Кыргыстан в послевоенные годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 15:24, творческая работа

Краткое описание

Кыргызстан в послевоенные годы . Развитие республики в общественно-политическом и экономическом направлениях было тесно связано с общей политикой коммунистического режима. В 1946—53 сохранялся сталинский тоталитарный режим, все более ужесточались меры и усиливались гонения и наказания. По указанию министра внутренних дел СССР Л. Берии десятки тысяч кыргызстанских граждан были арестованы и приговорены к длительным срокам заключения. Вскоре, после смерти Сталина, ослабла централизованная власть и некоторые властные полномочия центра нача

Вложенные файлы: 1 файл

Кыргызстан в послевоенные годы.docx

— 30.27 Кб (Скачать файл)

Кыргызстан в послевоенные годы . Развитие республики в общественно-политическом и экономическом направлениях было тесно связано с общей политикой коммунистического режима. В 1946—53 сохранялся сталинский тоталитарный режим, все более ужесточались меры и усиливались гонения и наказания. По указанию министра внутренних дел СССР Л. Берии десятки тысяч кыргызстанских граждан были арестованы и приговорены к длительным срокам заключения. Вскоре, после смерти Сталина, ослабла централизованная власть и некоторые властные полномочия центра начали передаваться непосредственно на места. Решение отдельных вопросов, касающихся местных и хозяйственных проблем, производилось под непосредственным контролем руководителей Кыргызстана согласно законам, подобным принятому 11 февраля 1957 Закону «О передаче областных, краевых регионально-административных вопросов в распоряжение союзных республик». В разработке законодательных актов в хозяйственном планировании в конце 50-х также расширились права союзных республик.

Начиная с 1956, в общественно-политической жизни Кыргызстана произошли  серьёзные изменения. Официально был  осуждён сталинский режим и многие из репрессированных были реабилитированы. В эти годы руководителем республики И. Раззаковым (1-й секретарь ЦК Компартии) был осуществлён ряд мер, совпадающих с нац. интересами. Было уделено должное внимание кыргызской интеллигенции, предпринят ряд деловых мероприятий, направленных на то, чтобы вырастить новое поколение нац. кадров, повысить статус кыргызского языка, к-рый стал преподаваться и в русских школах.

Однако, за годы руководства компартией Т. Усубалиевым (1961—85), вновь усилилась  политика заискивания перед центром. В 1963 с особым размахом были проведены  юбилейные торжества, посвященные 100-летию  добровольного вхождения Кыргызстана  в состав России. Преподавание кыргызского языка в русских школах постепенно было прекращено. В ходу был лозунг «Русский язык — мой второй родной язык», и в большинстве высших учебных заведений преподавание велось на русском языке, к-рый вытеснил кыргызский язык из общественной жизни на второй план. Попытки Р. Усубакунова перевести учебники по высшей математике на кыргызский язык, публичное упоминание юриста-учёного К. Нурбекова о конституционном праве Кыргызской ССР на выход из состава СССР в своей статье, опубликованной в периодической печати и др. подобные поступки расценивались как «проявления национализма» и преследовались.

В 1977 была принята новая Конституция  СССР, а в 1978 новая Конституция  Кыргызской ССР, в к-рых объявлялось о построенном в стране «развитом социалистическом обществе». Хотя Советы и были объявлены политической основой гос. власти, на деле в СССР единовластно правила КПСС. В Конституции Кыргызской ССР, принятой в 1978, отсутствует специальная статья о гос. языке.

В ноябре 1985 А. Масалиев был избран 1-м секретарем ЦК Компартии Кыргызской ССР. В эпоху М.С. Горбачева А. Масалиев проводил реформы, в основном оставаясь сторонником сохранения власти коммунистической партии.

