Механизм осуществления государственной власти в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:55, реферат

Краткое описание

В соответствии с положениями Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом, Федеральным Собранием, судами и Правительством РФ. Конституция закрепляет определенную самостоятельность каждого государственного органа при осуществлении принадлежащих ему полномочий и обеспечивает такой баланс полномочий каждой ветви государственной власти, который исключает возможность перенесения властных полномочий, а тем болеё всей полноты власти, на одного из них. Ни одна из трех ветвей власти не имеёт права вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем болеё сливаться с другой властью.

Содержание

Принцип разделения властей в Российской Федерации
Законодательная ветвь власти в Российской Федерации
Исполнительная ветвь власти в Российской Федерации
Судебная ветвь власти в Российской Федерации
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Устройство государственной власти в Российской Федерации.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Правительство РФ осуществляет следующие  полномочия:

-  разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и представляет отчёт об исполнение федерального бюджета;

-  обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

-  обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

-  осуществляет управление федеральной собственностью;

-  осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

-  осуществляют меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

-  осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Правительство РФ в рамках своих  полномочий издает постановления и  распоряжения. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории России.

Постановления и распоряжения Правительства  РФ в случае их противоречия Конституции  РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.

Формирование нового состава Правительства РФ происходит в двух случаях: в связи с избранием нового Президента РФ и в связи отставкой Правительства РФ.

Полномочия Правительства РФ прекращаются в результате сложения полномочий перед  вновь избранным Президентом  РФ, а также в случае отставки Правительства РФ. Решение об отставке Правительства РФ может быть принято только Президентом РФ.

Правительство РФ может подать в  отставку, которая принимается или  отклоняется Президентом РФ. Освобождение от должности Председателя Правительства  РФ по его заявлению об отставке или в случае невозможности исполнения им своих полномочий также влечет отставку Правительства РФ.

Если Государственная Дума дважды в течение трех месяцев выразит  недоверие Правительству РФ, Президент  РФ вправе принять решение об отставке Правительства РФ или распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

Если Председатель Правительства  РФ поставил перед Государственной  Думой вопрос о доверии Правительству  РФ и Государственная Дума в доверии  отказывает, Президент РФ также принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

На уровне субъектов Российской Федерации исполнительная власть организуется в соответствии с конституциями (уставами) и законами субъектов  Российской Федерации на основании общих правил, установленных Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Система органов исполнительной власти субъекта Федерации включает в себя высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации, а также иные органы исполнительной власти субъекта Федерации. Кроме того, конституцией (уставом) субъекта Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта Федерации, который возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации.

 

3.2 Роль Правительства в реализации  государственной власти в Российской  Федерации

В настоящее время в Российском государственном аппарате сложился перекос в сторону исполнительной власти. Это вызвано рядом причин:

-  Сфера административного контроля охватывает все части общественной жизни.

-  Исполнительная власть несет на себе бремя управленческих «тягот», обусловленных необходимостью повседневного регулирования.[7]

-  Обладает наиболее полной информацией о процессах, происходящих во всех сферах жизнедеятельности общества.[8]

-  Только исполнительная власть вправе в рамках Конституции РФ и федеральных конституционных законов применять вооруженные силы.[9]

-  Нестабильность российского законодательства.

-  Несбалансированное соотношении законодательной и исполнительной ветвей власти. В главах 4, 5 и 6 Конституции устанавливает такой механизм сдержек и противовесов в отношениях законодательной и исполнительной властей, который работает в пользу последней.

-  Не смотря на то, что Президент РФ не входит ни в одну из ветвей власти, он фактически руководит Правительством. Президент и Правительство выступают «тандемом» на политической арене страны.

-  Своеобразная политическая ситуация в стране. Парламентское большинство в Государственной Думе и представительных органах субъектов РФ принадлежит пропрезидентской партии «Единая Россия». Это исключает возможность конфликтов между Правительством и Парламентом и снижает инициативность Парламента.

Выражается  доминирование исполнительной власти в том, что:

-  основной груз предложений об издании законов исходит от Правительства РФ и оно нередко «продавливает» законы;

-  на политической арене Правительство вкупе с Президентом РФ проявляют себя более активно;

-  Для решения Президента об отставке Правительства позиция Думы по этому вопросу не имеет значения; он может отправить в отставку Правительство, приемлемое для Думы, и сохранить Правительство, которому Дума отказала в доверии (ч.4 ст.117 Конституции РФ) или повторно в течение трех месяцев выразила недоверие (ч.3 ст.117 Конституции РФ).

Однако  доминирование исполнительной власти ещё не означает сосредоточие всей полноты власти в одних руках. Все власти занимают свои ниши, а возможности воздействия друг на друга никак не могут использовать для того, чтобы поставить себя выше других в качестве верховной власти.[10] Изучение теории и практики реализации принципа разделения властей в Российской Федерации и зарубежных странах, показывает, что практически во всех странах есть «умеренно» доминирующая ветвь власти.[11]

В определениях исполнительной власти зачастую ограничиваются указанием на ее вторичный характер, направленный на обеспечение исполнения законов. Исполнительная власть никогда  не являлась пассивным исполнителем закона. В различные периоды социально-политических конфликтов и преобразований в российской истории и современности, а также зарубежных государств, исполнительная власть всегда приобретала особое значение. Обладая такими качествами, как мобильность и оперативность, присущими только ей ресурсами и методами она вполне объективно способна предпринять необходимые меры по сохранению и восстановлению государственной целостности, единого правового пространства, развитию экономики, защите прав и интересов граждан. В кризисной ситуации во всех сферах человеческой деятельности исполнительная власть способна незамедлительно разрешить любой вопрос и проблему.

