Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2015 в 17:09, контрольная работа
Политология – это наука о закономерностях функционирования и развития политики, политических отношений и политических систем, и существенных сторонах, побудительных силах и стимулах, нормах и принципах политической деятельности.
К главным разделам политологии относятся следующие: теория политики, теория политических систем и их элементов, теория управления социально-политическими процессами, политическая идеология и история политических учений, теория международных отношений.
Введение
3
3
Политическая наука в России
5
13
Понятие и структура власти
9
23
Насилие и мораль
11
33
Права человека как критерий гуманизма политики
14
43
«Политическая система» как инструмент исследования
17
Литература
19
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Государственный аграрный университет
Северного Зауралья»
Институт дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: «Политология»
Выполнил: студент 4-го курса
Проверила:
Тюмень 2014
Содержание
№ п/п |
Наименование раздела |
Стр. |
Введение |
3 | |
3 |
Политическая наука в России |
5 |
13 |
Понятие и структура власти |
9 |
23 |
Насилие и мораль |
11 |
33 |
Права человека как критерий гуманизма политики |
14 |
43 |
«Политическая система» как инструмент исследования |
17 |
Литература |
19 |
Введение
Политоло́гия, или политическая наука — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной властными отношениями, государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения междлюдьми, обществом и государством. В рамках системно-управленческого подхода в политологии объектом изучения политологии являются процессы и эффективность политического управления всеми видами технологий и процессов жизнедеятельности в государстве. В качестве логической основы системы политического управления рассматривается идеология. При системно-управленческом подходе в политологии формулируются Функции и роли идеологии, политической культуры, гражданского общества (как субъекта и объекта политического управления), разработана система коэффициентов для количественной оценки эффективности политического управления и оценки деятельности политических субъектов (политических партий).
Предмет любой науки – это главные, наиболее существенные свойства и признаки, важнейшие элементы ее объекта, характеризующие его качественную определенность. Объект политической науки – политическая сфера общества. Предмет политической науки, то есть совокупность главных, наиболее существенных свойств и признаков ее объекта, - это политика, политические отношения, политическая власть, политические системы.
В самой общей форме политология определяется как наука о политике и ее взаимоотношениях человеком и обществом.
Политология – это наука о закономерностях функционирования и развития политики, политических отношений и политических систем, и существенных сторонах, побудительных силах и стимулах, нормах и принципах политической деятельности.
К главным разделам политологии относятся следующие: теория политики, теория политических систем и их элементов, теория управления социально-политическими процессами, политическая идеология и история политических учений, теория международных отношений.
Задачи политологии – формирования знания о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования. С этими задачами органически связана функции политологии. Важнейшими из них являются следующие: гносеологическая, аксиологическая, управленческая, функция рационализации политической жизни, функция политической социализации.
3. Политическая наука в России
В дореволюционной России политология не стала самостоятельной дисциплиной. Некоторые проблемы политической науки активно разрабатывались в юриспруденции. Это определило специфику подходов к анализу политических явлений: главный акцент был сделан на изучении политических институтов (государства, партии, права), большое внимание уделялось их формальной структуре и принципам функционирования. Так, основоположник «государственной школы» (так называлось направление в юриспруденции), профессор московского университета Б. Н. Чичерин в работе «Курс государственной науки» выдвинул ряд плодотворных идей. Он считал, что принцип политического плюрализма способствует обновлению форм политической жизни. Огромная роль в этом отводится оппозиции, которая критикует власть, сдерживает бюрократию, заставляет выполнять провозглашенные правящей элитой обязательства. Политическая конкуренция способствует появлению на общественной сцене наиболее одаренных политиков. Однако Б. Н. Чичерин отмечал и недостатки принципа политического плюрализма. Партийная принадлежность делает мировосприятие людей односторонним, а постоянная политическая борьба ослабляет правительство. К тому же стремление партий любой ценой получить поддержку у населения заставляет их поощрять низменные потребности человека, использовать сомнительные методы борьбы (ложь, клевета).
