Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2015 в 17:09, контрольная работа
Политология – это наука о закономерностях функционирования и развития политики, политических отношений и политических систем, и существенных сторонах, побудительных силах и стимулах, нормах и принципах политической деятельности.
К главным разделам политологии относятся следующие: теория политики, теория политических систем и их элементов, теория управления социально-политическими процессами, политическая идеология и история политических учений, теория международных отношений.
Введение
3
3
Политическая наука в России
5
13
Понятие и структура власти
9
23
Насилие и мораль
11
33
Права человека как критерий гуманизма политики
14
43
«Политическая система» как инструмент исследования
17
Литература
19
Цель является одной из составляющих поведения и сознательной деятельности человека, которая характеризует предсказуемость результата ее деятельности и пути его достижения с использованием соответствующих средств это и своеобразное средство интеграции действий человека, ведь благодаря цели они приобретают определенную последовательность, системность, становятся своеобразным проектом деятельности человека, определяют характер и системную упорядоченность ее актов и операций. При достижения цели происходит процесс преодоления противоречия между реальной жизненной ситуацией и целью как прогнозируемым результатом деятельности человека.
Если проблема соотношения цели и средств касается вопросов права и право применения, то приобретает правового статуса Например, участники уголовно-процессуальных отношений, действуя в установленных законом пределах, имеют разные цели и для достижения их прибегают к различным средствам.
В тоталитарных государствах целью уголовного процесса является непременное разоблачение преступника и жестокое его наказания (в назидание другим). Система доказывания преимущественно основывается на самооговоре, а главным средством получения доказательств является пытки. В демократических государствах проблема соотношения цели и средств в уголовном процессе решается на принципиально иных правовых и моральных принципах. Целью уголовного процесса является защита личности и общества от преступных посягательств с помощью справедливого правосудия, которое одновременно должно быть и моральным.
Вступая в нравственные отношения и соответственно действуя, люди, как правило, мотивируют свое поведение. Мотив является основой поступка, внутренним побуждением к действию и выражает заинтересованность в реализации Он взаимосвязанный с целью, желаемым результатом действия. Реализуя цель, человек использует средства, которые могут быть как моральными, так и аморальными. Различить их просто. Так, некоторые средства уголовного розыска, на прежде первый взгляд, тождественны тем, которыми пользуются преступники: проникновение в преступную группу, конспиративность, оперативная комбинация (дезинформация), вербовка, обман, скрытое наблюдение и разведка. Нравственным считается необходимый и достаточный для достижения нравственной цели средство, которое не противоречит высшей и самой цели, не изменяет ее морального характера Эта формулировка содержит два требования к морального выбора - эффективность и нравственная ценность.
Законодательство должно создавать условия для постановки только общественно полезных и согласованных с интересами человека как личности целей, а также для использования моральных средств их достижения Предпосылкой справедливости является независимость судов, других правоохранительных органов, создания соответствующих материальных условий для их работников.
33. Права человека как критерий гуманизма политики
Ориентация политики на интересы людей, живущих в обществе, ее очеловечивание осуществляются с помощью определенных принципов, воплощающих гуманистические ценности во взаимоотношениях между индивидом, обществом и государством. Такой специфической конкретизацией гуманистических представлений применительно к миру политики являются права человека. Они представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага (это — собственно права).
Проблема прав человека, выражаемая в той или иной форме, сопутствует всей истории человечества. Права человека представляют собой один из способов трактовки и практического решения вопроса взаимоотношений человека и той общности, в которой он проживает и официальным представителем которой выступает власть. Они утверждают в этих взаимоотношениях свободу и достоинство личности, ее высший ценностный статус.
Возможны четыре основных способа взаимоотношений индивидов с властью: тоталитарный, патриархальный, индивидуалистический и партиципаторный (участия). Первая, тоталитарная модель таких взаимоотношений исходит из отождествления общества и государства, из безусловного приоритета целого над .частью и полного подчинения индивида государству. Она исключает саму постановку проблемы прав человека, поскольку индивид рассматривается здесь как органическая, неразрывная частичка целого, как винтик в сложном государственном механизме, управляемый из центра.