Исполнительная  власть в системе разделения властей  обладает стабилизирующим началом  для государственной власти в  целом.

 

Глава 4. Судебная ветвь власти в Российской Федерации

4.1 Судебная  система Российской Федерации

Судебная власть в Российской Федерации  осуществляется только судом в лице судей и привлекаемых в установленном  законом порядке присяжных, народных и арбитражных заседателей[12].

Судебная власть самостоятельна и  осуществляется независимо от любых  других органов власти. Не допускается  принятие законов и иных нормативных  актов, отменяющих или умаляющих самостоятельность судов и независимость судей. Суд – это важнейший инструмент в системе защиты прав, свобод и законных интересов человека. Эффективность и исправность этого инструмента – гарантия существования и условие развития гражданского общества.

Главная задача судебной власти в  системе разделения властей заключается  в том, чтобы осуществлять правосудие. Только суд в компетенции осуществлять правосудие, под которым предлагается понимать «вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права»[13]. Суды осуществляют правосудие посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Все вступившие в законную силу постановления  судов Российской Федерации обязательны  для исполнения на всей территории Российской Федерации всеми без  исключения представительными, исполнительными и судебными органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, гражданами и их объединениями.

Характеризуя сущность судебной власти, Закон о судебной системе указывает на такие ее свойства, как исключительность и полнота, что, в частности, означает недопустимость принятия на себя какими бы то ни было государственными органами и лицами полномочий по осуществлению правосудия. Закон также запрещает вмешиваться в деятельность судебных органов при осуществлении ими своих полномочий. Присвоение властных полномочий суда и вмешательство в законную деятельность суда, в какой бы то ни было форме недопустимо и уголовно наказуемо.

Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, обладают правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения.

Судебная система Российской Федерации  состоит из федеральных судов, а  также из конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов  Российской Федерации. Российский законодатель отказался от традиционного для нашей страны и для многих других стран начала концентрации судебной власти. В Российской Федерации отсутствует как монолитная иерархически выстроенная система всех судов, так и одна (единая для всех судов) высшая судебная инстанция, в компетенции которой находился бы пересмотр судебных актов всех нижестоящих судов.

-  К федеральным судам относятся:

ü  Конституционный Суд РФ;

ü  Верховный Суд РФ, суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов), районные суды, военные и специализированные суды – система федеральных судов общей юрисдикции;

ü  Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации – система федеральных арбитражных судов.

-  К судам субъектов Российской Федерации относятся:

ü  конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

ü  мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ, Верховный  Суд РФ и Высший Арбитражный Суд  РФ могут быть упразднены только путем  внесения поправок в Конституцию  РФ; федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом, конституционные (уставные) суды и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации. При этом никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Судьями являются лица, наделенные в  соответствии с Конституцией РФ, Законом  о судебной системе, Законом РФ от 26 июня 1993 г. «О статусе судей Российской Федерации», иным федеральным законодательством полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Все судьи Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда (за исключением Конституционного Суда РФ) – 65 лет.

Гарантиями независимости и  беспристрастности суда является несменяемость  и неприкосновенность судей. Это  означает, что:

-  полномочия судей могут быть прекращены или приостановлены только в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом;

-  судья имеет право на отставку по собственному желанию, независимо от возраста;

-  недопустимо привлечение судьи к ответственности за мнения, высказывания при рассмотрении дела и принятое судом решение, если только не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении или вынесении заведомо неправосудного решения;

-  к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности судьи привлекаются в особом порядке, который определяется специальным федеральным законом;

-  устанавливаются особенности правового регулирования задержания и личного досмотра судьи, заключения его под стражу, осуществление в отношении судьи оперативно-следственных мероприятий и следственных действий;

-  гарантируется не только личная неприкосновенность судьи, но и неприкосновенность используемых судьей жилых и служебных помещений, транспортных средств, документов, и иного имущества, тайна переписки и иной корреспонденции;

Конституция РФ, Закон о судебной системе, иное федеральное законодательство, а также ст. 6 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод гражданина определяют систему общих принципов процесса, относящихся ко всем видам судопроизводства. Отраслевое законодательство (ГПК РФ, АПК РФ и УПК РФ) раскрывает содержание этих принципов судопроизводства в конституционных судах, судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

К числу конституционных принципов  судопроизводства относятся: принцип  осуществления правосудия только судом; принцип законности; принцип независимости судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону; принцип неограниченности, неотчуждаемости и определенности права на судебную защиту; принцип равенства всех перед законом и судом; принцип гласности (публичности) судебного разбирательства; принцип языка судопроизводства; принципы состязательности и равноправия сторон; принцип недопустимости использовать при осуществлении правосудия доказательства, полученные с нарушением федерального закона; принцип обязательности судебных постановлений и законных распоряжений, требований и поручений судов.

Информация о работе Механизм осуществления государственной власти в РФ