Механизм осуществления государственной власти в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:55, реферат

Краткое описание

В соответствии с положениями Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом, Федеральным Собранием, судами и Правительством РФ. Конституция закрепляет определенную самостоятельность каждого государственного органа при осуществлении принадлежащих ему полномочий и обеспечивает такой баланс полномочий каждой ветви государственной власти, который исключает возможность перенесения властных полномочий, а тем болеё всей полноты власти, на одного из них. Ни одна из трех ветвей власти не имеёт права вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем болеё сливаться с другой властью.

Содержание

Принцип разделения властей в Российской Федерации
Законодательная ветвь власти в Российской Федерации
Исполнительная ветвь власти в Российской Федерации
Судебная ветвь власти в Российской Федерации
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Устройство государственной власти в Российской Федерации.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Устройство  государственной власти в Российской Федерации

 

Принцип разделения властей в Российской Федерации

Для того чтобы  исключить возможность противоправного  захвата власти, принцип разделения властей в Российской Федерации  закрепляется в качестве основы конституционного строя. Этот принцип характеризует механизм осуществления государственной власти в Российской Федерации, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. При этом происходит не просто отделение законодательной, исполнительной и судебной власти друг от друга, но создаются такие условия, чтобы они, действуя самостоятельно, могли взаимно контролировать друг друга на основе системы взаимных «сдержек и противовесов». Взаимодействие ветвей власти в режиме взаимных «сдержек» и юридических ограничений, предотвращает преобладание эгоистических интересов в государственной деятельности и узурпацию власти, целенаправленно поддерживая равновесие в обществе и устойчивость государственно-правовой жизни.

В соответствии с положениями Конституции государственная  власть в Российской Федерации осуществляется Президентом, Федеральным Собранием, судами и Правительством РФ. Конституция закрепляет определенную самостоятельность каждого государственного органа при осуществлении принадлежащих ему полномочий и обеспечивает такой баланс полномочий каждой ветви государственной власти, который исключает возможность перенесения властных полномочий, а тем болеё всей полноты власти, на одного из них. Ни одна из трех ветвей власти не имеёт права вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем болеё сливаться с другой властью.

Конституционная система Российской Федерации предусматривает правовые способы сдерживания каждой власти другими властями. К таким «противовесам» следует отнести:

-  срочность полномочий выборных должностных лиц или государственных органов различных уровней;

-  несовместимость депутатского мандата с занятием должности в аппарате управления;

-  право конструктивного вето на законопроекты;

-  право постановки вопроса о конструктивном роспуске Государственной Думы;

-  контроль за законодательным (представительным) органом государственной власти, осуществляемый избирателями в ходе выборов;

-  конструктивный вотум недоверия Правительству Российской Федерации со стороны Государственной Думы;

-  независимость судейского корпуса.

Сочетание единства и разделения государственной  власти в Российской Федерации выражается:

-  в закрепление особого статуса Президента РФ;

-  в установлении различных форм взаимодействия внутри системы органов, относящихся к одной ветви власти (между палатами Федерального Собрания РФ, между Правительством РФ и иными федеральными органами исполнительной власти, внутри системы федеральных судов);

-  в установление механизмов взаимодействия и взаимного влияния Президента РФ, Палат федерального собрания РФ, Правительства РФ и федеральных судов друг на друга;

Проанализировав нормативную базу[4] и практику её реализации, отношения, складывающиеся между указанными субъектами можно сгруппировать по следующим направлениям:

-  отношения в сфере законодательства,

-  отношения в сфере формирования государственных органов, назначение на государственные должности и освобождение от них,

-  отношения в сфере осуществления парламентского контроля,

-  отношения в сфере обеспечения обороны и безопасности государства,

-  отношения в сфере реализации внешней политики государства,

В каждой из указанных сфер осуществляется взаимодействие органов, представляющих ту или иную ветвь власти и Президента РФ.

