Легитимность власти и её признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 21:34, реферат

Краткое описание

Цель данной работы это изучение понятия легитимности власти и её признаков, а также рассмотрение типов, на которые она подразделяется. Для достижения указанных целей необходимо решить ряд задач:
1.Раскрыть сущность легитимности.
2.Указать и охарактеризовать типы легитимности власти.
3.Рассмотреть источники легитимности.
4.Охарактеризовать показатели и признаки легитимности.

Содержание

1.Введение.
2.Понятие легитимности.
3.Типы легитимности по Веберу и Д. Истону.
4.Средства легитимации власти
5. Кризисы легитимности и способы их урегулирования.
6.Источники легитимности по Веберу.
7.Признаки легитимности.
8.Разница понятий легитимность и легальность власти.
9.Заключение.
10.Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 42.92 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионально образования

«Московский государственный агроинженерный университет имени В.П.Горячкина»

 

 

Кафедра истории и политологии

 

 

 

 

Легитимность власти и её признаки

 

 

 

Выполнила: студентка 35 гр. 

       факультета ТС в АПК

       Захарова Маргарита

                                                            Проверил: Панин Е.Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

 

Содержание

 

1.Введение.

2.Понятие легитимности.

3.Типы легитимности по Веберу и Д. Истону.

4.Средства легитимации власти

5. Кризисы легитимности и способы их урегулирования. 

6.Источники легитимности по Веберу.

7.Признаки легитимности.

8.Разница понятий легитимность и легальность власти. 

9.Заключение.

10.Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

Рассуждая о политической власти, следует подчеркнуть, что с момента появления государства, любое общество несет в себе систему иерархических отношений между теми, кто владеет властью и теми, кто подчиняется, между управляющими и управляемыми. К этому необходимо добавить и тот факт, что даже при всей демократичности политических институтов, существующих в обществе, тем не менее, обладающие властью всегда в любом обществе представляют собой меньшинство. 
Это властвующее меньшинство определяется многими исследователями как «политическая элита». Политическая элита выражает интересы групп или классов данного общества. Она стремится к добровольному признанию массами своей власти на основе принципов легитимности, поскольку только в этом случае политическая власть будет наиболее стабильной.

Цель данной работы это изучение понятия легитимности власти и её признаков, а также рассмотрение типов, на которые она подразделяется.

Для достижения указанных целей необходимо решить ряд задач:

1.Раскрыть сущность легитимности.

2.Указать и охарактеризовать  типы легитимности власти.

3.Рассмотреть источники легитимности.

4.Охарактеризовать показатели  и признаки легитимности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Понятие легитимности.

Легитимность власти – понятие, характеризующее степень согласия между управляемыми и управляющими. Власть легитимна, если управляемые признают за управляющими право управлять вообще, и именно так, как они это делают в частности.

Легитимность – необходимое условие стабильности и эффективности власти, так как результатом согласия между обществом и властью является то, что подданные считают справедливыми и власть и ее действия;  управляющие  (политическая элита) ждут одобрения своих действий по подавлению или осуждению диссидентов.

Существуют реальная легитимность (демократический строй) и мнимая легитимность (тоталитарные режимы). Критерием разделения легитимности на реальную и мнимую является роль и функции парламента в обеих системах. Наличие парламента является формальным признаком легитимности власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Типы легитимности по  Веберу.

Типы легитимности (М. Вебер):

■ традиционный (монархии),

■ харизматический (авторитарные режимы),

■ рационально-легальный тип (демократический режим).

Рассмотрим подробнее данные типы.

Традиционный. Этот тип основан на обычаях, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость установленного порядка.

Различают четыре вида традиционной власти.

1      Патриархализм – полная зависимость властителей от традиций. Представляет собой "чистый" вид традиционной власти, свойственный родовым отношениям.

2      Патримониализм – определенная свобода властителя от традиций. Появляется тогда, когда возникает потребность в создании армии и административного аппарата для управления захваченными территориями.

3      Султанизм – разновидность патримониализма. Характерен для стран Востока. Власть передается по наследству, а правитель фактически свободен от патриархальных традиций, что на деле нередко граничит с абсолютным произволом.

