Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 14:56, курсовая работа
Что думают об этом слове? Во многих головах сложилось то, что это слово несет в себе что-то «плохое». Это слово смешали с такими словами как фашизм, шовинизм, расизм. На слуху многих национализм - это идеология, пропагандирующая национальную исключительность и ненависть к другим нациям. Но так ли это?
Существует и обратная сторона национализма – любовь к своей нации, преданность культуре своей нации, стремление к национальной независимости.
США:
В момент возникновения США
представление о нации включало
расовые, половые и имущественные
ограничения, в частности, негры-рабы
из неё были исключены. От расизма
пострадали и другие меньшинства: так,
во время Второй мировой войны
свыше ста тысяч американцев
японской национальности были помещены
в концлагеря. Эффективные законы,
запрещающие расовую
К началу XX века значительный политический вес в стране получили движения англосаксонских протестантских националистов, выступавшие за ограничение иммиграции и стимулирование ассимиляции иммигрантов. Их противовесом стало Американское прогрессивное движение, поддерживавшее либеральный национализм, который до сих пор является важным элементом внутренней политики.
Украина:
Основание теории украинского
национализма было заложено в «Книге
бытия украинского народа», написанной
членами Кирило-Мефодиевского
Франция:
В революционной Франции
национализм означал
Россия:
Национализм появился в России во второй половине XVIII века в связи с интересом образованных кругов высшего общества к течениям западноевропейской философии и политической мысли. Поначалу под нацией понималась культурная и интеллектуальная элита14 в рамках существующего порядка. Национализм трактовался в духе примордиализма15, что стимулировало интерес к истокам России и её культуре.
Есть мнения, что национализм в советский период на самом деле играл более активную роль. К ним относится точка зрения, что в период правления Брежнева разрабатывалась концепция «советского народа», которая включала в себя элементы политической нации, хотя и не наделяла её национальным духом. Ханна Арендт16 рассматривала панславизм сталинского периода как одну из его существенных характеристик. Также есть и точка зрения, полностью противоречащая советской. Согласно ей национализм был свойствен большевикам с самого начала, и Октябрьская революция 1917 г. была сродни национально-освободительной борьбе, отвергнув старый режим, как если бы он был инородным.
В послесоветский период распад
страны, крушение советских идеалов
и разочарование в
Израиль
Израиль может
по праву считаться самым
Такие факторы, как наличие
единого языка, культуры, национальной
религии, сплочение народа за годы преследований,
создали уникальную базу для осуществления
сионистского проекта. Однако заметим,
что нынешнее положение Государства
Израиль оставляет желать лучшего.
Сейчас вряд ли можно с уверенностью
сказать, что Израиль стал национальной
родиной для большинства
В не меньшей степени жители Израиля разобщены по политическому признаку. В стране более 10 % ортодоксов, среди них, кстати, уровень рождаемости наибольший, многие из которых скептически относятся к самой идее существования государства, основанного светскими националистами, а не Машиахом20.Рост противоречий между религиозными и светскими кругами способствует отъезду образованных людей за пределы страны. Основным политическим вопросом в стране является проблема взаимоотношений с арабами. Часть евреев выступает за мирный диалог, однако у палестинцев нет единой организации, с которой можно было бы договориться. Другие являются сторонниками жесткой политики, что вызывает протесты со стороны мирового сообщества, в первую очередь главного союзника — США, а также влияет на рост терроризма. Государство пытается угодить и тем, и другим, в результате проблема так и не находит своего разрешения.
Вообще удивительно, как израильтяне умудряются уживаться в одном государстве при таком уровне мировоззренческих разногласий. В кнессете21 вместе заседают и феминистки, и ультраортодоксы, и сторонники легализации проституции, и противники продажи свинины. В стране, где официально легализован гомосексуализм и проводятся гей-парады, запрещены нерелигиозные браки. Трудно представить себе более странное общество, скрепленное национальной идеей.
Религия Израиля имеют сугубо национальную форму, способствуя этнической изоляции, в то время как христианство — мировая религия, напротив, пытается оттеснить этничность на второй план. Национализм в Европе начался с секуляризации, отказа от традиционных религий в пользу создания религий национальных. Гитлер довольно негативно относился к христианству и способствовал возрождению древних языческих верований. Большинство современных националистов являются сугубо светскими людьми, а некоторые выступают за возвращение к дохристианским культам. Не значит ли это, что для идеологической победы национализма следует отказаться от христианства или, по крайней мере, перевести его в разряд некой национальной традиции?
