Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 10:27, контрольная работа
Цель данной работы дает возможность углубить и конкретизировать осмысление политики, главным образом, в аспекте механизмов и факторов ее детерминации, форм и методов осуществления власти. И что не менее существенно, с данной темой напрямую связан анализ человеческого контекста политики. Этим обусловливается актуальность данной темы и причина ее более детального изучения в рамках данной работы.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым достижение следующих важнейших задач. Во-первых, необходимо рассмотреть политическую деятельность в качестве специфической формы активности субъекта. Во-вторых, следует привести типологию политической деятельности, а также раскрыть суть политического руководства как одного из главных видов деятельности. В-третьих, рассмотреть виды политического поведения.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Политическая деятельность - специфическая форма активности субъекта..4
2. Типология политической деятельности………………………………………8
3.Политическое поведение…………………………………………………...…10
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………………………...15
СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Кафедра гуманитарных дисциплин
Контрольная работа
по дисциплине «Политология»
Специальность: «Социально-культурный сервис и туризм»
Шифр ст. -08-039
Студента 3 курса: Зеленской Елены Анатольевны
Чита 2010г.
Политическая деятельность.
План:
Введение…………………………………………………………
1. Политическая деятельность - специфическая форма активности субъекта..4
2. Типология
политической деятельности……………
3.Политическое
поведение…………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение.
Несомненно, бытие политической системы - это процесс действия ее субъектов: государственных институтов, партий, общественных организаций, элит, лидеров и всех граждан. Вне живой деятельности политических сил в ее многообразии типов, форм и видов невозможно осмыслить ни функционирования политической системы, ни особенностей политических режимов, ни в целом политического процесса. Так, государство перестает существовать в политическом смысле, как только исчезает возможность функционирования определенных типов совместных действий. В основном, осуществление власти от имени общества особыми группами людей.
Смысл политологической науки заключается в основном в объяснении сути процесса и организации политических действий, их детерминации и влияния на общество. Категория деятельности при изучении политических явлений играет роль объяснительного принципа и методологического основания.
Рассмотрение темы «Политическая деятельность» как цель данной работы дает возможность углубить и конкретизировать осмысление политики, главным образом, в аспекте механизмов и факторов ее детерминации, форм и методов осуществления власти. И что не менее существенно, с данной темой напрямую связан анализ человеческого контекста политики. Этим обусловливается актуальность данной темы и причина ее более детального изучения в рамках данной работы.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым достижение следующих важнейших задач. Во-первых, необходимо рассмотреть политическую деятельность в качестве специфической формы активности субъекта. Во-вторых, следует привести типологию политической деятельности, а также раскрыть суть политического руководства как одного из главных видов деятельности. В-третьих, рассмотреть виды политического поведения.
1. Политическая деятельность - специфическая форма активности субъекта.
Политическая деятельность составляет основное содержание политической сферы жизни. Возможны два концептуальных подхода при рассмотрении проблемы политической деятельности, вытекающие из неоднозначного понимания политической системы. Согласно первому из них деятельность понимается, прежде всего, как саморегуляция политической системы внутри себя, являющейся самостоятельным организмом. Субъектами деятельности выступают организационные группы лиц: парламентские, партийные фракции, правящие группировки (элиты), правительство, другие органы власти, лидеры, функционирующие непосредственно в политической системе. Иной подход (марксистский) базируется на понимании политической системы в виде организации, управляемой внешними, по отношению к политическим институтам, социально-классовыми силами. Понятие политической деятельности в таком случае включает обобщенное выражение воздействий на систему социальных групп и общественных объединений, людей, т.е. субъектов гражданского общества.
Политическая деятельность представляет собой совокупность организационных действий субъектов как внутри политической системы, так и вне ее, подчиненных реализации общих социальных интересов и целей. В основе своей политическая деятельность - это руководство и управление общественными отношениями при помощи институтов власти. Ее суть - управление людьми, человеческими сообществами.
Конкретное содержание политической деятельности составляет: участие в делах государства, определение форм, задач и направлений деятельности государства, распределение власти, контроль за ее деятельностью, а также иное воздействие на политические институты.
Сущность политической деятельности раскрывается в специфике ее объекта и структурных элементов: субъекта, целей, средств, условий, знания, мотивации и норм, наконец, самого процесса активности.
Непосредственным объектом политической деятельности выступают политические ценности, институты, политическая система в целом и стоящие за ними социальные группы, партии, элиты, лидеры.
В сферу политической деятельности включается не общество как целое, не социально-классовые отношения во всех возможных аспектах, а лишь отношения общества, социальных групп, классов, слоев, элит к институтам политической власти и последних к обществу. Через эти взаимоотношения идут сигналы активности на все другие сферы общественной жизни. Тем самым политическая деятельность как бы надстраивается над другими видами социальной деятельности и служит средством управления ими.
Политическая деятельность всегда соотносится с действием других, причем коллективных, субъектов и ориентирована на них, невзирая на то, что каждое политическое действие или противодействие несет на себе печать индивидуальностей.
В отличие от других субъектов социального действия субъект политической деятельности характеризуется в первую очередь тем, что он всегда выступает в виде организованной общественной силы (организованные социальные группы, классы, слои, национальные общности и т.д.). Высшей формой организации политической деятельности являются политические институты, включая государство, политические партии.
Конкретные субъекты политической деятельности разнообразны. Отметим два их вида: групповые (классовые, национальные, территориальные или региональные, корпоративные, элитарные) и индивидуальные (любая политически активная личность, действующая в единстве с группой) субъекты.
