Легитимность власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:16, доклад

Краткое описание

Понятие "власть" относится к числу обширно употребляемых: "власть родителей", "власть семьи", "власть привычки", "власть чувств", "власть предрассудков", "власть разума", "власть старших", "власть средств", "власть религии", "власть идеологии", "судебная власть", "власть мафии", "партийная власть" и т. Д. При всей разнородности и неоднозначности этих понятий можно, но, отметить одну объединяющую их характеристику: все они отражают дела, в которых воля и деяния одних господствуют над волей и действиями остальных.

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие.docx

— 26.52 Кб (Скачать файл)

Понятие "власть" относится к числу обширно  употребляемых: "власть родителей", "власть семьи", "власть привычки", "власть чувств", "власть предрассудков", "власть разума", "власть старших", "власть средств", "власть религии", "власть идеологии", "судебная власть", "власть мафии", "партийная  власть" и т. Д. При всей разнородности  и неоднозначности этих понятий  можно, но, отметить одну объединяющую их характеристику: все они отражают дела, в которых воля и деяния одних господствуют над волей и действиями остальных.

Власть выступает  основным объектом вожделений и взаимодействий групп, общностей, организаций. Но власть оказывается более загадочным явлением в политике, природу которого выявить  непросто. В самом деле, что такое  «власть» — абстракция, знак либо реальное действие? Ведь можно говорить о  власти человека, организации, общества, но сразу и о власти идей, слов, законов. Что принуждает человека, общество подчиняться кому-или либо чему-или — боязнь насилия либо желание повиноваться? При всей собственной таинственности и неопределенности власть никого не оставляла равнодушным к себе: ею восхищались и её проклинали, её возвышали до небес и 
«втаптывали в грязь».

Политическая  власть – способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства  общества) и представляющих ее организаций  и индивидов проводить свою волю по отношению к иным социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными  либо ненасильственными средствами.

Базовым элементом  существования и функционирования власти, а также закрепления ее в обществе, является ЛЕГИТИМНОСТЬ.

Легитимность  представляет собой форму поддержки, оправдание правомерности внедрения  власти и воплощение конкретной формы  правления, или государством в целом, или его отдельными структурами.

Все в жизни  общества имеет начало. Есть свое начало и у политической власти, господствующей в той либо другой стране. Как  указывает исторический опыт, что  от того, каким было это начало, многое зависит в дальнейшей её судьбе. В большинстве случаев политическая власть может образоваться в итоге  свободных демократических выборов, но может и в итоге военного переворота либо политической революции, которая станет страшной катастрофой  для многих слоев населения и  унесет миллионы либо более человеческих жизней и до основания может повредить  хозяйство страны. 
катастрофы, тесновато увязанные с установлением власти, люд не забывает и помнит. Проходят десятилетия, изменяются поколения, но чувство недоверия народа к власти, незаконно возглавившей страну, остается неискоренимым, отношение меж властвующими и народными массами держится, как правило, на ужасе последних.

другие дела у народа к власти, вначале законной, официально признанной самим обществом  и забугорными государствами. Такое первоначальное правомочное становление власти способствует утверждению согласия в отношении общества и политической власти, признанию обществом, народом, её права на управленческую роль. Нужно отметить, что само по себе вначале законное установление власти не постоянно есть гарантия того, что в дальнейшем эта политическая власть вполне оправдает доверие народа. 
Известны бессчетные примеры горького разочарования общества. Таковых примеров можно совсем много перечислить, в том числе и в истории России таковых примеров совсем много, в особенности в последние годы.

Итак, признание  обществом законности, правомерности  официальной власти — это базовая  её черта. В политологии данная черта  известна под понятием "легитимность" (от лат. legitimus - законный). сходу нужно сказать, что речь идет об публичном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, люд, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, нетрудно. Поэтому и стоимость такового формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием политической власти народом, т.Е. Легитимностью политической власти. Соответственно, следует различать понятия "легитимность власти" (публичное признание её законности) и "легальность власти" (правовое, формальное её закрепление).

В одних политических системах власть может быть легальной  и не легитимной, как, к примеру, при  правлении метрополий и колониальных государствах, в остальных – легитимной, но нелегальной, как, скажем, после свершения  революционного переворота, поддержанного  большинством населения, в-третьих, —  и легальной, и легитимной, как, к  примеру, после победы определенных сил на выборах.

