Контрольная работа по "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 20:23, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность ее определена потребностью применения теоретических полученных в рамках курса политологии для личностного развития как гражданина.
Целью работы считаю формирование и уточнение собственных знаний о структуре и функционировании общества, и власти. Работа не предусматривает наличие единого предмета и объекта исследования из-за обособленности рассматриваемых вопросов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………2
ОППОЗИЦИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕМОКРАТИЧНОСТИ РЕЖИМА………3
В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ВЕРХОВЕНСТВО ГОСУДАРСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ?......................................................7
КАКИЕ РЕСУРСЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ ИСПОЛЬЗУЮТ ТОТАЛИТАРНЫЕ И АВТОРИТАРНЫЕ. А КАКИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСИЕ- РЕЖИМЫ?.....................................................10
КОГДА И ПОЧЕМУ ЗАРОЖДАЮТСЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ?.........................................................................................13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

politologiya.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

Использование ресурсов обусловлено структурой власти и  механизмом ее реализации. Последний включает в себя субъект и объект власти, источники власти, ресурсы власти. Субъект власти реализует власть, объект подчиняется власти. Источниками власти могут быть закон, сила, авторитет, престиж, богатство, интерес, тайна, харизма, знания, идеи и т.д. Ресурсы власти – это конкретные средства, с помощью которых субъект власти воздействует на объект для достижения своих целей. Отдельные виды ресурсов классифицируют по сферам их применения: экономические, социальные, культурно-информационные, правовые, силовые, демографические и др.

К экономическим ресурсам [1, c. 59] в первую очередь относят собственность и деньги обслуживающие отношения собственности. На наш взгляд возможность применения этих ресурсов зависит не столько от политического режима, сколько от соотношения экономической формации и институтов власти, культуры, иных неэкономических факторов. Возьмем к примеру авторитарную власть. В СССР все факторы производства принадлежали государству.  С их помощью реализовывались масштабные национальные проекты. Государство активно эксплуатировало экономические ресурсы, которыми владело. Условно назовем общественный строй СССР социалистической формацией. Возможности использования собственности в авторитарных латиноамериканских странах в 70-80-х годах при господстве государственно монополистического капитализма были ничтожными.

В демократической Великобритании государство национализировало  предприятия путем выкупа и успешно  реконструировало неконкурентоспособные  отрасли промышленности [2, c.110].

Под социальными ресурсами  понимают способность применять  разные рычаги для изменения статуса  индивидов и общественных групп.  На наш взгляд применение этих рычагов  более характерно для авторитарных государств. Самые яркие примеры  – судьба евреев в фашистской Германии, стимулирование интеллигенции и ликвидация класса зажиточных крестьян в СССР, истребление интеллигенции в Камбодже, административно-рыночные методы создания этого общественного слоя в Китае, начиная с 80-х годов.

Применение культурно-информационных ресурсов я считаю более важным и актуальным для демократических государств. Масштаб пропаганды в СССР и Южной Корее поражает. Но авторитарные режимы могут легко использовать средства принуждения не акцентируя внимания на убеждении и стимулах к действию. Цели демократического правительства реализуются при формировании консенсуса по ключевым вопросам волнующим общество. Консенсус формируется на основе общих ценностей в атмосфере конкуренции и обсуждения идей, и взглядов. Актуальность методов информирования и убеждения намного выше.

Применение силовых  методов в обычных мирных условиях несомненно более характерно для  авторитарных государств.

Особенности применения демографических ресурсов зависят  скорее зависят от обстоятельств, сфер и целей. В авторитарных людей с их сознанием, навыками, талантами и здоровьем используют скорее для поддержания текущего состояния системы чем для ее развития.  Так хозяйственные планы СССР были направлены на достижение количественных показателей при сохранении качества экономической системы.

В демократических государствах люди играют активную роль в формировании политики, деятельности органов власти, изменениях законов и другое.  Наглядным примером считаю прямое участие  отдельных людей и разнообразных  общественных групп в формирование Европейского Союза начиная от политики в отношении национальных меньшинств и заканчивая изменением общей системы кредитного регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОГДА И ПОЧЕМУ ЗАРОЖДАЮТСЯ  ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ.

Ответ на данный вопрос зависит от того, что мы понимаем под “политическими открытиями”. В отечественной литературе термин политические открытия почти не встречается. Это касается и научной и популярной литературы. Большинство зарубежных научных источников к сожалению, недоступно для нас.  Поэтому я попытаюсь ответить на вопрос исходя из анализа фразы “political opening” в английском языке и результатов поиска в системе Google. В английском окончание ing указывает на герундиальную форму глагола, которая может быть переведена, как в виде глагола, так и любой части речи, поскольку оно указывает либо на состояние либо на процесс действия (при делании чего-либо, делая что-либо).

Как процесс политическое открытие обычно обозначает вступление в мировое сообщество ранее закрытых, изолированных государств. Как состояние оно обозначает наличие новой возможности для политической деятельности.

В первом случае причиной открытия служит возрастание зависимости  от внешнего мира в любой из сфер деятельности до критического уровня когда достигать тех или иных целей, решать какие-то проблемы самостоятельно или без адаптации государственного устройства к международным нормам неэффективно или невозможно.

В качестве примера возьмем  вступление Лаоса и Мексики во Всемирную торговую организацию.  Президент Мексики в 1987 году заявил, что эффективное реформирование экономики невозможно без привлечения иностранных инвестиций и покупки высокотехнологичных товаров из-за слабости финансовой и научно-технической базы мексиканского государства. Успех в привлечении инвестиций во многом зависел от соблюдения международных норм. В Лаосе проходила реструктуризация промышленности и малый внутренней рынок сдерживает ее дальнейшее развитие, так как инвестиции в капиталоемкие отрасли не окупаются.

