Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 14:41, курс лекций
В мировой традиции политического знания обычно принято различать политологию как таковую (англ. political science) и политические науки (англ. policy science). В англо-американском “Словаре политического анализа” под политологией понимается систематизированное изучение политики в целом и, более узко, государственного управления. В исследовательском плане развитие политологии шло от внимания к формальным институтам (в основном к государству) и правовым отношениям в направлении научного интереса к поведению людей и их групп в политике, политическим процессам и системам, неформальным отношениям.
Лекция первая, вторая
ПОЛИТОЛОГИЯ: ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
Лекция третья, четвертая
ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
Лекция пятая
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
Лекция шестая
ИНДИВИД КАК СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ
Лекция седьмая
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Лекция восьмая
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ
Лекция девятая
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
Лекция десятая
ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Лекция одиннадцатая
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ
Лекция двенадцатая
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И РЕЖИМЫ
Лекция тринадцатая
АВТОРИТАРНЫЕ И ТОТАЛИТАРНЫЕ ПОЛИТСИСТЕМЫ
Лекция четырнадцатая
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Лекция пятнадцатая
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ
Лекция шестнадцатая
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Лекция семнадцатая
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
- несбалансированность прерогатив и социальной ответственности властей центрального, регионального и местного уровней, что обусловливает несвоевременную и неадекватную реакцию политической системы на существующие и вновь возникающие интересы тех или иных страт российского общества.
Глубокие преобразования материальной и духовной жизни современного человечества привели к образованию нового типа политической организации общества. Он характеризуется более свободными отношениями между частями и элементами политической системы, развитым общественным контролем политической жизни и регулярно действующими механизмами, овладение которыми может придать политической системе Российской Федерации большую жизнеспособность, устойчивость и долговечность.
ЛЕКЦИЯ ТРИНАДЦАТАЯ
АВТОРИТАРНАЯ И ТОТАЛИТАРНАЯ ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
Государство – это я.
Людовик XIV
I. В настоящее время в большинстве стран мира существуют авторитарные политические порядки. В самом общем виде за авторитаризмом закрепился облик системы жесткого политического правления, постоянно использующей принудительные и силовые методы для регулирования основных социальных процессов. При таком стиле властвования оппозиция исключается не только из сферы принятия решений, но и из политической жизни в целом. Авторитарный режим – государственно-политическое устройство, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой) при минимальном участии народа. Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, а также как разновидность общественных отношений. Ориентируясь при проведении государственной политики только на узкие интересы правящего слоя, авторитаризм использует в отношениях с населением преимущественно методы патронирования и контроля.
Главным способом сохранения авторитарного способа правления являются закулисные сделки, подкуп, келейный сговор и другие технологии теневого правления. Другим источником такого типа правления считается использование властями определенных особенностей массового сознания, менталитета граждан, религиозных и культурных традиций, которые в совокупности свидетельствуют о достаточно устойчивой гражданской пассивности населения. В настоящее время наиболее существенные предпосылки для возникновения авторитарных режимов сохраняют переходные общества. Как отмечает Адам Пшеворский (род. 1940), авторитарные соблазны в обществах подобного типа практически неискоренимы. Осознание повседневных трудностей вызывает искушение у многих политических сил “сделать все прямолинейно, одним броском, прекратить перебранку, заменить политику администрированием, анархию – дисциплиной, делать все рационально”.