В истории политической мысли высказывалось много разноречивых взглядов относительно самой способности  легитимации власти. Так, ученые, стоящие  на антропологических позициях и  платформе естественного права, исходят из того, что легитимность возможна и реальна, поскольку в  человеческом обществе наличествуют некие  абсолютные, общие для всех ценности и идеалы. Это дает гражданам возможность  поддерживать власть.

В то же время  много ученых полагает, что как  раз отсутствие таковых общих  для всех идей в сегментированном обществе является предпосылкой невозможности  возникновения легитимности. Так, по мнению австрийского учёного Г. Кельсена, человеческое знание и интересы очень  релятивны, а потому все свободны и в конструировании собственной  жизни, и в отношении к власти. Совместно с тем сторонники договорных теорий говорят, что поддержка власти возможна до тех пор, пока существует совместная договоренность людей относительно её целей и ценностей. Поэтому  «любой тип легитимности предполагает существование малого общественного  консенсуса относительно тех ценностей, которые приемлет большая часть  общества и которые лежат в  базе функционировании политического  режима.

другой подход еще в XVIII в. Предложил английский мыслитель Э. Берк, который поделил теоретические и практические аспекты легитимности. 
Легитимность он анализировал не саму по себе, а связывал ее лишь с конкретным режимом, с конкретными гражданами. По его мнению, лишь положительный опыт и привычка населения могут привести к построению таковой модели власти, при которой она удовлетворяла бы интересы людей и, следовательно, могла бы воспользоваться их поддержкой. Причем этот опыт и соответствующие условия обязаны формироваться, накапливаться эволюционно, препятствуя сознательному конструированию легитимности.

В настоящее  время в политической науке принято  более непосредственно подходить  к понятию легитимности, фиксируя существенно более широкий круг ее источников и форм. Так, в качестве главных источников легитимности, как  правило, рассматриваются три субъекта: популяция, правительство и внешнеполитические структуры.

Легитимность, которая  значит поддержку власти со стороны  широких слоев населения, является самой заветной целью всех политических режимов. 
конкретно она в первую очередь обеспечивает стабильность и устойчивость власти. Положительное отношение населения к политике властей и признание им правомочности правящей элиты формируются по хоть каким проблемам, оказывающимся в фокусе публичного представления. Одобрение и поддержка популяцией властей соединены с разнообразными политическими и гражданскими традициями, механизмами распространения идеологий, действиями формирования авторитета разделяемых «верхами» и «низами» ценностей определенной организацией страны и общества. Это принуждает относиться к легитимности как к политико-культурной характеристике властных отношений.

популяция, как уже отмечалось, может поддерживать правителей и тогда, когда они плохо управляют государством. В силу этого таковая легитимность может формироваться даже в условиях понижения эффективности правления. 
Поэтому при таковой форме легитимности в главу угла ставится не зависящая от формально-правовых установлений настоящая расположенность и комплиментарность людей к существующему режиму,

В то же время  легитимность может инициироваться и формироваться не популяцией, а  самим государством (правительством) и политическими структурами (проправительственными  партиями), побуждающими массовое сознание воспроизводить положительные оценки деятельности правящего режима. 
таковая легитимность, базируемая уже на праве людей делать свои обязанности по поддержанию определенного порядка и отношений с государством. Она конкретно зависит от способности властей, элитарных структур создавать и поддерживать убеждения людей в справедливости и оптимальности сложившихся политических институтов и проводимой ими полосы поведения.

Для формирования таковой легитимности огромное значение получают институциональные и коммуникативные  ресурсы страны. Правда, подобные формы  легитимности часто оборачиваю излишней юридизацией, позволяющей в конечном счете считать хоть какое институционально и законодательно оформленное правление узаконенным правом властей на применение принуждения. Таковым образом, легитимность по сути отождествляется с легальностью, законностью, юридической обоснованностью гос власти и закрепленностью её существования в обществе.

Легитимность  может формироваться и внешними политическим и центрами — дружественными государствами, международными организациями. Таковая разновидность политической поддержки частенько употребляется  при выборах управляющих стран, в условиях интернациональных конфликтов.

Категория легитимности применима и для свойства самих  политиков, разных институтов, норм и  отдельных органов страны.

другими словами, и внутри страны разные политические субъекты могут обладать различным характером и иметь различный уровень поддержки публичным либо интернациональным мнением. К примеру, институт президента 
Югославии воспользовался широкой поддержкой внутри страны, но решительно осуждался на интернациональной арене, где многие страны признают Милошевича военным преступником. Либо, напротив, отдельные политики либо партии на родине могут подвергаться остракизму, а за рубежом воспользоваться поддержкой как представители демократического движения. Так, популяция может поддерживать парламент и протестовать против деятельности правительства, а может поддерживать президента и плохо относиться к деятельности правительственных органов. Таковым образом, легитимность может обладать различной интенсивностью, давая возможность устанавливать иерархические связи меж отдельными политиками и органами власти.

