Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 14:41, курс лекций
В мировой традиции политического знания обычно принято различать политологию как таковую (англ. political science) и политические науки (англ. policy science). В англо-американском “Словаре политического анализа” под политологией понимается систематизированное изучение политики в целом и, более узко, государственного управления. В исследовательском плане развитие политологии шло от внимания к формальным институтам (в основном к государству) и правовым отношениям в направлении научного интереса к поведению людей и их групп в политике, политическим процессам и системам, неформальным отношениям.
Лекция первая, вторая
ПОЛИТОЛОГИЯ: ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
Лекция третья, четвертая
ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
Лекция пятая
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
Лекция шестая
ИНДИВИД КАК СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ
Лекция седьмая
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Лекция восьмая
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ
Лекция девятая
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
Лекция десятая
ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Лекция одиннадцатая
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ
Лекция двенадцатая
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И РЕЖИМЫ
Лекция тринадцатая
АВТОРИТАРНЫЕ И ТОТАЛИТАРНЫЕ ПОЛИТСИСТЕМЫ
Лекция четырнадцатая
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Лекция пятнадцатая
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ
Лекция шестнадцатая
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Лекция семнадцатая
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
В период исторического зарождения партий многие мыслители, начиная с Т. Гоббса, видели причину их возникновения в свойственном человеку духе противоречия. Э. Берк писал о том, что “партия представляет собой организацию людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями национального интереса, руководствуясь некоторым специфическим принципом, относительно которого все они пришли к согласию”. А. де Токвиль рассматривал партии как ассоциации, воплощающие право человека к объединению с другими, как форму проявления его личной свободы. Немецкий исследователь В. Хасбах рассматривал партию как “союз людей с одинаковыми политическими взглядами и целями, стремящихся к завоеванию политической власти с целью ее использования для реализации собственных интересов”. М.Я. Острогорский (1854-1919) подметил стремление партий к подчинению себе всех проявлений политической активности человека. Марксисты в своем учении о партиях “нового типа” увидели в них главный источник обновления мира. С течением времени в трактовке партий возобладали подходы, акцентировавшие организационные аспекты их деятельности (Р. Михельс), неотъемлемость этих организаций от государственной системы (М. Дюверже). Джованни Сартори считает партией всякую политическую группу, участвующую в выборах и способную провести своих кандидатов в государственные органы. Джозеф Лапаломбара (род. 1925) исходил из того, что партией является любая политическая группа, получившая официальный статус, имеющая формальную организацию и способная участвовать в выборах. Жан-Луи Клермонн характеризовал партию как организованную силу, объединяющую граждан одного политического направления для мобилизации общественного мнения в определенных целях, для участия в органах власти либо для ориентации властей на осуществление своих требований. В настоящее время принято считать, что партии сформировались как организационно упорядоченные группы, объединяющие наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и ведущие борьбу за завоевание и использование высшей политической власти.
V. Длительная история существования партий выкристаллизовала типичные для них внутренние группы и объединения: лидеры партии, партийная бюрократия, мозговой штаб, идеологи партии, партийный актив, рядовые члены партии и сторонники партии. В том случае, если партия приходит к власти, в ее составе выделяются “члены партии - законодатели” и “члены партии - члены правительства”. Партия как звено вертикальной связи между населением и государством выполняет две группы функций, захватывающие практически все фазы политического процесса. К внутренним функциям относятся формирование бюджета партии, выборы руководства, поддержание дисциплины партийной бюрократии и членской массы и т.д. Внешние, наиболее важные функции партии, отражают ее нацеленность на завоевание и использование власти в интересах поддерживающей ее группы населения.
В идеале цель политической партии состоит в реализации представительства в политической системе тех слоев населения, интересы которых она выражает. С помощью партий общество и государство интегрально соединяются в неразрывное целое. Здесь особое значение имеет то обстоятельство, что в современном сложном и высокоразвитом обществе люди со своими особыми интересами, устремлениями, ориентациями, установками могут участвовать в политической жизни в качестве членов различных союзов, объединений, партий, что позволяет говорить о возможности их контроля над государством и властью. Партии, соединяя гражданское общество и государство, способствуют преодолению или смягчению конфликтов, имманентно присущих их отношениям. Партии не только не ослабляют, а, наоборот, усиливают государство, укрепляя его обратные связи с обществом. Так, господствующие в либерально-демократических странах конкурентные партии действуют на двух уровнях. Во-первых, каждая партия создает сеть организаций или структур, пронизывающих все или большинство региональных и местных общин и тем самым усиливающих в них общенациональное начало. Во-вторых, сама направленность партий на конкуренцию друг с другом способствует тому, что общенациональная политическая система становится над всеми конкретными группировками должностных лиц, независимо от их ранга и положения.
