Легитимность власти и её признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 21:34, реферат

Краткое описание

Цель данной работы это изучение понятия легитимности власти и её признаков, а также рассмотрение типов, на которые она подразделяется. Для достижения указанных целей необходимо решить ряд задач:
1.Раскрыть сущность легитимности.
2.Указать и охарактеризовать типы легитимности власти.
3.Рассмотреть источники легитимности.
4.Охарактеризовать показатели и признаки легитимности.

Содержание

1.Введение.
2.Понятие легитимности.
3.Типы легитимности по Веберу и Д. Истону.
4.Средства легитимации власти
5. Кризисы легитимности и способы их урегулирования.
6.Источники легитимности по Веберу.
7.Признаки легитимности.
8.Разница понятий легитимность и легальность власти.
9.Заключение.
10.Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 42.92 Кб (Скачать файл)

· экономическую эффективность, продуктивность и производительность поддерживаемой политическим порядком системы экономических отношений, ее способность удовлетворять насущные потребности людей;

· легальность, законность, соответствие ее действий собственным нормам и установлениям;

· харизму – веру в особые качества, призвание носителей власти;

· идеологическое, этическое, психологическое обоснование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Признаки легитимности

Показателями легитимности власти являются: уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; наличие или отсутствие попыток свержения правительства или лидера; мера проявления гражданского неповиновения; а также результаты выборов, референдумов, массовых демонстраций в поддержку власти (оппозиции).

Легитимная политическая власть создает комплекс условий, обеспечивающих:

· последовательность реализации основных задач политической власти;

· согласованность действий элементов системы управления;

· наличие эффективных гарантий и средств поддержания всех аспектов безопасности в официальной системе;

· обеспечение высокой степени независимости общества от случайных обстоятельств;

· действенность и эффективность политической власти – ее способность найти способы и решения основных социальных проблем, проводить политику, ориентированную на реальные результаты.

Потеря лидером страны легитимности (доверия), а значит, и добровольного подчинения, ведет к потере этим лидером власти:  режим Чаушеску, президент Филиппин Маркос, последний шах Ирана, президент СССР Горбачев и т.п.

Для разрушения легитимности характерно, что первоначально легитимность теряется для управляемых (для народа) – они перестают признавать право носителей власти на управление. Властные же структуры, как правило, долго не могут осознать, что ситуация изменилась, и продолжают ожидать подчинения и готовности к подчинению. Эмпирические показатели легитимности власти – количество средств принуждения в обществе (полиция, милиция, армия).

Легитимная власть, получившая поддержку и понимание со стороны народа, получает таким образом  суверенитет  (право власти управлять именно этой территорией и именно в это время). Иногда власть имеет ограниченный суверенитет. Например: "страна Басков в Испании" – признают легитимность власти испанского правительства, но не распространяют эту власть на свою территорию. Аналогичная ситуация в Нагорном Карабахе, Чечне, Ливане.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Разница понятий легитимность и легальность власти.  

