Либерализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:27, реферат

Краткое описание

ЛИБЕРАЛИЗМ (от лат. liberalis — свободный) — социально-политическое учение и общественное движение, провозглашающее самодостаточную ценность свободы индивида в экономической, политической и др. сферах жизни общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Либерализм реферат.docx

— 43.93 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

__________________________________________________________________

 

 

Институт  - кибернетики

Специальность - прикладная информатика (в экономике)

Кафедра  - ОСУ

 

 

 

 

Реферат на тему

«Либерализм»

по правоведению

 

 

 

Выполнила: ст. гр. 8582

О. А. Крюшкина

Проверила:

А. И. Деменцева

" 14   "  февраля    2012г.           _____________

(подпись)

 

 

 

Томск 2012

ЛИБЕРАЛИЗМ (от лат. liberalis — свободный) — социально-политическое учение и общественное движение, провозглашающее самодостаточную ценность свободы индивида в экономической, политической и др. сферах жизни общества.

Возникло в европейских  странах в XVII–XVIII вв. Впервые либералами назвали группу людей, готовивших текст  конституции в Испании (1812). Различают  либерализм экономический, культурный, социальный и политический.

Экономический либерализм выступает  за свободу предпринимательской  деятельности и торговли, за частную  собственность, свободную конкуренцию  и против государственного регулирования  экономической деятельности.

Культурный либерализм выступает  за личную свободу и против ограничений  на нее из соображений патриотизма  или религии.

Социальный либерализм выступает  за равенство возможностей в обществе.

Политический либерализм предполагает превалирование гражданского общества над государством, наличие  демократических политических институтов, провозглашает такие права и свободы личности как свободу совести, слова, печати, право выбора места жительства, право на участие в государственной жизни, право объединяться в общественные, политические, профессиональные и др. организации, партии.

В большинстве развитых стран  современный либерализм представляет собой смесь всех этих форм.

Возникновение либерализма  было обусловлено крушением традиционных общественных укладов и формированием  буржуазного общества. Феодальное общество не знало понятия свободной личности — в его иерархии каждый человек  занимал строго отведенное ему место. В Новое время одновременно с  секуляризацией общества появляется феномен  эмансипации личности от социальных институтов. Вовлекаясь в экономические отношения, человек приучался осознавать свой частный, обособленный интерес, а себя самого как самостоятельную личность, а не частицу клана, общины, конфессии.

Буржуазные революции  в Англии и Франции XVII–XVIII вв. привели  к падению феодализма и абсолютизма, ограничению привилегий аристократии, появлению буржуазии. Движущей силой  этих революций были экономические  мотивы: желание положить конец феодальным привилегиям, гильдиям и королевским  монополиям, ограничениям на собственность  и на свободу заключения контрактов. Система ценностей буржуазии, видевшей в государстве потенциальную  угрозу свободе экономической деятельности, воплотилась в либерализме, первоначально  исходившем из идеи свободы как свободы  экономической деятельности. Немаловажную роль в развитии либеральных идей сыграло и протестантско-реформаторское движение, выступившее с требованием свободы вероисповедания.

Фундаментальный либеральный  принцип — принцип экономической  свободы как права на личное владение собственностью при защите этого  права государством — сформулировал  Дж. Локк (1632–1704). Основой его политической теории является представление о естественных правах: на жизнь, на личную свободу и на частную собственность. Однако, в силу постоянного посягательства на его жизнь и имущество со стороны других людей, человек расстается со своей «свободой» в пользу верховной власти, чтобы она защищала его естественные права. Эта власть становится на службу народу, разделяет свои полномочия и проводит в жизнь законы, «о которых согласятся сообщество или уполномоченные на то лица» («Два трактата о правлении», 1690).

Именно сохранение своей  собственности является, по Локку, основным мотивом людей «искать убежища  под сенью установленных правительством законов»: «великой и главной целью  объединения людей в государства  и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их собственности» (там же). Дж. Локк выступил и автором теории разделения властей, согласно которой для обеспечения эффективного самоуправления и защиты прав экономических меньшинств необходима система противовесов и сдержек.

Обогащенная позднее идеями Ш. Монтескьё (1689–1755), она также стала  составной частью идеологии политического  либерализма. Тезис о невмешательстве  государства в экономику (laissez-faire — фр. «позволить делать») развивался в классических теориях английских политэкономов. Так, А. Смит (1723–1790) утверждал, что рынок регулируется самостоятельно, за счет «свободной конкуренции корыстолюбивых индивидов», обеспечивающей экономический рост и социальный порядок. Д. Рикардо (1772–1823) настаивал, что источником экономического роста является накопление капитала, и вся экономическая политика государства  должна быть направлена на то, чтобы облегчить и способствовать такому накоплению.

Принцип «laissez-faire», разделяемый всеми либералами, исходит из представления об экономике как саморегулирующейся системе, в которой государству отводится роль «ночного сторожа» — установление правил взаимодействия экономических субъектов на рынке и наблюдение за их исполнением, но не более того.

Идеи либерализма развивались  и такими мыслителями как Вольтер (1694–1778), Д. Юм (1711–1776), Ж. Ж. Руссо (1712–1778), И. Кант (1724–1804), Б. Франклин (1706–1790), Т. Джефферсон (1743–1826), Кондорсе (1743–1794) и др.