Среди множества авторитарных порядков можно выделить следующие их основные типы: партийные, корпоративные, военные, национальные и режимы личной власти. Особенность партийных режимов заключается в осуществлении монопольной власти какой-либо партией или политической группировкой, не обязательно формально представляющей институт партии. Военно-бюрократические режимы, как правило, возникают в результате переворотов, заговоров, путчей в виде военной диктатуры, но в дальнейшем политическом развитии все большая роль принадлежит разного рода гражданским профессионалам. Формы военного правления – от диктатуры одного генерала до хунты. Такие политические порядки отличаются подавлением значительной части политических и гражданских свобод, широким распространением коррупции и внутренней нестабильности. Модели национального авторитаризма возникают в результате доминирования в элитарной группировке национальной или этнической группы. Примером могут служить постсоветские республики в Центральной Азии. Однопартийные мобилизационные авторитарные режимы этого типа особенно часто возникали в результате обретения независимости колониальными народами. В политологической литературе они дали жизнь такому понятию, как постколониальный авторитаризм. Корпоративный авторитаризм олицетворяет собой власть бюрократических, олигархических или теневых группировок, совмещающих власть и собственность и на этой основе контролирующих процесс принятия решений. Государство становится инструментом сил, которые используют возможности его органов для защиты своих узко групповых интересов. Примером корпоративного режима может служить правление Антониу ди Салазара в Португалии с 1932 г. до 1968 г. Режимы личной власти персонализируют все политические отношения в глазах общественного мнения. Жесткий характер правления в сочетании с определенными традициями некритического восприятия власти нередко дает экономический эффект, приводит к активизации населения и росту легитимности режима. Однако такая система власти нередко провоцирует практический террор со стороны оппозиции. В классификации политических режимов Хуана Линца (род. 1926) султанизм рассматривается как предельная форма автократии, когда султан полностью свободен в своих действиях. В этом режиме просматривается сильная тенденция к семейной династической власти и ее преемственности, нет различий между государственной службой и служением правителю, успехи должностных лиц зависят от личных отношений с деспотом, отсутствует сколько-нибудь рациональная идеология.
Характерными
чертами авторитаризма как
- неограниченность власти, ее независимость от общества; концентрация власти в руках политического лидера (монарх, тиран) или определенных лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.); власть может править с помощью законов, но их она принимает по собственному усмотрению;
- наличие у государства лишь ключевых рычагов воздействия на общественную жизнь; отказ власти от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство в неполитические сферы и, прежде всего, в экономику; власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования;
- ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций; недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции; при автократии возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям;
- опора на силу, что позволяет в случае необходимости по своему усмотрению использовать ее и принуждать граждан к повиновению; отсутствие специального карательного аппарата, стремление не прибегать к массовым репрессиям;
- формирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы;
- разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством;
- наличие элементов демократии в некоторых авторитарных режимах (выборы, парламентская борьба и т.п.)
II. Тоталитарная политическая система. Термин “тоталитаризм” (от лат. totalis – целый, полный или totalitas – полнота, цельность) был впервые сформулирован Дж. Джентиле в начале ХХ столетия в Италии. В 20-е годы этот термин вводится Бенито Муссолини (1883-1945) в политический обиход, который в своей теории “органистического государства” придавал тоталитаризму положительный смысл как олицетворению мощи официальной власти. В более широком смысле положенная в основу данной теории идея всесильной и всепоглощающей власти разрабатывалась теоретиками фашизма, встречалась в политических сочинениях “левых коммунистов” (Лев Давыдович Троцкий). Однако серьезные попытки концептуальной интерпретации этого политического явления были предприняты уже после второй мировой войны и основывались на анализе гитлеровского режима в Германии и сталинского – в СССР: Карл Поппер (1902-1994) рассмотрел феномен тоталитаризма в своем труде “Открытое общество и его враги”; в 1951 г. вышла книга Ханны Арендт (1906-1975) “Происхождение тоталитаризма”; спустя четыре года Карл Фридрих (1901-1984) и Збигнев Бжезинский (род. 1928) опубликовали работу “Тоталитарная диктатура и демократия”.
В политической науке сложились несколько подходов к освещению тоталитаризма. Ряд ученых отказались относить тоталитаризм к научным категориям, усматривая в нем всего лишь метафору для характеристики диктатуры. Многие ученые, полагая, что концепт тоталитаризма все же теоретически описывает реальные политические порядки, тем не менее, видели в нем лишь разновидность авторитарной политической системы или одно из общих родовых свойств государственной власти, которая постоянно пытается расширить свои полномочия за счет общества, навязывая ему “услуги” по руководству и управлению. Как полагает М. Симон, использование самого термина “тоталитаризм” вообще имеет смысл только в том случае, если не подгонять под него все разновидности политических диктатур.
