Лоббизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 15:03, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение лоббизма как политико-правового явления.
Полагаю, что достижение данной цели возможно при решении следующих задач: во-первых, следует рассмотреть понятия и виды лоббизма; во-вторых, показать его общественное значение; и в-треть-
их, необходимо показать специфику российского лоббизма.

Содержание

Введение………………………………………………………………….......3
Определение лоббизма………………………………………………………4-5
Формы и методы лоббирования…………………………………………….5-7
Два основных типа представительства интересов…………………………7-9
Законодательное регулирование лоббизма…………………………………9-14
Заключение……………………………………………………………………15
Список используемой литературы…………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Волгоградский государственный  технический университет»

Камышинский технологический  институт

(филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Волгоградский государственный  технический университет»

 

Кафедра «Гуманитарные науки""

 

 

                                                 Реферат

 

                                               по дисциплине «Политология»

 

        

на тему: «Лоббизм»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент группы КТМ-091(сз)

Рыков.Д.С.

 

 

Проверила:

Ильина О.А

 

 

 

Камышин 2011.г.

 

 

 

 

Содержание.

Введение………………………………………………………………….......3

Определение лоббизма………………………………………………………4-5

Формы и методы лоббирования…………………………………………….5-7

Два основных типа представительства  интересов…………………………7-9

Законодательное регулирование лоббизма…………………………………9-14

Заключение……………………………………………………………………15

Список используемой литературы…………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

            В современном демократическом  обществе существует множество

различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящих-

ся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют

экономические рычаги, другие действуют менее заметно- в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организован-

ных (групп интересов) на органы власти является лоббирование. В развитых

странах Запада лоббисты представляют собой штат высококвалифицирован-

ных специалистов, способных  собрать необходимую информацию и склонить

органы власти к принятию решения в пользу той группы, интересы которой

они представляют. Часто  лоббисты выполняют роль посредников  в разного

рода сделках между  группами интересов и политическими деятелями, в том

числе законодателями и  членами правительства, тем самым  оказывая су-

щественное влияние  на формирование политического курса  страны. Таким

образом, лоббизм занимает важное место в механизме демократии. Исходя из

этого тему реферата следует признать весьма актуальной и важной для

понимания механизма  функционирования современного демократического

государства. Целью настоящей  работы является рассмотрение лоббизма как

политико-правового явления. Полагаю, что достижение данной цели возмож-

но при решении следующих  задач: во-первых, следует рассмотреть  понятия и виды лоббизма; во-вторых, показать его общественное значение; и в-треть-

их, необходимо показать специфику российского лоббизма. Цель и задачи

настоящей работы нашли своё отражение в её структуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение лоббизма

 Если бы у нас  были данные обо всех государствах  всех времен, мы, вероятно, обнаружили  бы, что лоббизм в той или  иной форме - неизбежный спутник  правительств. Термин возник в  американской политической жизни около 1830года.

Представители различных  заинтересованных групп проводили  многие часы в кулуарах (lobby - кулуар, холл, вестибюль) залов заседаний  законодательных органов Соединенных  Штатов, надеясь поговорить с законодателями и, тем самым, попытаться повлиять на их решения. Постепенно термин вошел в политический жаргон и приобрел более широкий смысл, став относиться ко всем, кто так или иначе пытается повлиять на правительственные решения. Термин часто используется весьма вольно, и, порой, неадекватно) для обозначения всех видов политического влияния.

Поскольку широко распространена точка зрения, что лоббисты часто  используют неподходящие, предосудительные методы для достижения своих целей, понятие "лоббизм" содержит в себе для многих негативный смысловой оттенок.

Несмотря на явную  неточность современного использования  термина, можно очертить некоторые  строгие границы этого понятия.

1) Лоббирование связано  лишь с принятием государственных  решений. Решения, принимаемые  частными лицами, организациями или корпорациями, могут также быть подвержены влиянию интересов определенных заинтересованных групп, однако такое влияние не принято называть лоббизмом.

2) Все виды лоббизма  мотивированы желанием оказать  влияние. Многие действия или  события могут воздействовать на процесс принятия правительственных решений, но если они не вызваны желанием оказать влияние, то это не лоббизм.