Патриархальный тип взаимоотношений индивида и власти предполагает сложную иерархию прав и обязанностей людей, неравенство их положения в отношениях власти. Он делит общество на различные сословия и группы, низшие из которых политически бесправны, высшие же обладают максимальными властными полномочиями, главным источником и распределителем которых является авторитарный правитель (монарх, диктатор и т.п.), венчающий пирамиду власти. (Более подробно проблемы авторитарной и тоталитарной власти рассматриваются в гл. 10.)
Индивидуалистический способ взаимоотношений личности и власти основан на приоритете индивида в отношениях с государством. Наиболее ярко он представлен в либерализме, который исходит из того, что свободная личность есть конечный источник всякой власти в обществе, в том числе и самого государства. Последнее является результатом соглашения, договора свободных индивидов. Оно подконтрольно народу и призвано выполнять лишь строго ограниченные функции — обеспечение безопасности и свободы граждан, поддержание общественного порядка, некоторые другие.
Взаимоотношения индивида и власти во внеполитических сферах и пути утверждения в них свободы и достоинства личности либерализмом вообще не рассматриваются. В результате сама проблема прав человека ставится главным образом в форме ограждающих от посягательств власти прав, т. е. узко и ограниченно.
В современной политической науке преобладает третий, пар-тиципаторныйподход к взаимоотношениям индивида и власти. Он лишен крайностей и не рассматривает личность как изолированного, независимого от общества индивида, вынужденного в союзе с себе подобными создать государство и подчиняться ему в определенных вопросах, а исходит из неразрывности и противоречивости взаимоотношений между личностью, обществом и государством. В этом случае сама проблема прав человека усматривается не только и не столько в ограждении индивида от государственного вмешательства, а в использовании государства в целях создания наилучших условий свободного существования и развития личности.
Все четыре рассмотренных выше способа взаимоотношений индивида и власти в большей или меньшей степени представлены в истории человечества. Они составляют ту систему координат, в которой осознается и оценивается сама проблема прав человека.
43. «Политическая система» как инструмент исследования
В современной науке понятие политической системы имеет два взаимосвязанных значения. В первом из них политическая система представляет собой искусственно созданный, теоретический, мыслительный конструкт, инструмент, позволяющий выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений. Эта категория отражает не саму политическую реальность, а является средством системного анализа политики. Она применима к любому относительно целостному политическому образованию: партии, государству, профсоюзу, политической культуре и т.д. Каждое из этих образований является специфической политической системой.
Использование термина «политическая система» в его первом, методологическом значении применительно ко всей политической сфере, предполагает ее рассмотрение как целостного организма, находящегося в сложном взаимодействии с окружающей средой — всем остальным обществом через «ввод» — каналы влияния среды на политическую систему и «вывод» — обратное воздействие системы на среду.
Политическая система выполняет по отношению к среде ряд функций. Это — определение целей, задач программы деятельности общества; мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей; интеграция всех элементов общества с помощью пропаганды общих целей и ценностей, использования власти и т.д.; обязательное для всех граждан распределение дефицитных ценностей.
Некоторые авторы еще более детализируют перечень функций политической системы. Так, Г. Алмонд описывает ее четыре функции «ввода» — политическая социализация; привлечение граждан к участию; артикуляция их интересов; агрегирование интересов и три функции «вывода» — разработка норм (законов); их применение; контроль за их соблюдением.
Среда воздействует на политическую
систему через предъявляемые к ней требования
и поддержку (одобрение политики, политическое
участие, уплата налогов и т.п.) или же протеста
(неодобрение, борьба и т.п.). Политическая
система в процессе конверсии «
В современной науке существуют разнообразные модели политических систем. Их изучение способствует углублению анализа политической жизни, уточнению и операционализации категорий, расширению использования в политических исследованиях формализации, математических, кибернетических и других точных методов.
Литература
1. Ильин В.В. Философия власти. МГУ 1993.
2. Мухаев Р.Т. Политология. – М.: Издательство «ПРИОР», 1997. 400с.
3. Полунина Г.В. Политология. – М.: «Акалис»1996.
4. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М.,1995.
5. Радугин А.А. Политология. – М.: Центр 1996.