Российская юридическая наука активно разрабатывала идею правового и даже социального государства. Если у Б. Н. Чичерина идея правового государства выступала как стремление несколько ограничить всевластие самодержавия юридическими нормами, то П. И. Новгородцев пошел значительно дальше. Государство, по его мнению, должно гарантировать права и свободы личности в том объеме, в котором они создают условия для достойного существования. К таковым относятся право на труд, социальное страхование, профессиональную организацию, личную свободу. В статье «Демократия на распутье» П. И. Новгородцев очень критично рассматривал демократию как форму правления. «Демократия, – отмечал он, – всегда есть распутье, система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог». Поэтому в демократиях с естественной необходимостью возникает правящее меньшинство, которое осуществляет руководство обществом.
В конце XIX века вышла в свет работа М. Я. Острогорского (1854–1919) «Демократия и политические партии», которая оказала заметное влияние на развитие мировой политической науки. Анализируя британскую и американскую демократические системы, он рассматривал демократию как способ взаимодействия политических институтов, масс, индивидов, борющихся за власть. Основное внимание при этом уделялось поведению политических субъектов. В качестве главного участника политического процесса М. Я. Острогорский выделял политические партии. Отмечая тенденцию массового участия и политике широких слоев населения в качестве определяющей, он подчеркивал и ее негативные последствия: возможность перерождения демократии в ее противоположность – диктатуру. Это происходит потому, что субъектом политики становятся массы, которые испанский философ X. Ортега-и-Гассет определил как «посредственность», «множество людей без особых достоинств». «Воцарение численного большинства в государстве, – писал М. Я. Острогорский, – еще более усложнило проблему, так как возникал вопрос, как эти люди, старые и молодые, образованные и невежественные, богатые и бедные, как-то случайно соединившиеся, провозглашенные все вместе распорядителями своей политической судьбы, будут выполнять новую функцию «суверена»?
Общую волю масс призваны формировать политические партии. Однако со временем руководство партии отрывается от рядовых членов, поскольку у него возникают особые интересы. Руководящий орган манипулирует массой в собственных интересах. Следует отметить, что М. Я. Острогорский предвидел тенденцию бюрократизации и олигархизации партий.
После Октябрьской революции процесс кристаллизации политических идей в отдельную дисциплину прервался. Политическая теория стала выполнять социальный заказ правящей Коммунистической партии и советской власти – научно обосновывать правомерность принимаемых решений. Характер и содержание исследований на политические темы заметно изменился. Он стал односторонним: все явления общественной и политической жизни рассматривались через призму марксизма, теории классовой борьбы, интересов рабочего класса, трудящихся. Задача политической теории свелась к обоснованию правильности проводимого КПСС политического курса. Основная проблема политологии – распределение и осуществление власти – оставалась закрытой для объективного анализа.
С одной стороны, это было связано с тем, что политическая теория не приобрела статус самостоятельной науки, поскольку по-прежнему считалась буржуазной, и развивалась в рамках научного социализма. С другой стороны, согласно марксизму-ленинизму, период существования политики, государства имеет исторический предел, на смену им должны придти моральные регуляторы человеческого поведения и общественной жизни. Поэтому исследования политики были направлены не на углубление познания механизмов политико-государственного регулирования, а на обоснование предпосылок отмирания политической организации общества.
По всем этим причинам в советский период политическая теория заметно отстала от мировой науки. Несмотря на то, что 1955 году была создана Советская ассоциация политических наук, которая стала членом Международной ассоциации политических наук, внутри страны признание политологии в качестве самостоятельной дисциплины произошло лишь в начале девяностых годов XX века.
С 1990 г. Политологию стали преподавать в вузах страны как обязательную учебную дисциплину. Но она сразу же столкнулась с отсутствием квалифицированных кадров, которых до того времени не готовили. Поэтому политология в России переживает нелегкие времена утверждения своего статуса. Собственная исследовательская традиция пока не сложилась, идет непрерывный поиск. Ей необходимо избежать как тенденции автоматического заимствования западных теорий и методов анализа, некритического перенесения их в особые условия России, так и стремления к изоляции от мировой политической науки, изобретения особой русской политологии. Наконец, ей еще предстоит доказать, что, по выражению одного из первых представителей русской политической мысли Ю. Крижанича (1617–1683), «из всех мирских наук самая благородная наука и всем госпожа – это политика, или королевская мудрость. И из всех наук она наиболее пристойна королям и их советникам».