3) Лоббирование подразумевает  наличие посредника или представителя  как связующего звена между  группой граждан страны и государственными официальными лицами. Гражданин, который по своей собственной воле и пользуясь доступными ему средствами , стремиться повлиять на правительственного чиновника , не может считаться лоббистом.

4) Всякое лоббирование  неизменно связано с установлением контактов для передачи сообщений , поскольку это единственный путь , по которому можно осуществлять влияние.

Таким образом , в широком  смысле , лоббизм - это установление контактов и передача сообщений (лицами , не являющимися гражданами , действующими от своего собственного имени), адресованных представителям власти с намерением воздействовать на их решения.

Хотя большинство лоббистов  представляют группы, обладающие особыми  интересами, лоббизм лоббизм не может  быть отождествлен с деятельностью  и поведением таких групп вообще. Во-первых, не только группы, но и отдельные лица могут осуществлять лоббирование. Во-вторых ,группы ,преследующие общие интересы ,могут быть вовлечены во многие другие формы деятельности в дополнение к лоббированию; некоторые группы, на самом деле, могут и вовсе не участвовать в лоббизме. В-третьих, группы или индивидуумы могут найти способ прямого представительства ,без посредников-ходатаев лоббистов. Лоббирование ,таким образом ,лишь один из процессов или способов представления своих интересов ,которые могут быть использованы группами или индивидуумами.

                                               

Формы и методы лоббирования

 На первоначальных  стадиях развития лоббизма в  Соединенных Штатах, некоторые группы  пытались получить преимущество в процессе конкуренции, засылая своих эмиссаров (лоббистов) в стан правительства. Лоббирование на тех стадиях было в большей степени функцией прямых личных взаимоотношений между лоббистами и официальными лицами, принимающими решения. Группы, обладающее более компетентными лоббистами, имели больше шансов достичь своих целей, тогда как группы, не имеющее данного инструмента, оказывались в невыгодном положении и получали заинтересованность в том, чтобы обзавестись собственными профессиональными лоббистами. Постепенно центры государственной власти в столице и в штатах были заполнены толпами лоббистов, ищущих возможности установления личных прямых контактов с представителями власти. Легкая возможность для непосредственного контакта, характерная для тех времен, когда лоббистов было мало, перестала существовать.(Обратившись к девяти ста страничному ежегодному справочнику "Вашингтонские представители" ,содержащему информацию о лоббистах , юристах , консультантах и т.п., в издании 1989г. мы найдем сведения о 12-ти тысячах лоббистов, а в издании 1993 - уже о 15-ти).Столкнувшись с ситуацией когда каналы для прямых контактов стали перегружены, лоббисты перешли к непрямым методам коммуникации. Они стали использовать вторичных посредников, которые по их мнению, имели более надежный и частый доступ к соответствующим лицам - родственников или друзей официальных деятелей. Кроме того, они стали организовывать массовые кампании по отправке писем и телеграмм с расчетом создать впечатление наличия широкого общественного мнения за или против той или иной политики. Организовывались массированные кампании в средствах массовой информации с целью изменить(или поддержать) политические тенденции.

Эта смена тактики  с уклоном на непрямые методы получила название "лоббирование на корню"("lobbing at the grass roots").

Однако непрямые, косвенные  методы также ограничены в своей  эффективности.

Кампании "лоббирования на корню", проводимые сильными конкурирующими группами, часто приводили к ситуации и сохранению статус кво. Кампании ,организуемые лоббистами, часто легко распознаются официальными лицами, на которых такие кампании нацелены.Успешные публичные кампании требуют весьма далеких обходных путей и аккуратных методов и весьма дороги. В результате трудностей такого рода наметилась тенденция отхода от методики "лоббирования на корню" -маятник качнулся в обратную сторону.

