Контрольная работа по "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 02:36, контрольная работа

Краткое описание

1.Как вы понимаете сращивание государственно-властной элиты с крупным частным монополистическим бизнесом? Объясните?
2.Кто являлся социальной опорой установления и прихода к власти президента Путина в 2000 г.?
3.В чем неполноценность капиталистического строя в России?
4.Почему нельзя считать политический режим в современной России демократическим?
5.В чем сущность современного политического режима в России?
6.Каковы причины тотальной коррупции в современной России?
7.В чем проявляется сырьевой характер российской экономики? Каковы его причины?
8.В чем сущность политического «тандема» в 2008-2011 гг.?

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 39.73 Кб (Скачать файл)

1.Как вы понимаете сращивание  государственно-властной элиты с  крупным частным монополистическим  бизнесом? Объясните? 
2.Кто являлся социальной опорой установления и прихода к власти президента Путина в 2000 г.? 
3.В чем неполноценность капиталистического строя в России? 
4.Почему нельзя считать политический режим в современной России демократическим? 
5.В чем сущность современного политического режима в России? 
6.Каковы причины тотальной коррупции в современной России? 
7.В чем проявляется сырьевой характер российской экономики? Каковы его причины? 
8.В чем сущность политического «тандема» в 2008-2011 гг.? 
9.Каково состояние социальной структуры российского общества? В чем его кризис? 
10. Почему президентскую власть в России следует называть «самодержавной»? Каковы проявления «самодержавности» этой власти? 
11.В чем вы видите проблемы Северного Кавказа? Может ли Северный Кавказ считаться частью России, объясните? 
12.Почему объявленная президентом Медведевым модернизация, так и не состоялась в России? В чем причины? Есть ли возможность для проведения другой модернизации?

1. Это имеет даже свой  термин - государственно-частный монополизм. Формой проявления государственно-частного  монополизма является сращивание  правительственной номенклатуры, представителей  государственной власти и органов  управления с мафиозно-коррумпированной элитой коммерческих структур. Об этом свидетельствуют созданные коммерческие фирмы при министерствах, предприятиях (объединениях), предоставление коммерческими банками кредитов под залог имущества государственных предприятий (в России, как правило, оборонных) без согласия представителя собственника − Госкомимущества, скрытый подкуп должностных лиц путем выдачи вознаграждений руководящим работникам государственных учреждений, президентам концернов, генеральным директорам объединений, поддержка деловыми кругами избирательных кампаний, распространение коррупции в различных органах государственной власти, создание благоприятных условий для некоторых «избранных» предприятий негосударственных форм собственности. 
С целью воздействия на власть в трансформационной экономике создаются мощные группы, состоящие из представителей бизнеса и государства (типа Газпром, МОСТ, ЮКОС, ОНЭКСИМ и т.д.) 
Осуществляются срастание бизнес-элиты (руководителей негосударственных структур) и «промышленного генералитета», с одной стороны, и формирование финансово-политических группировок − с другой. Тенденции, наблюдаемые в общероссийской бизнес-элите, имеют место и на региональном уровне, где этот процесс носит более выраженный характер

2. Генералитет, и спецслужбы, и многие влиятельные чиновники, и часть олигархов поддержали Путина в марте 2000 г. Каждая группа имела «свои виды» на нового главу государства: армия стремилась к повышению престижа воинской службы, олигархи (такие, как Чубайс) надеялись на появление «нового Пиночета», т.е. главы государства, который будет проводить жесткие политические меры при сохранении свободы предпринимательства. Значительная же часть российского общества ждала порядка и безопасности. Путин многими людьми воспринимался как «антипод Ельцина», и в обществе укрепилась надежда, что на смену достаточно непредсказуемому Ельцину придет трезвый и взвешенный в своих словах и поступках политики. 
 
Таким образом, приходу Путина к власти способствовали не только конкретные группы людей, но и «логика истории»: страна подошла к той черте, за которой она должна была сделать очередной выбор в политической и экономической стратегии развития.

3. Капитализм открывает для нашей страны широкие возможности в мировой экономике, даёт людям свободу действий, вот только почему-то своими возможностями мы не пользуемся и свобода у нас какая-то формальная.  
Свобода и рынок никак не связаны. Это всё равно что мягкое с тёплым сравнивать. А свобода действий ограничивается коньюктурой и структурой этого же рынка. Мир стал глобальным, рынок тоже. У него есть центр и периферии(сырьевые придатки) в которых развитие производство не выгодно глобальному рынку. Рынок сбыта - это США и Европа(больше 60% потребления), почти всё производство на дальнем востоке и в Америке. И да, Россия - это именно сырьевой придаток и периферия глобального рынка. Тут по его же законам ничего возникнуть конкурентного не сможет в условии полной открытости,плюс прибавьте к этому холодный климат(удорожание производства). И вы поёмёте что свобода и рыночная экономика для России - это фикция и сказка для детей. Притом причиной этому всё те же законы рынка. У нас два варианта стратегических: 1)Либо плановая экономика(с новыми технологиями она будет вполне себе эффективная) или 2)Смешанная с плановым ядром и рыночным мелким и средним производством при поддержке предпринимателей на гос. уровне.Я лично за второй вариант. В другом случае мы не рентабельны на мировом рынке по ОБЪЕКТИВНЫМ причинам.