13. Понятие и структура власти
Политическая власть,
как и любая другая власть, означает способность
и право одних осуществлять свою волю
в отношении других, повелевать и управлять
другими. Но вместе с тем она имеет в отличие
от других форм власти свою специфику.
Ее отличительными признаками являются:
верховенство, обязательность
ее решений для всего общества и, соответственно,
для всех других видов власти. Она может
ограничить влияние других форм власти,
поставив их в разумные границы, либо вообще
устранить их; всеобщность, т.е. публичность.
Это означает, что политическая власть
действует на основе права от имени всего
общества;
легальность в использовании
силы и других средств властвования в
пределах страны; моноцентричность, т.е.
существование общегосударственного
центра (системы властных органов) принятия
решений; широчайший спектр используемых
средств для завоевания, удержания и реализации
власти. Базовым элементом
существования и функционирования власти,
а также закрепления её в обществе, является
легитимность. Легитимность - это признание
власти обществом, обоснованность и необходимость
данной власти и её носителей. В узком
смысле понятие легитимности характеризует
законность власти. Легитимность может
проявляться, например, как в добровольном
принятии большинством конкретной формы
правления, власти того или иного класса,
так и в борьбе за господство определенных
политических сил.
Политическая власть как, одно
из важнейших проявлений власти характеризуется
реальной способностью данного класса,
группы, индивида проводить свою волю,
выраженную в политике. Понятие политической
власти шире понятия власти государственной.
Известно, что политическая деятельность
осуществляется не только в рамках государства,
но и в других составных частях социально-политической
системы: в рамках партий, профсоюзов,
международных организаций и т.д.
Политическая власть возникает
в обществе, где люди разделены разными
интересами, неодинаковым положением.
В примитивном обществе власть ограничена
родственными племенными связями
Основными компонентами
власти являются ее субъект и объект. Субъектом
может быть отдельный человек, организация,
общность людей. Объект же подчиняется
субъекту, т.к. власть - всегда двустороннее,
асимметричное взаимодействие, с доминированием
воли властителя.
Важнейшей социальной причиной
подчинения одних людей другим является
неравномерное распределение ресурсов
власти, которые являются средствами,
использование которых обеспечивает влияние
на объект власти в соответствии с целями
субъекта. Ресурсы, наряду с субъектом
и объектом, выступают одним из важнейших
оснований власти. Они могут использоваться
для поощрения, наказания или убеждения.
23. Насилие и мораль
Насильственными являются действия с применением силы, с опорой на силу. Насилие возможно только в отношениях между людьми, поскольку только они имеют свободу воли. Насильственными считают действия одних людей, непосредственно направленные против жизни, здоровья или собственности других людей (убийства, увечья, разбой, ограбление, угрозы, завоевания).
Основным признаком насильственных действий является сознательное нарушение общепринятых норм, правил, договоренностей, разрушает устоявшиеся формы коммуникации, порождает хаос. В этом смысле насилие можно рассматривать как подъем силы в ранг закона, регулирующего отношения между людьми случайно субъекты насилия нередко апеллируют к справедливости, человеческих ценностей.
Термин "насилие" ассоциируется с негативными поступками людей. Однако человечество не может существовать, не прибегая к насилию против насилия. Исторически первым его проявлением было правило тальйону, которое обязательство связывали руководствоваться в насильственных акциях за пределами кровнородственных объединения правилом равноценной возмездной выплаты.
Второй формой насилия против насилия стало государство, Позиция государства в отношении насилия характеризуется следующими признаками: она монополизирует, институционализирует насилие, заменяет его опосредованными формами, Это означает, что в государстве право на насилие сосредоточивается в руках особой группы лиц (воинов, работников милиции, полиции), призванной защищать жизнь и собственность людей как от взаимных по сягань, так и от внешней экспансии. Это насилие осуществляется по установленным правилам - юридическими законами.
Бытует мнение, что легитимность насилия в форме тальйону, так и в государственно-правовой форме является способом его ограничения, поскольку получает моральную санкцию лишь в той мере, в какой выступает её необходимым фактором и этапом на пути преодоления насилия. Это соображение свидетельствует о необходимости фактического и терминологического разграничения насилия и направленных на его укрощения действий сторонник ей тальйону или представителей государства.