Современная практика лоббирования в  Вашингтоне представляет собой смесь  прямых и непрямых методов. Прямые методы, такие как личное изложение точки  зрения, предпочитаются большинством лоббистов, но на них не всегда можно положиться: никогда нельзя гарантировать легкий доступ к официальным лицам в нужный момент. Лоббисты обращаются к косвенным методам, когда прямые перестают быть действенными. Вдобавок лоббисты уделяют массу внимания тому, чтобы их коммуникационные каналы оставались стабильно открытыми и действенными. Они применяют разнообразные средства, чтобы снискать расположение государственных чиновников, втереться к ним в доверие, чтобы обеспечить быстрый и эффективный канал в необходимый момент. Развлечения, угощение и взяточничество не так широко применяются для этих целей, как принято считать. Они не рассматриваются как услуги или блага многими официальными лицами. А главное - взяточничество весьма опасно для карьеры как государственных деятелей, так и для самих лоббистов.

 

Два основных типа представительства интересов

 

 Вариант лоббизма, как он  охарактеризован выше, - это практика  давления снизу вверх со стороны  самоорганизующихся интересов определенных  групп населения на государственные органы с целью получения определенных преимуществ, льгот, привилегий для этих групп. При этом предполагается, что государство суверенно и контролирует распределение ресурсов, статусов, Экономических и социальных льгот. Группы интересов стараются воздействовать на государство, но в конечном счете принятие решений во многом находится в руках государства. Но это не единственный способ взаимодействия государства и организованных интересов разных групп населения. Другой способ состоит в том, что государство заключает с какой-то из групп давления или групп интересов своего рода конвенцию (явное или неявное соглашение), получая в обмен на определенные предоставляемые ей привилегии, ее лояльность и гарантию содействия государственным интересам. Если в первом случае можно говорить о лоббировании как "давлении" на государство со стороны групп интереса, то во втором случае речь идет о лоббировании как "обмене", или "контракте".

В первом случае это именуется плюралистическим типом представительства интересов, во втором - это корпоратистский тип представительства. Плюрализм- это такой тип представительства интересов, когда группы давления организуются спонтанно, они многочисленны, конкурируют между собой и не организованы в некую иерархическую систему. Они сами совершенно независимо от государства определяют свой интерес, своих лидеров, и насколько далеко они могут идти в преследовании этого интереса. В одной и той же сфере деятельности может быть несколько таких групп. Ни одна из них не обладает монополией на представительство интересов. Достижение какой-либо из них своих целей, то есть оказание влияния на государство- результат конкурентной борьбы. От плюралистского коренным образом отличается корпоратистский тип представительства интересов. В этом последнем случае группы интересов( во всяком случае, те из них, что имеют реальные возможности воздействия на государственную политику) сравнительно немногочисленны, функционально упорядочены ( то есть каждая из групп "отвечает" за ка кую-то особенную категорию интересов), иерархизированы.

Источник этого порядка -государство. Именно оно признает за этой группой  монопольное право на представительство  определенного интереса в обмен  на право определенным образом влиять на определение этого интереса, отбор  лидеров и т. д. Получается, что главным признаком плюрализма является конкуренция, свободное соревнование групп давления в их воздействии на на государство, тогда как в корпоратизме налицо род "картельного соглашения", функциональная дифференциация и монополия определенных групп на представительство определенных интересов. Можно говорить, таким образом, о плюралистском лобби и о корпоратистском лобби. Автор не собирается здесь определять, что хуже, а что лучше. К тому же они крайне редко существуют в чистом виде, чаще всего имеется их синтез. Корпоратистское представительство возникает не только в результате "злой воли" правителей.

Даже в в современных демократических  государствах, во многих секторах деятельности количество абсолютно свободных, действующих  на конкурентной осеове групп давления сравнительно невелико.

Союзы и объединения , чтобы быть действенными , должны обладать определенной степенью монополии на представительство  интересов. Это необходимо с точки  зрения эффективности политических решений, ибо государство, формируя политику, неизбежно принимает в расчет не все заинтересованные группы, а лишь те из них, которые располагают соответствующими ресурсами, то есть в состоянии мобилизовать и контролировать значительные группы населения. Таким образом складываются "естественные" монополии представительства реальной практике лоббирования всегда налицо сочетание плюралистических и корпоратистских структур. З

Информация о работе Лоббизм