В октябре 1986, по инициативе Ч. Айтматова, во Фрунзе и на берегу озера Ысык-Кёл была проведена международная встреча деятелей культуры, получившая названия «Ысык-Кёлский форум». Эту общественную организацию, отличавшуюся своими гуманистическими призывами, горячо поддерживал Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев. Писатель Ч. Айтматов своими романами и публицистическими выступлениями извещал общество о наступлении перестройки. Его пропаганда билингвизма (двуязычия) была попыткой поставить на один уровень кыргызский язык с русским, широко распространяя его изучение в школах, начиная с обучения в детских дошкольных учреждениях. Выступления писателя способствовали укреплению официального статуса кыргызского языка и побуждали к борьбе сторонников родного языка за его утверждение.

После жестокого наказания участников выступления за нац. независимость в Алматы в декабре 1986, зимой-весной 1987 в Кыргызстане прошли политические кампании по чистке под лозунгом «против национализма» на ряд профессоров были навешены ярлыки националистов, и они были наказаны. Тем не менее, творческая интеллигенция в 1987 в своих стихах и произведениях, публицистических статьях воспевала дружбу кыргызского и казахского народов, на страницах периодической печати широко печатались переводы из казахоязычных газет.

В 1988 кыргызское общество подняло вопрос о двуязычии и одновременно с этим развернулась борьба за реабилитацию незаслуженно забытых исторических личностей. Журнал «Ала-Тоо», еженедельник «Кыргызстан маданияты», газета «Ленинчил жаш» стали трибунами творческой интеллигенции в этой борьбе. Не сумев противостоять настойчивым требованиям общественности, Компартия Кыргызстана была вынуждена пойти на определенные уступки. 3 января 1989 ЦК Компартии Кыргызстана принял постановление о творческом наследии запрещённых ранее поэтов Молдо Кылыча Шамыркан уулу и К. Тыныстанова. Общественность, окрылённая этой победой, все настойчивее выдвигала требования о дальнейшей демократизации общества. 23 сентября 1989 Верховный Совет Кыргызской ССР принял Закон «О государственном языке», к-рый придал статус государственного кыргызскому языку.

Эти мероприятия способствовали возрождению  нац. духа и стали подпиткой для идей и инициатив по дальнейшему углублению политического суверенитета республики. Процесс стремления к независимости, происходящий в прибалтийских республиках и на Кавказе, тоже не мог оставить кыргызскую общественность рав нодушной. Кыргызстанцы, обучающиеся и проживающие в Москве, Ленинграде (Санкт-Петербурге) и др. городах, также стали активными проводниками новых демократических идей. Вместе с тем, центр, в целях укрепления своей власти, продолжал направлять в Кыргызстан своих людей. На должности секретаря ЦК КП Кыргызстана и главы республиканского КГБ были назначены его ставленники, к-рые изо всех сил старались держать всё под своим контролем. Это стало последней попыткой укрепить в Кыргызстане административно-командную систему управления. Противостояние между членом ЦК КП Кыргызстана А. Султановым и председателем КГБ Рябоконем обнажило усилившееся недовольство людей, находящихся и в верхних эшелонах власти, московскими кадрами, посылаемыми в качестве надзирателей.

Республика в отраслях цветной  металлургии и энергетики, многоотраслевом  машиностроении, легкой и пищевой  промышленности, овцеводстве, хлопководстве, производстве сахара достигла значительных успехов. Но республика производила, в  основном, лишь сырьевую продукцию  и все её полезные ископаемые находились под контролем Москвы. В Кыргызстане  было открыто несколько месторождений  урановых руд, сырьё к-рых использовалось в космосе и в изготовлении советского ядерного оружия, но экологической безопасности тех регионов не уделялось соответствующего внимания. Кыргызстан не мог вступить в прямые контакты с зарубежными странами, он не являлся членом международных организаций, как Россия, Украина и Белоруссия. В 1960—80 на республиканские предприятия промышленности приглашались специалисты из России. Кыргызы, под предлогом отсутствия у них специальной квалификации в промышленность особо не привлекались, и работа по подготовке таковых не проводилась. В республике шел процесс русификации и целенаправленно внедрялся в сознание людей коммунистический идеологический постулат о том, что в будущем, при коммунизме, все нации исчезнут, слившись и превратившись в одну общую нацию. В экономической интеграции не всегда и не во всём учитывались интересы Кыргызстана. Административно-командная система Союза в течение длительного времени держала Кыргызстан и его многонациональное население в изоляции.