Национализм завоевывал сердца
народа и в других не западных обществах.
Под лозунгами панарабизма
Турция
Турки после Первой мировой войны оказались перед выбором новой пост имперской идеи государственного строительства. Османская империя была готова к распаду уже к концу XVIII — началу XIX века, однако не желавшая усиления России Европа не могла позволить образоваться вакууму силы на огромных пространствах, имеющих важнейшее геополитическое значение. Вплоть до реформ Ататюрка22 у большинства турок имперская и религиозная идентичность преобладала над этнической.
После распада Османской
империи в состав нового государства
стали входить земли, населенные
преимущественно этническими
Подтверждая тезис Э. Хобсбаума 23о внешней угрозе в качестве фактора становления идеологии национализма, турки впервые осознали свою национальную идентичность именно сначала в ходе Первой мировой войны, а затем освободительной турецко-греческой войны 1919–1922 годов. Обретенная взаимная ненависть позволила туркам жестко и бескомпромиссно провести депортацию за пределы Анатолии почти 3 млн греков и 1 млн армян, что было бы невозможно в мирное время. Таким образом, было достигнуто преобладание тюркского этнического элемента почти на всей территории страны.
Немаловажную роль в формировании
турецкого национализма играли европейские
тенденции того времени. Этнические
чистки, депортации, насильственная ассимиляция
инонациональных элементов —
все это было характерно для Восточной
Европы 20-х годов ХХ века, в которой
также формировались
Национализм для Турции стал
революционной идеей, альтернативой
прежнему имперскому курсу, приведшему
страну к однозначной катастрофе
и оккупации. Против султаната, шариата,
имперской идеи, засилья компрадорской
инонациональной буржуазии, ориентированной
на Запад внешней политики, идеологии
османизма выстраивался антитезис:
республика, конституция, лаицизм, этатизм,
национализм, независимая внешняя
политика с опорой на дружбу с Советской
Россией. Фактически старые ценности подвергались
насильственному уничтожению
Ататюрк развитие страны видел в первую очередь в сравнении с ведущими странами Европы и США: “Стран много, а цивилизация одна. Прогресс какой-либо нации обусловлен ее принадлежностью к единой цивилизации… Какая страна, стремящаяся приобщиться к цивилизации, не ориентируется на Запад?” Зия Гёкалп24 видел в национализме столь же неотъемлемую основу европейской цивилизации, как конституционализм, секуляризм, позитивизм и прогрессизм, активно внедряемые в сознание граждан новой страны. Считалось, что в этом и заключается источник силы государств Европы, уникальный рецепт, способный защитить Турцию от судьбы остальных стран Азии и Африки, в то время по большей части, пребывавших в составе колониальных империй.
Национально ориентированная политика и экономика действительно дали свои плоды: бывшей метрополии удалось стать независимым национальным государством. Проблемы, доставшиеся стране от внедрения новых идеологических принципов, казались легко разрешимыми. Фактически к концу 30-х годов ХХ века ценой значительных усилий удалось подавить сопротивление курдских племенных вождей, не желавших подвергаться тюркизации, ассимилировать или изгнать остатки лазов, черкесов, греков, армян, евреев, заключить мирные договоры с соседями и даже немного прирастить территорию за счет Сирии. Однако, как оказалось, реалии ХХ века уже не позволяли оставаться вне зависимости от основных международных процессов, которые не всегда развивались в положительном для Турции ключе. Если нейтралитет в годы Второй мировой войны позволил стране значительно улучшить свое материальное положение, то новая система международных отношений, сложившаяся после нее, принесла новые трудности. Национализм в 1946 году был поставлен перед выбором: склониться перед коммунизмом или перед либерализмом. В новом мире он становится вторичной идеологией, развитие которой определяется жесткими рамками двух противостоящих держав — США и СССР. Неудивительно, что роль национализма в 50–80-х годах продолжала снижаться, уступая место либеральным или левым политическим установкам.