Характер
субъекта политического
Существенный признак политической деятельности - ее рациональность, т.е. осознанная ориентированность на политические интересы, цели и ценности; взаимосвязь мотивов выбора целей и средств практических действий, познавательной и оценочной деятельности. Рациональный момент, является решающим в субъективном смысловом содержании политического действия, выражая отношение субъекта к институтам власти. Тем не менее, политическое действие не исчерпывается рациональностью. В нем остается место для иррационального как отклонения от целенаправленности.
Мотивационная база политического действия - сложная система, в которой наряду с рациональной стороной (ориентированность на цели и ценности) присутствуют психолого-эмоциональные элементы (жажда власти, страх, зависть и т.п.).
Продолжая характеристику специфики политической деятельности, нельзя обойти такую особенность как ориентированность ее на легитимность (согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения). Это свойство деятельности выступает в качестве ее общественного условия, и вместе с тем - разграничительного критерия системной и внесистемной деятельности.
Легитимность политической деятельности предполагает соответствие установленному порядку. В этом проявляется еще одна ее специфическая черта. Порядок означает ориентацию субъекта деятельности на обязательные нормы, общезначимые для данного политического общества. Порядок гарантируется возможностью правового принуждения, осуществляемого специальными группами людей, или же применением санкций политического и общественного характера, исходящих от политических групп и институтов гражданского общества (публичного осуждения, политической оценки, исключение из состава элиты и т.п.).
Сказанное подводит к осознанию многообразия средств политической деятельности: от прямого физического насилия, монополией на применение которого обладает государственная власть, до использования общественного мнения. Общеизвестна принципиальная важность соотношения цели и средств в политики. Установка «цель оправдывает средства» характерна для диктаторских режимов и их политических носителей.
Политическая деятельность отличается от других видов социальной деятельности также тем, что для субъекта любого уровня она, так или иначе связана с противоречиями между общими и частными интересами общественных групп и подчинена в конечном итоге разрешению этих противоречий. Объективные противоречия интересов, возникающие на этой базе конфликты - глубинный источник и стимул политической активности в любых ее формах и видах, основная детерминанта. Не поняв этих противоречий, нельзя разобраться и в силу политических процессов. Процесс разрешения этих противоречий не может быть сведен к одним только стандартизированным действиям, регулируемым ранее установленными нормами, а включает инновационный, творческий аспект.
Мировой практикой доказано, что оптимальным условием для творчески-прогрессивной политической деятельности и ее подлинной эффективности служит та система ценностей и регламентирующих норм, которая образует демократию и обеспечивает наибольшую вероятность достижения институтами власти общественных целей.
Наконец, еще один, не менее существенный, чем отмеченные ранее, специфический аспект политической деятельности, - это соотношение детерминирующих ее объективных и субъективных факторов. В данном вопросе, не отрицая объективной социальной детерминации, хотелось бы подчеркнуть существенное влияние на политическую деятельность субъективных, сугубо индивидуальных качеств. Общественная воля, воплощаемая в политических действиях; идеология, превращающаяся через эти действия в реальную практическую общественную силу; политическая культура, трансформирующая знания и ценности; разнообразные индивидуальные социально-психологические черты действующих политических субъектов - все эти элементы субъективности в совокупности образуют тот уровень детерминации, который при более или менее одинаковых социальных обстоятельствах определяет если не суть, то составляющие содержания политической деятельности.
2. Типология политической
Важно отметить, что многоплановые взаимоотношения человека - государства, государства и общества порождают богатство типологии политической деятельности.
В литературе описаны типологии по различным основаниям. Если основополагающим объектом политической деятельности выступает система политической власти, то и отношение к ней является самым широким основанием для типологии. В литературе отмечаются три основные группы деятельности:
В рамках каждой из названных групп можно выделить разнообразные виды деятельности, связанные со спецификой субъекта и по иным основаниям.
Но прежде всего, следует указывать на такие обобщающие типы, как практическая и теоретическая деятельность, различающиеся по своим целям и средствам. Место и роль каждой из них, а также характер их взаимоотношений в политической жизни определяются, прежде всего, спецификой политического субъекта, его функциями в общественной системе. К примеру, коммунистическим и социал-демократическим партиям свойственна (хотя и в различной мере) функция теоретической деятельности - духовной базы для политической практики.
Классифицируя виды деятельности по целям, отметим такие ее модели: конструктивно-позитивная (нацеленная на обеспечение функций системы), негативно-деструктивная (ориентированная на подрыв системы), стратегическая и оперативно-тактическая деятельность, направленные на разработку и осуществление политических программных установок и тактики действий. К этой же группе следует отнести реформаторскую и революционную деятельности, решающие задачи, связанные с модернизацией данной политической системы либо ее заменой новой системой.
Для научного анализа и практической политики имеет существенное значение рассмотрение специфики деятельности, связанной с типами ее легитимности. Речь идет о законной деятельности, основанной на формально-правовых началах (в отличие от незаконной), о деятельностях, базирующихся на традиционном, идеологическом и личностном типах легитимности. Без учета характера легитимности той или иной деятельности в сфере политики трудно соотнести ее с политическим режимом, понять и обосновать механизм осуществления.
Политическая активность протекает в различных формах ее организации и используемых методов. Ее образуют легальная и нелегальная, открытая и скрытая, организованная и стихийная, институционализированная, добровольная и мобилизированная деятельности. В процессе каждой из них реализуются конкретные функции и дисфункции, охватывается политической активностью определенное поле в рамках политической системы или за ее пределами - в пространстве гражданского общества. Анализ указанных видов деятельности позволяет определить масштабы политизации общества, выявить реальный комплекс проблем, вызывающих политическую активность общества и его институтов, да и осмыслить многообразие механизмов влияния на политику.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Политология»