Культура кыргызского народа в советскую эпоху. В годы Советской власти население Кыргызстана добилось высокого уровня развития в культуре. С 1930 в Кыргызстане введено обязательное начальное общее образование, а с середины 1960-х — обязательное восьмилетнее образование. Были открыты средние специальные и высшие учебные заведения, к-рые готовили специалистов по многим отраслям. С 1926 по 1980 в различных регионах Кыргызстана были открыты 43 средних специальных учебных заведения, с 1930 по 1980 — 10 высших учебных заведений. В них были подготовлены десятки тысяч специалистов со средним и высшим образованием.

13 августа 1943 в Кыргызстане был  открыт филиал Академии наук  СССР, к-рый в 1954 был преобразован в самостоятельную Академию наук Кыргызской ССР. Первым её президентом стал видный хирург И. Ахунбаев. При АН Кыргызской ССР были открыты десятки научных институтов по различным отраслям. Первый кыр-гызстанский гражданин защитил свою кандидатскую диссертацию в 1942, первая докторская диссертация была защищена в 1948. В целом, начиная с тех лет по 2000, в Кыргызстане трудились около 600 докторов наук. Но и в системе образования со стороны Москвы вёлся жесткий контроль, что порой приводило к грубейшим ошибкам и невосполнимым утратам. Яркое свидетельство тому — трёхкратная смена алфавита за короткий срок. До 1928 применялся арабский алфавит, до 1940 — латинский, с 1940 — кириллица. На развитие многих видов науки пагубное влияние оказывала идеологическая направленность. История кыргызского народа и литература прошлых эпох переписывались и редактировались в соответствии с коммунистической идеологией. Кыргызский язык не использовался в научных кругах.

В советскую эпоху большие успехи были достигнуты и в развитии кыргызской нац. литературы, изобразительного искусства, кино и музыки. Выросло новое поколение кыргызских писателей и поэтов. К. Тыныстанов, А. Токомбаев, Т. Сыдыкбеков, А. Осмонов, Ч. Айтматов и др. писатели создали произведения, пользующиеся среди народа широкой популярностью. Произведения Ч. Айтматова были изданы на многих языках, его имя стало популярным во всём мире. Почти все эпосы кыргызского народа, в первую очередь эпос «Манас», были собраны, записаны и изданы. Великие манасчы-сказители эпоса Сагымбай Орозбак уулу и Саякбай Каралаев с помощью специалистов и современной техники записали свои варианты эпоса, что в дальнейшем стало предметом всестороннего глубокого научного изучения. Были проведены соответствующие мероприятия по пропаганде эпоса среди народа.

Развивались нац. музыка, театр и др. виды художественного искусства, открылись народная филармония, драматический театр и театр оперы и балета. В кыргызской культуре оставили незабываемый след выдающиеся мастера сцены С. Кийизбаева, Б. Кыдыкеева, Д. Кукжова, С. Кумушалиева (знаменитые в народе «четверо девушек из Тёкёльдёша»), М. Рыскулов, а также оперный певец Б. Минжылкиев, звезды балетного искусства Б. Бейшеналиева, А. Токомбаева, артист-комик Шаршен и др. Было написано и оркестровано множество музыкальных произведений, в т.ч. симфонии. Изобразительное искусство, скульптура (Г. Айтиев, Т. Садыков и др.) получили бурное развитие. Родилось нац. киноискусство, высоко развившееся за относительно короткие сроки. В 1960—80 киноискусство поднялось на такой высокий уровень, что получило мировое признание и было названо «кыргызским чудом». Кинорежиссеры Т. Океев, Б. Шамшиев, Д. Асанова представили на суд зрителей киноленты глубокого содержания и высокого художественного уровня. Несмотря на многие перегибы, недостатки и негативные моменты, культура кыргызского народа в советскую эпоху развивалась всесторонне и плодотворно. За этот период окончательно сформировалась нац. интеллигенция, прошедшая сложный путь в своем развитии.