VI. Многообразие исторических и социокультурных условий развития стран и народов привело к возникновению различных партийных структур, отличающихся друг от друга строением, функциями, чертами деятельности. Существует много критериев, в соответствии с которыми производится классификация партий:
- по социальным программам они делятся на социалистические, либеральные, коммунистические, консервативные, классовые, националистические, религиозные и т.д.;
- по идейным основаниям их деятельности они выступают как доктринальные (защита своей идеологии), прагматические (ориентирующиеся на практические действия), харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера);
- по методам выполнения
- по характеру политических действий они выступают как реакционные, консервативные, умеренные, радикальные, экстремистские;
- по участию в избираемых
органах государственной
- по месту в политическом спектре представляются как левые, центристские и правые;
- по стилю общения между
- по характеру членства они делятся на кадровые (отличаются немногочисленностью, тщательным отбором членов, дисциплиной) и массовые (вовлекающие в свои ряды большие массы людей);
- по организационной структуре они определяются как парламентские (в качестве первичных образований выступают
территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность
парламентских партий, допускающих коллективное
членство, в том числе и трудовых коллективов),
авангардные (построены на принципах демократического
централизма и территориально-
VII. Партийные системы представляют собой совокупность устойчивых связей и отношений партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти. К числу факторов, оказывающих наибольшее влияние на формирование партийных систем, относятся: характер социальной структуры общества; действующее законодательство, социокультурные традиции. В зависимости от характера межпартийной конкуренции содержание партийных систем формируется под влиянием:
- смычек того или иного типа, то есть краткосрочных объединений партий для решения строго определенных задач, когда главную роль берут на себя партийные элиты, а мнение рядовых членов не учитываются;
- блоков, то есть иерархических союзов, в которых взаимодействуют четыре вида партнеров:
а) гегемонов, навязывающих всем остальным свои базовые интересы;
б) партий второго плана, входящих в блоки на условиях гегемонов;
в) партий-реле, еще более зависящих от основных игроков в блоке;
г) статистов, на чьи интересы в блоке практически не обращают внимания;
- коалиций, то есть долгосрочных объединений, сформированных на основе рациональных представлений о возможностях партнеров обеспечить выигрыш и предполагающих равноправные отношения всех участников.
Следует подчеркнуть, что по числу действующих в странах партий политологи выделяют следующие партийные системы:
однопартийные в их деспотических и демократических разновидностях. Отсутствие в такой системе политического соперничества дало основание З. Нойманну считать, что одну партию в обществе нельзя считать партией в истинном смысле этого термина, так как этимология слова “партия” требует его соотнесения с другими “частями”;
полуторапартийные, в которых действует коалиция, состоящая из доминирующей партии и близкой ей по взглядам, но менее популярной и влиятельной организации;
двухпартийные, с двумя относительно равными по популярности и влиятельности конкурирующими партиями, каждая из которых способна завоевывать на выборах большинство мест в законодательных собраниях или получать большинство голосов на выборах исполнительной власти;
двух с половиной партийные, в которых наличие двух авторитетных партий сочетается с деятельностью посреднической, но одновременно альтернативной организации, играющей роль “третьей” силы;
многопартийные системы с числом более трех борющихся за власть партий, каждая из которых, тем не менее, не способна завоевать поддержку большинства избирателей. Такие системы типичны для парламентских форм правления и в большинстве случаев имеют своим результатом коалиционные правительства или кабинеты министров.
VIII. Для России характерны существенные особенности партийного строительства: создание партий началось значительно позднее, чем в странах Западной Европы; их образование началось с объединений рабочего класса, в то время как партии верхов правящих сословий стали создаваться только в процессе первой русской революции, после издания царского Манифеста 17 октября 1905 г. Русская многопартийность развивалась недолго, примерно до лета 1918 г., затем прервалась почти на 70 лет.