Взаимодействие, взаимный контроль и  ответственность федеральных органов  государственной власти призваны обеспечить их согласованное функционирование. Однако, как показывает практический опыт функционирования государственной власти в России, обладая относительной независимостью, и сдерживая друг друга в своей деятельности, государственные власти далеко не всегда уравновешивают друг друга. К сожалению, существует еще немало недостатков в деятельности различных государственных органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации, которые зачастую нарушают конституционные принципы, создавая препятствия на пути построения правового российского государства. В отношениях между законодательной и исполнительной ветвями власти, равно как и в отношениях с другими ветвями власти, неизменно превалирует исполнительная власть в «союзе» с президентской.

 

Глава 2. Законодательная ветвь  власти в Российской Федерации

2.1 Общая характеристика законодательной  власти в России

Законодательная (представительная) ветвь власти в Российской Федерации  представлена двухпалатным парламентом  – Федеральным Собранием. В качестве постоянно действующего органа Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть.

Федеральное Собрание выражает волю многонационального народа Российской Федерации. Оно материализует эту  волю с помощью законов имеющих  общеобязательный характер. Никакой другой орган в Российской Федерации не может принимать законы на общефедеральном уровне, а его полномочия ни при каких условиях не могут быть кому-либо переданы или делегированы. Федеральное Собрание не может быть лишено своего представительного характера, а порядок его формирования не может быть произвольно кем-то изменен. Структура и полномочия этого представительного органа также не могут быть изменены.

Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и  Государственной Думы. Иногда их по аналогии с западными демократическими государствами называют верхней и нижней палатами, хотя юридически такое различие нигде не закреплено и существует больше в средствах массовой информации.

Согласно Конституции роль палаты Федерального Собрания, выражающей интересы субъектов Российской Федерации, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата Федерального Собрания – Государственная Дума – призвана представлять интересы населения Российской Федерации в целом.

Конституция РФ устанавливает количественный состав каждой из палат Федерального Собрания. Для Государственной Думы 450 депутатов. Количество членов Совета Федерации определяется численностью субъектов Российской Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ – по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Роль Федерального Собрания в механизме  осуществления государственной  власти характеризуют следующие  особенности:

-  Федеральное Собрание есть институт народного представительства.

-  Федеральное Собрание есть законодательный орган власти РФ

-  Федеральное Собрание это постоянно действующий орган власти.[5]

-  Федеральное Собрание осуществляет свою деятельность в строгих организационно-правовых формах, в которых никакой иной орган государственной власти не осуществляет свои функции (заседания палат, сессии палат, заседания комитетов и комиссий, депутатских фракций, парламентские слушания и др.).

-  Федеральное Собрание отличает использование особых процедурных форм. Таковыми формами являются: законодательный процесс, контрольный процесс и процесс принятия бюджета.

2.2 Роль Федерального Собрания  в законотворчестве

Законотворчество является основной функцией российского парламента. Федеральные законы принимаются большинством голосов депутатов Государственной Думы. На стадии рассмотрения в Совете Федерации они подлежат одобрению или неодобрению (вето Совета Федерации). Неодобрение верхней палаты (для принятия в прежней редакции) преодолевается двумя третями голосов депутатов Государственной Думы. Далее Президент может подписать либо отклонить данный закон (вето Президента). Отклонение преодолевается (для принятия в прежней редакции) двумя третями голосов в обеих палатах.

Федеральные конституционные законы не могут быть приняты одной палатой. Они принимаются последовательно  двумя третями голосов в Государственной  Думе и тремя четвертями голосов  в Совете Федерации. При отсутствии необходимого числа голосов (вето Совета Федерации) закон считается непринятым. Вето Президента на данный вид законов не распространяется.

Принятие поправок или внесение изменений в Конституцию может  быть проведено в двух формах: в  отношении гл. 1, 2 и 9 Конституции, в  отношении остальных глав. Конституция РФ, определяет в ст. 136, что поправки к гл. 3 - 8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. Пересмотр 1,2 и 9 глав Конституции осуществляет созываемое в таких случаях конституционное собрание.

Законотворчество осуществляется в соответствие со следующими принципами:

-  Принцип законности – принятие нормативных правовых актов должно соответствовать правовой процедуре и не выходить за пределы компетенции принимающих их органов.

-  Принцип научности – заключается в подготовке и принятии проекта нормативного правового акта с участием представителей разных научных направлений, а не только юристов.