4      Феодализм – отличается от султанизма тем, что чиновники рекрутируются из местной знати, образуя сословие нотаблей, которые при выполнении управленческих функций обычно не нуждаются в оплате.

Харизматический (от греческого "charisma" – благодать, божественный дар). Основан на вере в исключительные качества и величие личности вождя. Если лидер не назначит преемника, то между его последователями нередко возникает борьба за право наследовать власть, которая грозит перерасти в кризис и привести к утрате их влияния на общество.

Легальный. Основан на подчинении законам, в рамках которых демократически избираются и действуют представители власти. Наиболее развитой формой этого типа власти выступает рациональное государство, где властные отношения лимитируются нормами права. Основным правовым актом такого государства является конституция, устанавливающая определенные правила социального поведения, которые обязаны соблюдать все без исключения граждане, в том числе и политические руководители. Законы в рациональном государстве принимают политики, а их исполнение осуществляет бюрократия.

В современной политической науке классификация М. Вебера дополняется другими типами легитимности власти. Например, выделяется идеологическая легитимность, основанная на обосновании правомерности власти с помощью идеологии, внедряемой в сознание широких слоев населения. Д. Истон, исследуя легитимность политических систем, утверждает, что идеологическая легитимность опирается на ценности и принципы, на которые ссылаются власть и политический режим. Личная легитимность есть моральное одобрение лиц, выполняющих властные роли в рамках режима. Структурная легитимность вытекает из убеждения в ценности структуры и норм режима. 

Обе рассмотренные классификации представляют так называемые идеальные типы властеотношений, а в реальной жизни они могут проявиться более или менее заметно; в том или ином конкретном случае возможно их сочетание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Средства легитимации власти

В литературе выделяются следующие средства легитимации власти: политические, идеологические, правовые, этические, психологические. Речь идет о научном и техническом обеспечении политического курса в законах, налоговой системе, пропаганде ценностей данной политики, формировании убеждений, влиянии на средства массовой информации. Сильной аргументацией является деление участников политических отношений на друзей и врагов; апелляция к истории, воле народа, национальным традициям; к экономической, технической целесообразности. Этическое обоснование политики подчеркивает ее гражданские, культурные достоинства, ее справедливость, человечность, направленность на достижение общего блага. Идеологическая легитимация состоит в оправдании власти с помощью идеологии, которая обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса. Успешная экономическая политика, укрепление общественного порядка и повышение благосостояния населения также является эффективным средством легитимации власти, роста доверия к ней со стороны населения. 
 
В наше время многие государства переживают кризис легитимности, что проявляется в политической нестабильности, государственных переворотах, глубоком социально-экономическом кризисе. Это сопровождается утратой доверия к власти, разочарованием в целях, методах политики и в самих политиках. Конечно, предупредить потерю легитимности можно. Если политики умеют считаться с интересами и запросами масс, то утраченная легитимность восстанавливается. Это зависит от субъектов политики, интеллектуальных качеств политической элиты.

 

 

 

5. Кризисы легитимности и способы их урегулирования.

Легитимность обладает свойством изменять свою интенсивность, т.е. характер и степень поддержки власти (и ее институтов), поэтому можно говорить о кризисах легитимности. Под кризисами понимается такое падение реальной поддержки органов государственной власти или правящего режима в целом, которое влияет на качественное изменение их ролей и функций. 
В настоящее время не существует однозначного ответа на вопрос: есть ли абсолютные показатели кризиса легитимности или это сугубо ситуативная характеристика политических процессов? Так, ученые, связывающие кризис легитимности режима с дестабилизацией политической власти и правления, называют в качестве таких критериев следующие факторы: 

— невозможность органов власти осуществлять свои функции или присутствие в политическом пространстве нелегитимного насилия (Ф. Били);  
— наличие военных конфликтов и гражданских войн (Д. Яворски);  
— невозможность правительства адаптироваться к изменяющимся условиям (Э. Циммерман);  
— разрушение конституционного порядка (С. Хантингтон);  
— отсутствие серьезных структурных изменений или снижение эффективности выполнения правительством своих главных задач — составления бюджета и распределения политических функций среди элиты.