4. Политическая демократия  в России носит во многом  формальный и поверхностный характер  именно потому, что фактически  не изменились потестарные функции государства. При условии неразвитости структур гражданского общества, государство само не справилось с задачами всесторонней реформации общества. Средний класс - социальная основа демократии - в результате целого ряда просчетов в социально-политической области практически не сложился, а более половины всего населения, еще недавно вполне успешного, скатилось на маргинальное дно. Политический режим все более приобретал черты корпоративной и коррумпированной сращенности политической и финансово-олигархической элит. В результате построения такой "демократии для немногих" налицо фактическое недоверие (до 90%) всем ветвям и органам власти подавляющей части российского общества. 
Пожалуй, единственное, что можно занести в актив России последних десяти лет - это достижение плюрализма политического сознания, который, однако, носит пока характер политической гласности, но не гарантированной свободы слова (особенно в регионах). 
Центры политической власти в современной России все более смещаются в регионы. На то есть целый ряд причин: слабость и усиливающийся паралич федерального центра, неравномерность развития различных регионов, амбиции региональных лидеров и элит. В этом случае вполне закономерная хозяйственная самостоятельность регионов может обернуться углубляющимся сепаратизмом. 
Политический процесс в России в этих условиях развивается крайне противоречиво; здесь можно обнаружить черты разных типов политических режимов и культур: демократического, авторитарного, тоталитарного. При незрелости гражданского общества он несет в себе черты неструктурированности и латентности. Не только в обществе, но и в политических элитах почти отсутствуют навыки и начала демократической политической культуры. 
Итак, политическая жизнь современной России чрезвычайно сложна и противоречива. Однако при всех сложностях переходного периода можно надеяться на то, что достигнутые немногие позитивные ростки демократических реформ станут необратимы. В этом убеждает опыт практически всех стран, вступивших на подобный переходный путь. За это говорит и вся тысячелетняя история России. Для успешного решения стоящих перед российским обществом проблем необходимы: качественная смена политических элит, политическая воля общества и необходимое политическое согласие всех сил современной России вокруг экзистенциальных демократических ценностей.

5.С формально-правовой  точки зрения, согласно Конституции  1993 года, Россия является демократическим  федеративным правовым государством  с республиканской формой правления.  Человек, его права и свободы  объявлены высшей ценностью, гарантировать  которую обязывается государство.  Единственным источником власти  объявлен народ, который на  референдумах и выборах изъявляет  свою волю. По Конституции Российская  Федерация — социальное государство,  политика которого должна быть  направлена на создание условий,  обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека. В государстве охраняются труд  и здоровье людей, устанавливается  минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи. В 137 статьях Конституции можно найти нормы, которыми удовлетворилась бы любая развитая демократия. 
О демократизме современной России неоднократно высказывался нынешний президент страны В.Путин. В ежегодном обращении к Федеральному Собранию в мае 2004 года он заявил, что «молодая российская демократия добилась в своем становлении значительных успехов[1]». А на российско-американском саммите в Братиславе в марте этого года, он подчеркнул, что возврата к тоталитаризму быть не может, однако демократия должна быть «адекватна нашей истории и традициям», а ее внедрение «не должно сопровождаться развалом государства и обнищанием народа[2]». 
Вместе с тем, ряд оппозиционно настроенных политиков, средств массовой информации, политологов убеждены в том, что в стране уже пятый год идет реставрация разрушенного политического режима. В качестве своих аргументов они называют неэффективность государства как основного социального института, его неспособность решить проблему бедности, фактическую подконтрольность правительства только президенту, малочисленность и организационную слабость партий, широкие масштабы лоббистской деятельности, номинальную свободу СМИ. 
В российском обществе также нет единой оценки политического режима России. По данным опроса, проведенного Институтом комплексных социальных исследований Российской Академии Наук, 55% респондентов в возрасте от 30 до 60 лет 43% в возрасте от 20 до 30 лет считают Россию недемократическим государством[3]. 
Таким образом, вопрос о политическом режиме современной России, его сущности является актуальным и дискуссионным для ученых-теоретиков, политиков-практиков и широкой общественности. 
О политическом режиме любой страны нельзя судить по тому, что закрепляется или провозглашается в ее Конституции. Необходимо сопоставить ее положения с реальной действительностью. 
Российская действительность дает нам основания утверждать, что демократия начинает наполняться реальным содержанием.

6. Особенностью коррупции в современной России является то, что она выступает своеобразным компенсаторным механизмом там, где не работают законы или институты гражданского общества. Современная роль коррупции такова, что если раньше чиновники выполняли роль обслуживающего персонала, получая мзду за сделки, о которых договорились участники рынка, то теперь они стали предоставлять свои услуги по собственной инициативе, причем все чаще – навязывая их. Чиновник превратился в основную фигуру нелегального рынка услуг. Если раньше бизнес-коррупция была формой существования собственно бизнеса, то сейчас она стала формой существования госаппарата [9].