-  Принцип использования правового опыта. Он предполагает, что разрабатываемый нормативный акт должен опираться на уже известный положительный правовой опыт различных государств.

-  Принцип демократизма позволяет эффективно выявлять истинные стремления и волю народа. Для этого используются способы проявления демократии, существующие в законотворчестве: референдум[6], гласность обсуждения законопроекта, его свободная критика, предложение альтернативных вариантов и т.д.

-  Принцип связи с практикой выражает задачу законодателя постоянно отслеживать общественные процессы, ориентироваться на практику применения действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве, воспринимать все лучшее, что предлагают правоприменительные органы.

Предпринятый анализ статуса законодательной (представительной) ветви государственной  власти показывает, что Федеральное  Собрание, представляя законодательную  ветвь власти, играет важную роль в «сдерживании» органов исполнительной власти и обеспечении в конечном итоге сбалансированного функционирования единой государственной власти. Федеральное Собрание обладает исключительным правом на законотворчество, создавая тем самым правовое поле деятельности исполнительной и судебной власти, беря на себя ответственность за качество издаваемых законов.

Однако недостаточно принимать  законы нужно, чтобы нормы законов  соответствовали реальному положению  дел в стране, были взаимоувязаны  между собой и воплощены в жизнь. Основной проблемой современного российского законодательства является его нестабильность, выражающаяся в постоянном, иногда даже неоправданном изменении действующих законов, что создает почву для разрастания правовых коллизий. Очень часто дефекты законодательства сказываются на качестве правоприменения. В практике деятельности органов исполнительной власти нередки случаи, когда они не в состоянии применить материальную норму права к требуемым правового регулирования отношениям из-за отсутствия соответствующих процессуальных норм. Законотворчество в Российской Федерации пока не стало профессиональной деятельностью. Законодательные упущения подрывают стабильность еще слабой правовой системы. Ситуация, при которой законотворчество превращается в бесконечный процесс латания правовых дыр, ставит под угрозу государственную устойчивость.

 

Глава 3. Исполнительная ветвь власти в Российской Федерации

3.1 Правительство Российской Федерации

«Исполнительную власть Российской Федерации  осуществляет Правительство Российской Федерации» и иные федеральные органы исполнительной власти.

Правительство РФ вышестоящий орган  исполнительной власти. Состоит из Председателя Правительства РФ, его  заместителей и федеральных министров. Порядок деятельности Правительства РФ определяет ФКЗ от 17 декабря 1997 «О Правительстве РФ»

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с  согласия Государственной Думы. Государственная  Дума вправе отклонить предложенную кандидатуру. В этом случае Президент  повторно вносит кандидатуру на рассмотрение Государственной Думой. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент сам назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Конституция не требует, чтобы при втором и третьем представлениях фигурировала новая кандидатура, но она и не исключает этого.

Заместители Председателя Правительства  и федеральные министры назначаются  Президентом РФ по предложению Председателя Правительства. Руководители федеральных  органов исполнительной власти, не являющиеся федеральными министрами, назначаются Правительством РФ.

Органы исполнительной власти являются важным звеном механизма, через который  государство реализует большинство  своих функций. Главное их назначение - исполнение законов. Эта власть, включая в свою структуру основную массу государственных органов и большинство государственных служащих, фактически организует жизнь в государстве. Для выполнения своих функций она осуществляет распорядительную деятельность, затрагивающую права и интересы граждан.

Исполнительная власть создана  для осуществления следующих  функций:

-  исполнение Конституции РФ, законов и иных нормативно правовых актов;

-  осуществление государственного управления – непосредственной исполнительно-распорядительной деятельности, связанной с руководством различными сторонами государственной и общественной жизни;

-  издание нормативных актов; очевидно, что законы не могут урегулировать весь спектр общественных отношений, поэтому органы исполнительной власти наделяются полномочиями по осуществлению административного нормотворчества – издания нормативно-правовых актов. Акты органов исполнительной власти не могут противоречить законам, они лишь конкретизируют и развивают законодательные положения, регулируют административные процедуры.

Органы исполнительной власти создаются  на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации. Федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему  исполнительной власти в Российской Федерации.

Информация о работе Механизм осуществления государственной власти в РФ