Развитие современной партийной системы в России прошло несколько этапов:
- возникновение неформальных общественных организаций (1986 – 1988 гг.);
- этап действия народных фронтов и партийных структур (1988 – 1989 гг.);
- первая волна образования
- вторая волна партийного
- ломка системы протопартий
и образование новых
- период экстенсивного развития многопартийной системы, субъекты которой конкурируют не за завоевание власти, а за депутатские мандаты в парламенте (1995 – 2000 гг.);
- период целенаправленных усилий властных структур по созданию той или иной модификации системы нескольких крупных партий (2000 – по настоящее время).
Нынешняя многопартийность в Российской Федерации весьма своеобразна. Поскольку ни парламентское большинство, ни парламентская коалиция не обладают правом формирования правительства, борьба партий на выборах и сами выборы лишаются основного смысла, которыми они наделены в современных представительных демократиях. Выборы в Государственную Думу четвертого созыва в декабре 2003 г. принесли победу партии “Единая Россия”, которая обеспечила себе по партийным спискам простое, а за счет одномандатников – и конституционное большинство. Пятипроцентный рубеж преодолели еще две партии – КПРФ и ЛДПР, а также блок “Родина”. Вне парламента оказались обе претендовавшие на причастность к либерализму партии – “Яблоко” и “Союз правых сил”.
ЛЕКЦИЯ ДВЕНАДЦАТАЯ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ
Любой устойчивый тип человеческих отношений, который включает в себя в качестве главных компонентов власть, руководство или авторитет, является политической системой.
Роберт Даль
I. Для того, чтобы разобраться во взаимоотношениях различных органов власти, способах и формах взаимодействия политических структур, политология использует системную теорию, которая позволяет рассматривать мир политического как сложно организованную целостность, состоящую из множества взаимодействующих друг с другом элементов, когда изменение характера каждого из них ведет к изменению качества всего “ансамбля”.
Аристотель с этой целью использовал понятие “государственное устройство”, в XIX веке Алексис де Токвиль (1805-1859) для этого же вводит в научный оборот понятие политического и государственного “порядка”, Герберт Спенсер (1820-1903) и Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – термин “политическая система”. Уже в ХХ веке Вильфредо Парето (1848-1923) для этого же пытался описывать целостность и упорядоченность политической жизни общества через механизмы циркуляции элит, Макс Вебер (1864-1920) – через интегрирующую роль государственной бюрократии, чуть позже Владимир Ильич Ленин (1870-1924) – через цементирующую роль партии пролетариата как центрального института власти и т.д. Считается, что одним из основоположников системного подхода современного типа был русский ученый Александр Александрович Богданов (1873-1928), создавший в первые десятилетия XX века тектологию – “всеобщую организационную науку”, где учение об организации примерно соответствует нынешнему смысловому значению системы. Дальнейшее развитие исследований в этом направлении позволило создать общую теорию систем, основы которой сформулировал Людвиг фон Берталанфи (1901-1972), давший научное определение системы и ее важнейших особенностей – сложности, устойчивости, открытости/закрытости и т.д.
Первопроходцами в применении системного анализа в политических исследованиях стали Толкотт Парсонс (1902-1979), Дэвид Истон (род. 1917), Габриель Алмонд (1911-2002), Карл Дойч (род. 1912). Парсонс первым разработал модель политической системы, которая была отчленена от влияющих на нее социально-экономических и культурных факторов и выстроена на основе собственных наиболее общих черт. Истон рассматривал политическую систему как совокупность разнообразных, взаимосвязанных видов деятельности, которые влияют на принятие и исполнение решений. Процесс функционирования системы этот ученый описывал как процесс взаимодействия трех ее элементов: “входа”, “конверсии” и “выхода”. На “вход” подаются различные требования общественности или выражения солидарности и поддержки гражданами властей по различным вопросам. В результате переработки элитарными кругами этих требований принимаются те или иные решения, которые передаются на “выход” системы, где они в виде актов государственной политики предлагаются для ознакомления и выполнения. Последний элемент системы включает механизм “обратной связи”, обеспечивающий самоконтроль и саморазвитие политической системы.