С точки зрения новых политических возможностей, то они возникают в процессе постоянного изменения общества и его политической структуры. Это изменения в законодательстве, это изменения в структуре государственной власти, изменения актуальных проблем и потребностей общества, изменения в законах, ценностях менталитете.

Наиболее ярким примером можно считать стремительный  взлет карьеры Владимира Путина. [3, c. 125, 316, 320]. Вся его жизнь - это череда постоянного и настойчивого использования возможностей. Его политическая карьера началась во время государственной службы в Санкт-Петербурге, где он проявил себя и зарекомендовал в глазах Президента Бориса Ельцина.

Если в начале ельцинских реформ население активно поддерживало курс на экономическую и политическую либерализацию надеясь, что установление рыночных отношений автоматически приведет к росту продуктивности и доходов, а становление представительской демократии к большей реализации прав и интересов прав рядовых граждан, то к 1998-2000 годам ситуация резко изменилась.

Полномочия в распределении ресурсов фактически остались за партийной номенклатурой КПСС.  Проводимая формально политика отказа о т государственного регулирования, хаос в системе управления привел с одной стороны к обнищанию широких слоев населения и сказочному обогащению верхушки криминалитета и чиновничьего аппаратов за счет взяточничества, воровства, насилия и иных методов.  Как государство Россия потеряла былую мощь и влияние. Общество все активнее впитывало западные ценности на непригодной исторической почве.

Появилась потребность  в лидере принципиально нового типа. Им должен был стать решительный  человек способный навести порядок  в стране увеличить благосостояние населения и вернуть хотя бы часть  утраченного величия.  По личным качествам бывший сотрудник спецслужб подходил наилучшим образом.

Обстоятельства на международной  арене тоже способствовали этому. Активно  развивается российско-белорусский  союз и единое экономическое пространство как символы сближения постсоветских  народов, непоследовательная внутренняя и внешняя политика оранжевой власти в Украине только способствовали росту авторитета российского государства.

Стремление к насаждению украинского языка и культуры при падении общего благосостояния усилило позиции пророссийских  политических сил и симпатии русскоязычного населения. Апогеем успеха стала русско-грузинская война. Премьер-министр Путин сумел оперативно мобилизовать вооруженные силы России для отпора грузинскому вторжению и разгромить наземные и морские войска противника обученные и сформированные по последнему слову американской техники.

Так перед очевидными президентскими выборами Путин эффективно продемонстрировал приверженность курсу на сближение с народами бывшего СССР и доказал способность  эффективно противостоять действиям  и политике СССР как основного геополитического противника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Показателями демократичности  режима с точки зрения деятельности оппозиции могут служить характеристики поведения оппозиции, соответствие норм законодательства, регламентирующего  ее деятельность демократическим принципам, организация выборов, оценка реального потенциала участия оппозиции в принятии решений, широта и активность ее поддержки населением.

Верховенство власти проявляется в ее ограничении  законом и только законом, в наличии  единственной законной власти на территории государства в непротиворечивости ее иерархической структуры и признании соответствующих ветвей власти единственно законными.

Применение экономических  ресурсов слабо зависит от политического  режима, применение социальных ресурсов и силы более характерно для авторитарных режимов, применение культурных и информационных ресурсов важнее для демократических режимов.  Демографические ресурсы в авторитарных режимах применяются для поддержания их состояния, а в демографических – для целей развития общества.

Перечень причин и  ситуаций политических открытий, зависит  от трактовки данного понятия. Чаще всего он обозначает повышение открытости изолированных, часто авторитарных стран. Реже он используется, чтобы  обозначить новые политические возможности.  В первом случае, они обусловлены ростом взаимозависимости стран или эффективностью тесного международного сотрудничества. Проявляется, когда зависимость достигает критической точки. Во втором случае оно обусловлено изменениями политической системы и режима и появляется при благоприятных условиях.

Формально рассматриваемые  вопросы обособлены.  Однако они  отражают одну объективную реальность- развитие политического процесса и  политическую деятельность. Возьмем  на примере оппозиции. Оппозиция – неотъемлемая часть функционирования политического режима, она не стимулирует его совершенствование устойчивость и эволюцию или устраняет загнивший режим, она взаимодействует с единственно легитимной властью или пытается создать альтернативную власть, критика оппозиции влияет на решения или возможности применения ресурсов, активность оппозиции влияет на степень открытости государства, создавая новые ниши для политической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Политология //В.А Ачкасов, В.Н. Гуторов. - СПб.: Питер, 2005. - 500с.
  2. Тетчер М.  Искусство управления государством //М. Тетчер. - М.: Альпина Паблишер, 2007. - 507с.
  3. Арутюнян Г. Г. Баглат М.В. Конституционное право: А-Я: энциклопедический словарь//Г.Г. Арутюнян, М.В. Баглат.- М.: Норма, 2006- 542с.
  4. Видова, О. Н.    Владимир Путин. Времена не выбирают // О..Н. Видова. -    М.: Парад, 2012 - 357 с
  5. [Электронный ресурс].- Режим доступа.: http://cogitasia.com/on-path-to-political-opening-laos-stumbles/
  6. Taylor and Francis online. The Washington Quarterly Volume 15, Issue 2, 1992.[Электронный ресурс].-Режим доступа.: http://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/01636609209550100?journalCode=rwaq20#preview

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Политология"