Ввиду
ограниченной применимости теорий тоталитаризма
представляется более плодотворным
трактовать его как преимущественно
нормативное понятие, находящее
большее или меньшее
- государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
- общество практически полностью отчуждено от политической власти;
- в политическом сознании людей формируется представление о “единстве”, “слиянии” власти и народа;
- монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, личной жизни;
- абсолютная регламентация общественных отношений на основе принципа “дозволено только то, что прямо разрешено законом”;
- государственная власть формируется бюрократическим способом с использованием закрытых от контроля общества каналов;
- доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;
- господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;
- права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют веские гарантии их реализации;
- экономической основой выступает крупная собственность – государственная, монополистическая, общинная;
- наличие одной официальной идеологии, плюрализм фактически устранен;
- централизация государственной власти в руках диктатора и его окружения;
- государственная власть осуществляется по усмотрению вождя, подчинена его произволу.
III. В зависимости от господствующей идеологии, влияющей на содержание деятельности тоталитарного режима, их обычно подразделяют на фашизм, национал-социализм и коммунизм, а также теократический тоталитаризм. Исторически первой формой тоталитаризма считается коммунизм советского типа, начало которому положила военно-коммунистическая система, в общих чертах сформировавшаяся в 1918 г., так как она предполагала полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности, абсолютную власть над нею государства. И все же характеристика социализма советского типа как тоталитаризма одностороння и не раскрывает всего содержания и целей политики в этом типе общества. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации, социалистической системе были присущи и гуманные цели: всеобщее образование, доступность для каждого человека достижений науки и искусства, социальная защищенность людей и т.д. Начиная с 60-х годов ХХ столетия, многие западные политологи перестали квалифицировать политический строй СССР как тоталитарный, предпочитая описывать его как определенную разновидность авторитаризма.
Вторая разновидность тоталитарных политических систем – фашизм. Впервые фашистский режим был установлен в 1922 г. в Италии. Итальянский фашизм тяготел не столько к радикальному строительству нового общества, сколько к возрождению итальянской нации и величия Римской империи, установлению твердого государственного порядка. Фашизм претендовал на восстановление или очищение “народной души”, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве, ликвидацию массовой преступности. Бенито Муссолини уверенно рассматривал тоталитаризм в качестве новации ХХ века, утверждая: партия, которая управляет тоталитарно – новый факт в истории, для которого аналогии и сравнения неуместны.
Третья
разновидность тоталитаризма –
Четвертым примером теократического тоталитаризма могут служить муллократия в Иране после революции Хомейни, режим талибов в Афганистане и т.п.
IV. В настоящее время тоталитарные режимы не играют сколько-нибудь существенной роли в жизни человечества, ареал их распространения существенно сократился. Х. Линц в своей типологии политических режимов зафиксировал в качестве особой посттоталитарную систему властвования. К посттоталитарным порядкам он относит советский режим в СССР после смерти Иосифа Виссарионовича Сталина (1879-1953). Главные характеристики посттоталитаризма хорошо описаны Милованом Джиласом:
- ослабление полицейских служб или их нейтрализация с помощью армии;
- разрешение кризиса управления путем создания центра власти уже в виде коллективного, а не персонального руководства;
- пересмотр роли партии в обществе;
- постепенный процесс либерализации политической системы во избежание открытой или скрытой оппозицией переворота.
Политологи выделяют три состояния посттоталитарного режима: ранний посттоталитаризм наиболее близок к тоталитарному правлению, однако отличается от него возникновением ограничителей на власть лидера (СССР при Никите Сергеевиче Хрущеве (1953-1964 гг.); поздний посттоталитаризм все более терпимо относится к критике режима (Чехословакия 1977-1989 гг.); при зрелой посттоталитарной власти значительно преобразуются все характеристики прежней политической системы, неизменной остается лишь руководящая роль партии (Венгрия 1982-1988 гг.).