Французский просветитель Вольтер, в частности, резко критиковал католический клерикализм, выступая против насаждаемых  Церковью суеверий, призванных лишить человека способности к критическому мышлению. «Раздавите гадину!» — призывал он в 1762 г. в письме к составителю «Энциклопедии» Ж. д’Аламберу в годы Великой французской революции (1789–99) эти слова станут лозунгом, под которым будет вестись борьба с церковью. Вольтеру же принадлежат слова, ставшие девизом толерантности и плюрализма: «Ваши убеждения мне чужды, но за ваше право их отстаивать я готов пожертвовать жизнью».

Существенно укрепили позиции  либерализма буржуазные революции, прошедшие несколькими волнами  в 1774–1848 гг. в Европе и Америке, когда  либералы от рассуждений о должном перешли к борьбе за создание парламентских республик, установление экономических свобод, лишение привилегий феодальной верхушки, королевских монополий и церкви, за защиту демократических прав граждан и самоуправление.

В колониальной Америке Т. Пэйн, Т. Джефферсон и Дж. Адамс убедили соотечественников восстать во имя установления независимой от британской короны республики, основанной на личной свободе и правлении с согласия управляемых. 4 июля 1776 г. Декларацией независимости было провозглашено образование суверенного государства США. В Декларации обосновывались базировавшиеся на «естественном праве» принципы демократического правления, главным из которых провозглашалась воля народа, избирающего власть, призванную защищать интересы каждого гражданина. В Конституции США (1787) нашла отражение теория разделения властей, которая сделала практически невозможной концентрацию власти в руках одного человека. По инициативе первого президента Дж. Вашингтона были приняты первые 10 поправок к Конституции — «Билль о правах», законодательно закрепивший основные гражданские свободы.

Великая французская революция  началась по причине банкротства  государства, вызванного архаичной  системой феодальных привилегий. Ее движущей силой на первых порах выступила  та часть дворянства и буржуазии, которая имела финансовые претензии  к королевской власти. 9 июня 1789 г. депутаты созванных Людовиком XVI Генеральных  штатов провозгласили себя Учредительным  собранием и приступили к разработке конституционных основ нового гражданского общества. Угроза разгона Учредительного собрания привела к восстанию в Париже, в ходе которого 14 июля 1789 г. была штурмом взята тюрьма Бастилия. 4 августа Учредительное собрание объявило о «полном уничтожении феодального порядка» и отмене ряда сеньориальных прав. 26 августа 1789 г. была принята «Декларация прав человека и гражданина» (1789), аналогичная американскому «Биллю о правах». В 1793 г. была принята конституция, декларировавшая всеобщее избирательное право  (для мужчин). В ходе революции были полностью и без всякого выкупа уничтожены феодальные права и привилегии, принят декрет об отделении церкви от государства.

Вместе с тем, якобинская диктатура (1793–94) развернула масштабный террор в стране и отошла от либеральных  принципов, установив строгую регламентацию  всех сфер жизни — от промышленного  производства и торговли до частной  жизни граждан. После термидорианского переворота 27–28 июля 1794 г. и казни  лидера якобинцев Робеспьера страну захлестнула масштабнаягражданская война.  Военные кампании Наполеона в Италии, Египте и т. д., призванные защитить Францию от угрозы реставрации роялизма, одновременно послужили распространению либерализма по всей Европе. Революция завершилась 9 ноября (18 брюмера) 1799 г. установлением диктатуры Наполеона, который впоследствии отменил республику и объявил себя императором.

Опыт либеральных преобразований в Европе и Америке показал  коренное различие идеологий либерализма  и демократии. Либерализм предполагает, что основой гражданского общества являются те, кто обладает собственностью и стремится ее защищать. Неудивительно, что в изначальной редакции Конституции  США избирательное право напрямую увязывалось с имущественным  цензом. Демократия же предполагает, что  власть формируется на основе волеизъявления народного большинства, в т. ч. бедняков, что, по мнению либералов, представляет угрозу для частной собственности.

Модель, до известной степени  снимающую противоречия между либерализмом и демократией, предложил французский  историк А. де Токвиль (1805–1859) в книге «Демократия в Америке» (1835), продемонстрировав возможность общества, где личная свобода и частная собственность  сосуществуют со всеобщим избирательным правом и широким народным представительством. Эта модель, получившая название «либеральная демократия», приобрела особую актуальность после революции 1848 г. и государственного переворота Наполеона III в 1851 г. В то же время многие сторонники демократии продолжали отрицать возможность справедливого общества, построенного на либеральных принципах частной собственности и рыночных свобод, что привело к возникновению социалдемократических движений, чье влияние с тех пор неуклонно росло.

Заслуги либерализма перед  человечеством связаны с его  борьбой с сословными привилегиями, полукастовыми системами, затрудняющими горизонтальную и вертикальную социальную мобильность, с рабством и крепостным правом. За рамки учений просветителей вышло представление о народном суверенитете, широким слоям населения стали доступны демократические процедуры.  Хотя в ряде стран эти процессы растянулись на долгие десятилетия. Так, в США отмена рабовладения произошла лишь в 1865 г. — через 72 года после принятия либеральной Конституции и на 4 года позже упразднения крепостного права в России. Американские женщины получили избирательные права только в 1920 г., а имущественный ценз в США был фактически отменен XXIV поправкой к Конституции, принятой в 1964 г.

Информация о работе Либерализм