Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 19:06, контрольная работа
Власть – одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: будь-то в семье, различного рода организациях и учреждениях, либо во всем государстве – в этом случае мы имеем дело с верховной, политической властью. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношение из всей суммы общественных отношений. Невозможно дать исчерпывающую дефиницию: слишком сложен феномен власти, да и каждая политологическая школа изучает власть с позиций, которые она считает главными (решающими).
1. Личность как первичный субъект и объект политики
2. Социальные группы как субъекты политики
3. Роль личности и социальных групп в современной внутренней
российской политике
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО
ХОЗЯЙСТВА РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
Кафедра философии и истории.
Контрольная работа
по политологии
Факультет: Агротехника и энергообеспечение
Специальность: Электрификация и автоматизация с/х
Выполнил студент 3 курса(П)
№ зачетной книжки 101412
Ф.И.О. Серегин А.А.
Орел 2014 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Личность как первичный субъект и объект политики………….. 4
2. Социальные группы
как субъекты политики…………………….
3. Роль личности и социальных групп в современной внутренней
российской политике……………………………
Заключение …………………………………………………
Список литературы …………………………………………………… 26
Введение.
Власть – одно из
существует везде, где есть устойчивые объединения людей: будь-то в семье,
различного рода организациях и учреждениях, либо во всем государстве – в
этом случае мы имеем дело с верховной, политической властью. Определение
понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для
понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и
политические отношение из всей суммы общественных отношений.
Невозможно дать
да и каждая политологическая школа изучает власть с позиций, которые она
считает главными (решающими).
Власть появилась с
той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима,
прежде всего, для воспроизводства человеческого рода. Семейно – родовая
форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости
постепенно утверждалась племенная власть. Формирование власти
территориальной обусловлено необходимостью организации общественного
производства, которая немыслимо без подчинения всех участников единой воли,
а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С
появлением классов и
моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти,
которая отделилась от общества и встала над ним.
В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, ее главным субъектом выступает личность, так как сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей. Только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества. Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.
1. Личность как первичный субъект и объект политики
Анализ места человека в политической жизни открывает крупный раздел политической науки, посвященный субъектам политики. Обычно под субъектами понимаются индивиды и социальные группы (слои), а также организации, принимающие непосредственное более или менее сознательное участие в политической деятельности, хотя степень такой сознательности может быть различной. Так, известный американский политолог
Г. Алмонд в зависимости от осознанности участия в политике различает три группы ее субъектов.
Группы субъектов:
1) субъекты персональные, движимые заботой о реализации своих непосредственных, местных, повседневных интересов и не осознающие политических последствий своего участия, своей политической роли;
2) субъекты-подданные,
3) субъекты-партиципанты (участники),
ясно осознающие свои цели
и пути их реализации и
Классификация субъектов
Классификация субъектов
1) социальный, включающий индивидов и различные социальные слои (в том числе профессиональные, этнические, демографические и др.). Сюда относятся личность, профессиональная группа, нация, класс, элита и т.д.;
2) институциональный,
Иногда выделяется и третий, «функциональный» уровень, включающий социальные институты, предназначенные для выполнения преимущественно неполитических задач, хотя в действительности оказывающие заметное, а порою и весьма существенное влияние на политику: церковь, университеты, корпорации, спортивные ассоциации и т.п.
Первичный субъект политики
Первичным субъектом политики
является личность (индивид). Как
отмечали еще древние (
1) личность как индивидуальные психо-физиологические (эмоциональные, интеллектуальные и др.) особенности человека, его специфические привычки, ценностные ориентации, стиль поведения и т.п. При анализе личности под этим углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых часто зависит большая политика;
2) личность как представитель
группы: статусной, профессиональной,
социально-этнической, классовой, элиты,
масс и т.п., а также как исполнитель
определенной политической
3) личность как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, не только общечеловеческими, но и уникальными в своем роде чертами, то есть как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т.п.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом и объектом, предметом воздействия политики.
Патерналистская концепция личности
Место человека в
Патерналистский взгляд на
политику и личность исходит
из неравенства политического
статуса людей, трактовки
В патерналистской концепции
власти рядовому человеку
В современном мире патерналистские взгляды на соотношение индивида и власти в основном преодолены, хотя многие из них и сегодня достаточно широко распространены в развивающихся странах с преимущественно крестьянским населением, в авторитарных и тоталитарных государствах, представляющих вождя-диктатора как отца нации, защитника простого человека, а в какой-то степени и в демократических государствах, где часть населения все еще воспринимает президента или премьера как главу единой большой семьи, а себя — как маленького человека, покорного исполнителя указаний властей.
Политический человек у
Не менее существенное
Государство, руководимое
Взгляды Платона на роль
индивида в политике оказали
определенное влияние и на
мировоззрение крупнейшего
Хотя Аристотель и выступает
за приоритет государства в
отношениях с гражданином, но,
в отличие от Платона, он
противник огосударствления
Взгляды Аристотеля на
Индивидуалистической и
Индивид выступает в либерализме источником власти. Государство же — результат соглашения, договора свободных людей. Оно подконтрольно и подотчетно народу и призвано выполнять лишь те функции, которыми его наделяют граждане. Это, прежде всего, задачи обеспечения безопасности и свободы граждан, охраны их естественных, священных прав, поддержания общественного порядка и социального мира.
Провозглашая верховенство личности, во взаимоотношениях с властью, либерализм вместе с тем суживает сферу политики и тем самым ограничивает диапазон политической активности граждан. В либеральной классической теории личность выступает скорее первичным источником и высшим контролером власти, чем ее сознательным повседневным участником. Главной сферой самореализации личности, проявления ее творческой активности, инициативы и предприимчивости выступает гражданское общество.