Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:27, реферат
ЛИБЕРАЛИЗМ (от лат. liberalis — свободный) — социально-политическое учение и общественное движение, провозглашающее самодостаточную ценность свободы индивида в экономической, политической и др. сферах жизни общества.
Уже к началу XX в. в цивилизованных странах основные программные требования либерализма были реализованы. В связи с этим либерализм стал терять лидирующие позиции в духовной области и уступать их социализму, коммунизму, консерватизму, национал-социализму и проч. Во многом этому способствовали успехи СССР, наглядно демонстрирующего преимущества социализма перед либерализмом. Западные интеллектуалы критиковали либерализм за его аристократизм (т. к. он открывает простор для победы лишь наиболее приспособленных, преуспевающих), за его ставку на «рационализм», уверенность, что «право все же победит», склонность к компромиссам даже там, где никакой компромисс невозможен: по словам К. Ясперса (1883–1969), либералы «предают сами себя, так как не понимают смысла республиканской свободы, не готовы на жертвы и не имеют смелости пойти на все ради свободы. Поэтому побеждают те, которые хотят все или ничего, хотят фанатически и готовы умереть за это».
Потерпела крах и теория саморегуляции рынка. Во время Великой депрессии в США (1930-е гг.) многие ученые и политики пришли к выводу, что нерегулируемые рынки не могут обеспечить процветание и предотвратить нищету. Дж. М. Кейнс (1883–1946) доказывал, что капитализму имманентно присуща нестабильность и тенденция к стагнации, сопровождающаяся хронической безработицей. Чтобы капиталистическая экономика функционировала эффективно, необходимо государственное вмешательство в сферу экономики. Вместе с Дж. Дьюи (1859– 1952) и президентом Ф. Рузвельтом (1882–1945) Кейнс выступал за создание более сложного государственного аппарата, который бы по-прежнему оставался оплотом личной свободы, но при этом защищал население от издержек капитализма.
Несмотря на то, что попытки реанимировать либерализм предпринимались еще в середине XX в. (неолиберализм Л. Мизеса (1881–1973), Ф. Хайека (1899–1992) и др.), в большинстве стран Запада до 1960–70-х гг. реализовалась концепция государства всеобщего благоденствия (welfare state), подразумевавшая при значительном участии государства в экономической жизни прогрессивное налогообложение крупных доходов, бесплатное здравоохранение и образование, широкие права профсоюзов, антимонопольное законодательство, защиту потребителя и т. п. Капитализм с «человеческим лицом» должен был демонстрировать всему миру его преимущества перед социализмом.
Тем временем либерализм как политическое течение продолжал активно деградировать. К 1970-м гг. в мировоззрение либерализма были интегрированы идеи анархизма о верховенстве прав личности и непризнании прав государства и социальных институтов. Социальный и политический либерализм, в значительной мере сросшийся с левыми идеологиями, перестал быть прогрессивным явлением. Вместо защиты прав и свобод человека он стал настоящим «адвокатом дьявола». Либерализм перешел к защите прав заключенных, сексуальных меньшинств, умалишенных и т. п., т. е. категорий граждан, чьи т. н. права именно потому и поставлены под вопрос социальными институтами, что входят в конфликт с правами других людей. Либералы активно выступали за отмену смертной казни, в т. ч. для серийных убийц. Кроме того, либералы перешли от тактики защиты меньшинств к тактике агрессивного нападения, пропаганды анархизма, сексуальных извращений, поддержке свободной продажи оружия или наркотиков, агрессивному антиклерикализму, оскорбляющему чувства верующих, и проч.
Определенный ренессанс либерализма наблюдался в 1980–90 гг., особенно в странах Восточной Европы и СССР. Результатом прихода либералов к власти стала перестройка, а затем и крушение СССР как сверхдержавы, установление «нового мирового порядка», что обернулось огромной трагедией для сотен миллионов человек.
Сегодня либерализм дискредитировал себя не только в России, но не является серьезным течением и на Западе. Определенным влиянием, однако, продолжает пользоваться наследник либерализма — неолиберализм.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Большая актуальная политическая энциклопедия/ Под общ. ред. А. Белякова и О. Матвейчева.