Кыргыстан в послевоенные годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 15:24, творческая работа

Краткое описание

Кыргызстан в послевоенные годы . Развитие республики в общественно-политическом и экономическом направлениях было тесно связано с общей политикой коммунистического режима. В 1946—53 сохранялся сталинский тоталитарный режим, все более ужесточались меры и усиливались гонения и наказания. По указанию министра внутренних дел СССР Л. Берии десятки тысяч кыргызстанских граждан были арестованы и приговорены к длительным срокам заключения. Вскоре, после смерти Сталина, ослабла централизованная власть и некоторые властные полномочия центра нача

Вложенные файлы: 1 файл

Кыргызстан в послевоенные годы.docx

— 30.27 Кб (Скачать файл)

10 мая 1993 по инициативе А. Акаева  в Кыргызстане была введена  в обращение национальная валюта  — сом, после чего суверенная  страна вышла из рублёвого  пространства. Введение нац. валюты открыло новые перспективы и в развитии экономики. В денежном отношении страна перестала быть зависимой от России. Такие решительные действия со стороны Кыргызстана были поддержаны международными финансовыми организациями. В страну стали поступать крупные кредиты. Финансовая помощь внесла ощутимую лепту в развитие экономики. В стране стали открываться частные банки, были созданы благоприятные условия для проведения денежных операций.

Кыргызстан входит в число аграрных государств, более 60% его населения  живут в сельских местностях. В первые годы независимости большие проблемы возникли в обеспечении населения республики продуктами сельского хозяйства. Жизненно важные виды продуктов приходилось закупать и ввозить из-за рубежа. Колхозы и совхозы в условиях рыночной экономики, в основном, обанкротились. Их долги государству росли в геометрической прогрессии, что легло тяжким бременем на плечи народа. Местные руководители стали равнодушно относиться к гос. собственности, вследствие чего скот и техника превратились в бесхозное имущество и были расхищены. Руководство Кыргызстана приняло решение расформировать колхозы и совхозы, а имущество, находящееся на их балансе (скот, технику, земельные площади), раздать людям в частную собственность. Крестьяне получили возможность производимые им зерно, хлопок, мясо, шерсть и др. продукцию продавать по свободным рыночным ценам. Государство для их поддержки выделяло льготные кредиты. В 1992— 98 на развитие сельского хозяйства были выделены 234 млн. 117 тыс. американских долларов в виде кредитов. Одним из первых среди стран СНГ Кыргызстан ввёл частную собственность на землю. В результате этих нововведений в сельском хозяйстве стали наблюдаться зримые успехи. За короткий срок Кыргызстан достиг самообеспеченности зерном, табаком, хлопком и овощами, а излишки этих продуктов стал вывозить и продавать на зарубежных рынках. Суверенный Кыргызстан во время перехода к рыночной экономике наряду с успехами столкнулся и с трудноразрешимыми проблемами. К переходу на рыночную экономику ни народ, ни руководители хозяйств не были готовы. Отсутствовала чётко продуманная программа последовательных, целенаправленных действий. Из-за этого экономические реформы в стране стали буксовать и приняли сумбурный характер. Прекращение работы промышленных предприятий и расформирование колхозов и совхозов привели к росту числа безработных. Остановка работы промышленности стала причиной невыплат заработных плат, пенсий и пособий или их задержки, усугубилось социально-экономическое положение народа. В результате этого большое кол-во трудоспособного населения, в особенности представители славянских национальностей, немцы, евреи и др., вынуждены были выехать из республики. Имели место случаи, когда во время приватизации не учитывались интересы народа и трудовых коллективов. Пользуясь этим, некоторые госчиновники, руководители предприятий и хозяйств стремились выгодно для себя продать госимущество или стать обладателями собственности. Иногда организовывались теневые акционерные общества, к-рые, выступая от имени народа, занимались обманом. Новообразованные акционерные общества не смогли обеспечить бесперебойную работу предприятий, заводов и фабрик, находящихся в их распоряжении. Были случаи, когда средства, к-рые должны были поступать в госказну, оказывались поделёнными внутри небольшой кучки людей. Из-за нарушений, допущенных в ходе приватизации, гос. казна не досчиталась огромных сумм. Это привело к росту в стране малоимущего слоя населения. По данным на 1998, около 70% населения страны жили за чертой бедности.

Из общей суммы кредитов около 1 млрд. 600 млн. долларов, поступивших  из-за рубежа, львиная доля не была использована для поднятия производства. При составлении  контрактов с некоторыми зарубежными  фирмами Кыргызстан допустил ряд  неточностей, из-за чего были случаи, когда  деятельность совместных предприятий  нанесла ущерб экономике всей республики. Однако такие факты должны рассматриваться как издержки накопления первоначального опыта сотрудничества с международными хозяйствующими субъектами. Одно из крупнейших золотых месторождений  в мире — Кум-Тёр — начала разрабатываться канадско-кыргызской совместной компанией.

Значительные просчеты были допущены и в сельском хозяйстве, начавшем работать в новых условиях. Основная часть ранее общественного скота, техники, земли была расхищена представителями  местных властей или родственными им кланами. Из-за бесхозяйственного  отношения резко сократилось  кол-во скота. Если в 1991 в стране насчитывалось 10 млн. овец, то к 1995 осталось лишь 4,5 млн. Те, кто стали обладателями лучшей земли и новой техники, не сумели как следует распорядиться ими. Кредиты, предназначенные для сельского  хозяйства, зачастую не доходили до крестьян, т.к. некоторые руководители делили их между собой. В результате этого  в 1993—96 резко ухудшилось положение  сельского хозяйства.

Таким образом, при переходе на рыночную экономику в Кыргызстане наряду с успехами были допущены и ошибки. Экономический кризис, наступивший  в последние годы существования  Советской власти и его тяжелые  последствия в первые годы независимости Кыргызстана, не позволили стране добиться полной экономической независимости. С учётом допущенных недостатков была разработана Национальная стратегическая программа Кыргызской Республики по Комплексным основам развития (КОР) на 2001—2010 годы, к-рая была принята после двухлетнего обсуждения 29 мая 2001. А. Акаев назвал её программой, способной создать революционные изменения в стране.


Информация о работе Кыргыстан в послевоенные годы