так далее. Это законные приказы должностных лиц, военачальников и др.
Оно проявляет себя в пресечении формирования альтернативных незаконных структур власти на территории суверенного государства. Чеченская война была начата федеральным правительством с целью как минимум уменьшить влияние незаконно сформированной Ичкерийской республики. Необходимо было учредить власть законов Российского государства и ликвидировать власть правительства Дудаева.
Верховенство государственной власти означает также существование единой иерархической системы органов управления построенной на общих принципах в соответствии с их функциями. Верховенство признает принцип функционального разделения ветвей власти на судебную, исполнительную и законодательную. Однако любая ветвь государственной власти должна быть признана законом.
Например, самосуд над преступником тоже считается преступлением. Ярким примером считается судебный процесс над куклусклановцами, членами расистского объединения Кукс-клан, которые приговоры чернокожим участникам политической деятельности в США и осуществляли в виде издевательств и даже убийств.
Официальный приговор вынесенный
федеральным судом давал
КАКИЕ РЕСУРСЫ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
Ответить на данный вопрос я попытаюсь исходя из сути демократических и авторитарных режимов с одной стороны, типологии ресурсов с другой и имеющихся сведений о практическом использовании для решения государственных задач с третьей.