Американский ученый Д. Сиринг считает: чем выше уровень политического участия в стране, тем сильнее поддержка политических структур и лидеров обществом; указывает он и на поддержание социально-экономического статус-кво. Широко распространены и расчеты социально-экономических показателей, достижение которых свидетельствует о выходе системы власти за рамки ее критических значений.  
Сторонники ситуативного рассмотрения причин кризисов легитимности чаще всего связывают их с характеристикой социокультурных черт населения, ролью стереотипов и традиций, действующих как среди элиты, так и среди населения, попытками установления количественной границы легитимной поддержки (оперируя при этом цифрами в 20—25% электората). Возможно, такие подходы в определенной степени опираются на идеи Л. С. Франка, который писал: «Всякий строй возникает из веры в него и держится до тех пор, пока хотя бы в меньшинстве его участников сохраняется эта вера, пока есть хотя бы относительно небольшое число "праведников" (в субъективном смысле этого слова), которые бескорыстно в него веруют и самоотверженно ему служат».  
Обобщая наиболее значимые подходы, можно сказать, что в качестве основных источников кризиса легитимности правящего режима, как такового, можно назвать уровень политического протеста населения, направленного на свержение режима, а также свидетельствующие о недоверии режиму результаты выборов, референдумов, плебисцитов. Эти показатели свидетельствуют о «нижней» границе легитимности, за которой следует распад действующего режима и даже полной смены конституционного порядка. К факторам, определяющим ее «верхнюю» границу, т.е. текущее, динамичное изменение симпатий и антипатий к властям, можно отнести: функциональную перегруженность государства и ограниченность ресурсов властей, резкое усиление деятельности оппозиционных сил, постоянное нарушение режимом установленных правил политической игры, неумение властей объяснить населению суть проводимой им политики, широкое распространение таких социальных болезней, как рост преступности, падение уровня жизни и т.д.  
В целом же урегулирование кризисов легитимности должно строиться с учетом конкретных причин снижения поддержки политического режима в целом или его конкретного института, а также типа и источника поддержки. В качестве основных путей и средств выхода из кризисных ситуаций для государства, где ценится мнение общественности, можно назвать следующие: 

— поддержание постоянных контактов с населением; 

— проведение разъяснительной работы относительно своих целей;  
— усиление роли правовых методов достижения целей и постоянного обновления законодательства;  
— уравновешенность ветвей власти;  
— соблюдение правил политической игры без ущемления интересов участвующих в ней сил;  
— организация контроля со стороны организованной общественности за различными уровнями государственной власти;     
— укрепление демократических ценностей в обществе;  
— преодоление правового нигилизма населения и т.д. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Источники легитимности по Веберу и Д.Истону.

Механизмы поддержания легитимности – это способы, которыми пользуются политические системы в стремлении получить или укрепить свою правомочность. Существуют следующие социопсихологические механизмы легитимизации: основанные на участии граждан, социотехнические и технократические механизмы, легитимизация посредством силы, легитимизация путем внешней или внутренней угрозы, время и привычка, успех.

По мнению М. Вебера, первым источником легитимности является способность человека усваивать привычные образцы поведения и воспроизводить их в своих действиях. В результате процесса социализации индивид знакомится с принятыми в обществе нормами и правилами поведения, в том числе и по отношению к органам власти. Он усваивает их, вначале подражая поведению окружающих, а затем воспроизводит сложившиеся стереотипы поведения по привычке.

Вторым источником легитимности является чувственно-эмоциональное восприятие человеком окружающего мира, в том числе и политической власти. Все, что происходит вокруг человека, вызывает у него самые разнообразные чувства: восторг, радость, удовлетворение, тревоги, страсть, растерянность.

Третьим источником является целостное отношение человека к окружающему миру. Исключительное свойство человека - смотреть на мир сквозь призму сформировавшихся у него ценностей - является одной из главных характеристик, выделяющих его из животного мира. Ценностное восприятие мира предполагает конструирование идеальной модели общества, государства, личности. Оценка института политической власти осуществляется индивидом путем сравнения его со своей идеальной внутренней моделью.

Четвертым источником легитимности является целерациональное поведение человека, т. е. его способность осознавать свои интересы и потребности, разрабатывать свои целевые программы по их достижению.

Кроме того, к факторам, формирующим легитимность, М. Вебер относил:

Информация о работе Легитимность власти и её признаки