Суверенный Кыргызстан

15 декабря 1990 года на III сессии  Верховного Совета Киргизской  ССР была принята Декларация  о государственном суверенитете  Республики Кыргызстан. 31 августа  1991 года была принята Декларация  о государственной независимости  Республики Кыргызстан.В 1991-2004 годах суверенитет Кыргызстана наполнялся конкретным правовым содержанием: принималось много судьбоносных документов, произошло немало исторических событий, имеющих государственное и общественное значение, пройден переходный этап процесса становления молодого государства.Республика за 1992-1993 годы обрела такие необходимые компоненты реального суверенитета, как государственный флаг, государственный гимн, государственный герб, таможенную службу, собственный золотой запас, национальную гвардию, национальную валюту, новую демократическую Конституцию.Основы политической системы Кыргызстана были заложены Конституцией Кыргызской Республики.Конституция Кыргызской Республики разрабатывалась Конституционной комиссией в течение полутора лет и 5 мая 1993 года на 12-й сессии Жогорку Кенеша принята и введена в действие. День 5 мая стал общенародным праздником. В пределах полномочий, установленных Конституцией, государственную власть в Кыргызской Республике осуществляют:

  • Президент Кыргызской Республики;
  • Жогорку Кенеш, состоящий из двух палат;
  • Правительство и местные государственные администрации;
  • Конституционный суд, Верховный суд, местные суды

В системе официальных учреждений в республике особое место получил  институт президентства. Вопрос о президентстве  был рассмотрен на второй внеочередной сессии Верховного Совета республики, состоявшейся 24 октября 1990 года.

5 мая 1993 г. принята нов. Конституция КР, в кот-й он обьявлен демократ. республикой, ею управляет През-т, избираемый всенарод. голосованием. один из символов незав-ти страны – гос.знамя (принято 3 марта 1992 г., авторы: ученый Иптаров, худ.Жайчыбеков, Матаев, арх. Сыдыков, Айдарбеков), гос. гимн принят 18 дек.1992 г. (авторы текста поэты Садыков и Кулиев, музыки – Молдобасанов и Давлесов), герб принят 14 янв 1994 г.(авторы Абдраев и Дубанаев). В мае 1993 г. введена валюта – сом. Гос. власть представляют и осуществляют Президент, ЖК, состоящий из 2 палат – Законодительного собрания и Собрания народ.представителей, Правительство республики и мест.гос.администрации, Конституц. суд, Верх. суд, Высш.Арбитраж.суд и суды системы правосудия.

После объявления независимости в  Кыргызстане прекратили свою работу из-за нарушения хозяйственных связей заводы и фабрики, построенные в  условиях ведения всесоюзного хозяйства. Система плановой экономики ограничивала возможности предприятий и инициативу работающих в них людей, не давая  самостоятельно, творчески решать свои трудовые проблемы. После завоевания независимости возникла необходимость  коренным образом реорганизовать экономическую  систему. У выбравшей демократический  путь развития страны производство, торговые отношения и вся экономика  должны быть подлинно свободными. Эта  система, оправдавшая себя в высокоразвитых странах, известна как рыночная экономика. Кыргызстан на рыночные отношения начал  переходить, начиная с 1992, и в стране открылись широкие возможности  для установления международных  торговых связей, работы иностранных  граждан в республике.

При переходе на рыночную экономику  на передний план выдвинулся вопрос об отделении общественной собственности  от государственной. 20 декабря 1991 Жогорку Кенеш принял Закон «О приватизации», и для реализации этой цели был организован Комитет госимущества. Всем видам собственности были предоставлены равные возможности. Начиная с 1992, ряд заводов и фабрик, предприятия сферы обслуживания, здания и жилые помещения, строительные объекты, земельные участки в республике были переданы в частную собственность. В то же время законом было предусмотрено оставление в гос. собственности основных природных богатств стратегического назначения: гор, лесов, воды, культурных и исторических ценностей.

Информация о работе Кыргыстан в послевоенные годы