Выясняя причины создавшегося положения, нетрудно заметить, что наша страна попала в коррупционный капкан. В России сформировалась устойчивая система отношений, фактически провоцирующих  коррупционное поведение в различных  сферах общественной жизни как на верхних этажах власти (элитарная  коррупция), так и в обычных  житейских ситуациях (низовая коррупция). Именно эта система вносит коррупционную  составляющую в законотворчество и  правосудие, объективно извращает государственную  политику, преобразуя ее в политику коррупционную.

В условиях тотальной коррупции  формированию антикорупционной политики препятствует коррумпированность самих политиков и включенность их в коррупционные сети.

Самое распространенное объяснение – главная причина разгула  коррупции в России носит экономический  характер. Это едва ли точно, хотя связь, например, между теневой экономикой и коррупцией вполне очевидна. И  все же коррупция имеет не одну причину, а порождается сложным, многослойным причинным комплексом. Представляется, что у нас в  стране коррупция коренится прежде всего в деформациях политической сферы, деформациях государственной власти, в ее гипертрофии или чаще гипотрофии.

В России главным источником коррупции, на наш взгляд, является вовлечение государственных органов  в механизмы распределения капиталов  и товарно-денежных потоков. Но это  происходит не только потому, что такова экономика. Само государство, точнее, его  политическая элита, втянулось в  отношения собственности и распределения. А ведь государство должно только устанавливать правила игры на рынке  и не становиться обычным продавцом  или покупателем, преследующим индивидуальный интерес. Таким образом, суть проблемы заключена в необходимости изменения  направленности политики государства  на обеспечение интересов всех граждан, а не только отдельных, избранных, представителей.

Социальной базой коррупции  служит сильнейшее имущественное расслоение граждан, особенно на фоне общей бедности или слабости государства. В настоящее  время 20 российских богачей имеют  совокупный доход, сопоставимый с государственным  бюджетом страны. Беднейшие страны мира, как показывают специальные  исследования, в то же время и  самые коррумпированные. В этих странах  возникает порочный круг: коррупция  препятствует экономическому развитию, а общая бедность провоцирует  новый виток коррупции.

Истоки коррупции можно  найти и в общественном сознании. В общественном сознании российских граждан наблюдаются две взаимосвязанные  социальные установки.

Одна из них – это  коррупционная зависимость, при  которой коррупция воспринимается как неотъемлемый атрибут образа жизни в России. Такое восприятие и соответствующий образ жизни  зачастую неправильно называют «социальной  нормой». Полагаем, что «массовое» или  «массовидное» не есть синоним «нормальности». В противном случае мы придем к парадоксальному выводу о том, что в России закон борется или пытается бороться с нормальным поведением, не причиняющим вреда личности, обществу или государству.

Вторую установку можно  охарактеризовать как коррупционную  готовность, которая означает психологическую  установку на решение различных  проблем с помощью подкупа. Восприятие коррупции как «социальной нормы» (что не равнозначно признанию  ее в таком качестве, просто «все так делают»), в свою очередь, формирует  психологическую готовность давать взятки и брать их.

В конечном счете за названными деформациями общественного сознания, как представляется, скрыта еще более глубокая деформация. В основе ее – признание денег, капитала, собственности главной ценностью, что и ведет к отчуждению личности от общества и государства и, наоборот, к превращению всего и вся в товар и разменную монету.

 

7. В настоящее время Российская Федерация играет в мировой экономике роль экспортера сырья и импортера потребительских и инвестиционных товаров и услуг. Эта модель экономического развития («сырьевая») не может обеспечить ни высоких темпов роста благосостояния народа, ни макроэкономической стабильности, ни международной конкурентоспособности российских предприятий, ни национальной безопасности России. 

Превышение душевого объема производства сырья над среднемировым  уровнем не является признаком экономики  «сырьевого» типа. В 2004 г. в мире добывалось нефти и газа 0,56 т и 0,44 тыс. куб. м; в России – 3,19 и 4,4; в странах  ОЭСР – 0,75 и 0,75; в США – 0,91 и 1,88. Более  высокие объемы добычи сырья в  развитых странах компенсируются их более высоким потреблением ресурсов. Критерием сырьевого характера  экономики является доля сырьевых товаров  в экспорте. Если в основном экспортируется сырье, то это означает, что экономика  страны не в состоянии конкурировать  с зарубежными странами в создании продукции и услуг потребительского и инвестиционного назначения. К  сожалению, сырьевая специализация  российской экономики только усиливается. Экспорт углеводородов увеличился с 28 млрд. долл. США в 1998 г. до 191 млрд. долл. в 2006 г., т.е. в 6,83 раза. Даже с поправкой  на инфляцию доллара стоимость экспорта углеводородов из России возросла в 5,5 раза. Соотношение экспорта углеводородов  с ВВП возросло при этом с 10% до 19,3%. Такой рост притока «нефтедолларов»  привел не только к повышению объема валового внутреннего продукта (ВВП) и доходов населения, но и к  финансовому благополучию государства, досрочно погасившего свои долги  перед другими странами.

Информация о работе Контрольная работа по "Политология"