Понятие «легитимности» в политологии чаще всего употребляется вместе с парным понятием - «легальность». Оба слова - и «легитимность», и «легальность» - образованы от одного корня от латинского lex, т.е. закон. Но означают они довольно разные вещи. «Легальность» — это строгое соответствие официально существующему закону. Если сопоставить какой-то конкретный политический или юридический случай с нормами закона, мы можем однозначно решить, легально это или нелегально. Если нечто не противоречит закону, то это легально. А если противоречит, то нелегально.  
«Легитимностью» в политологии называют соответствие того или иного действия, той или иной политической фигуры ожиданиям всего народа, всего общества в целом. «Легитимность», в отличие от легальности, это не формальный закон, не четко сформулированная юридическая норма. Это совпадение личности правителя или какого-то его действия с тем, что ждет от него общество, требуют история, традиция, иногда чрезвычайные обстоятельства.  
Разницу между легитимностью и легальностью можно понять на следующем примере. Правительство любого суверенного государства имеет право при определенных обстоятельствах начать военные действия против какой-то державы, тогда как никакие иные организации и инстанции в суверенном государстве такого решения принять не могут. Легально начать войну имеет право только правительство. Легальность подобного акта, когда он осуществляется в соответствии с прописанными и законодательно закрепленными процедурами, не подлежит сомнению.  
А вот конкретное объявление войны той или иной стране при тех или иных условиях может быть как легитимным, так и нелегитимным. Если история не оставляет иного выхода или если народ, общество одобряют такой поступок правителей, осознавая его необходимость, то вступление в войну будет и легально, и легитимно. Примером такого случая является начало войны СССР против нацистской Германии. Сталин имел право начать войну с точки зрения легальности, и это было полностью легитимным шагом, подтвержденным исторической необходимостью и волей народа к свободе от напавшего первым врага.  
В другом случае, когда войны можно избежать, но правители все же принимают решение о ее начале, вопреки настроениям большинства, это легально, но не легитимно. Таковой была русско-японская война начала ХХ века.  
И наконец, в исключительных случаях, когда законная власть парализована и не способна принять решение, какие-то группы людей могут сами приступить к боевым действиям, минуя легальные процедуры, но опираясь на легитимность истории и волю народа. Таким действием было собрание ополчения в Новгороде князем Мининым и гражданином Пожарским для борьбы с польско-литовскими оккупантами.  
Именно народ и история его делают решение легитимным. Но народ и история постоянно движутся, никогда не стоят на месте. И поэтому все формальные нормы права, выработанные в других обстоятельствах и в другом историческом контексте, не могут угнаться за этой жизнью. Более того, есть случаи, когда легального выхода из положения просто нет - и в законе подобной ситуации не описано. Особенно это касается чрезвычайных ситуаций - политических кризисов, социальных волнений, природных катастроф, войн и смут. Основное определение легитимности - это совпадение воли народа и власти в конкретном действии, решении, выборе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Заключение

Знание источников легитимности позволяет глубже понять такое явление, как кризис власти, сущностью которого является разрушение института политической власти, выражающееся в массовом несоблюдении правил и норм, предписываемых этим институтом. Все это - следствие повсеместного разочарования в старой системе ценностей и ломке устоявшихся традиций, сильного эмоционального возбуждения масс и возрастающей непредсказуемости социальной жизни. Преодоление кризиса власти означает сведение к минимуму политической девиации, что может быть достигнуто двумя путями:

1) применением  силы;

2) точным  определением источника легитимности, на который следует опереться, создавая нормативную основу  института политической власти.

Каждый из указанных способов достижения легитимности имеет свои особенности, требует своеобразной тактики, знания доминирующих тенденций в массовых настроениях.

Следует помнить, что требование легитимной власти возникло как реакция против насильственной смены власти, неправомерного использования властью силы и насильственной перекройки государственных границ, но принцип легитимизма не совершенен в том смысле, что вовсе не гарантирует справедливости, которая удовлетворяла бы всех. За легитимностью может скрываться сговор наиболее влиятельных сил в ущерб слабейшим силам или стремление слабых уравнять себя с сильными.

 

 

 

 

 

 

 

10.Список литературы

 

1.Политология: Учебник для вузов под  редакцией проф. С.В. Решетникова,

Минск ТЕТРАСИСТЕМС, 2000

 

2. Общая теория права и государства. Издание третье, переработанное и дополненное, М.: Юристъ, 2001. Под редакцией доктора юридических наук, профессора В.В. Лазарева

 

3. Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.М., Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов.

 

4.http://www.33333.ru/teoriya/glossariy/glossariy.php?st=212

 

5. Пугачёв В. П., Соловьёв А.  И.  «Введение  в  политологию»:  учебник  для

   студентов вузов – 3 издание, переработанное и дополненное  –  М.:  Аспект

   Пресс, 2001. - 447 с.

 

6. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень

 

7. Гаджиев К.С.. Политология: Учебник для высших учебных заведений. , 2001

 

8. «Политология. Курс лекций»: под редакцией профессора  М.  Н.  Марченко  – издание 3, переработанное и дополненное – М.: издательство Зерцало, 2000.

- 608 с.

 

 

 

 


Информация о работе Легитимность власти и её признаки