Понятие "легитимность власти" в первый раз было введено  крупным германским политологом  Максом Вебером. Он же показал, что легитимация (обретение властью законности) не есть во всех вариантах однотипный процесс, имеющий одни и те же корешки, одно основание.

В политической науке более популярна классификация, составленная 
М. Вебером, который с точки зрения мотивации подчинения выделял следующие её типы: 
> обычная легитимность, формирующаяся на базе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем либо другим лицам либо политическим институтам. Данная разновидность легитимности в особенности частенько встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических государствах. Долгая привычка к оправданию той либо другой формы правления создает эффект ее справедливости и законности, что приобретает власти высшую стабильность и устойчивость; 
> рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в итоге признания людьми справедливости тех оптимальных и демократических процедур, на базе которых формируется система власти. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком наличия посторониих интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей. По другому говоря, оптимальный тип легитимности имеет по сути дела нормативную базу, характерную для организации власти в трудно организованных обществах. 
> харизматическая легитимность, складывающаяся в итоге веры людей в признаваемые ими выдающимися свойства политического фаворита. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными свойствами человека (харизма) переносится публичным мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического фаворита, люди некритически воспринимают стиль и способы его правления. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, почаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на лишь еще формирующиеся правила политической игры.

Поэтому харизма  фаворита воплощает веру и надежду  людей на наилучшее будущее в  смутное время. Но таковая безоговорочная поддержка властителя популяцией часто  оборачивается цезаризмом, вождизмом  и культом личности.

кроме указанных способов поддержки власти ряд ученых выделяют и остальные, придавая легитимности более универсальный и динамичный характер. 
Так, английский исследователь Д. Хелд наряду с уже известными нам типами легитимности дает говорить о таковых ее видах, как: 
V «согласие под опасностью насилия», когда люди поддерживают власть, боясь угроз с ее стороны вплоть до опасности их сохранности; 
V легитимность, основанная на апатии населения, свидетельствующей о его безразличии к сложившемуся стилю и формам правления; 
V прагматическая (инструментальная) поддержка, при которой оказываемое властям доверие осуществляется в обмен на данные ею обещания тех либо других социальных благ; 
V нормативная поддержка, предполагающая совпадение политических принципов, разделяемых популяцией и властью; 
V и наконец, высшая нормативная поддержка, значащая полное совпадение такового рода принципов.

некие ученые выделяют также идеологический тип легитимности, провоцирующей поддержку властей  со стороны публичного представления  в итоге активных агитационно-пропагандистских мероприятий, осуществляемых правящими  кругами. Выделяют и патриотический тип легитимности, при котором  высшим критерием поддержки властей  признается гордость человека за свою страну, за проводимую ею внутреннюю и  внешнюю политику.

Следует особо  сказать об идеологической легитимности. В истории классовых стран  постоянно придавалось существенное, а часто первостепенное значение идеологическому узаконению имеющихся  политических режимов. Идеологическая легитимация власти — историческая действительность, которую нереально  отрицать, как было бы нелепо игнорировать рвение власти к самоутверждению  посредством самооправдания. Понятно, что монархи стремились обосновать свое право на господство, используя  религиозное суеверие и остальные  идеологические иллюзии, и психологические  стереотипы. Другие властители, как, к  примеру, Екатерина III, пробовали поставить  на службу господствующей власти идеи

французских просветителей, а прусский монарх философию Гегеля.

О роли идеологической легитимности убедительно писал  Токвиль в 30-х гг. XIX в. В политических целях, в виде мыслей и убеждений в отношении страны и управления он видел источник повиновения и согласия. Без такового всеобщего убеждения ни одно общество не может процветать, скажем больше — существовать, ибо без идей, которых придерживаются вес, невозможны совместные деяния, а без совместных действий могут быть люди, но не может быть никакого общественного организма. Для существования общества нужно, чтоб определенные идеи овладели разумами всех его людей и сплотили их. 
Цивилизованные правящие элиты в наше время довольно отлично усвоили то, что писал Токвиль, а позднее — не один раз подчеркивали теоретики марксизма. 
В настоящее время для обеспечения идеологической легитимности собственного господства элиты употребляют мощь научно-технических и информационных средств, образуя и поддерживая индустрию идей.

Информация о работе Легитимность власти